Тапатио сироп
Харабе Тапатио , часто называемый мексиканским танцем шляп национальным танцем Мексики , является . [ 1 ] Он зародился как брачный танец в Гвадалахаре , штат Халиско , в 19 веке, хотя его элементы можно проследить до испанских самбры и харабе гитано , которые были популярны во времена вице-королевства . [ 2 ] Танцоры традиционно носят фарфоровую одежду поблана, а танцоры-мужчины одеваются как чаррос , а их шаги характеризуются кокетливым наступлением на поля шляпы партнера. [ 3 ] [ 4 ]
Стандартная музыка харабе тапатио была написана Хесусом Гонсалесом Рубио в 19 веке. Однако его более распространенная инструментальная аранжировка датируется 1920-ми годами. [ 5 ] Иногда его путают с Ла Распой , другим мексиканским танцем. В настоящее время его музыку чаще всего исполняют либо группы мариачи , либо струнные ансамбли.
История
[ редактировать ]


Слово харабе (от арабского xarab ), означающее «сироп», обозначает сочетание различных мексиканских музыкальных произведений ( сонс ) и танцев ( сапатеадос ). [ 6 ] Слово Tapatío, означающее «шляпа», является популярным демонимом города Гвадалахара в провинции Халиско и отражает происхождение этого конкретного харабе . [ 1 ] ряд других танцев, известных как харабе Известно, что в XVIII и XIX веках существовал , такие как харабе де Халиско , харабе де атоле и харабе морелиано , но версия тапатио, безусловно, наиболее известна. [ 6 ] Большинство из этих других харабе отличаются от тапатио своим региональным происхождением по всей Мексике. [ 4 ] Это связано с тем, что в целом харабе считается скорее музыкальным и народным танцевальным жанром, а не одним жестким определением. [ 7 ] Существуют некоторые споры относительно подлинности харабе тапатио как народного танца . Исследователь музыки Николас Пуэнтес Масиас из Сакатекаса утверждает, что настоящие харабе почти вымерли в Мексике и сегодня встречаются лишь в небольших частях Сакатекаса и Халиско, и что харабе тапатио на самом деле является формой танца, называемого «тонадилья». [ 8 ] В дополнение к этому, происхождение танца также несколько оспаривается: он либо полностью коренной, либо латиноамериканский по своей природе. [ 9 ] [ 7 ] Некоторые ученые склонны придерживаться той или иной версии, но в целом танец считается настоящим творением метисов . [ 4 ]
Самые ранние свидетельства танца относятся к концу 18 века. Первоначально его танцевали женские пары, чтобы избежать неодобрения церкви. Незадолго до мексиканской войны за независимость его начали исполнять смешанные пары, с публичным выступлением в театре «Колизео» в 1790 году в Мехико . [ 1 ] [ 10 ] Вскоре после этого выступления харабе было запрещено колониальными и религиозными властями «под суровым наказанием в виде отлучения от церкви, в несколько дукатов штрафа и множества нашивок для любого человека, который сочиняет, поет или танцует». [ 4 ] поскольку это считалось морально оскорбительным и бросающим вызов контролю Испании над территорией. Однако это только сделало танец более популярным как форму протеста и восстания: люди устраивали незаконные танцы на площадях и местных фестивалях. [ 1 ] Это стало символом инакомыслия мексиканского народа. [ 4 ] [ 1 ]
Сразу после обретения независимости популярность харабе и других танцев возросла и распространилась еще больше, а ограничения колониальной эпохи были сняты. После ухода испанской колониальной власти в стране возник своего рода «музыкальный вакуум», теперь без подавляющего присутствия «превосходных» иберийских музыкальных стилей. Это оставило место для новых форм националистической музыки мексиканского происхождения, которые могли проявить себя и обрести новую популярность. [ 1 ] Люди праздновали окончание войны в 1821 году большими праздниками, на которых заметное место занимал харабе . Харабе и другие народные танцы стали рассматриваться как часть формирующейся идентичности Мексики как страны. Это стало не просто танцем, а ярким символом мексиканского национализма, идеально совпадающим со стремлением нового правящего правительства