Jump to content

Тапатио сироп

Витраж под названием «Эль-Харабе Тапатио» («Танец Харабе из Гвадалахары»), спроектированный Роберто Монтенегро и Ксавьером Герреро в 1920-х годах в Музее де ла Лус в историческом центре Мехико.

Харабе Тапатио , часто называемый мексиканским танцем шляп национальным танцем Мексики , является . [ 1 ] Он зародился как брачный танец в Гвадалахаре , штат Халиско , в 19 веке, хотя его элементы можно проследить до испанских самбры и харабе гитано , которые были популярны во времена вице-королевства . [ 2 ] Танцоры традиционно носят фарфоровую одежду поблана, а танцоры-мужчины одеваются как чаррос , а их шаги характеризуются кокетливым наступлением на поля шляпы партнера. [ 3 ] [ 4 ]

Стандартная музыка харабе тапатио была написана Хесусом Гонсалесом Рубио в 19 веке. Однако его более распространенная инструментальная аранжировка датируется 1920-ми годами. [ 5 ] Иногда его путают с Ла Распой , другим мексиканским танцем. В настоящее время его музыку чаще всего исполняют либо группы мариачи , либо струнные ансамбли.

Танцоры Харабе на праздновании Синко де Майо в Лос-Анджелесе, 1952 год.
Мексиканский вечер в Xcaret
Харабе тапатио в традиционном китайском платье поблана.

Слово харабе (от арабского xarab ), означающее «сироп», обозначает сочетание различных мексиканских музыкальных произведений ( сонс ) и танцев ( сапатеадос ). [ 6 ] Слово Tapatío, означающее «шляпа», является популярным демонимом города Гвадалахара в провинции Халиско и отражает происхождение этого конкретного харабе . [ 1 ] ряд других танцев, известных как харабе Известно, что в XVIII и XIX веках существовал , такие как харабе де Халиско , харабе де атоле и харабе морелиано , но версия тапатио, безусловно, наиболее известна. [ 6 ] Большинство из этих других харабе отличаются от тапатио своим региональным происхождением по всей Мексике. [ 4 ] Это связано с тем, что в целом харабе считается скорее музыкальным и народным танцевальным жанром, а не одним жестким определением. [ 7 ] Существуют некоторые споры относительно подлинности харабе тапатио как народного танца . Исследователь музыки Николас Пуэнтес Масиас из Сакатекаса утверждает, что настоящие харабе почти вымерли в Мексике и сегодня встречаются лишь в небольших частях Сакатекаса и Халиско, и что харабе тапатио на самом деле является формой танца, называемого «тонадилья». [ 8 ] В дополнение к этому, происхождение танца также несколько оспаривается: он либо полностью коренной, либо латиноамериканский по своей природе. [ 9 ] [ 7 ] Некоторые ученые склонны придерживаться той или иной версии, но в целом танец считается настоящим творением метисов . [ 4 ]

Самые ранние свидетельства танца относятся к концу 18 века. Первоначально его танцевали женские пары, чтобы избежать неодобрения церкви. Незадолго до мексиканской войны за независимость его начали исполнять смешанные пары, с публичным выступлением в театре «Колизео» в 1790 году в Мехико . [ 1 ] [ 10 ] Вскоре после этого выступления харабе было запрещено колониальными и религиозными властями «под суровым наказанием в виде отлучения от церкви, в несколько дукатов штрафа и множества нашивок для любого человека, который сочиняет, поет или танцует». [ 4 ] поскольку это считалось морально оскорбительным и бросающим вызов контролю Испании над территорией. Однако это только сделало танец более популярным как форму протеста и восстания: люди устраивали незаконные танцы на площадях и местных фестивалях. [ 1 ] Это стало символом инакомыслия мексиканского народа. [ 4 ] [ 1 ]

