Кольдиц петух
Кольдиц петух | |
---|---|
![]() | |
Единственная известная фотография оригинального планера «Петух», сделанная 15 апреля 1945 года. [ 1 ] , Ли Карсон один из двух корреспондентов американских газет, назначенных в оперативную группу, захватившую замок. [ 2 ] | |
Роль | Планер для побега из тюрьмы |
Производитель | Заключенные Офлага IV-C |
Дизайнер | Билл Голдфинч, Джек Бест |
Первый полет | Никогда не летал |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Основной пользователь | Союзные военнопленные |
Количество построенных | 1 |
Кольдиц Петух — планер , построенный британскими военнопленными во время Второй мировой войны для попытки побега из лагеря для военнопленных Офлаг IV-C ( Замок Кольдиц ) в Германии.
Фон
[ редактировать ]После казни 50 заключенных, принимавших участие в « Великом побеге » из шталага Люфт III , верховное командование союзников препятствовало попыткам побега, хотя план постройки планера был одобрен, чтобы отвлечь энергию заключенных от спуска. в скуку и уныние.
Идея планера принадлежит лейтенанту Тони Ролту . Ролт, который даже не был летчиком, заметил, что линия крыши часовни была полностью скрыта от взгляда немецких охранников. Он понял, что крыша станет идеальной отправной точкой, с которой планер сможет перелететь через реку Мульде , которая находилась примерно на 60 метров ниже.
Строительство
[ редактировать ]Команду возглавляли Билл Голдфинч и Джек Бест. [ 3 ] Щеглу и Бесту помогло открытие в тюремной библиотеке « Авиадизайн » двухтомного труда Ч. Х. Латимера-Нидхема , в котором объяснялись необходимые физические и инженерные аспекты, а также включалась подробная схема секции крыла. Планер был собран Щеглом, Бестом и 12 помощниками, известными как «апостолы», на нижнем чердаке над часовней. Будущий коммодор авиации Королевских ВВС Джеффри Д. Стивенсон помогал в этом проекте. [ 4 ] длиной 60 футов Взлетно-посадочная полоса должна была быть построена из столов, а планер должен был запускаться с помощью системы блоков, основанной на падающей металлической ванне, полной бетона , с использованием ускорения под действием силы тяжести до 30 миль в час (50 км/ч). [ 5 ]
Офицеры, принимавшие участие в проекте, построили фальшивую стену, чтобы скрыть секретное пространство на чердаке, где они медленно строили планер из украденных кусков дерева. Поскольку немцы привыкли искать туннели сверху, а не секретные мастерские, офицеры чувствовали себя в полной безопасности от обнаружения. Тем не менее, они разместили множество наблюдателей и создали электрическую систему сигнализации, чтобы предупреждать строителей о приближающейся охране.
более тридцати ребер Необходимо было сконструировать крыла (около трети — структурные компрессионные ребра), преимущественно изготовленных из реек кровати, но также и из любого другого куска дерева, который военнопленные могли тайно добыть. Лонжероны были изготовлены из досок пола. Контрольные провода были сделаны из электропроводки в неиспользуемых частях замка. Эксперта по планёрам Лорна Уэлча попросили просмотреть диаграммы напряжений и расчёты, сделанные Голдфинчем.
Планер представлял собой легкий двухместный моноплан с высоким крылом. У него был руль направления в стиле Муни и квадратные рули высоты . Размах крыльев от кончика до кончика составлял 32 фута (9,75 м), а от носа до хвоста - 19 футов 9 дюймов (6 м). Тюремные спальные мешки белого клетчатого хлопка использовались для обшивки планера, а немецкое просо из синего и варилось и использовалось в качестве дурмана ткани для заделки пор . [ 6 ] Готовый планер весил 240 фунтов (109 кг).
Список инструментов, используемых при постройке планера. | |
|
|
Взлет был запланирован на весну 1945 года во время отключения воздушного налета, но к тому времени уже были слышны выстрелы союзных орудий, и исход войны был вполне очевиден. Британский офицер по побегу решил, что планер должен быть доступен для использования на случай, если СС отдаст приказ об убийстве пленных, чтобы передать сообщение приближающимся американским войскам. Планер приближался к завершению, когда американская армия освободила пленных 16 апреля 1945 года. Назначенный в оперативную группу, освободившую замок, военный корреспондент Ли Карсон вошел в Кольдиц 15 апреля 1945 года и сделал единственную фотографию готового планера на чердаке. [ 7 ]
Хотя Кольдицкий петух никогда не летал в реальной жизни, эта концепция была вымышлена, изображающая успешный полет и побег, в телевизионном фильме 1971 года «Птицелюди» в главных ролях с Дугом МакКлюром , Чаком Коннорсом , Рене Обержонуа и Ричардом Бейсхартом . В одном из эпизодов телесериала BBC «Кольдитц» решение построить планер изображено как попытка побега. Он также изображен во время последнего побега из замка Кольдиц в вымышленной истории, изображенной в видеоигре 2002 года « Военнопленный» .
