Марат Гельман
Марат Гельман | |
---|---|
Марат Гельман | |
Рожденный | Marat Aleksandrovich Gelman 24 декабря 1960 г. |
Род занятий | Галерист, коллекционер, обозреватель, арт-менеджер, политический консультант. |
Родитель |
|
Веб-сайт | http://guelman.ru |
Marat Aleksandrovich Gelman [n 1] ( русский : Марат Александрович Гельман ; родился 24 декабря 1960 г.) — российский коллекционер, галерист и обозреватель. Бывший директор музея современного искусства PERMM в Перми. Заместитель директора Первого канала с июня 2002 по февраль 2004 года. Политический консультант, соучредитель Фонда эффективной политики, член Общественной палаты России (созыв 2010–2012). Гельман живет в Черногории с 2014 года. [1]
Биография
[ редактировать ]Марат Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе. Его отец — писатель и драматург Александр Исаакович Гельман . После окончания средней школы № 34 в Кишиневе в 1977 году Марат Гельман продолжил обучение в Московском электротехническом институте связи, одновременно работал слесарем и сценографом во МХАТ , «Современнике» и театре Маяковского . Окончил институт в 1983 году, получив степень инженера. [2]
Гельман работал инженером в Кишиневе до 1986 года. После того, как 1 марта 1986 года был отменен уголовный закон советской эпохи о социальном паразитизме, он уволился с работы, чтобы написать роман и начать собственный бизнес.
В 1987 году Гельман, с ранней юности интересовавшийся искусством, в частности современным искусством, устроил в Кишиневе свою первую художественную выставку, представив работы московских художников. [3] Выставка имела большой успех как с рекламной, так и с финансовой точки зрения. Приехав в Москву, чтобы передать художникам картины и деньги, вырученные от продажи, Гельман решил остаться в столице. [4]
Свою карьеру в искусстве он начал как коллекционер. [5] однако, сделав неудачный выбор для своей первой коллекции из-за отсутствия опыта, у него не было другого выбора, кроме как приобрести навыки продажи произведений искусства, став таким образом первым арт-дилером в СССР. В 1990 году, закончив обучение современному искусству за границей, собрал коллекцию украинского искусства, которая стала ядром выставки «Южно-русская волна» , показанной в 1992 году. [6] что привлекло внимание общественности и вызвало большой отклик. (Позже украинские художники «Южной волны» начали выставляться самостоятельно под названием «Украинская новая волна »).
Сам Гельман описывает свой путь в искусство и свою карьеру в искусстве как череду случайностей. Однако он считает, что гибкость и непредвзятость в использовании шансов даже более важны для успеха, чем решимость. [7] [8]
В 1995 году Гельман стал одним из создателей Фонда эффективной политики (ФЭП) вместе с Глебом Павловским и Максимом Мейером . [9]
В 2014 году Гельман переехал в Черногорию для реализации культурных проектов в этой стране. В этом же году Нил Эмильфарб, Петар Чукович и Гельман запустили программу резидентуры Европейского художественного сообщества Dukley. [10] Программа резидентуры изначально была основана на приглашении, однако теперь она открыта для всех художников через систему подачи заявок. Результаты работы художников регулярно выставляются на выставках. Деятельность программы резидентуры постепенно внесла существенные изменения в культурный статус Котора, города, принимающего проект, и всей Черногории. Марат Гельман выбрал эту страну для дальнейшего продвижения и реализации своей концепции постэкономического общества и гуманитарной инженерии. [11]
России 30 декабря 2021 года Минюст включил Гельмана в список «иностранных агентов». [12] Живя в Черногории, Гельман продолжает поддерживать хорошие отношения с художниками, выставлявшимися в его галерее. Недавно он и украинский куратор Константин Дорошенко привлекли внимание общественности к Ильи Чичкана «Психодарвинизм». проекту [13]
20 декабря 2022 года он был объявлен в розыск по уголовной статье, статья не уточняется. [14]
