История евреев на Балеарских островах
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2007 г. ) |
История евреев Балеарских островов насчитывает более тысячи лет.
Евреи жили на Балеарских островах в Средиземном море, принадлежащих Испании. Они расположены к востоку от Валенсии , три основных из которых называются Майорка (исп. Майорка), Минорка (Менорка) и Эйвисса или Ибица . Группа сначала сформировала Королевство Майорка ; позже он стал испанской провинцией под властью Арагона. По данным летописцев, еврейские жители на Балеарских островах проживали еще во II веке. В V веке по наущению епископа Севера в Маоне (Магоне), столице Менорки, произошло гонение на евреев. В результате ряд евреев, в том числе Феодор, богатый представитель еврея, пользовавшийся высоким уважением как среди своих единоверцев, так и среди христиан, принял крещение.
Место убежища
[ редактировать ]Вследствие преследований Альмохадов в Испании (1146 г.) число евреев на островах увеличилось, а в Пальме, столице Майорки, были построены большая синагога и две поменьше. Евреи занимались торговлей и сельским хозяйством; а поместья, как наследственные (rahals), так и арендованные (alguerias), в Инве, Петре и Монтуири принадлежали общине (almodayna), а также отдельным евреям. Среди последних были Альмо, Садич, Астрюк де Тортоса и три его брата (Дамето, «Всеобщая история Балеарского королевства», стр. 277 и след.; «Сборник неопубликованных документов по истории Испании», ix. 14). , 18, 20 и др., Барселона, 1856 г.).
Под Арагоном с 1229 г.
[ редактировать ]Хайме I (1213–1276 гг.) Арагонский, который вез в своей свите дона Бахиэля Сарагосского в качестве переводчика, завоевал Майорку в последний день 1229 года и присоединил ее к своему королевству. Он выделил евреям квартал по соседству со своим дворцом для проживания, предоставил защиту всем евреям, желающим поселиться на острове, гарантировал им права граждан, разрешил им решать свои собственные гражданские споры, убивать скот по законам. свои ритуалы и составлять завещания и брачные контракты на иврите. Христианам и маврам было запрещено под строгим наказанием оскорблять евреев или брать землю и камни с их кладбищ; и евреям было приказано жаловаться непосредственно королю на любую несправедливость по отношению к ним со стороны королевских чиновников. Им разрешалось взимать 20 процентов процентов по кредитам, но сумма процентов не должна была превышать капитал.
В случае, если еврей занимался ростовщичеством , община не несла ответственности. Наказанием за предоставление денег в долг под заработную плату рабов, нанятых их хозяевами, была потеря капитала. Евреи могли покупать и владеть домами, виноградниками и другой собственностью на Майорке, как и в любой другой части королевства. Их нельзя было принудить поселить христиан в своих домах: фактически христианам запрещалось жить с евреями; а осужденным-евреям в тюрьмах были предоставлены отдельные камеры. Если раб еврея или мавра принимал иудаизм или магометанство, его следовало освободить и покинуть остров.
Хайме II (1291–1327) подтвердил за евреями все привилегии, предоставленные им его предшественником: он также разрешил им построить синагогу в новой « Калле » (еврейском квартале) и владеть кладбищем. В отличие от евреев Арагона, евреи с Балеарских островов были освобождены от обязанности снабжать постелью и хлебом королевскую семью или губернатора. Более того, их не принуждали платить специальные налоги, взимаемые с евреев Каталонии и Арагона.
Рост нетерпимости
[ редактировать ]Евреи Майорки, Менорки и Ибицы всегда составляли одну общину. Христианская пропаганда здесь, как и в других местах, становилась все сильнее. Были предприняты попытки обратить евреев в свою веру, и теологический спор, аналогичный тому, который произошел в Арагоне , произошел в 1286 году. [ 1 ] Несколько позже в еврейский квартал ворвались священники; поднялась суматоха, представители евреев подали жалобу (1305 г.), а духовенству было категорически запрещено входить в еврейский квартал или в дома евреев без сопровождения судебного пристава или чиновника губернатора. Опасаясь изгнания, участи своих единоверцев во Франции (1306 г.), евреи Майорки после смерти гуманного Хайме I обратились (1311 г.) к новому королю Санчо I с просьбой о защите; и он подтвердил их привилегии.
