Гаджабаху I из Анурадхапуры
![]() | Просьба об изменении названия статьи на «Гаджабаху I» находится на стадии обсуждения . Пожалуйста, не перемещайте эту статью до закрытия обсуждения. |
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Гаябаху I | |
---|---|
Король Анурадхапуры | |
Царствование | в. 113 – ок. 135 |
Предшественник | Твердая свинья Тисса |
Преемник | Наги люди |
Династия | Династия Ламбаканна |
Религия | Тхеравада Буддизм |
Гаджабаху I (букв. «Рука слона»), также известный как Гаджабахука Гамани (ок. 113–135 гг. Н. Э.), Был сингальским королем Раджараты в Шри-Ланке . Он известен своей военной доблестью, религиозной благотворительностью, активным участием в политике Южной Индии и, возможно, введением культа богини Паттини в Шри-Ланке. Основным источником его правления является Махавамса , хотя он также является единственным ранним королем Шри-Ланки (наряду с Эларой ), который широко упоминается в Чера Чилаппатикарам (также пишется Силапатикарам). [ 1 ] [ 2 ]
Жизнь и религия
[ редактировать ]О юности Гаджабаху почти ничего не известно, за исключением того, что он был сыном Ванканасики Тиссы (годы правления 110–113 гг. н. э.), короля Раджараты из Анурадхапуры , и его супруги Махаматты. Таким образом, он мог стать свидетелем самого драматического события правления Тиссы - вторжения в Раджарату короля Чола Карикалана. [ 3 ]
Махавамса . упоминает воцарение Гаджабаху и его двадцатидвухлетнее правление и не упоминает ни вторжение Карикалана, ни военные кампании на юг Индии, которыми прославился Гаджабаху [ 4 ] Вместо этого он представлен как великий покровитель религии; летопись приписывает ему строительство двух вихар — Матувихары и Румики — и ступы под названием Абхаюттара. Матувихара был построен по совету своей королевы-матери в самом устье реки Кадамбха в ее честь. А также его королева-мать пожертвовала деньги на участок земли для строительства вихары для Великой вихары. Ему также приписывают создание мантии для Мирисаветии Дутугемуну и строительство резервуара для обеспечения монастыря Абхаягири едой. Он также улучшил четыре входа в ступу Абхаягири. Он также сделал для этих Вихар танк под названием Гаманитисса. Кроме того, он должен был построить в городе зал под названием Махеджасансала. [ 5 ]
Гаджабаху также приписывают введение культа богини Паттини в Шри-Ланке. В Силапатикараме упоминается присутствие Гаджабаху при освящении храма Каннаги (в данном случае обозначенного как Паттини) королем Чера Сенгувуттаном. [ 1 ] Вернувшись из Индии, он привез с собой не только чашу для подаяний Будды, но и священный браслет Паттини и построил храм богини «в месте под названием Ваттапалли, недалеко от Муллаитиву». [ 6 ] Однако существует альтернативная точка зрения, согласно которой культ на самом деле появился в Шри-Ланке в 13 веке, а легенда о покровительстве Гаджабаху была создана ретроспективно, чтобы обеспечить легитимность богини. [ 7 ]
ежегодная Перахара Считается, что , проводимая в Канди, уходит корнями во времена правления Гаджабаху. Говорят , что после успешного завершения кампании на территории Чола храм Вишну в Анурадхапуре устроил благодарственную процессию, которая в конечном итоге переросла в сегодняшний фестиваль. [ 8 ] Гаджабаху наследовал его тесть Махаллака Нага.
Отношения с Южной Индией
[ редактировать ]Однако источники глубоко контрастируют с реальными событиями его правления, и реальность ситуации остается несколько неясной. Раджавалия, 17 век. [ 9 ] Хроника Шри-Ланки описывает события так:
- Взяв с собой великана Нилу, он пошел и ударил по морю железной булавой. разделил воды надвое и, тихо продвигаясь, прибыл в столицу Соли, вселил ужас в царя Соли и сел на трон, как король Сак; в то время как великан Нила схватил слонов в городе и убил их, ударив друг о друга.
- Министры сообщили королю Соли о произведенном таким образом опустошении города. После этого он спросил Гаджабу: «Неужели сингальское войско пришло, чтобы разрушить этот город?» Гаджаба ответил: «Меня сопровождает маленький мальчик; армии нет», и велел привести великана Нилу и поставить его рядом. Тогда король Соли спросил: «Почему Ваше Величество явилось без армии?» Гаджаба ответил: «Я пришел, чтобы забрать 12 000 человек, которых ваш царственный отец привел сюда в качестве пленников во времена моего отца». На это царь Соли сказал: «Это был король нашей семьи, который в прошлом отправился в город богов и одержал победу в войне с асурами», отказался послать за людьми и доставить их. Тогда Гаджаба разгневался и сказал: «Немедленно восстановите мои 12 000 человек, дав еще 12 000, кроме них; иначе я разрушу этот город и обращу его в пепел». Сказав это, он выдавил воду из песка и показал ее; выжал воду из своей железной булавы и показал это. Запугав таким образом царя Соли, он получил в качестве процентов первоначальное число, дополненное таким же количеством людей, всего 24 000 человек. Он также забрал украшенные драгоценными камнями браслеты богини Паттини и знаки богов четырех девал, а также чашу-реликвию, украденную во времена короля Валагамбы; и, предостерегая короля не поступать так в будущем, удалился. [ 10 ]
Напротив, упоминания Гаджабаху в тамильских источниках представляют собой гораздо более сердечный визит короля Шри-Ланки. Силапатикарам упоминает его дважды. В первый раз он находится с царем Чера Сенгувуттаном, принося жертвы богине Каннаги во вступительном отрывке. Позже он снова оказывается в компании короля Чера и в очень хороших отношениях.