Галерея Гельмана
[ редактировать ]В 1990 году Гельман открыл свою галерею — одну из первых в России частных галерей современного искусства. [2] Галерея проработала до 2012 года, сменив за свою 20-летнюю историю несколько названий (Галерея Гельмана, Галерея М. Гельманов, Галерея М. и Ю. Гельманов). Он также перемещался три раза. С 1992 по 1995 год галерея располагалась в Центре современного искусства в Москве на Якиманке, с 1995 по 2007 год — на Малой Полянке, дом 7/7, а с 2007 по 2012 год — на территории Винзавода контемпорари. Арт-центр . Несмотря на многочисленные изменения, в просторечии она все время называлась Галереей Гельмана. [15]
История Галереи Гельмана в той или иной степени отражает историю современного искусства постсоветской России. В разные годы галерея сотрудничала практически со всеми выдающимися художниками соответствующего периода: от классиков московского концептуализма (Юрий Альберт, Игорь Макаревич, Вадим Захаров, Дмитрий Пригов ), соц-арта (Виталий Комар и Александр Меламид, Борис Орлов, Леонид Соков) и постмодернизм (Павел Пепперштейн, Георгий Острецов) петербургским художникам «Новой Академии» ( Тимур Новиков ), легендарной группе «Митьки » и московскому «Арт-акции» ( Олег Кулик , Анатолий Осмоловский, Александр Бренер, Олег Мавромати, Авдей) Тер-Оганьяну, группа РАДЕК), «Южнорусской волне» (Александр Сигутин, Арсен Савадов, Александр Ройтбурд, Олег Голосий), пионерам медиаискусства (группа «Синий суп», АЕС+Ф , Ольга Чернышева, Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев) ; и от художников (Юрий Шабельников, Валерий Кошляков, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Дмитрий Врубель) до фотографов (Борис Михайлов, Ладислав Мамышев-Монро), архитекторов (Александр Бродский, Алексей Беляев-Гинтовт), скульпторов (Дмитрий Гутов, Гриша Брускин, Мартынчик). пара) и художников, работающих с инсталляциями и новыми медиа (Ирина Нахова, Владимир Архипов, группа «Синие носы»). [16] и другие). [17] [2]
Помимо русских художников, Гельман выставлял в своей галерее украинское искусство, что лежало в основе его кураторской и галеристской деятельности ( «Южнорусская волна» выставка , 1992). Значительная часть его коллекции всегда была отведена украинскому искусству. действовал местный филиал Галереи Гельмана С 2002 по 2004 год в Киеве . [18] руководит друг Гельмана и один из художников Московской галереи Александр Ройтбурд .
Кроме того, в начале 1990-х годов Гельман упорно работал над тем, чтобы вернуть постсоветское искусство в международный контекст. Во-первых, он установил контакты с ведущими галереями Нью-Йорка, что позволило мировому художественному сообществу получить представление о творчестве большого числа художников Галереи Гельмана. В то время он также стремился выставить мировых звезд в России. В частности, во время проведения мероприятия на Якиманке по ул. В этот период в галерее Гельмана проходили такие знаковые события, как Энди Уорхола и Йозефа Бойса персональные выставки ( «Альтер Эго» , 1994 г. и «Дневник Леонардо» , 1994 г. соответственно). [19]
Еще одним важным направлением деятельности Галереи Гельмана было проведение крупных некоммерческих выставочных мероприятий на внешних площадках. В списке крупных событий — «Обращение» (ЦДХ, 1993), «Посвящение VII съезду народных депутатов России» (ЦДХ, 1993), « Новые деньги» ( Государственная Третьяковская галерея , 2006), «Динамичные пары» (Московский Манеж). , 2000), Южнорусская волна и ностальгия [20] ( Государственный Русский музей , 2000, к 10-летию Галереи Гельмана), «Россия 2» (ЦДХ, 2005), «Питовцы: современное искусство Петербурга » (ЦДХ, 2005), ряд других событий. [2]
С самого начала своей работы Галерея участвовала в международных выставочных мероприятиях, фестивалях и ярмарках. В начале 2000-х годов он принимал участие в некоторых крупных международных выставках, таких как FIAC (Париж). [21] и АРКО (Мадрид). В 1999 году создал проект павильона России на Венецианской биеннале .