создать национально сплоченное и объединенное население метисов. [ 11 ] [ 4 ] Харабе сохранял различные региональные формы, но тот, который связан с Гвадалахарой, получил национальный статус, став популярным не только в этом городе, но и в Мехико, как танец для элиты примерно в 1860-х годах. [ 1 ] [ 10 ] Примерно в то же время профессор музыки из Гвадалахары Хесус Гонсалес Рубио сочинил для него стандартную мелодию как символ национального единства, в результате чего танец стал «национальным танцем» Мексики, а мелодия получила широкое народное признание. [ 1 ] [ 6 ] Благодаря Мексиканской революции он стал популярен и среди низших классов. [ 1 ] Всемирную известность он приобрел после того, как русская танцовщица Анна Павлова включила его в свой постоянный репертуар после посещения Мексики в 1919 году. [ 6 ] [ 7 ]
В мексиканских фильмах есть несколько примеров исполнения тапатио Харабе, которые помогают еще больше продемонстрировать его влияние на мексиканскую поп-культуру. [ 12 ] В частности, в фильме Фернандо де Фуэнтеса 1936 года «Allá en el Rancho Grande» («На большом ранчо») есть музыкальный номер и танцевальная сцена, где актеры исполняют тапатио Харабе. Ракурсы камеры на протяжении всего выступления демонстрируют в первую очередь мастерство танцора, а также восторг, удовольствие и удивление толпы, наблюдающей за националистическим танцем. [ 13 ]
Харабе оставался в моде в Мексике примерно до 1930 года, особенно в Мехико. [ 6 ] Его по-прежнему преподают почти в каждой начальной школе Мексики. [ 1 ]
Производительность
[ редактировать ]
Танец представляет собой ухаживание мужчины и женщины, при этом женщина сначала отвергает ухаживания мужчины, а затем, в конечном итоге, принимает их. [ 10 ] В метафоре присутствует выраженный сексуальный компонент, что и послужило первоначальной причиной неодобрения со стороны властей. [ 1 ]
Поскольку танец утратил свой противоречивый статус и получил статус представителя Мексики, танцоры стали носить одежду, которая также очень характерна для мексиканских женщин и мужчин. [ 10 ] У женщин самый традиционный наряд называется « Китайская поблана ». [ 6 ] [ 14 ] Комбинация блузки и юбки названа в честь женщины из Индии, которая приехала в Мексику на Манильском галеоне, чтобы работать служанкой в начале 19 века. Ее азиатское платье было скопировано, а затем адаптировано в штате Пуэбла: юбка теперь сильно вышита и украшена патриотическими изображениями. Традиционным мужским нарядом является чарро , обычно богато украшенный серебряной отделкой. [ 1 ] [ 6 ]
Музыка, исполняемая для сопровождения танца, была написана для танцев и исполнялась либо оркестрами мариачи , либо оркестрами, играющими только на струнных инструментах, таких как различные типы гитар, арф и скрипки. [ 1 ] [ 8 ]
Современные адаптации
[ редактировать ]В мексиканских общинах США группы исполнителей тапатио харабе становятся все более распространенными. Танцорам предоставляется возможность воссоединиться и приобщиться к своему мексиканскому наследию и/или гражданству за рубежом посредством исполнения танца. [ 15 ] [ 3 ]
Популярность композиции Хесуса Гонсалеса Рубио привела к тому, что ее стали использовать во многих средствах массовой информации. Например, в сериале «Симпсоны» оно используется для обозначения Человека-Шмеля , стереотипного мексиканского персонажа. В Соединенном Королевстве эта мелодия использовалась в рекламе Моррисона , в основном в 1980-х и 1990-х годах, а также в некоторых рекламных объявлениях в середине 2000-х. Слоган и мелодия супермаркета того времени «Больше причин делать покупки в Моррисонс» были заимствованы из мелодии харабе , которая использовалась во всех рекламных объявлениях того времени. Моррисонс возродил этот джингл и слоган в своей рекламе летом 2023 года. Также известно, что эта мелодия широко используется в Yakko's World , песне группы Animaniacs, в которой персонажи перечисляют страны мира начала 1990-х годов. [ 16 ] и в качестве полифонической мелодии звонка на Nokia мобильных телефонах в 1990-х и 2000-х годах.