Было высказано предположение, что это упоминание не обязательно исключает военную кампанию; [ 3 ] в конце концов вполне возможно, что Гаджабаху и Сенгувуттан принесли совместные жертвоприношения как способ обеспечить только что заключенный мир. С другой стороны, версии, представленные в «Махавамсе» и «Шилапатикараме», вообще не упоминают о каком-либо насилии, несмотря на то, что они являются основными источниками для этого периода. Более того, достоверность записей в Силапатикараме была поставлена под сомнение, и было высказано предположение, что встреча Гаджабаху и Сенгувттана является результатом определенной «поэтической лицензии» со стороны составителя. [ 11 ] [ 12 ]
Значение
[ редактировать ]Гаджабаху рассматривается в современной Шри-Ланке как архетип могущественного сингальского монарха, который отомстил за унижение со стороны Чола и перенес спорадические войны между Раджаратой и Чолой на индийскую землю. В армии Шри-Ланки есть пехотный полк Gajaba Regiment , названный в честь короля-воина, а ВМС Шри-Ланки назвали корабль, названный в честь короля, SLNS Gajabahu .
Для изучающих индийскую историю его правление важно, поскольку оно обеспечивает « синкретизм Гаджабаху », который используется для датировки многих правителей древних Чола и Чера. [ 11 ]
Торговля
[ редактировать ]В последние годы была проведена серия археологических раскопок в древнем порту Годавая (= Годавайя, Готапаббата), расположенном вокруг огромной скалы с видом на Индийский океан, недалеко от района добычи драгоценных камней Нижнего Ситракала Вева и внутреннего судоходного маршрута Валаве Ганга. Археологи обнаружили, что Годавайя была важной остановкой на морском Шелковом пути в первые века нашей эры , когда раскопки и исследования выявили связи Китая с Красным морем и Средиземным морем. [ 13 ] Каменная надпись на языке Брахми , датируемая правлением Гаджабаху I, предписывает передать часть таможенных сборов в порту Годавайя в Амбалантхоте близлежащему храму Годапават. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] В этом регионе в глиняных сосудах было обнаружено три надписи и около 75 000 позднеримских монет. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "LANKALIBRARY FORUM • Просмотр темы - Ланкийская сага о войне и мире" . Lankalibrary.com. 20 мая 2006 года . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ «Домашняя страница Dr.Gift Siromoney» . Cmi.ac.in. Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года . Проверено 23 июня 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Глава XXXV» . Лакдива.орг . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ http://www.srimahabodhiya.lk/Abayagiriya.htm. Архивировано 17 мая 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Культ Паттини: Происхождение» . Pattini.org . Архивировано из оригинала 3 мая 2006 года.
- ^ «Анкели Пуджа и культ Паттини» . Pattini.org . Архивировано из оригинала 3 мая 2006 года.
- ^ «Ритуалы Канди Эсала Перахара и их значение» . Даладамалигава.org. 23 июля 2002 года . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ «Раджавалия | историческая цейлонская хроника | Британника» .
- ^ «Глава II» . Лакдива.орг.
- ^ Jump up to: а б «ЛИСТСЕРВ 16.0» . Listserv.linguistlist.org. 13 февраля 1997 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2007 года . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ «Домашняя страница Dr.Gift Siromoney» . Cmi.ac.in. Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ Кесслер (1998): 31-34.
- ^ Бопеараччи (1996), с. 64.
- ^ «Документ без названия» .
- ^ «Особенности | Интернет-издание Daily News — Lakehouse Newspapers» . Dailynews.lk. 22 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2012 г. Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ Рэй (2003), с. 202.
Ссылки
[ редактировать ]- Бопеараччи, Осмунд (1996). «Мореплавание в Индийском океане: археологические свидетельства из Шри-Ланки» В книге « Традиции и археология: ранние морские контакты в Индийском океане» . Эдс Химаншу Прабха Рэй, Жан-Франсуа Саллес. Перепечатка 1998 г. Манохар, Нью-Дели, стр. 59–77. ISBN 81-7304-145-8 .
- Кесслер, Оливер (1998). «Открытие древнего морского порта на Морском шелковом пути. Археологические реликвии Годовой гавани». В М. Домроэс/Х. Рот (ред.):
Шри-Ланка, прошлое и настоящее. Вайкерсхайм: Марграф Верлаг, 12–37. ISBN 3-8236-1289-1 .
- Рэй, Химаншу Прабха. (2003). Археология мореплавания в древней Южной Азии . Издательство Кембриджского университета. Кембридж, Великобритания ISBN 0-521-80455-8 (hbk); ISBN 0-521-01109-4 (pbk).
- «Культ богини Паттини», Гамини Обейсекара, издательство Чикагского университета, 1984 г.
- Lakadiva.org : http://lakdiva.org/mahavamsa/
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Храм Паттини, Канди, Шри-Ланка.
- Ранние короли Шри-Ланки. Архивировано 4 февраля 2012 года в Wayback Machine.