Деншавайский инцидент
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2014 г. ) |
Инцидент в Деншавайе — это название спора, произошедшего в 1906 году между офицерами британской армии и жителями египетской деревни в Деншавае , Египет , который позже приобрел большое значение в националистическом и антиколониальном сознании египтян. [2] Некоторые историки, такие как Питер Мэнсфилд, написавший книгу «Британцы в Египте » (1971), считают это поворотным моментом в британском присутствии в стране . Хотя сам инцидент был довольно небольшим с точки зрения количества жертв и ранений, реакция британских офицеров на инцидент и его значительные последствия привели к его долгосрочным последствиям. Инцидент был ознаменован созданием музея Деншвей .
Причины
[ редактировать ]К инциденту в Деншавайе привело множество противоречий. У египетского народа росло чувство национализма задолго до британской оккупации Египта в 1882 году и восстания Ахмеда Ураби . [3] , Восстание Ураби возглавляемое Ахмадом Ураби и названное в его честь, было мотивировано идеей революции и освобождения египетского народа от его турецких повелителей ; это привело к англо-египетской войне . [4] Правительство Египта взяла на себя и возглавила Эвелин Бэринг, 1-й граф Кромер . Он отвечал за экономические реформы и работал над ликвидацией долгов, вызванных режимом османского хедивала . Успехом этих реформ в основном пользовались высшие классы. [ нужна ссылка ]
Со времен турецкого режима хедивала высшие классы, в основном турецкие, получали выгоду от британской оккупации, за исключением египетского народа. [5] Средний класс, преимущественно египетский, был основной группой в Египте, сопротивлявшейся британской оккупации. Они критиковали британцев за то, что они не справились с коррупцией в правительстве хедивала. Должности в египетском правительстве заняли британские офицеры. Авторы газет утверждали, что, если бы не политика британского правительства в Египте, эти должности легко могли бы занять способные и образованные египтяне. [ нужна ссылка ]
Инцидент
[ редактировать ]Об инциденте сообщалось в «Египетской газете» того времени, которой руководил британский редактор Роуленд Снеллинг. Генеральный консул Египта лорд Кромер активно влиял на освещение и публикацию новостных статей в газете. [6]
В 13:00 13 июня 1906 года пять британских офицеров отправились на охоту на голубей в Деншавай. Это были капитан Булл, лейтенант Смитвик, капитан Босток, лейтенант Портер и майор Пайн-Гроб. По пути их встретили жители деревни, которые предупредили их на арабском языке, чтобы они не стреляли в голубей в этом районе. Предупреждения не были восприняты всерьез. Было обычным делом, что мнение египтян не принималось во внимание британскими офицерами. [6] После того, как началась стрельба, жители деревни феллахи расстроились из-за того, что голуби выращивались ими в качестве источника пищи, а также из-за того, что вспыхнул пожар, в организации которого жители деревни обвинили офицеров. Началась драка, и один из британских офицеров выстрелил из пистолета, ранив четырех жителей деревни, в том числе женщину, которая в конечном итоге скончалась от полученных ранений, что спровоцировало дальнейшее нападение на офицеров. [6] [7]
Одному из офицеров удалось скрыться с места происшествия и в сильную полуденную жару бежать обратно в сторону британского лагеря. Позже он потерял сознание возле лагеря и умер, скорее всего, от теплового удара . Настигший его там сельский житель пытался помочь ему, но когда другие солдаты из лагеря увидели сельчанина рядом с телом мертвого офицера, они предположили, что он убил офицера, и в свою очередь убили его. [7]
Суд
[ редактировать ]Египет находился под эффективным контролем лорда Кромера . Он считал, что египтяне были ненадежными свидетелями. Он утверждал, что порка и другие методы пыток необходимы, чтобы раскрыть правду о случившемся. [8] Кроме того, генерал-майор Буллок, командующий оккупационной армией, потребовал, чтобы обвиняемые предстали перед судом в соответствии с Указом Хедивала, а не реформированным египетским уголовным кодексом. Этот указ был издан в 1895 году для «очень быстрого и безоговорочного рассмотрения» преступлений «туземцев» против офицеров оккупационной армии. Он допускал более суровые наказания, чем это было возможно в египетской системе правосудия. [6]
