Айнина и Данина
Айнина и Данина груз . Айнина да Данина ) или Айнина и Данана (Аънина да Данана) — пара дохристианских женских божеств, которым поклонялись в древней Картли — Иберии классических ( источников — как утверждают средневековые грузинские хроники. Помимо этих более поздних записей, нет никаких доказательств существования этих культов. [ 1 ]
Согласно «Истории царей и патриархов» XI века , входящей в составную часть «Грузинских хроник» , идолы Айнины и Дананы были воздвигнуты Саурмагом , вторым царем Картли, по дороге в царский город Мцхета . В более раннем источнике VII–IX веков «Обращение Картли» сообщается, что Саурмаг был ответственен за установление культа Айнины, а его зять и преемник Мирван создал идола Данины. Периоды правления Саурмага и Мирвана ретроспективно относят к III и II векам до нашей эры. [ 1 ]
Современные историки полагают, что Айнина и Данина/Айнина и Данана — искажение двух имён одного и того же божества, [ 1 ] Данина/Данана образована от грузинской соединительной частицы да + Нана. [ 2 ] Николас Марр видел в грузинских именах отражение иранской Анахиты и неиранской Нан-Ас, а Михаил Церетели считал, что они находились под влиянием шумерской Инанны , аналога аккадской Иштар . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рапп, Стивен Х. (2003), Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты , с. 281. Питерс Паблишерс, ISBN 90-429-1318-5
- ^ Аллен, Уильям Эдвард Дэвид (1932), История грузинского народа: от начала до российского завоевания в девятнадцатом веке , с. 39. Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-7100-6959-6
- ^ Церетели, Михаил (1935), «Азиатские (Малоазиатские) элементы в национальном грузинском язычестве». Джорджика , том. 1 , нет. 1:55-56.