Жан-Батист дю Амель
Жан-Батист Дю Амель | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 6 августа 1706 г. Париж | (82 года)
Другие имена | Жан-Батист Дюамель, Жан-Батист дю Амель |
Образование | Кан |
Известный | Сферы Феодосия (1642 г.) |
Научная карьера | |
Поля | Натуральная философия (физика) |
Учреждения | Приход Нейи-сюр-Марн ; церковь Байе |
Покровители | Ардуэн де Перефикс , Жан-Батист Кольбер |
Жан-Батист Дю Амель , Дюамель или дю Амель (11 июня 1624 — 6 августа 1706) — французский священнослужитель и натурфилософ конца семнадцатого века, первый секретарь Королевской академии наук . В качестве первого секретаря он оказал влияние на первоначальную работу Академии, но его наследие и влияние на Академию и рост науки во Франции неоднозначны.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Он родился в Вире , Нормандия. [1] (сейчас в департаменте Кальвадос ), сын адвоката Вира Николя Дю Амеля. В семье также были два других брата: Жорж, который стал юристом, как и его отец, и добился большого успеха в качестве члена Великого совета в Париже, и Гийом, который стал священником и служил при дворе короля Франции. . [2] Он начал свое формальное обучение в Кане , а в 1642 году переехал в Париж. Дю Амель рано продемонстрировал склонность к научной работе и в возрасте восемнадцати лет опубликовал объяснение работы Феодосия Вифинского под названием «Сферы Теодоза» , к которому он добавил трактат по тригонометрии . Он также проявил интерес к религиозной карьере, вступив в Конгрегацию ораторского искусства в 1643 году, предпочитая их другим сектам из-за их ориентации на служение и ученость. [3] Затем он переехал в Анжер, чтобы преподавать философию, и был официально рукоположен в священники там в 1649 году. Находясь в Анже, он сосредоточил свое внимание не только на теологии, но также на изучении математики, астрономии и естественных наук. Затем его перевели обратно в Париж в качестве преподавателя ораторской школы на улице Сент-Оноре. Именно в Париже он опубликовал две свои работы, Astronomia Physica и De Meteoris et Fossibilus в 1660 году, обе из которых анализируют и сравнивают древние теории с картезианством . Такое сочетание теоретического и научного анализа заставило многих современников Дю Амеля рассматривать его и его работы как связующее звено между теологией и новыми идеями науки. [4]
Переехать в Париж
[ редактировать ]Его возвращение в Париж совпало с окончанием восстания Фронды в 1652 году. Это время оказалось для Дю Амеля удачным, поскольку его отсутствие в столице означало, что он не был запятнан политическими взглядами или участием в восстании. Он также вновь познакомился со своим братом Жоржем, который, как выдающийся адвокат и член Великого совета, познакомил его с некоторыми влиятельными покровителями, в том числе с Ардуэном де Перефиксом, бывшим наставником Людовика XIV и архиепископом Парижа, а также видным Семья Барберини. [5] Дю Амель покидает ораторианцев в 1653 году, но затем становится руководителем прихода Нейи-сюр-Марн . Оставив эту должность в 1663 году, он стал канцлером церкви Байе . В то же время он также занят изучением естественной философии и науки, написав в 1663 году одну из своих самых известных работ, De Consensu Veteris er Novae Philosophiae . К настоящему времени Дю Амель является хорошо известным и уважаемым ученым. ученый с книгами по богословским и философским вопросам, которые привлекли внимание научного сообщества, и с помощью своего брата и, возможно, его покровителя Перефикса, Дю Амель попадает в поле зрения Жана-Батиста Кольбера как потенциальный секретарь новой Академии де наук. Дю Амель обладает многими качествами, которые Кольбер искал в секретаре группы: он хорошо читал и писал на латыни, что позволяло общаться с другими учеными в Европе, недавно он опубликовал хорошо принятые работы, у него не было никакого остаточного политического союза после восстаний Фронта, и он не участвовал в нескольких частных академиях, которые предшествовали основанию Академии наук. [6] Когда Кольбер основал Академию наук в 1666 году, он назначил Дю Амеля ее первым секретарем.