На следующий день после инцидента британская армия арестовала в деревне пятьдесят два мужчины (которые были идентифицированы как участники драки). Выносить решения было поручено пяти судьям: Бутросу Паше Гали (который также был министром юстиции), Ахмеду Фати Заглулу , Уильяму Хейтеру, подполковнику Ладлоу и г-ну Бонду. Лишь один из судей был мусульманином. [6]
Суд состоялся 24 июня 1906 года. Протокол не велся. Подсудимым предъявлены обвинения в умышленном убийстве и грабеже с применением насилия. Все 52 обвиняемых давали показания в общей сложности 34 минуты, чего едва хватило, чтобы назвать свои имена и алиби. Хасан Али Махфуз (владелец голубей), Юсеф Хусейн Селим, Эль Сайед Исса Салем и Мохамед Дарвиш Захран были признаны виновными в умышленном убийстве офицера, который умер от теплового удара, с утверждением, что их действия привели его в эта смертельная позиция. Необходимо было обвинить их в умышленном убийстве, чтобы приговорить к смертной казни. сообщила В то время газета «Аль-Мукаттам» , что виселица была установлена в Деншавае до завершения суда. Еще двенадцать жителей села были признаны виновными и приговорены к различным срокам тюремного заключения. Восемь мужчин были приговорены к 50 ударам плетью. [5] [6]
Хасана повесили перед собственным домом на глазах у всей семьи, что было нетипично для обычного протокола смертной казни. Это решение вызвало возмущение египетской общественности и было названо националистической прессой особенно жестоким и «откровенным символом тирании». [9]
Последними словами Дарвиша на виселице были: «Пусть Бог хорошо компенсирует нам этот мир подлости, этот мир несправедливости, этот мир жестокости». [9]
Последствия
[ редактировать ]Обеспокоенные растущим египетским национализмом , британские чиновники посчитали, что лучше всего продемонстрировать свою силу и подать пример участвовавшим в этом сельским лидерам. Многие были арестованы, четверым предъявлено обвинение в убийстве. Это решение разожгло египетские националистические настроения. [9] Некоторые египетские лидеры позже подтвердили, что этот инцидент и реакция Великобритании на него заставили их предположить, что сотрудничество с Британской империей «совершенно неприемлемо». [10] и невозможно. Убеждение в невозможности сотрудничества усилило обеспокоенность лидеров по поводу давления Великобритании с целью расширения избирательных прав в Египте и заставило их активнее добиваться вывода британских войск из Египта. [10]
В конечном итоге этот инцидент, наряду с ростом египетского национализма, привел к антиколониальной борьбе в Египте во время Первой мировой войны . Во время войны Египетский экспедиционный корпус в Египте дислоцировался . Его присутствие привело к крупным расходам продовольствия и ресурсов на борьбу с Османской империей . Это была давняя цель египетских националистов. По мере продолжения войны волнения, вызванные инцидентом в Деншавай, еще больше усугублялись инфляцией , а также нехваткой продовольствия в стране; серьезный ущерб египетской экономике . [ нужна ссылка ]
К 1919 году Египет созрел для восстания. В то время как союзники пытались достичь послевоенного соглашения, египетским лидерам, известным как Вафд , который позже дал название главной политической партии, было отказано во въезде во Францию для встречи с версальскими миротворцами. Помимо прочего, Вафд хотел большей доли в англо-египетском Судане , совместной колонии Египта с Великобританией. Отказ Версаля привел к отставке большей части египетского правительства и привел к массовым демонстрациям, которые привели к беспорядкам. Эти беспорядки и недовольство, которое их спровоцировало, предоставили египетским националистам как центр для совместных действий, так и базу поддержки, которая была более широкой, чем та, которую они привлекали в предвоенные десятилетия. [11]
Это решение было использовано национальными и антииностранными элементами для разжигания общественного мнения в Египте. Британцев, поставивших под сомнение трибунал и его законность, обвинили в непатриотизме и поддержке «продажных агитаторов» в Египте.
Гай Олдред , который в 1907 году сравнил казнь Мадана Лала Дхингра с иммунитетом, предоставленным британским офицерам в этом инциденте, был приговорен к двенадцати месяцам каторжных работ за публикацию «Индийского социолога» .