В апреле 2012 года Марат Гельман, а также Елена Селина и Айдан Салахова , также входящие в число ведущих галеристов России, объявили, что перепроектируют работу своих галерей. В результате Галерею Гельмана закрыли. Гельман заявил, что основной причиной этого стало сокращение рынка современного искусства в России из-за общей политической и экономической нестабильности. [22]
Последним мероприятием легендарной галереи стала выставка Алексея Каллимы « Считай себя счастливчиком» (май – июнь 2012 г.). [23]
Культурный Альянс
[ редактировать ]В октябре 2012 года Марат Гельман открыл еще одно выставочное пространство в Центре современного искусства Винзавод. [24] на месте ныне закрытой галереи Гельмана. Продюсерский центр «Культурный Альянс» специализируется на экспонировании искусства регионов России и стран Содружества Независимых Государств на московских площадках. Здесь проходили выставки, представляющие современное искусство Казахстана , Ижевска и Перми .
Обращение внимания к региональному искусству было для Гельмана не случайным: с самых первых выставок еще в 1990-е годы он занимался поиском новых художников и привозом их в Москву. Именно он «открыл» среди других артистов новосибирскую группу «Синие носы». [4] а также многие художники из Санкт-Петербурга , Ростова-на-Дону и Украины .
Название галереи, как и значительная часть ее концепции, происходит от объединения «Культурный альянс», основанного Гельманом в 2010 году совместно с политической партией «Единая Россия» . Он был задуман как объединение российских городов, имеющих свою оживленную сцену в сфере современной культуры. За два года объединение провело два крупных фестиваля и около десяти выставок, которые показали, что даже вдали от Москвы «существуют своеобразные арт-сообщества, что провинциальные художники не чувствуют себя полностью оторванными от арт-сцены столицы и даже на международной арт-сцене они говорят на языке современного искусства, преодолевая разрывы географии и биографии». [25]
В 2012 году Гельман приостановил сотрудничество с российским режимом. [26] [27] Однако он не прекратил своей деятельности, направленной на стимулирование развития культуры в регионах России. Результатом и продолжателем такой деятельности стала галерея «Культурный Альянс» в арт-центре «Винзавод». [28]
2011 года выставка «Искусство против географии» , проходившая в рамках 4-й Московской биеннале современного искусства Еще одним знаковым событием, определившим концепцию галереи, стала . Выявлена новая ситуация в российском искусстве, при которой российские регионы объединяются и сотрудничают с российским художественным сообществом, чтобы своими силами преодолеть депрессивность территории, минуя региональные министерства культуры, государственные музеи и другие учреждения. официальные учреждения. [29]
Галерея «Культурный Альянс» стала заметной площадкой в Москве, специализирующейся на показе искусства российских регионов в столице с перспективой представления его мировому художественному сообществу. Это означает, что галерея призвана представлять современное российское искусство, а не современное Московское искусство. [30]
Пермский музей современного искусства
[ редактировать ]В 2008 году Марат Гельман провел выставку «Русское повера» в Перми. [31] Выставка, организованная при поддержке Сергея Гордеева представителя администрации Пермского края в Совете Федерации , стала знаковым проектом для Гельмана в его кураторской деятельности. В экспозицию вошли произведения крупнейших российских художников современности, как прославленных (Юрий Альберт, Владимир Архипов, Дмитрий Гутов, Николай Полисский, Леонид Соков, Игорь Макаревич, Александр Бродский, Юрий Шабельников, Сергей Шеховцов и другие), так и молодые (Recycle, Аня Жолуд, Жанна Кадырова, Илья Трушевский). Она проходила на территории Пермского речного вокзала, на тот момент не работавшего и ветхого, восстановленного до минимально необходимого для выставки уровня за счет Гордеева.
За запланированный месячный срок выставку посетили 45 тысяч человек, по просьбе горожан она была продлена еще на один месяц. Случай с «Русской поверой» и ее огромный успех положили начало масштабному проекту, направленному на превращение Перми в «культурную столицу» России. [32] Речной вокзал, где раньше располагалась «Русская повера», ныне отреставрированная и реконструированная, стал резиденцией Пермского музея современного искусства (ПЕРММ). [33]
Марат Гельман стал руководителем музея в должности его директора. Его деятельность на этом посту вызвала критику со стороны некоторых пермских деятелей искусства еще в 2009 году. [34] Алексей Иванов, известный писатель, историк искусств, заявил, что «Музей кормился огромными деньгами, практически всем местным бюджетом на культуру», отметив, что целых 90 миллионов рублей было направлено на нужды культуры. было выделено для PERMM, а Пермской картинной галерее было выделено всего 30 миллионов рублей. [35] Иванов обвинил московских деятелей искусства в предоставлении завышенных цен на проекты и услуги. Когда Марату Гельману вручили Строгановскую премию, [36] Иванов в знак протеста отказался от собственной награды, которую он получил тремя годами ранее. В ответ Марат Гельман обвинил Иванова в ложных заявлениях, указав, что музей не финансируется из бюджета.