Академия наук
[ редактировать ]Первоначально Дю Амель выполнял традиционную работу секретаря; он записывал протоколы собраний и помогал в руководстве группой. Одной из его первых обязанностей была поездка в Кан, чтобы посетить Академию телосложения , основанную там в 1662 году Пьером-Даниэлем Юэ и Андре Грейндоржем. Здесь он наблюдал за работой группы и, когда в конце 1666 года была официально основана Академия наук, установил отношения между двумя группами, которые станут более формальными после того, как Академия физики последует за Академией наук как вторая научная группа, получившая королевское признание. [7] Кроме того, именно Дю Амель своими произведениями влияет на социальное восприятие организации. В 1678 году он публикует новый четырехтомный труд «Philosophia Vetus et Nova» (первоначально приписываемый Кольберу, но написанный Дю Амелем), новую версию его « De Consensu Veteris er Novae Philosophiae» , созданную для использования в университетах и других школах для обсудить и попытаться примирить различные школы философии, как древние, так и современные. В то время она считалась одной из самых влиятельных книг во Франции. Дю Амель также назвал теории, изложенные в книге, репрезентативными идеями Академии, а не только своими собственными, что позволило Академии и ее руководителям затронуть студентов, а также продвигать и популяризировать науку в образованных частях французского общества. [8]
Однако влияние Дю Амеля не будет ощущаться так сильно, как ему (и другим), возможно, хотелось бы: некоторые ученые объясняют это его религиозным влиянием, а другие - его вниманием к другим работам. [9] В частности, его безупречная репутация и владение латынью позволили ему быть назначенным членом французской делегации в Экс-ла-Шапель , ведущей переговоры о мире с Испанией после войны за деволюцию . Кроме того, позже он был отправлен в Англию для оказания помощи французскому дипломату и, находясь там, встретился с Робертом Бойлем , Генри Ольденбургом и другими членами Королевского общества . [10]
Это длительное отсутствие в Академии подорвало влияние Дю Амеля на группу. Находясь в отъезде, Жан Галлуа исполнял обязанности секретаря, но не пользовался таким же уважением и восхищением со стороны других членов. [11] Вдобавок, даже по возвращении в Париж, Дю Амель не сразу возобновляет сотрудничество с Академией, в результате чего деловые дела группы находятся в беспорядке, и с 1670 по 1674 год протоколы группы не записывались. [12] Дю Амель также начал более трепетно посвящать себя своей религиозной деятельности, отстранившись от научных исследований, за исключением его постоянных усилий по написанию и публикации истории Академии (на латыни). Его стремление писать и публиковаться на латыни также вызывает у него некоторые трудности в Академии, поскольку многие из новых членов предпочитают писать и публиковаться на французском языке. Он завершил свою историю группы ( Regiae Scientiarum Academiae Historia ) в 1698 году, вскоре после того, как его сменил на посту секретаря Бернар ле Бовье де Фонтенель . Реорганизация Академии в 1699 году практически не повлияла на Дю Амеля, поскольку изменения в организации во многом противоречили его собственным интересам и ценностям. К 1700 году его научная работа была минимальной, а его все большее внимание было обращено на церковь и религию. Дю Амель умер 6 августа 1706 года в Париже.
Наследие
[ редактировать ]Наследие Дю Амеля неоднозначно. Его лучше всего помнят как первого секретаря Академии наук, но он практически не оказывал влияния на административные и организационные вопросы, традиционную роль секретаря. Вместо этого именно научная работа Дюамеля, как в его анализе конкурирующих философий древней и новой науки, так и в его роли в распространении ценностей и убеждений Академии среди студентов и ученых, оказывают наибольшее влияние на история науки во Франции.
Опубликованные работы
[ редактировать ]Среди плодовитых публикаций дю Амеля были следующие:
- Сферы Феодосия (1642 г.)
- Христианская моральная философия (Анже, 1652 г.);
- Астрономия физики (Париж, 1660 г.);
- О метеорах и окаменелостях (Париж, 1660 г.)
- De consensu veteris et novæ philosophiæ (Париж, 1663), трактат по натуральной философии, в котором греческие и схоластические теории сравниваются с теориями Декарта ;
- О телесных аффектах (Париж, 1670 г.)
- De mente humana (О человеческом разуме, 1672 г.), отчет о работе человеческого разума, развивающий принципы аристотелевской логики и Бэкона . натурфилософии
- De corpore animate (Париж, 1673 г.);
- Philosophia vetus et nova ad usum scholæ accommodata (Париж, 1678 г.). Этот труд, составленный по заказу Кольбера в качестве учебника для колледжей, выдержал множество изданий.
- Theologia speculatrix et practica (7 томов, Париж, 1690 г.), сокращенная в пяти томах для использования в качестве учебника в семинариях (Париж, 1694 г.);
- История Королевской академии наук (Париж, 1698 г.; расширенное издание, 1701 г.);
- Institutiones biblicæ (Париж, 1698 г.), в котором рассматриваются вопросы авторитета, целостности и вдохновения Библии, ценности еврейского текста и его переводов, стиля и метода интерпретации, библейской географии и хронологии;
- Biblia Sacra Vulgatæ editionis (Париж, 1705 г.) с введениями, примечаниями, хронологическими, историческими и географическими таблицами.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Крепкий, Дэвид. Наука и социальный статус: члены Академии наук, 1666–1750 гг. Бойделл Пресс, 1995, стр. 83.
- ^ Крепкий, стр.83.
- ^ Крепкий, стр.84
- ^ Крепкий, с. 84
- ^ Крепкий, стр.85
- ^ Крепкий, с. 162-3.
- ^ Крепкий, с. 162.
- ^ Крепди, стр.146, и Строуп, Алиса. «Королевское финансирование Парижской Королевской академии наук в 1690-е годы» в « Трудах Американского философского общества». Том 77, Часть 4, 1987, с. 37.
- ^ Крепкий, с. 148.
- ^ Крепкий, с. 149.
- ^ Строуп, стр.34
Источники
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 649.
- Орнштейн, Марта. Роль научных обществ в семнадцатом веке. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1938.
- Строуп, Алиса. «Королевское финансирование Парижской Королевской академии наук в 1690-е годы» в « Трудах Американского философского общества». Том 77, часть 4, 1987.
- Крепкий, Дэвид. Наука и социальный статус: члены Академии наук, 1666–1750 гг. Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press, 1995.
- Виалар, Ж.-Б. Дюамель (Париж, 1884 г.)
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Жан-Батист Дюамель ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дуэт De метеорисов и ископаемых libri - полное цифровое факсимиле в библиотеке Линды Холл
- 1624 рождения
- 1706 смертей
- Люди из Вире
- Французские философы XVII века
- Французские философы XVIII века
- Французские католические богословы 17 века
- Французские учёные XVII века
- Члены Французской академии наук
- Академический состав Коллеж де Франс
- Ученые католического духовенства
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские писатели-мужчины XVII века