Расширяй и строй
Теория расширения и построения в позитивной психологии предполагает, что положительные эмоции (такие как счастье и, возможно, интерес и предвкушение ) расширяют сознание и побуждают к новым, исследовательским мыслям и действиям. [1] Со временем этот расширенный поведенческий репертуар формирует полезные навыки и психологические ресурсы. Теория была разработана Барбарой Фредриксон примерно в 1998 году. [2]
Положительные эмоции не имеют непосредственной ценности для выживания, поскольку отвлекают внимание от насущных потребностей и факторов стресса . Однако навыки, которые со временем укрепляются в рамках расширенного поведения, повышают выживаемость. [2] Например, любопытство к ландшафту становится знанием навигации, приятное общение с незнакомцем становится поддерживающей дружбой, а бесцельная физическая игра становится ценным упражнением. По мнению Фредриксона, ресурсы, полученные посредством положительных эмоций, переживут те эмоции, из которых они были приобретены. человека Ресурсы накапливаются с течением времени и повышают общее благосостояние . Это образует позитивный цикл: повышение благосостояния приводит к увеличению количества положительных эмоций, которые приводят к повышению устойчивости, что приводит к повышению благосостояния. [3] Таким образом, счастье — это не только результат успеха и высокофункционального поведения, но и его предпосылка. [4]
Это контрастирует с негативными эмоциями , которые побуждают к узкому, ориентированному на выживание поведению. Например, тревога приводит к специфической реакции «бей или беги» . Ограниченное количество побуждений, называемых конкретными тенденциями к действию , ускоряет время реакции. [3]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Первоначальная теория Фредриксона «расширяй и развивай» фокусировалась исключительно на том, как положительные эмоции расширяют внимание. Более поздние теоретики придают большее значение важности психологического сужения в дополнение к расширению при построении личных ресурсов. Сужение обычно связано с отрицательными эмоциями, но их неблагоприятные последствия могут быть уравновешены положительными эмоциями. Следовательно, полезные аспекты сужения можно ощутить без вредных последствий, если испытывать как положительные, так и отрицательные эмоции пропорционально.
В связи с этим часто изучают творческий процесс, поскольку он включает в себя расширение кругозора, наращивание личных ресурсов и обеих сторон эмоционального спектра.
Исследование 2005 года показало, что творческие люди от природы испытывают более широкие перепады настроения , проводя много времени как в положительном, так и в отрицательном эмоциональном пространстве в зависимости от того, чего они пытаются достичь в данный момент. Слишком много времени с обеих сторон может оказаться пагубным: чрезмерные положительные эмоции без соответствующего противовеса могут сделать людей отчужденными и рассеянными. [5]
Творческий процесс часто разделяют на два этапа: расфокусированное внимание, за которым следует сосредоточенное внимание.
Расфокусированное внимание возникает, когда человек способен видеть широкий спектр возможностей и воспринимать как можно больше информации. Фокусированное внимание возникает, когда ощущаются более негативные эмоции, и заставляет людей анализировать возможности, которые они обнаружили во время расфокусированного внимания. Без этого процесса конкретные идеи не формируются.
Гипотеза креативности всего мозга также подчеркивает важность психологического сужения. Теория утверждает, что на стадии дефокусировки используется большая часть правого полушария мозга, тогда как на стадии сосредоточения используется большая часть левого полушария. Творчество требует связи между двумя полушариями для формирования последовательных теорий и развития личных навыков. [5]
Поддерживать
[ редактировать ]Фредриксон провел рандомизированные контролируемые лабораторные исследования , в которых участников случайным образом распределяли для просмотра фильмов, которые вызывают положительные эмоции, такие как веселье и удовлетворение, отрицательные эмоции, такие как страх и печаль, или отсутствие эмоций. Участники, испытывающие положительные эмоции, демонстрируют повышенную креативность , изобретательность и концентрацию внимания на «общей картине». Продольные интервенционные исследования показывают, что положительные эмоции помогают развивать долгосрочные ресурсы, такие как психологическая устойчивость и процветание. [6] Положительные эмоции не только означают текущее процветание : они также могут создавать более широкий набор мыслей и действий, который ведет к увеличению ресурсов и более удовлетворенной жизни. [4]
Медитация и гедоническая беговая дорожка
[ редактировать ]Исследование 2008 года показало, что медитация , а точнее медитация любящей доброты , может помочь генерировать положительные эмоции, необходимые для создания личных ресурсов. [7] В этом типе медитации участник сначала рассматривает человека, о котором он уже думает, с «теплой» точки зрения. Затем они распространяют свое внимание и положительные чувства сначала на себя, а затем на все более широкий круг людей.
Теория гедонистической беговой дорожки утверждает, что положительные эмоции всегда временны и что люди должны постоянно искать новые способы испытать позитив, поскольку старые методы становятся неэффективными.
Исследование проводилось в течение девяти недель и позволило исследователям увидеть, что медитация любящей доброты вызывает положительные эмоции не сразу, а со временем. Медленное развитие продемонстрировало, что положительные эффекты позволили создать ресурсы, которые позволили получить более позитивный опыт в будущем. Подход «расширение и наращивание» положительных эмоций обходит эту проблему: положительные эмоции не способствуют непосредственному удовлетворению жизнью (и, как следствие, со временем теряют свою эффективность), а вместо этого создают полезные психологические ресурсы, которые можно использовать в течение длительных периодов времени. .