Судьба планера неизвестна, но замок находился в зоне, контролируемой Советским Союзом, который не участвовал в его восстановлении. Однако Щегл сохранил свои чертежи, что позволило построить модель в масштабе в одну треть. В конечном итоге он был запущен с крыши замка в 1993 году.
Комплект планов планера находится в коллекции Имперского военного музея . [ 8 ]
Современная реплика
[ редактировать ]
Летная модель планера из пенополистирола была произведена производителем комплектов моделей Airfix для линейки Skycraft в 1970-х годах. [ 9 ]
В 1999 году полноразмерная копия планера Кольдиц была заказана Channel 4 и построена компанией Southdown Aviation Ltd на аэродроме Лэшэм . Планер был успешно испытан в 2000 году Джоном Ли во время его первой попытки в RAF Odiham под наблюдением Беста, Щегла и около дюжины ветеранов, которые работали над оригиналом более 55 лет назад. Джек Бест умер позже в том же году. Реплика сейчас находится в аренде в Центре планерного наследия .
Программа была показана в 2000 году на канале Channel 4 в Великобритании как часть трехсерийного документального сериала под названием «Побег из Кольдица». Материал Channel 4 был отредактирован до 60 минут и показан в США в 2001 году как «Побег из тюрьмы нацистов» в телесериале «Нова» .
В марте 2012 года радиоуправляемая полноразмерная копия планера была построена британской компанией Тони Хоскинса по техническому обслуживанию и ремонту планеров South East Aircraft Services на чердаке часовни и была доставлена из Кольдица для документального фильма Channel 4 и запущена в эксплуатацию (беспилотная). ) с той же крыши, что и планировалось в оригинале. Радиоуправляемая копия благополучно пересекла реку и приземлилась на лугу на глубине 180 метров. [ 10 ] Документальный фильм был показан в Северной Америке на канале PBS под названием «Побег из нацистского Алькатраса» 14 мая 2014 года. [ 11 ] Планер, построенный для этого документального фильма 2012 года, теперь является частью новой музейной экспозиции в мансарде замка Кольдиц и открыт для публики в апреле 2015 года, к 70-летию освобождения Кольдица.
Книга Тони Хоскинса «Бегство из Кольдица» была опубликована издательством Pen & Sword в Великобритании в апреле 2016 года. В ней рассказывается не только история оригинального экземпляра, построенного заключенными, но также подробно описываются другие построенные и выставленные копии.
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные британских планеров и планеров [ 12 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 20 футов 0 дюймов (6,1 м)
- Размах крыльев: 32 фута 0 дюймов (9,75 м)
- Соотношение сторон : 6,4
- Профиль : Кларк Ю.Х.
- Пустой вес: 240 фунтов (108,86 кг)
- Полная масса: 560 фунтов (254,02 кг)
Производительность
- Скорость сваливания: 31 миль в час (50 км/ч, 27 узлов)
- Соотношение подъемной силы и сопротивления: 12:1
- Нагрузка на крыло: 3,45 фунта/кв. футов (16,84 кг/м). 2 )
См. также
[ редактировать ]- Попытки уклониться от Положения IV-C
- Wagner DOWA 81 , импровизированный спасательный самолет, построенный для побега из Восточной Германии.
- Список планеров
Ссылки
[ редактировать ]- ^ PRReid «Последние дни в Кольдице», глава XXV
- ^ PRReid "Кольдиц: Последняя история", подпись к фотографии.
- ^ «Строительство планера Кольдиц» . ПБС . Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «Стефенсон» . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года . Проверено 14 июля 2012 г.
- ^ http://www.colditzappreciationsociety.com%2FSeptember%25202007%2520Newsletter.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Строительство планера Кольдиц» . Нова . Архивировано из оригинала 27 марта 2017 года . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ «Ли Карсон» . Американский музей авиации в Великобритании. Архивировано из оригинала 19 марта 2024 года . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Аманда Мейсон (6 февраля 2018 г.). «5 историй реальных попыток побега военнопленных союзников» . Имперский военный музей. Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ Джеймс, Д.Б. (2009). «Линейка комплектов Airfix» . pws.prserv.net . Архивировано из оригинала 6 апреля 2010 года . Проверено 5 июля 2011 г.
- ^ «Сюжет побега на планере из замка Кольдиц реализован более чем через 65 лет после войны» . Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года . Проверено 17 марта 2012 г.
- ↑ PBS Nova, « Побег из нацистского Алькатраса: команда специалистов восстанавливает планер, который военнопленные надеялись катапультировать с вершины замка Кольдиц. Архивировано 8 августа 2017 года в Wayback Machine ». Вышло в эфир 14 мая 2014 года.
- ^ Эллисон, Норман (1971). Британские планеры и планеры 1922–1970 (1-е изд.). Лондон: Адам и Чарльз Блэк. ISBN 0-7136-1189-8 .