Джордж Бернард Шоу в предисловии к своей пьесе « Другой остров Джона Булля » изложил публике более подробно свою точку зрения на инцидент. В отрывке, более известном своим живописным описанием, чем буквальной точностью, он заявил:
[Т]эй имел место только для одного человека на виселице, и ему пришлось оставить его висеть на полчаса, чтобы убедиться, что [он мертв], и дать его семье достаточно времени, чтобы посмотреть, как он раскачивается, таким образом, у них было два часа, чтобы убить, поскольку а также четверо мужчин, они продолжали развлечение, избивая восемь человек по пятьдесят ударов плетью каждого.
Затем он продолжил в том же духе:
Если ее [Английская] империя означает управление миром так, как правил Деншавай в 1906 году – а я боюсь, именно это и означает Империя для основной части нашей аристократически-военной касты и для наших шовинистических плутократов – тогда не может быть более священным и неотложным политическим долгом на земле, чем разрушение, поражение и подавление Империи и, между прочим, гуманизация ее сторонников…
Наследие
[ редактировать ]Пятьдесят лет спустя египетский журналист Мохамед Хассанейн Хейкал сказал, что «голуби Деншавая вернулись домой, чтобы ночевать», описывая последствия англо-французских забастовок в Египте в 1956 году.
«Повешение Захрана» — стихотворение Салаха Абдель Сабура об этом инциденте. Наги Риад снял фильм «Друг жизни » по мотивам стихотворения.
«27 июня 1906 года, 14:00» — это родственное стихотворение Константина П. Кавафиса , которое начинается так: «Когда христиане схватили и повесили / невинного семнадцатилетнего мальчика / его мать, которая там, возле эшафота / тащилась... ."
Этот инцидент упоминается в шпионском романе Кена Фоллетта 1980 года «Ключ от Ребекки» , действие которого происходит в Египте.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Современная цивилизация Европы. Франция в Марокко и Англанин в Египте / А. Х. Заки» . Библиотека Конгресса . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ «Инцидент в Диншоуэе | Британская оккупация Египта 1906 года | Британника» . Британская энциклопедия . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Абдалла, Ахмед (1988). «Вооруженные силы и демократический процесс в Египте». Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 10 (4): 1452–1466. дои : 10.1080/014365988808420121 .
- ^ Пинфари, Марко (2012). «Разрушение патриота: антиарабские предрассудки в отношении британцев к восстанию Ураби (1882 г.)» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 34 (2): 92–108. ISSN 0271-3519 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мусса, Салама (1947). Каир между 1903 и 1903 годами. Образование Саламы Муссы [Образование Саламы Муссы] (на арабском языке). Индуистский фонд (опубликовано в 2014 г.). стр. 100-1 14–15. ISBN 978-1-5273-0843-5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Карканаг, Марк Дж. (2012). Смерть в Деншавае: пример из истории британского империализма в Египте (магистерская диссертация). Государственный университет Нью-Джерси.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диншоуэйский инцидент
- ^ Кромер, Эвелин Бэринг; Граф (22 декабря 2000 г.). Современный Египет: Том 1 . Адамант Медиа Корпорация. ISBN 978-1-4021-8339-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Люк, Кимберли (2007). «Порядок или справедливость: инцидент в Деншавайе и британский империализм». Исторический компас . 5 (2): 278–287. дои : 10.1111/j.1478-0542.2007.00410.x .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адас, Майкл, Питер Н. Стернс и Стюарт Б. Шварц. Турбулентный переход: глобальная история двадцатого века . Четвертое издание. Нью-Джерси: Pearson Education, Inc., 2009. 130. Печать.
- ^ Адас, Майкл, Питер Н. Стернс и Стюарт Б. Шварц. Турбулентный переход: глобальная история двадцатого века . Четвертое издание. Нью-Джерси: Pearson Education, Inc., 2009. 132–133. Распечатать.
Библиография
[ редактировать ]- «Почему Хадита напоминает этому историку об ужасной главе британской истории» . Сеть исторических новостей . Проверено 6 сентября 2006 г. Кейт Дэвид Уотенпо
- Фахми, Зиад. Обычные египтяне: создание современной нации посредством популярной культуры . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2011. ISBN 0804772126