Гельман курировал большинство выставочных проектов музея, в том числе ряд проектов, оказавших большое влияние на формирование российского художественного сообщества, таких как Дмитрия Врубеля » «Евангелие (2009), «Ночь в музее» (2010), [37] «Аноним» (2012), «Лик невесты» (2012), «Большой Кавказ» (2012), сокуратор Наиля Аллахвердиева, «Отечество» (2011), «Иконы» (2012) и др. Проекты PERMM экспонировались в других городах России: так и за границей. Одна из выставок музея, «Видение» , была показана в Санкт-Петербурге в 2010 году и в Твери в 2011 году, «Русская повера» побывала в Милане в 2011 году, [38] В 2012 году «Отечество» было показано в Новосибирске и Красноярске .
Выставки, проводимые ПЕРММ, вызвали волну недовольства со стороны Русской Православной Церкви . Епископ Ставропольский Кирилл выступил против выставок Гельмана, заявив, что творчество Гельмана не имеет ничего общего с истинной культурой и направлено на разжигание межрелигиозной и межнациональной вражды. В 2012 году ПЕРММ не смог провести выставку в Новосибирске, поскольку Министерство культуры региона отказало проекту в выставочных площадях. [39]
Фестиваль «Живая Пермь-2009» – еще одно важное достижение как для PERMM, так и для Марата Гельмана. Музей участвовал в создании и реализации концепции фестиваля при поддержке Олега Чиркунова экс-губернатора Пермского края . «Живая Пермь» стала ключевым культурным событием города и прообразом более масштабного фестиваля «Пермские белые ночи». [40] который с тех пор проводится ежегодно. В 2012 году его посетило более 1 миллиона человек. 23 марта 2009 года ПЕРММ стало одним из государственных учреждений Пермского края.
В июне 2013 года после серии скандалов Марат Гельман был уволен с поста директора ПЕРММ. [41] В соответствующем юридическом комментарии подчеркивался тот факт, что работодатель не был обязан объяснять причины своего решения. [42] Главной причиной своего увольнения Гельман назвал цензуру. СМИ полагают, что причиной увольнения Гельмана с поста директора ПЕРММ стала персональная выставка красноярского художника Василия Слонова под названием «Добро пожаловать!». Сочи 2014, который открылся в рамках программы «Пермские белые ночи». [10] [43] Новый губернатор Пермского края Виктор Басаргин позже заявил, что именно союз с Гельманом стоил поста его предшественнику Олегу Чиркунову. [44]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Официальное (в паспорте) латинское написание его фамилии — Гельман , как на французском языке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Guelman, Marat (12 March 2015). " Впереди – только мрак " (in Russian). Радио Свобода.
- ^ Jump up to: а б с д Джонс, Тарин (14 ноября 2012 г.). " Марат Гельман: Биография. Архивировано 22 февраля 2017 года в Wayback Machine " Искусство в России.
- ^ Шевелев, Игорь (29 March 2006). " Галерист на галерах " Деловая газета «Взгляд».
- ^ Jump up to: а б Морарджи, Рэйчел (4 ноября 2011 г.). « Художественная перестройка » Financial Times.
- ^ " Марат Гельман: интервью " (in Russian). Arba.ru.
- ^ Guelman, Marat. " Биография " (in Russian). Дневник Марата Гельмана.
- ^ «TEDxPerm – Марат Гельман – Доверие как путь к успеху – YouTube» . Ютуб . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Guelman, Marat. " Воскресная исповедь " (in Russian). Дневник Марата Гельмана.
- ^ Российские аналитические центры — Европейская инициатива стабильности , март 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Муньос-Алонсо, Лорена (9 января 2015 г.). " Российский диссидент уезжает в Черногорию и планирует новое пространство " ArtNetNews.