Преследования со стороны церкви
[ редактировать ]Тяжелые времена для евреев на Балеарских островах начались с Венского собора (1312 г.), который запретил любые сношения между евреями и христианами и призвал духовенство к обращению евреев. Тем не менее, евреи островов обратили в иудаизм (1314 г.) двух христиан из Германии, которым было отказано в приеме в иудаизм со стороны ряда испанских раввинов, даже раввинов Жероны и Лериды. Как только епископ Майорки Вилланова услышал об обращении, он наложил на евреев штраф в размере 150 000 флоринов. Кроме того, король конфисковал их книги, все их личное имущество и недвижимость и превратил в церковь их прекрасную синагогу, которая едва была достроена. После уплаты 95 000 флоринов им был предоставлен иммунитет от дальнейших наказаний, и им было разрешено построить другую синагогу на месте отнятой у них. Чтобы собрать огромную сумму, главы общины обложили (1315 г.) налогом все — вино, мясо, хлеб, все, что покупалось и употреблялось, свои товары и даже новую одежду. Налог должен был взиматься в течение десяти лет и был санкционирован королевским статутом. В то же время царю была адресована петиция с просьбой вернуть евреям все их прежние привилегии и приказать, чтобы в будущем ни один еврей не был насильно крещен; что еврея, приговоренного к смертной казни, следует вешать, как христианина, за голову, а не за ноги; что инквизитор должен всегда допрашивать еврея в присутствии судебного пристава или его представителя; и что еврей должен иметь право иметь адвоката. Евреи усердно трудились, чтобы заплатить штраф, и в 1328 году сумма была выплачена. Жадный Санчо в своих интересах предоставил им свободу торговли, а в 1318 г. дал им заверения, что ни они, ни их потомки не будут изгнаны из еврейского квартала, окруженного стенами и снабженного воротами.
Хайме II, племянник дона Санчо, стал его преемником, но находился под опекой своего дяди Филиппа. В начале своего регентства Филипп от имени короля подтвердил все привилегии евреев, а в 1325 г. даровал им право гражданства. Он защищал их от насильственного крещения и строго запрещал крестить детей против воли родителей. Им было дано разрешение (1331 г.) построить в их квартале новую синагогу, но она не должна была быть слишком сложной. Чтобы помешать возведению красивого здания, Хайме собрал все свои деньги в государственную казну. При Педро IV (1336–1387 гг.), который в 1344 г. объединил Майорку с королевством Арагон, евреи Балеарских островов жили спокойно, и все их права были защищены; но во время враждебных выступлений против евреев в Испании их мирному положению также пришел конец.
Резня 1391 года.
[ редактировать ]Чем больше была задолженность христиан перед евреями, тем более враждебным становилось их отношение. В результате такого положения дел губернатор островов запретил (1390 г.) всем евреям носить оружие, даже в своем квартале, или покидать свои дома через два часа после захода солнца без фонаря. После вспышек в Валенсии и Барселоне (1391 г.) губернатору пришлось вмешаться ради безопасности еврейского квартала в Пальма-де-Майорке . 24 августа 1391 года долгожданное бедствие обрушилось на общину Майорки. Еврейские дома были разграблены; и даже дома христиан, укрывавших евреев, не были пощажены. Около 300 евреев были убиты, 800 спаслись в королевском замке, остальные подверглись принудительному крещению. Когда королеве Виоланте сообщили о произволе, она присудила жителям островов выплатить штраф в размере 150 000 флоринов (или, по мнению некоторых авторитетов, 104 000 флоринов). Однако год спустя (1392 г.) Хуан I предоставил полную амнистию всем, кто практиковал насилие против евреев или «Калле», поскольку они делали это ради благополучия короля и государства; и далее он объявил все долги христиан евреям недействительными.
