Авраам бен Илия Виленский
Авраам бен Илия Виленский | |
---|---|
Рожденный | 1766 Вильно |
Умер | 14 декабря 1808 г. |
Альма-матер | Талмудические колледжи |
Занятие | Еврейский талмудист |
Авраам бен Илия Виленский, также известный как Авраам бен ХаГаон ; ( литовский : Абраомас бен Элияс Залманас ), литвак- талмудист, живший в Литве . Есть некоторые споры относительно того, когда он родился. Некоторые относят его рождение к 1749 году, но более поздние исследования предполагают, что на самом деле он родился в 1766 году. Он родился в Вильно и умер там 14 декабря 1808 года. Он был сыном Илии, Виленского Гаона , самого известного талмудиста. современности. Он получил образование под руководством своего отца, который славился как своей оппозицией как хасидскому движению, так и сухой схоластикой, господствовавшей в то время в раввинском руководстве Польши. По обычаю того времени он женился в двенадцать лет, но продолжил обучение в талмудических колледжах в других городах, а через несколько лет вернулся домой, где завершил обучение у своего отца. Как и его отец, он никогда не исполнял обязанности раввина , но был весьма уважаемым членом еврейской общины Вильны, в которой занимал различные должности.
Работает
[ редактировать ]Именно благодаря влиянию отца он развил литературную деятельность гораздо более научного характера, чем это обычно было в том возрасте или в этой стране. Особенно интересуясь историей старой гомилетической литературы, он отредактировал Мидраш Агадат Берешит вместе с рядом других, преимущественно псевдоэпиграфических произведений аналогичного характера (Вильно, 1802), добавив ценные примечания. В предисловии к этому изданию он делает первую известную попытку дать полную историю мидрашической литературы. Плагиатор Яков бен Нафтали Герц из Бродов перепечатал это издание с предисловием (Золкиев, 1804 г.), но старался опустить имя Илии Гаона везде, где о нем упоминал сын. Он также опустил на титульном листе упоминание об издании Авраама Виленского, сославшись только на то, которое было напечатано в Венеции в 1618 году.
Это введение было лишь частью его большей работы «Рав Поалим» («Из многих произведений», опубликованной Саймоном Хонесом , Варшава, 1894 г.). Эта книга представляет собой алфавитный указатель всех мидрашей известных автору . Похоже, Авраам Виленский поверил буквально в утверждение, что восемьдесят наложниц царя Соломона ( Шир ха-Ширим Рабба 6:8) означали восемьдесят мидрашей. Об этом, по крайней мере, свидетельствует Самуил Лурия в письме Симону Хонесу ( Раб Поалим, стр. 9). Однако книга содержит более ста двадцати мидрашей. Хотя Авраам Виленский проявляет больший интерес к литературе и литературным вопросам, чем его современники, он принимает традиционные определения авторства. Он приписывает Зоар Шимону бар Йохаю , несмотря на многочисленные аргументы против его подлинности, приводимые различными авторами со времен Авраама Закуто . Он признает, что книга была записана лишь спустя несколько поколений после смерти Бар Йохая. Он также верил в традиционную атрибуцию Пирке Д'Раби Элиезера.
Светские знания
[ редактировать ]Интерес Авраама к светским знаниям, довольно редкий в его среде, также проявляется в написании еврейской географии «Гебулот Эрец», опубликованной анонимно (Берлин, 1801 г.). По сути, книга представляет собой перевод отрывков из « Жоржа-Луи Леклерка де Бюффона Естественной истории » . [ 1 ] Он отредактировал Менахема Менделя указатель к « Зогару» Тамим Яхдав, к которому добавил введение и примечания (Вильна, 1808 г.). Из его многочисленных рукописей, содержавших толкования к Талмуду , Мидрашам , Шулкан Аруку и пояснительные примечания к сочинениям отца, — комментарий к вступлению к « Тиккун Зоар» (Вильно, 1867), комментарий к Псалмам IC באר אברהם (Варшава, 1887), Саарат Элияху, экзегетические заметки и биографические данные о его отце (Иерусалим, 1889 г.) и Таргуме Аврааме, заметки о Таргуме Онкелосе опубликованы (Иерусалим, 1896 г.).
Последние из них редактировал его правнук Илья, называющий себя Ландау.
Библиография
[ редактировать ]- Фуэнн , Кирья Неемана , стр. 207 и след., Вильно, 1860;
- То же, Кенесет Исраэль , с. 21, Варшава, 1880 г.;
- Саймона Чонса Знакомство с Рабом Поалимом , Варшава, 1894 год.
- Идельсон-Шеин, «Их глаза увидят странные вещи»: Авраам Бен Илия из Вильно встречает дух г-на Бюффона», AJS Review, том 36, выпуск 2 (2012), стр. 295-322.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Идельсон-Шеин, «Их глаза увидят странные вещи»: Авраам Бен Илия из Вильны встречает дух г-на Бюффона», AJS Review, Том 36, Выпуск 2 (2012), стр. 295-322
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Авраам бен Илия Виленский» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Коули, Артур Эрнест (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 176. . В