Артур Баттерворт
Артур Экерсли Баттерворт , MBE (4 августа 1923 — 20 ноября 2014) — английский композитор, дирижёр, трубач и педагог. [1]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Баттерворт родился в Нью-Мостоне , недалеко от Манчестера . Его отец руководил церковным хором, в котором его мать играла на фортепиано, а сам Баттерворт пел. За входную плату в шесть пенсов Баттерворт посещал концерты Халле. Он также вызвался работать в деревенском духовом оркестре, который предоставил ему тромбон . Подростком он играл в группе Besses o'th' Barn Band и начал брать уроки дирижирования. [2] Играя с оркестром, он зацепился своим тромбоном за трамвайные пути и, обескураженный несчастным случаем, перешел на трубу . [3]
Его учитель музыки в гимназии Северного Манчестера Перси Пенроуз очень поддерживал его, но родители и директор пытались отговорить его от полноценной карьеры. Пять лет в армии во время войны не дали ему возможности заниматься музыкой, но впоследствии Баттерворт с лихвой компенсировал это. Однако в 1939 году он выиграл стипендию Александра Оуэна для молодых духовых музыкантов, и его первое произведение было исполнено публично группой Wingates Band под управлением Гранвилла Бантока . В то время Баттерворт не знал ни о славе Бантока, ни о том, что он был другом Яна Сибелиуса, которого он уважал, но Банток, тем не менее, воодушевлял его. В Королевском Манчестерском музыкальном колледже (ныне Королевский Северный музыкальный колледж ) Баттерворт изучал композицию у Ричарда Холла , а также учился игре на трубе и дирижированию. Он изучал композицию у Ральфа Воана Уильямса после того, как в 1950 году написал композитору с просьбой об уроках. [2] Он работал трубачом в Шотландском национальном оркестре (ныне Королевский шотландский национальный оркестр ) в 1949–55 и в Халле в 1955–62; [4] он также играл в качестве внештатного сотрудника до 1963 года. В том же году он начал преподавать в Музыкальной школе Хаддерсфилда, совмещая эту деятельность с сочинением музыки и дирижированием (в течение многих лет он был главным дирижером Филармонического оркестра Хаддерсфилда ). Ему было присвоено звание MBE в 1995 году. Он не был родственником композитора Джорджа Баттерворта (1885–1916).
Работает
[ редактировать ]Его произведения включают семь симфоний, восемь концертов, несколько других крупных оркестровых партитур и значительное количество музыки для духового оркестра. Летом 2008 года Баттерворт вернулся в Королевский шотландский национальный оркестр, чтобы дирижировать записью своей Четвертой симфонии (1986) и Концерта для альта (1988) с английской альтисткой Сарой-Джейн Брэдли. Премьера Шестой симфонии состоялась в Санкт-Петербурге в исполнении оркестра Санкт-Петербургской государственной капеллы . 15 ноября 2009 года [1]
Подборка оркестровых и камерных произведений Артура Баттерворта выпущена на лейбле Dutton Epoch Label . Концерт для альта, Четвертая и Пятая симфонии исполняются Королевским шотландским национальным оркестром под управлением композитора. В один из релизов также входит монозапись Первой симфонии Баттерворта Барбиролли 1958 года, а также серия воспоминаний композитора. Также доступен компакт-диск с фортепианными трио.
Личная жизнь
[ редактировать ]Он был женат на Дайане Баттерворт до ее смерти в феврале 2013 года. Он умер 20 ноября 2014 года в Эмбсей , Крейвен , Северный Йоркшир, и у него остались дочери Никола и Кэролин. [5]
Баттерворт был назначен MBE в 1995 году. [5]
Избранные работы
[ редактировать ]- Оркестровый
- Сюита для струнного оркестра, соч. 8 (1948)
- Симфониетта , соч. 9 (1949)
- Легенда , Тональная поэма из Дербишира М. для малого оркестра, соч. 11 (1950)
- Симфония № 1, соч. 15 (1957)
- Путь через мавры , соч. 17 (1959); также для духового оркестра
- Три ноктюрна: Северные летние ночи , соч. 18 (1958)
- Тихий Тарн (Малхам) , соч. 21 (1960)
- Зеленый ветер (Le vent vert) , соч. 22 (1960)
- Сюита Дейлса (Эмбсей) , соч. 24б (1981); также для духового оркестра
- Симфония № 2, соч. 25 (1964)
- «Мавры» , Сюита для большого оркестра и органа, соч. 26 (1962)
- Итальянское путешествие (Рим; Равелло, Римини) , соч. 34 (1966)
- «Из четырех духов» (Horologion Andronicus) для большого оркестра и органа, соч. 40 (1971)
- Жиги , Скерцо, соч. 42 (1969)
- Симфония № 3 «Северная симфония» , соч. 52 (1979)
- Театрализованное зрелище , соч. 48 (1973)
- Сентябрьское утро , Симфонический этюд, соч. 62 (1983)
- Nex Vulpinus (Лисица) для струнного оркестра, соч. 63 (1981)
- «Беовульф» для струнного оркестра, соч. 68 (1982)
- Симфония № 4, соч. 72 (1986)
- Северное сияние , Симфонический этюд, соч. 88 (1991)
- Солент Форты , Концертная увертюра, соч. 90 (1992)
- Манкунианцы для большого оркестра и духового оркестра, соч. 96 (1995)
- Рагнарек , Концертная увертюра, соч. 97 (1995)
- Симфония № 5, соч. 115 (2001–2002)
- Милл-Таун , соч. 116 (2003)
- Симфония № 6, соч. 124
- Пасторальное каприччио для малого оркестра, соч.