Переселение
[ редактировать ]Вскоре после катастрофы 1391 г. евреи вновь стали селиться на острове, и 21 января 1393 г. губернатор издал указ для их защиты, предусматривавший, что гражданина, причинившего вред еврею, следует повесить, а рыцаря за то же правонарушение следует подвергнуть страппадо. Выгодное положение островов, торгового пункта на полпути между Каталонией, Провансом и Сицилией, привлекало сюда многих евреев Прованса и Сицилии , а также некоторых из Туниса , Алжира и других африканских городов. В разгар своего расцвета на Майорке проживало более тысячи еврейских семей. Среди поселившихся там было немало людей с предательским характером, которые действовали как доносчики против своих собратьев-евреев и по злобе и зависти или с целью вымогательства денег лжесвидетельствовали против людей с безупречной репутацией, пока по требованию общины, они были изгнаны с острова.
Евреи с санкции короля имели свои собственные организации и секретарей или представителей, назначаемых ими самими. В первой половине XIV века в этом качестве часто упоминаются следующие личности: Авраам Малакин, Хаюм Коэн, Юсеф Барки, Виталь и Иуда Крескес, Джейкоб Коэн, Рафаэль Дайен, семьи Натгар, Саспортас, Хулелли, Мозес Рамон, Садон (Садок) б. Дахут (Дэвид). Последнее, вероятно, не то же самое, что Сайд б. Давид, публично сожженный (12 августа 1381 г.) за невоздержание с монахиней .
Внутренние условия
[ редактировать ]В конгрегации существовал каталоно-африканский ритуал с правилами, аналогичными правилам конгрегации в Перпиньяне : среди прочего был постановление (1319 г.), согласно которому евреи не должны носить одежду из более тонкого материала, чем та, которая указана в кодексе организации. Нарушители этого закона должны были быть наказаны телесно после получения согласия короля или отлучены от церкви.
Возобновление притеснения, 1413 г.
[ редактировать ]Евреи островов вскоре забыли свой горький опыт 1391 года. Евреи островов стали богаче и светски, приняли христианские имена и вступали в брак с христианами. Этноцентризм (1412–1416 ) страстного народа Майорки, однако, питался антисемитом Фердинандом Арагонским , издавшим указ против евреев (20 марта 1413 г.), согласно которому они были вынуждены жить исключительно в еврейский квартал, и им было запрещено есть и пить с христианами; нанимать христианских медсестер или других слуг; посещать христианские браки или похороны; принять титул «Дон»; занимать любую государственную должность; носить с собой оружие, например мечи или кинжалы; использовать для своей одежды любой дорогостоящий материал; носить шелк, мех или любые украшения; продавать христианам любые продукты питания; дарить им выпечку, мясо или напитки; быть для них врачами или давать им какое-либо лекарство. Более того, они должны были носить значок, обозначающий еврея. Христианкам, замужним и незамужним, а также куртизанкам строго запрещалось посещать еврейский квартал днем и ночью. Евреев, желающих креститься, никто не должен был удержать от их решения; офицерам короля было приказано препятствовать эмиграции еврейских женщин, обращенных в христианство, в Африку, поскольку там они вернулись в иудаизм и послали за своими детьми, чтобы они последовали за ними. В конце августа 1415 г. Винсенте Феррер приехал на Майорку, чтобы обратить евреев, и занимался этой работой почти шесть месяцев.
Восстание 1435 г.
