Джованни Приули
Джованни Приули (или Приоли , [ 1 ] ок. 1575–1626) — венецианский композитор и органист эпохи позднего Возрождения и раннего барокко . Покойный член венецианской школы и современник Клаудио Монтеверди , он был выдающимся музыкантом в Венеции в первом десятилетии 17-го века, уйдя после смерти своего соратника Джованни Габриэли и закончив свою карьеру при дворе Габсбургов в Австрии. . Его музыка находилась на границе между идиомами эпохи Возрождения и барокко.
Жизнь
[ редактировать ]
О ранней жизни Приули мало что известно, за исключением того, что он родился в Венеции около 1575 года. Информация о первых двадцати пяти годах его жизни отсутствует. Начиная с 1600 года он был близким соратником Габриэли и, возможно, был его учеником; эти двое были связаны на протяжении всей венецианской карьеры Приули. Когда Приули впервые упоминается в записях собора Святого Марка , он уже был опытным музыкантом, и в период с 1600 по 1605 год его несколько раз нанимали помощником органиста Габриэли. В мае 1607 года он получил более постоянную должность заместителя органиста; до этого в отчетах о платежах указывалось, что его наняли для разовых заданий. Поскольку в церкви Святого Марка было два постоянных органиста, заместитель заменял их в особых случаях, а также когда один из двух главных органистов путешествовал или болел. Первым органистом на протяжении большей части периода был Паоло Джусто , а Габриэли был вторым органистом. [ 1 ] [ 2 ]
Помимо своих обязанностей в соборе Святого Марка, самом престижном музыкальном заведении Венеции, Приули работал органистом в Scuola Grande di San Rocco , братстве, музыкальное богатство которого уступало только собору Святого Марка. Даты его работы в Сан-Рокко начинаются в 1609 году, и хотя неизвестно, продолжалась ли его работа в течение следующих нескольких лет, он курировал музыкальные мероприятия, связанные с праздником Святого Роха , покровителя братства, который состоялся 16 августа 1612 года, всего через четыре дня после смерти Габриэли. [ 1 ]
Где-то около 1614 или 1615 года он покинул Венецию, чтобы продолжить карьеру при дворе Габсбургов в Австрии. Он стал гофкапельмейстером эрцгерцога Фердинанда (1619 г.); по вступлении Фердинанда на императорский престол он отправился с ним в Вену, чтобы служить там гофкапельмейстером . Он умер в Нойнкирхене в Нижней Австрии. [ 1 ]
Музыка
[ редактировать ]Приули писал как духовную, так и светскую музыку, как в консервативном, так и в прогрессивном стилях, включая венецианский полихоральный стиль ; он был одним из композиторов, которые импортировали его в немецкоязычные страны. Его музыка включает в себя а капелла вокал , голоса с инструментами и чисто инструментальную музыку. Судя по датам публикации его сборников, он, по-видимому, сочинил большую часть своей духовной и инструментальной музыки на службе Габсбургам и, вероятно, написал большую часть своей светской музыки – особенно итальянские мадригалы , как и следовало ожидать, – в то время, когда он был в Венеции. [ 1 ]
Его мадригалы, которые включают, вероятно, самую раннюю часть его произведений, важны тем, что они показывают переход от стиля prima prattica эпохи Возрождения со сбалансированной вокальной полифонией а капелла в первых двух книгах к концертному и монодическому стилю в стиле барокко в третьей. В эту третью книгу он включает музыку, которую можно исполнять либо только голосами, либо голосами и инструментами; а также он включает в себя бассо континуо , которое развивается от простого дублирования басовой партии в некоторых пьесах до самостоятельной партии, поверх которой исполняют соло, дуэты и другие ансамбли, часто в антифонном стиле. [ 3 ]
Духовная музыка Приули включает мессы , мотеты и священные монодии. Его мессы включают в себя образцы уже архаичного античного стиля 16-го века, родственного музыке Палестрины , а также других развивающегося стиля концертато , который помог определить начало эпохи барокко. Его мотеты и монодии в целом более прогрессивны и имеют общие черты с другими композиторами раннего барокко, находившимися под влиянием венецианцев. [ 1 ]
Инструментальная музыка Приули, например, пьесы в двух сборниках под названием Sacrorum concentuum , 1618 и 1619, родственна музыке Габриэли. Количество частей колеблется от пяти до двенадцати; в некоторых произведениях используются эффекты эха, напоминающие репертуар композиторов, работавших в соборе Святого Марка, где этот стиль впервые развился. Все эти произведения предназначались для использования в церкви. [ 1 ]
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джером Рош/Стивен Сондерс, «Джованни Приули», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 19 мая 2008 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Джулио Онгаро / Элеонора Селфридж-Филд, «Венеция», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 19 мая 2008 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Джеймс Хаар , Энтони Ньюкомб, Массимо Осси, Гленн Уоткинс, Найджел Форчун , Джозеф Керман, Джером Рош: «Мадригал», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 19 мая 2008 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Джеймс Хаар, Энтони Ньюкомб, Гленн Уоткинс, Найджел Форчун, Джозеф Керман, Джером Рош: «Мадригал», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN 0-393-97169-4
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Альфред Эйнштейн, «Итальянский мадригал». Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- Джованни Приули, «Инструментальные алкановые зоны» [2 тома]. Под редакцией Эрнста Хилмара. Грац: Академическая полиграфическая и издательская компания, 1970 г.