Святилище Трех Галлов

Святилище Трех Галлов (Tres Galliae) ( французское : Sanctuaire fédéral des Trois Gaules ) было центральной структурой административного и религиозного комплекса, основанного Римом в самом конце I века до нашей эры в Лугдунуме (на месте современного Лиона во Франции). . Его учреждение служило для федерализации и развития Галлии Комата как имперской провинции под властью Августа после галльских войн его предшественника Юлия Цезаря . Особое галло-римское развитие Императорского святилища и окружающего его комплекса хорошо подтверждается литературными, эпиграфическими, нумизматическими и археологическими свидетельствами. [ 1 ]
Основание и функция
[ редактировать ]Императорское культовое святилище в Лугдунуме было самым ранним и самым важным учреждением такого рода в Западной Римской империи. Его создание на стыке трех новых имперских провинций, позже известных под общим названием Трес Галлии (Три Галлии), олицетворяло политику интегрированного военного, гражданского и религиозного урегулирования среди нестабильных западных провинций недавно созданного Принципата . [ 2 ] Он был основан Друзом в ответ на восстание, спровоцированное переписью населения Галлии Комата («длинноволосой» Галлии) в 12 г. до н.э. [ 3 ]
Лугдунум обеспечивал централизованную, постоянную базу для имперских губернаторств Галлии Аквитании , Галлии Бельгийской и Галлии Лугдуненской (совет) в римском стиле , а также ежегодный консилиум для их провинциальных элит, основанный на существующих галльских политических и религиозных практиках. [ 4 ] Монументально щедрое и всесторонне римское развитие Святилища и связанных с ним зданий обеспечило контекст для аккультурации нового романо-галльского государства в рамках pax Romana , в котором римские военные сохраняли относительно осторожное местное присутствие. [ 5 ]

Будучи пасынком Августа, Друз представлял императорскую семью и как губернатор провинции он также был авгуром. День открытия святилища – 1 августа 10 или 12 г. до н. э. – был важен как для римлян, так и для галлов. Август – ранее Секстилис в римском календаре – был переименован в честь Августа, и его календы (первый день месяца) были особенно благоприятными, поскольку отмечали годовщину его победы в Александрии. Основание (или инаугурация) в 12 г. до н.э. должно было совпасть со вступлением Августа в должность Великого Понтифика . Ара ( sacerdos (алтарь) был посвящен Деа Роме и Августу, а его первым первосвященником ) был Гай Юлий Веркондаридубн , галл из эдуанской элиты. Его имя указывает на его римское гражданство и галльское происхождение - его избрание на императорское священство может подтвердить предпочтение, основанное на его личном положении и положении его civitas как fratres («братья» или союзники) Рима. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Друз пригласил на церемонию открытия 60 аристократических делегатов в качестве представителей «Трех галлов». Предполагается, что это первые члены официального консилиума Galliarum . [ 10 ] Должность священнослужителя требовала римского гражданства, но ранний консилиум объединял граждан и неграждан. Священник должен был иметь большое значение в Concilium Galliarum и в своем провинциальном ordo . Его влияние простиралось бы далеко за пределы срока его полномочий, который, в отличие от пожизненного священства в самом Риме, был ограничен одним годом. По сути, священство стало важным шагом в провинциальном Cursus Honorum . [ 11 ]

Концилии и в Лугдунуме также были проявлением лояльности и развивающейся роли в римской провинции, что включало возобновление обетов посредством священнических жертвоприношений на ара , пиршеств, игр ( люди ), состязаний красноречия поэзии . [ 12 ] Это календарное собрание вместилось в здание небольшого амфитеатра , который впоследствии был значительно расширен. [ 13 ] В Лугдунуме также находился крупный императорский монетный двор, чеканка которого является основным источником свидетельств формы и развития алтаря. Предполагается, что требования безопасности монетного двора объясняют присутствие единственной военной когорты Лугдунума. [ 14 ] [ 15 ]
Позднее имперское развитие
[ редактировать ]После поражения Клодия Альбина и его союзников при Лугдунуме Септимий Север заново основал и реформировал свой имперский культовый центр как инструмент подавления и самодержавия. Изображение деа Ромы было удалено из ара и помещено в храм вместе с изображениями живых и умерших Августов – сочетание, уникальное для Западной империи. Фишвик интерпретирует реформированные обряды Септимия как те, которые предлагали римскому отцу семьи его рабы. [ 16 ] Это развитие произошло вскоре после 198/9 года нашей эры. Его продолжительность и дальнейшее развитие неизвестны.
Святилище
[ редактировать ]Святилище располагалось на склоне холма Ла-Круа-Рус . Первый и главный алтарь можно реконструировать по текстам и изображениям валют. Географ Страбон описал это в контексте: «[Лугдунум] — самый густонаселенный из всех городов Кельтики, за исключением Нарбона; ибо люди не только используют его как торговый центр, но и римские правители чеканят там свои деньги, как серебро, так и монеты. золото. Опять же, перед этим городом, у слияния рек, находится храм, который был посвящен Цезарю Августу вместе, и в нем есть примечательный алтарь с надписью имен. колен шестьдесят числом, а также изображения этих колен, по одному от каждого колена, а также еще один большой жертвенник». [ 17 ]
Фишвик предполагает, что изображения (бронзовые статуи) и надписи из рассказа Страбона являются стилистически греческими дополнениями к ара спустя некоторое время после его открытия. [ 18 ] Монументальный алтарь и его 50-метровое основание выполнены из мрамора . Его окружали две крылатые победы из позолоченной бронзы, держащие пальмы и золотые короны, стоящие на ионических капителях , установленных на колоннах, которые, как предполагается, стали более поздним источником четырех колонн трансепта, пересекающего базилику Сен-Мартен-д'Эне. , которые поддерживают купол . Они были сделаны из двух более длинных колонн египетского сиенита, найденных в 11 веке и распиленных пополам. [ 19 ] Открытый алтарь, судя по всему, был перестроен (или приспособлен) под крытый храм в 121 году нашей эры, во времена правления Адриана. [ 20 ] Большой алтарь был центром культа гения живого императора и деа Рома. Храм был посвящен культу умерших императорских божеств , а также главных римских и местных божеств.