[ редактировать ]Двадцать лет спустя (1435 г.) произошло бедствие, которого боялся Саймон Дюран. распяли сарацина Чтобы настроить народ против евреев, был распространен слух, что евреи Пальмы во время Страстной недели . Евреи, обвиненные в этом преступлении, были немедленно закованы в цепи. Их собратья-евреи заступились, и по приказу губернатора их вывели из епископской тюрьмы и поместили в государственную тюрьму. Духовенство, разгневанное этим шагом, настроило народ против губернатора и еще яростнее против евреев. Был сформирован трибунал, состоящий в основном из доминиканцев и францисканцев, который применил пытки как средство получения информации. Одного из заключенных евреев растянули на дыбе; он сознался во всем, о чем его просили, и назвал соучастниками преступления всех, чьи имена ему подсказывали. Купец Аструк Сибили попросил встречи с губернатором, его просьба была принята, и он обвинил в проступке всю еврейскую общину. Это привело к беспорядкам в Пальме, в ходе которых христиане преследовали евреев в горы. Разъяренная толпа обнаружила, что в этом замешано большинство евреев, вытащила их из укрытий и в ликовании повела обратно в Пальму. После пятидневного разбирательства ожидающее население было уведомлено о приговоре, вынесенном евреям. Астрюк Сибили и трое его сообщников должны были быть сожженными заживо , но в случае, если они примут крещение, их приговор будет «смягчен» до смерти на виселице . Астрюк Сибили принял крещение, и все остальные, соблазненные обещаниями, последовали его примеру. По представлению духовенства губернатор даровал им жизнь.
Нескольким верующим евреям удалось бежать. Синагога была разрушена несколько лет назад, и хотя время от времени на островах селились евреи, евреев там практически не осталось. Католические монархи издали указ Альгамбры об изгнании евреев из Испании, и испанская инквизиция начала свою работу. В 1506 году двадцать два осужденных еврея, хотя они были либо мертвы, либо отсутствовали, были сожжены в виде чучела; снова, в 1509 и 1510 годах, некоторые евреи были публично сожжены в чучелах; а в 1511 году таким же образом были наказаны шестьдесят два еврея, сбежавшие от инквизиции.
Тайных евреев, в большом количестве на острове Майорка, называли не «мараносами» или «новыми христианами», а «людьми с Калле» или чуэтас.
На острове Майорка проживало множество известных раввинов и ученых из Каталонии и Прованса. Среди них были: Шем-Тов Сокол , установивший здесь ряд ритуальных обрядов; Аарон ха-Коэн , написавший свой ритуальный кодекс «Орхот Хаим» на Майорке; Джозеф Каспи , известный писатель; Исаак бен Натан , старательный переводчик с арабского языка; и врачи Моисей Римос и Элеазар Ардо, последний из которых родился на Майорке, а также Симон бен Цемах Дюран .
Британская Менорка
[ редактировать ]Менорка стала владением Англии в 1713 году и охотно предоставила убежище ряду еврейских семей из африканских городов. была построена синагога Вскоре в Маоне . Тот факт, что здесь поселились евреи и мавры, был достаточным основанием для того, чтобы Испания объединилась с Францией, чтобы изгнать англичан с острова. Когда герцог Крильон высадился на острове (август 1781 г.), евреи, греки и мавры, всего три тысячи человек, восстали и угрожали жизни герцога. Однако после непродолжительного сопротивления Махон сдался; и вместе с английским гарнизоном евреи покинули город и остров.
См. также
[ редактировать ]- Суэтас - община бывших евреев на Майорке, сохранившаяся до наших дней.
- Еврейский квартал инков
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О. Карбен, «Flagellum Hebraicum», Венеция, 1672 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мейер Кайзерлинг , История евреев в Испании и Португалии , т.е. 155-177
- То же, Revue Etudes Juives, iv. 31–56, xxxix. 242 и последующие, XL 62 и далее.
- Бюллетень Королевской академии истории Мадрида, 1900 г., xxxvi. 1–5.ДМК
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Балеарские острова» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.