- Корускации , соч. 127 (2007)
- Между собакой и волком , соч.
- Скерцо для малого оркестра, соч. 131
- Грей Мурленд , Концертный марш, соч. 134
- Симфония № 7, соч. 140 (2011)
- Духовой оркестр
- «Путь через мавры» для духового оркестра, соч. 17б (1964); оригинальная версия для оркестра
- Сюита «Дейлс» (Эмбсей) для духового оркестра, соч. 24а (1965); также для оркестра
- Три впечатления , Сцены из Нортумберленда XIX века для духовых инструментов, соч. 36 (1968)
- Баллада для духового оркестра, соч. 39 (1962)
- Бленхейм , Героическая увертюра для духового оркестра, соч. 43 (1972)
- Святая Гертруда для духового оркестра, соч. 44 (1969)
- Откровение , Концертный марш для духового оркестра, соч. 45 (1966)
- Калибан , Скерцо малеволо для духового оркестра, соч. 50 (1978)
- «Ночной полет» , Симфонический этюд для духового оркестра, соч. 57 (1973)
- Зимняя музыка для духового оркестра, соч. 71 (1978)
- Один, из страны огня и льда для духового оркестра, соч. 76 (1986)
- Симфония для духовых инструментов: Маориана для духового оркестра, соч. 85 (1990)
- Пеан для духового оркестра, соч. 86 (1990)
- Пассакалия на тему Брамса для духового оркестра, соч. 87 (1991)
- Follow Reason , Концертный марш для духового оркестра и органа, соч. 92 (1993)
- Духовой оркестр
- Манкунианский путь для духового оркестра, соч. 66 (1985)
- Зимняя музыка для духового оркестра, соч. 71 (1978)
- Тундра , Бореальная сюита для большого духового оркестра, соч. 75 (1979)
- концертанте
- Концерт для 2-х гобоев, 2-х валторн и струнного оркестра, соч. 27 (1962)
- Концерт для органа, струнного оркестра и ударных, соч. 33 (1973)
- Концертный дуэт для гобоя, клавесина и струнных, соч. 35 (1967)
- Концерт для скрипки с оркестром, соч. 58 (1978)
- Летняя музыка , Концерт для фагота с оркестром, соч. 77 (1985)
- Скерцо и канцона для бас-тромбона и духового оркестра, соч. 80 (1984)
- Концерт для альта с оркестром, соч. 82 (1988–1992)
- Concerto alla Veneziana для трубы и духового оркестра (или оркестра), соч. 93 (1992)
- Концерт для виолончели с оркестром, соч. 98 (1997)
- Концерт для гитары , соч. 109 (2000)
- Концертная симфония для эуфония, баритона и духовых инструментов, соч. 111 (2001)
- Гог и Магог для контрабаса и струнного ансамбля, соч. 118
- Каприччио для скрипки с оркестром, соч.
