Украинская Новая Волна


Украинская новая волна ( укр .: Новая українська хвиля , латинизировано : Nova ukrainska khvylia ) — совокупность творческих направлений, возникших в Украине в период с конца 1980-х по начало 2000-х годов в ответ на бурные общественно-политические события того времени, такие как распад СССР , перестройка , провозглашение независимости Украины . Это одно из наиболее влиятельных проявлений украинского постмодернизма , для которого характерно разнообразие произведений и групп как деструктивного, так и конструктивного характера, направленных как на усиление особенностей изобразительного искусства, так и на уход от него в сторону акционизма и замену традиционного искусства новейшие технологии. [ 1 ] Яркий полистилистизм Украинской новой волны зародился в предшествующий период украинского андеграундного искусства, возникшего стихийно, без цензуры и идеологических ограничений.
В международном искусстве термином « Новая волна » обозначают период творческого обновления, объединяющий широкий спектр течений конца 1970-х и 1980-х годов, связанных с проявлениями постмодернизма в дизайне, архитектуре, кинематографии, музыке и литературе. В Украине Новая волна была заметна в основном в визуальном (изобразительном искусстве), а не в музыке и кино, как французская Новая волна или Новая волна британского хэви-метала . Однако черты украинской новой волны все же время от времени проявлялись в кино, театре, литературе и музыке Украины. [ 2 ]
Работы основной группы художников были представлены в Национальном художественном музее Украины в 2009 году на выставке «Украинская новая волна». [ 3 ]
Начало и развитие
[ редактировать ]Основой движения стало новое поколение художников (родившихся в 1960-е годы), которые только начинали свой творческий путь и уже не находились под давлением власти, что совпало с либерализацией эпохи «перестройки» и сокращением численности коллектива. влияние на личность. Влияние постмодернизма отчетливо проявилось в творчестве молодого поколения художников многих городов Украины. Они искали вдохновение в образцах классического авангарда , неоавангарда, западного модернизма , итальянского трансавангарда , постмодернизма , неоклассицизма , народного искусства и других. [ 4 ]
Как всеукраинское движение явление сформировалось после серии молодежных выставок в 1987-1988 годах в Киеве и Харькове и пленэров «Седнев-88» и «Седнев-89». [ 5 ] Среди учреждений, которые впервые поддержали молодых художников на национальном уровне, были Совиарт, молодежные секции Союза художников Киева и Харькова. Каталоги выставок Совиарта — «Взгляд 21» (1989) и «Украинская живопись» (1990) — первоисточники, освещающие начало движения. Единству художников в более локальном измерении способствовали организации «ТОХ», «Центр Европы», «Три точки», «Панорама», биеннале «Импреза» и «Ренессанс». Среди основных выставок, в которых принимали участие художники «Новой волны», — Молодёжные выставки (Москва и Киев, 1987–1989), выставки «Совиарта» и другие.
В 1990 году Марат Гельман открыл в Москве частную галерею современного искусства. Он собрал коллекцию украинского и российского искусства, которая стала ядром выставки «Южно-русская волна», показанной в 1992 году. Позже украинские художники «Южной волны» стали выставляться самостоятельно под названием «Украинская новая волна». С 2002 по 2004 год в Киеве действовал филиал Галереи Гельмана под руководством Александра Ройтбурда, где представляли украинских художников новой волны Арсен Савадов , Олег Голосий, Валерия Трубина и другие. [ 6 ]
Художники «Новой волны» не имели в своих произведениях единого мировоззрения и многих общих черт. Признаками движения были творческая свобода, независимость человека от коллектива, что рождало новизну, эксперименты, беспристрастность. Художники «волны» были очень разными, и из-за этого к 1990-м годам движение уже разделилось на несколько групп по эстетическим предпочтениям.
В движение также входили: «Украинский трансавангард» (картины трансавангардистов, преимущественно художников из Киева и Одессы ); «Западноукраинский постмодернизм» художников Львова и Ивано-Франковска , занимавшихся преимущественно инсталляциями и акционизмом; «Киевский постмодернизм», художники которого создали множество инсталляций. Теоретической основой для них послужили основные идеи итальянского теоретика трансавангарда Ахилла Бонито Олива . [ 1 ]
Другие художники этого поколения выбрали индивидуальные творческие пути, близкие модернистским и традиционным направлениям того времени, но в интерпретации нового периода времени: неоэкспрессионизм , фантастический реализм , импрессионизм , постимпрессионизм , фотореализм , гиперреализм и другие, которые вообще назывались « полистилизмом ». [ 7 ]
Участники выставок Украинской Новой Волны.
[ редактировать ]Больше чем пять десятков артистов толку часть в украинском новой wave. Among them являются Mykola Babak , Иллия Чичкан , Олександр Хнылитский , Олена Голуб Павло Керестой Влад Харт , Юри Косин , Лес Подервинский , Игорь Подолчак , Олександр , Ройтбурд , Василия , Рябах , Sergei Sviatchenko , Марина Skugareva , Феодосия Tetianych , Oleg Tistol , Glib Viches , Nicholas Zalevsky , Александр Животков и другие. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Salatiuk, Larysa (2021). "УКРАИНСКИЙ ТРАНСАВАНГАРД: ГЕНЕЗА И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ" (PDF) . Retrieved 19 сентября 2021 .
- ^ * на укр.: Глеб Вичес Глеб Вичес.Современное искусство Украины - от андеграунда к мейнстриму. Киев, МАРИ Украины.2020
- ^ Мельник, Анатолий (2009). Проект «Украинская Новая волна» (каталог выставки) .
- ^ Smyrna, Lesya (2017). Century of nonconformism in Ukrainian visual art . Feniks. ISBN 978-966-131-499-2 .
- ^ "Седневские пленеры "Korydor | журнал о современной культуре" . www.korydor.in.ua . Retrieved 2021-09-19 .
- ^ Галерея Гельмана - Киев
- ^ Петрова, Ольга (2004). Художественные размышления: история, теория и критика изображений. Искусство 1970-х – 2000-х годов . Киев : Издательство "Академия". ISBN 966-518-236-6 .
- ^ на укр.: Глеб Вичес. Современное искусство Украины - от андеграунда к мейнстриму. Киев, МАРИ Украины.2020
Источники
[ редактировать ]- на укр.: Глеб Вичес . Альбом//Главное управление культуры, искусства и охраны культурного наследия КГГА. 2004 г.