Пишем о положительных эмоциях
[ редактировать ]Исследование 2004 года показало, что написание очень позитивного опыта улучшает счастье и здоровье испытуемых. [8]
В течение двадцати минут в день в течение трех дней испытуемые писали о чрезвычайно позитивном опыте, в то время как контрольная группа писала о нейтральной теме. Экспериментальная группа продемонстрировала повышенное счастье по сравнению с контрольной. Экспериментальная группа также посещала кабинет врача гораздо реже, чем контрольная группа, в течение следующих трех месяцев. [8] Субъекты, которые писали о положительном опыте, смогли пережить прошлые положительные эмоции и использовать их для расширения своего опыта и построения отношений и навыков. [3]
Религии
[ редактировать ]Согласно исследованию 2002 года, люди, участвующие в определенных религиозных практиках, получают те же преимущества, что и положительные эмоции. [9] Определенные религиозные практики полезны, потому что они «построены на вере в больший смысл жизни». В результате люди способны находить смысл во всем: от случайных происшествий, таких как встреча со старым другом в магазине, до экстремальных трудностей, таких как потеря супруга. [9] Эта вера в больший смысл помогает развивать положительные эмоции, что приводит к большей устойчивости, творчеству, мудрости, добродетели, физическому здоровью и социальной интеграции. [9]
Критика
[ редактировать ]Исследование 2010 года, проведенное Гейблом и Хармон-Джонсом, показало, что воздействие на испытуемых определенных негативных эмоций увеличивает широту их внимания. [10] а не уменьшать его. Это придало достоверность мотивационной размерной модели:
Согласно этой модели, некоторые положительные эмоции, например удовлетворенность, имеют низкую мотивацию подхода. То есть они не заставляют людей инициировать какое-либо поведение или действовать немедленно. Эти положительные эмоции, соответствующие теории расширения и построения, расширяют внимание. В этом состоянии люди обращают внимание на множество объектов или абстрактные понятия.Напротив, другие положительные эмоции, такие как волнение, сильно мотивируют подход. Эти эмоции вынуждают человека инициировать какое-то действие. Эти положительные эмоции, вопреки расширению и построению теории, сужают внимание. Предположительно, приближаясь к объекту, люди научились игнорировать ненужные отвлекающие факторы. [10]
Предыдущие исследования ученых показали аналогичные результаты: участники, которые смотрели фильмы о желаемых десертах, столкнулись с сужением внимания, а нейрофизиологическое исследование 2009 года показало, что активация левой префронтальной коры связана как с мотивацией подхода, так и с психологическим сужением. [10]
Однако обоснованность мотивационной размерной модели в последнее время была серьезно поставлена под сомнение из-за подавляющей степени совпадения с валентностью (ставится под вопрос, является ли это вообще отдельной концепцией) и запутанных операциональных реализаций в литературе. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фредриксон, Б.Л. (2004). «Расширяй и развивай теорию положительных эмоций» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 359 (1449): 1367–1378. дои : 10.1098/rstb.2004.1512 . ПМК 1693418 . ПМИД 15347528 .
- ^ Jump up to: а б Комптон, Уильям С. (2005). «2» . Введение в позитивную психологию . Издательство Уодсворт . стр. 23–40 . ISBN 0-534-64453-8 .
- ^ Jump up to: а б с Фредриксон, Б.Л. (2001). «Роль положительных эмоций в позитивной психологии» . Американский психолог . 56 (3): 218–226. дои : 10.1037/0003-066X.56.3.218 . ПМК 3122271 . ПМИД 11315248 .
- ^ Jump up to: а б Кон, Массачусетс; Б.Л. Фредриксон (2006). «За пределами момента, за пределами себя: общая основа между теорией выборочного инвестирования и теорией положительных эмоций, основанной на расширении и построении». Психологический опрос . 17 : 39–44. дои : 10.1207/s15327965pli1701_02 . S2CID 219727819 .
- ^ Jump up to: а б Ратунде, К. (2000). «Расширение и сужение творческого процесса: комментарий к модели Фредриксона «Расширяй и строй». Профилактика и лечение . 3 (1). дои : 10.1037/1522-3736.3.1.36c .
- ^ Фредриксон, Б.Л. (2003). «Ценность положительных эмоций» . Американский учёный . 91 (4): 330–335. дои : 10.1511/2003.26.865 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 г. Проверено 24 апреля 2008 г.
- ^ Фредриксон, БЛ; Кон, Массачусетс; Коффи, Калифорния; Пек, Дж.; Финкель, С.М. (2008). «Открытые сердца строят жизнь: положительные эмоции, вызванные через посредничество любящей доброты, создают важные личные ресурсы» . Журнал личности и социальной психологии . 95 (5): 1045–1062. дои : 10.1037/a0013262 . ПМК 3156028 . ПМИД 18954193 .
- ^ Jump up to: а б Бертон, Чад; Лаура Кинг (апрель 2004 г.). «Польза для здоровья от написания очень позитивного опыта». Журнал исследований личности . 38 (2): 150–163. дои : 10.1016/s0092-6566(03)00058-8 .
- ^ Jump up to: а б с Фредриксон, Б.Л. (2002). «Какую пользу религия приносит здоровью и благополучию? Являются ли положительные эмоции активными ингредиентами?». Психологический опрос . 13 (3): 209–13. дои : 10.1207/S15327965PLI1303_05 . JSTOR 1449332 . S2CID 219731968 .
- ^ Jump up to: а б с «Расширять и строить теорию / Доктор Саймон Мосс / — Сикотестс» . www.sicotests.com . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Кэмпбелл, Ниам М.; Дауэл, Эми; Эдвардс, Марк; Гудхью, Стефани К. (август 2021 г.). «Существует ли интенсивность мотивации отдельно от валентности и возбуждения?» . Эмоция . 21 (5): 1013–1028. дои : 10.1037/emo0000883 . hdl : 1885/274117 . ISSN 1931-1516 . ПМИД 33630627 . S2CID 232056304 .