- Камерная музыка
- Соната для гобоя и фортепиано, соч. 5 (1947)
- Трио для гобоя, кларнета и фагота, соч. 6 (1947)
- Модальная сюита для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, альта и виолончели, соч. 7 (1947)
- Романца для валторны и струнного квартета с контрабасом ad libitum (или фортепиано), соч. 12 (1951)
- Сюита для альта и виолончели, соч. 13 (1951)
- Секстет для флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота и фортепиано, соч. 16 (1957)
- Скерцо для духового квартета, соч. 19 (1956)
- Три диалога для двух скрипичных инструментов, соч. 20 (1962)
- Трио корнет, тенор-валторна, тромбон, соч. 28 (1962)
- Тритон-сюита для 3-х труб, 3-х тромбонов и тубы, соч. 46 (1972)
- Соната для контрабаса и фортепиано, соч. 47 (1970)
- Berceuse для гобоя и фортепиано, соч. 51 (1971)
- Обада для флейты и фортепиано, соч. 53 (1973)
- Фанфары и Берсез для трубы и фортепиано, соч. 54 (1975)
- Людвигстанц , Отдых для 6 кларнетов, соч. 56 (1975)
- Соната Габриэля для трубы и органа, соч. 59 (1976)
- Яркость для трубы (или корнета) и фортепиано, соч. 64 (1977)
- Лепреконы для 2-х гобоев и английского рожка, соч. 67 (1978)
- Хейналь для трубы и фортепиано, соч. 69 (1979)
- Фортепианное трио № 1, соч. 73 (1983)
- Сонатина для скрипки и фортепиано, соч. 74 (1979)
- Соната для альта и фортепиано, соч. 78 (1986); премьера состоялась Сесилом Ароновицем и Теренсом Вейлом
- Три ночные пьесы для трубы и фортепиано, соч. 81 (1987)
- Партита для эуфониума и фортепиано, соч. 89 (1991)
- Квартет для духовых инструментов, соч. 91 (1992)
- Фортепианный квинтет, Симфонические вариации для фортепиано и струнного квартета, соч. 95 (1995 г., переработка 1998 г.)
- Свадебная музыка для трубы и органа, соч. 99 (1996)
- Струнный квартет, соч. 100 (1997 г., переработка 2011 г.)
- Танцоры Морриса для 4-х валторн, соч. 101 (1997)
- «Поездка Актеона» для ансамбля деревянных духовых и духовых инструментов, соч. 102 (1997 г., переработка 1998 г.); по заказу и премьера которого состоялась на Mayfield Wind Sinfonia в Шеффилде.
- Бубу для английского рожка, альта и арфы, соч. 107 (1999)
- Пастораль для альта и фортепиано, соч. 112 (2002)
- «Пески Ди» для контрабаса и фортепиано, соч. 117
- Три лирические пьесы для тубы (или виолончели, или контрабаса) и фортепиано, соч. 119 (2003)
- Фортепианное трио № 2, соч. 121 (2004)
- Ундине для флейты и фортепиано, соч. 128
- Соната для бас-гобоя (или хекельфона ) и фортепиано, соч. 132
- Монолог для виолончели и фортепиано, соч. 136
- Карильон
- Кендалские часы (Tinnitis Aurium Kendaliensis 1189–1989) для карильона, соч. 84 (1989)
- Орган
- Партита на тему немецкого хорала , соч. 2 (1947)
- Органная соната, соч. 106 (1998)
- Фортепиано
- Лейклендские летние ночи , соч. 10 (1949)
- Пять каприсов , соч. 23 (1960)
- Шуберт-вариации , соч. 114
- Вокал
- Теперь о спуске на землю и море для контральто с оркестром, соч. 1 (1947)
- Три немецкие народные песни для тенора и фортепиано, соч. 3 (1947)
- Четыре ночные песни для сопрано и фортепиано, соч. 4 (1948)
- «Ночной ветер» для сопрано, кларнета и фортепиано (или оркестра), соч. 38 (1969)
- Древние волшебства для контртенора , блокфлейты и клавесина, соч. 49 (1975)
- «Великий Мороз» для чтеца с оркестром, соч. 94 (1993)
- Хоровой
- Симфония Морленда для баса соло, хора и оркестра, соч. 32 (1967)
- «Поезда на расстоянии» для динамика, кассеты, хора и оркестра, соч. 41 (1971)
- Пять песен для мужского хора и фортепиано, соч. 55 (1978)
- Луна охотника , 3 песни для мужских голосов и фортепиано, соч. 60 (1979)
- «Сова и кошечка» для хора, духового оркестра и джазовой группы, соч. 61 (1979)
- Хаворт Мур , 3 песни для хора и фортепиано, соч. 110 (2000)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Конвей, Пол. Симфонии Мурленда - Введение в музыку Артура Баттерворта (Lyrita Books, 2023)
- ^ Jump up to: а б «Артур Баттерворт: Композитор, чье творчество было пронизано его любовью» . Независимый . 26 ноября 2014 года . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ «BBC Radio 4 - Последнее слово, П. Д. Джеймс, «Безумный» Фрэнки Фрейзер, Глен Ларсон, Медлин Льюис-Спенсер, Артур Баттерворт, MBE» . Би-би-си . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Уокер, Линн (2 августа 2008 г.). «Король Артур» . Классическая музыка . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 1 июля 2011 г. - через MusicWeb International.
- ^ Jump up to: а б Конвей, Пол (5 декабря 2014 г.). «Некролог Артура Баттерворта: композитор, дирижер и трубач со страстью ко всему северному» . Хранитель . Проверено 24 декабря 2014 г.