Это святилище также было местом находки Лионской таблички , бронзовой доски размером 2,5 на 1,93 м, на которой выгравирована речь Клавдия в 48 году нашей эры, дающая галльским вождям право на получение римских магистратов и членство в римском сенате – версия речи также сохранилось у Тацита . Он был найден торговцем тканями в 1528 году в своем винограднике на месте святилища и сейчас хранится в Галло-римском музее Лиона .
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Дункан Фишвик, «Имперский культ на Латинском Западе: исследования культа правителя западных провинций Римской империи», том 3, (2002), 1, 4-41.
- ^ Фишвик, Том 3, 1, 9: термин Трес Галлия датируется периодом правления Веспасиана.
- ^ Фишвик, Том. 3, 1, 12.
- ^ Ежегодные «племенные» или «гражданские» собрания были давней чертой галльского государства: см. Цезарь, Галльские войны , 4.6.5; 5.2.4; 5.24.1 и др . Встречи, возможно, были освящены под опекой Луга: см. также Мария Ячиновска, «Une religion de la loyauté au début de l'Empire romain», в Dialogues d'histoire ancienne , 15, 2, (1989), 164–5. : [1] (французский).
- ^ Одна городская когорта, по данным Кеппи, LJF, Легионы и ветераны: документы римской армии 1971-2000 гг. , Франц Штайнер Верлаг, 2000, 84: [2]
- ^ CIL XIII 001706.
- ^ Несмотря на это, эдуйский гражданин-аристократ Юлий Сакровир будет участвовать в более позднем восстании, «крамольно» заявляя - по словам Тацита - высокие ставки дани, долги и жестокое правление как причины: Тацит, Анналы, 3.40: [3 ] .
- ^ Дункан Фишвик, «Имперский культ на Латинском Западе: исследования культа правителя западных провинций Римской империи», том 1, (1991), стр. 101, и том 3, (2002), 1, стр. 12–13.
- ^ Рональд Меллор, «Богиня Рома», Aufstieg und Niedergang der römischen Welt 2.17.2, стр. 986 онлайн. : Дион Кассий, 54.32.1, и Ливий, Periochae , 139, дают дату 12 г. до н. э., вопреки нумизматическим (и светонским) данным за 10 г. до н. э. Меллор предлагает сценарий, в котором первый консилиум собирается в 12 г. до н. э. На завершение ара уходит два года, и он открывается в 10 г. до н.э. – возможно , в присутствии Августа, который, как известно, в то время находился в Лугдунуме. Фишвик отдает предпочтение 12 г. до н.э., отчасти потому, что это дата, когда Ливий считал событие того же времени.
- ^ Рональд Меллор, «Богиня Рома», Взлет и падение римского мира 2.17.2, стр. 986 онлайн.
- ^ Дункан Фишвик, «Имперский культ на Латинском Западе: исследования культа правителя западных провинций Римской империи», том 3, (2002), 1, 12–13.
- ^ Светоний, Калигула, 20; Ювенал, 1.42–44; Корпус латинских надписей II 6278.
- ^ Один, Амабль (1979). «Амфитеатр Трех Галлов в Лионе – Новые раскопки (1971–1972, 1976–1978)» . Галлия (на французском языке). 37 (1): 85–100 . Проверено 20 мая 2016 г.
- ^ Лугдунум оставался основным монетным двором Западной Империи до некоторого времени между 37 и 41 годами нашей эры: [4]
- ^ Присутствие когорты, предположительно охраняющей монетный двор: Кеппи, LJF, Легионы и ветераны: документы римской армии 1971-2000 гг. , Franz Steiner Verlag, 2000, 84: [5]
- ^ Фишвик, Том. 3, 1, 199.
- ^ Страбон, География , Тайер, Леб изд. [6]
- ^ Дункан Фишвик, «Имперский культ на Латинском Западе: исследования культа правителя западных провинций Римской империи», том 3, (2002), 1, 18.
- ^ Один, Амабль; Куониам, Пьер (1962). «Победа и колонны федерального алтаря Трех Галлов: новые данные» . Галлия (на французском языке). 20 (1): 103–116 . Проверено 20 мая 2016 г.
- ^ Дункан Фишвик, «Храм Трех Галлов», в Журнале римских исследований , 62, (1972) 46–52.