- ^ Мартынова, Виктория (27 October 2015). " Искусство обязано оскорблять Archived 11 February 2017 at the Wayback Machine " (in Russian). JugoSlovo.
- ^ «Россия объявила участницу Pussy Riot, коллекционера произведений искусства и сатирика «иностранными агентами » . Франция 24 . 30 декабря 2021 г. Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ Гельман, Марат (17 February 2021). "Разговор Марата Гельмана с арт-критиком. Новый "Психодарвинизм" Ильи Чичкана" . ZIMA Magazine (in Russian) . Retrieved 15 July 2023 .
- ^ "Россия объявила в розыск экс-советника Кремля, галериста Марата Гельмана" . www.themoscowtimes.com . 20 декабря 2022 г.
- ^ " Галерея Гельмана " RussianMuseums.Info.
- ^ " Группа Синие Носы " Электронная галерея Гельмана.
- ^ " Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана. Художники " (in Russian). Guelman.Ru.
- ^ " Галерея Гельмана - Киев " The ArtKey.
- ^ " Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана. Выставки " (in Russian). Guelman.Ru.
- ^ Успенский, Антон (17 June 2008). " Живопись в контексте постмодернизма. Южнорусская волна из коллекции ГРМ " (in Russian). Доклад для Русского музея
- ^ « Список галерей по странам » (*.pdf). ФИАК.
- ^ " Марат Гельман подтвердил закрытие галереи на «Винзаводе» " (in Russian). Lenta.ru.
- ^ " Полная биография Алексея Каллимы " Reginagallery.com.
- ^ Мачулина, Диана (8 December 2012). " Винзавод. Перезагрузка кластера " (in Russian). Polit.ru.
- ^ Смирнова, Екатерина (14 October 2011). " Марат Гельман: «Жду от Дмитрия Анатольевича серьезного сигнала региональным властям» " (in Russian). Republic.ru.
- ^ Guelman, Marat. " Аудитория на Эхе вдвое менее лояльна мне и хуже относится к сотрудничеству с властью " (in Russian). Дневник Марата Гельмана.
- ^ Guelman, Marat. " Может и вам будет интересно " (in Russian). Дневник Марата Гельмана.
- ^ « Центр современного искусства ВИНЗАВОД – Художественные галереи » Russia-ic.com.
- ^ « Искусство против географии: Культурный альянс » 4-я Московская биеннале.
- ^ Ворхес, Мара. « Современная творческая Москва » Lonely Planet.
- ^ " Русское повера ". Третья Московская биеннале современного искусства.
- ^ « О Пермском крае » Visitperm.ru.
- ↑ Нечепуренко, Иван (24 августа 2016 г.). « Москва подавляет восстание, на этот раз художественное » The New York Times.
- ^ Невзоров, Александр (5 May 2009). " Марата Гельмана атаковали пермские интеллигенты " (in Russian). Snob.ru.
- ^ " Марат Гельман против Алексея Иванова " (in Russian). Rupo.ru.
- ^ " Лауреаты Строгановской премии по итогам 2008 года " (in Russian). Официальный сайт.
- ^ « Ночь в музее. Архивировано 25 января 2016 года в Wayback Machine ». ПЕРММ.орг.
- ^ « СЫРЬЕ. Русское Бедное – «бедное искусство» в России » (на итальянском языке). Spaziodi.it.
- ^ Гладилин, Иван (12 May 2012). " Церковь против «художеств» Гельмана. Единоросс Ткачев — за " (in Russian). KM.ru.
- ^ « Российский город переходит от танков к культуре ». Голос Америки; 7 декабря 2011 г.
- ^ Семендяева М., Астахов Д. (19 June 2013). " Марата Гельмана увольняют с должности директора музея PERMM " (in Russian). КоммерсантЪ.
- ^ " Пермский Минкульт уволил Гельмана " (in Russian). Lenta.ru.
- ^ Слонов, Василий (24 June 2013). " Одобрено Кремлем " (in Russian). Sib.FM.
- ^ " Виктор Басаргин считает, что союз с Гельманом стал причиной крушения губернатора Чиркунова " (in Russian). ProPerm.ru.