Харабе Копленда . также появляется в Аарона Копленда балете «Малыш Билли» , сыгранном в балете Аарона 5
8-й раз, мелодия на трубе соло (в сопровождении оркестра). [ 17 ]
-
Сироп Тапатио начинает танец с танца вокруг шляпы .
-
Танцоры Харабе Тапатио
-
Фольклорный балет Ацтлан исполняет Джарабе Тапатио.
-
Мексиканцы танцуют тапатио с сиропом в Гвадалахаре , Мексика.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Педельти, Марк (2004). Музыкальный ритуал в Мехико: от ацтеков до НАФТА . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 87–89. ISBN 978-0-292-70231-8 .
- ^ Шей, Энтони; Селлерс-Янг, Барбара (2016). Оксфордский справочник по танцам и этнической принадлежности . Издательство Оксфордского университета. п. 412. ИСБН 978-0-19-049393-6 .
- ^ Перейти обратно: а б «Журнал студенческих исследований, 14-е издание» . Отправить исследовательский журнал для студентов Калифорнийского университета в Риверсайде . 14 (1). 2020. doi : 10.5070/rj5141049305 . ISSN 2639-4103 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гонсалес Руис, Раймундо (2015). «Основные шаги в харабе тапатио (мексиканском танце со шляпами): обзор в обозначениях» (PDF) . Международный совет кинетографии Лабана . Материалы двадцать девятой конференции ICKL, проводимой раз в два года (1013–4468): 107–110 – через ЮНЕСКО.
- ^ Татум, Чарльз М. (2013). Энциклопедия латиноамериканской культуры . АВС-КЛИО. п. 966. ИСБН 978-1-4408-0099-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хосе Луис Овалье. «Харабе Тапатио» [(Мексиканский танец со шляпами)] (на испанском языке). Чикаго: Мексиканская труппа фольклорного танца Чикаго . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Прокош Курат, Гертруда (сентябрь 1956 г.). «Родственники танцев Центральной Европы и Средней Америки: опыт сравнительной хореологии». Журнал американского фольклора . 69 (273, Славянский фольклор: Симпозиум): 286–298 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б Арреола, Херардо (19 сентября 2007 г.). «El сироп тапатио ни эс сироп ни эс тапатио: Николас Пуэнтес Масиас» [Сироп тапат+ио — это не сироп и не из Гвадалахары: Николас Пуэнтес Масиас]. Ла Хорнада (на испанском языке). Мехико . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ Сааведра, Леонора (весна 2015 г.). «Полисемичный стиль Карлоса Чавеса: построение национального в поисках космополитического». Журнал Американского музыковедческого общества . 68 (1): 99–150 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Эль-Харабе Тапатио (Халиско)» [(Мексиканский танец со шляпами) Халиско] (на испанском языке). Мехико: Журнал Mexico Desconocido . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ Монтойя, Марисса. 2018. «Танцы общей истории: долгосрочные последствия испанской колонизации для современного мексиканского и филиппинского танца», Калифорнийский университет, Риверсайд-Кэпстоун .
- ^ Гарсия, Дезире Дж. (осень 2010 г.). « Душа народа»: мексиканская зрительская деятельность и транснациональная комедийная ранчера». Журнал американской этнической истории . 30 (1): 72–98 – через JSTOR.
- ^ Авила, Жаклин (2012). «Сопоставление театра ревиста и кино: музыка в комедийном ранчере 1930-х годов». Журнал киномузыки . 5 (1/2): 121–126 — через Pro Quest.
- ^ Малхолланд, Мэри-Ли (2013). «Прекрасная вещь: Мариачи и женственность в Халиско, Мексика» . Антропологика . 55 (2): 359–372 – через JSTOR.
- ^ Ольвера, Моника Л. 2015. «Орегонский харабе: Danza Folklórica и мексиканские матери», Университет штата Орегон.
- ^ Виктор, Дэниел (13 апреля 2016 г.). «Голоса «Аниманьяков» воссоединяются. Да, в «Мире Якко» появился новый куплет. " . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Элизабет Бергман Крист (11 декабря 2008 г.). Музыка для простого человека: Аарон Копленд во время депрессии и войны . Издательство Оксфордского университета. п. 74. ИСБН 978-0-19-988880-1 .