Сразу после обретения независимости популярность харабе и других танцев возросла и распространилась еще больше, а ограничения колониальной эпохи были сняты. После ухода испанской колониальной власти в стране возник своего рода «музыкальный вакуум», теперь без подавляющего присутствия «превосходных» иберийских музыкальных стилей. Это оставило место для новых форм националистической музыки мексиканского происхождения, которые могли проявить себя и обрести новую популярность. [ 1 ] Люди праздновали окончание войны в 1821 году большими праздниками, на которых заметное место занимал харабе . Харабе и другие народные танцы стали рассматриваться как часть формирующейся идентичности Мексики как страны. Это стало не просто танцем, а ярким символом мексиканского национализма, идеально совпадающим со стремлением нового правящего правительства создать национально сплоченное и объединенное население метисов. [ 11 ] [ 4 ] Харабе сохранял различные региональные формы, но тот, который связан с Гвадалахарой, получил национальный статус, став популярным не только в этом городе, но и в Мехико, как танец для элиты примерно в 1860-х годах. [ 1 ] [ 10 ] Примерно в то же время профессор музыки из Гвадалахары Хесус Гонсалес Рубио сочинил для него стандартную мелодию как символ национального единства, в результате чего танец стал «национальным танцем» Мексики, а мелодия получила широкое народное признание. [ 1 ] [ 6 ] Благодаря Мексиканской революции он стал популярен и среди низших классов. [ 1 ] Всемирную известность он приобрел после того, как русская танцовщица Анна Павлова включила его в свой постоянный репертуар после посещения Мексики в 1919 году. [ 6 ] [ 7 ]

В мексиканских фильмах есть несколько примеров исполнения тапатио Харабе, которые помогают еще больше продемонстрировать его влияние на мексиканскую поп-культуру. [ 12 ] В частности, в фильме Фернандо де Фуэнтеса 1936 года «Allá en el Rancho Grande» («На большом ранчо») есть музыкальный номер и танцевальная сцена, где актеры исполняют тапатио Харабе. Ракурсы камеры на протяжении всего выступления демонстрируют в первую очередь мастерство танцора, а также восторг, удовольствие и удивление толпы, наблюдающей за националистическим танцем. [ 13 ]

Харабе оставался в моде в Мексике примерно до 1930 года, особенно в Мехико. [ 6 ] Его по-прежнему преподают почти в каждой начальной школе Мексики. [ 1 ]

Производительность

[ редактировать ]
Танцевальная музыка Рубио в исполнении струнного квартета .
Танцоры Харабе в Йельском университете

Танец представляет собой ухаживание мужчины и женщины, при этом женщина сначала отвергает ухаживания мужчины, а затем, в конечном итоге, принимает их. [ 10 ] В метафоре присутствует выраженный сексуальный компонент, что и послужило первоначальной причиной неодобрения со стороны властей. [ 1 ]

Поскольку танец утратил свой противоречивый статус и получил статус представителя Мексики, танцоры стали носить одежду, которая также очень характерна для мексиканских женщин и мужчин. [ 10 ] У женщин самый традиционный наряд называется « Китайская поблана ». [ 6 ] [ 14 ] Комбинация блузки и юбки названа в честь женщины из Индии, которая приехала в Мексику на Манильском галеоне, чтобы работать служанкой в ​​начале 19 века. Ее азиатское платье было скопировано, а затем адаптировано в штате Пуэбла: юбка теперь сильно вышита и украшена патриотическими изображениями. Традиционным мужским нарядом является чарро , обычно богато украшенный серебряной отделкой. [ 1 ] [ 6 ]

Музыка, исполняемая для сопровождения танца, была написана для танцев и исполнялась либо оркестрами мариачи , либо оркестрами, играющими только на струнных инструментах, таких как различные типы гитар, арф и скрипки. [ 1 ] [ 8 ]

Современные адаптации

[ редактировать ]

В мексиканских общинах США группы исполнителей тапатио харабе становятся все более распространенными. Танцорам предоставляется возможность воссоединиться и приобщиться к своему мексиканскому наследию и/или гражданству за рубежом посредством исполнения танца. [ 15 ] [ 3 ]

Популярность композиции Хесуса Гонсалеса Рубио привела к тому, что ее стали использовать во многих средствах массовой информации. Например, в сериале «Симпсоны» оно используется для обозначения Человека-Шмеля , стереотипного мексиканского персонажа. В Соединенном Королевстве эта мелодия использовалась в рекламе Моррисона , в основном в 1980-х и 1990-х годах, а также в некоторых рекламных объявлениях в середине 2000-х. Слоган и мелодия супермаркета того времени «Больше причин делать покупки в Моррисонс» были заимствованы из мелодии харабе , которая использовалась во всех рекламных объявлениях того времени. Моррисонс возродил этот джингл и слоган в своей рекламе летом 2023 года. Также известно, что эта мелодия широко используется в Yakko's World , песне группы Animaniacs, в которой персонажи перечисляют страны мира начала 1990-х годов. [ 16 ] и в качестве полифонической мелодии звонка на Nokia мобильных телефонах в 1990-х и 2000-х годах.

Харабе Копленда . также появляется в Аарона Копленда балете «Малыш Билли» , сыгранном в балете Аарона 5
8-й
раз, мелодия на трубе соло (в сопровождении оркестра). [ 17 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Педельти, Марк (2004). Музыкальный ритуал в Мехико: от ацтеков до НАФТА . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 87–89. ISBN  978-0-292-70231-8 .
  2. ^ Шей, Энтони; Селлерс-Янг, Барбара (2016). Оксфордский справочник по танцам и этнической принадлежности . Издательство Оксфордского университета. п. 412. ИСБН  978-0-19-049393-6 .
  3. ^ Перейти обратно: а б «Журнал студенческих исследований, 14-е издание» . Отправить исследовательский журнал для студентов Калифорнийского университета в Риверсайде . 14 (1). 2020. doi : 10.5070/rj5141049305 . ISSN   2639-4103 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гонсалес Руис, Раймундо (2015). «Основные шаги в харабе тапатио (мексиканском танце со шляпами): обзор в обозначениях» (PDF) . Международный совет кинетографии Лабана . Материалы двадцать девятой конференции ICKL, проводимой раз в два года (1013–4468): 107–110 – через ЮНЕСКО.
  5. ^ Татум, Чарльз М. (2013). Энциклопедия латиноамериканской культуры . АВС-КЛИО. п. 966. ИСБН  978-1-4408-0099-3 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хосе Луис Овалье. «Харабе Тапатио» [(Мексиканский танец со шляпами)] (на испанском языке). Чикаго: Мексиканская труппа фольклорного танца Чикаго . Проверено 11 июня 2012 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Прокош Курат, Гертруда (сентябрь 1956 г.). «Родственники танцев Центральной Европы и Средней Америки: опыт сравнительной хореологии». Журнал американского фольклора . 69 (273, Славянский фольклор: Симпозиум): 286–298 – через JSTOR.
  8. ^ Перейти обратно: а б Арреола, Херардо (19 сентября 2007 г.). «El сироп тапатио ни эс сироп ни эс тапатио: Николас Пуэнтес Масиас» [Сироп тапат+ио — это не сироп и не из Гвадалахары: Николас Пуэнтес Масиас]. Ла Хорнада (на испанском языке). Мехико . Проверено 11 июня 2012 г.
  9. ^ Сааведра, Леонора (весна 2015 г.). «Полисемичный стиль Карлоса Чавеса: построение национального в поисках космополитического». Журнал Американского музыковедческого общества . 68 (1): 99–150 – через JSTOR.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д «Эль-Харабе Тапатио (Халиско)» [(Мексиканский танец со шляпами) Халиско] (на испанском языке). Мехико: Журнал Mexico Desconocido . Проверено 11 июня 2012 г.
  11. ^ Монтойя, Марисса. 2018. «Танцы общей истории: долгосрочные последствия испанской колонизации для современного мексиканского и филиппинского танца», Калифорнийский университет, Риверсайд-Кэпстоун .
  12. ^ Гарсия, Дезире Дж. (осень 2010 г.). « Душа народа»: мексиканская зрительская деятельность и транснациональная комедийная ранчера». Журнал американской этнической истории . 30 (1): 72–98 – через JSTOR.
  13. ^ Авила, Жаклин (2012). «Сопоставление театра ревиста и кино: музыка в комедийном ранчере 1930-х годов». Журнал киномузыки . 5 (1/2): 121–126 — через Pro Quest.
  14. ^ Малхолланд, Мэри-Ли (2013). «Прекрасная вещь: Мариачи и женственность в Халиско, Мексика» . Антропологика . 55 (2): 359–372 – через JSTOR.
  15. ^ Ольвера, Моника Л. 2015. «Орегонский харабе: Danza Folklórica и мексиканские матери», Университет штата Орегон.
  16. ^ Виктор, Дэниел (13 апреля 2016 г.). «Голоса «Аниманьяков» воссоединяются. Да, в «Мире Якко» появился новый куплет. " . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 20 января 2023 г.
  17. ^ Элизабет Бергман Крист (11 декабря 2008 г.). Музыка для простого человека: Аарон Копленд во время депрессии и войны . Издательство Оксфордского университета. п. 74. ИСБН  978-0-19-988880-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e81fa8bc7f5ac4c3fc524013fc90f6db__1717826100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/db/e81fa8bc7f5ac4c3fc524013fc90f6db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jarabe Tapatío - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)