Ламария
Ламария (также Ламара или Ламия ; грузинский : ლამარია ) — богиня в грузинской мифологии , особенно из сванской этнической подгруппы. [ 1 ] Как и многие другие божества сванского пантеона, ее имя происходит от христианского деятеля; в ее случае Мария, мать Иисуса . [ 2 ] [ 3 ] Ламария — богиня домашнего очага , защитница скота и защитница женщин, особенно во время родов. [ 1 ] [ 2 ] Она также обеспечивала плодородие зерновых полей деревни. [ 2 ] [ 4 ] Она была известна также как покровительница пчеловодства , хотя позже эта функция была возложена на сванскую интерпретацию святого Георгия . [ 5 ] [ 6 ]
Сегодня Ламарию обычно называют богиней женских функций и пространств. Женщины почитали ее либо внутри своих домов в отсутствие мужчин («внутреннее внутреннее»), либо в небольших святилищах в необитаемых пространствах за пределами деревни («внешняя часть внешнего»). [ 2 ] [ 7 ] Это отличалось от религиозных ритуалов, совершаемых мужчинами для выполнения мужских функций, которые совершались либо во время публичных ритуалов внутри дома, либо в отдаленных церквях далеко на склонах гор («внешняя часть внутренней части» и «внутренняя внешняя часть» соответственно). ). [ 2 ] [ 7 ] Подношения Ламарии включали ткани, украшения и бусы. Иногда переносные очаги использовались для ритуалов на открытом воздухе с участием Ламарии. [ 2 ]
Ламарию также иногда ассоциировали или считали эквивалентной Барбол , другой богине женских и домашних функций. [ 2 ] Некоторые ученые предполагают, что оба произошли от одного и того же дохристианского божества. [ 8 ] Французский ученый Жорж Чарачидзе считал, что Ламария произошла от индоевропейского божества, возможно, осетин или их предков, алан . Он рассматривал Ламарию как богиню домашнего очага, похожую на римскую богиню Весту . [ 8 ] Напротив, лингвист Кевин Туите рассматривал ее как многогранную фигуру, демонстрирующую черты весталки, а также ассоциации с отдаленной дикой природой, например, с хевсурской богиней Самдзимари . [ 8 ]
проходил праздник В Нижней Сванетии под названием «Пир башни», в котором участвовала Ламария. Фестиваль вращался вокруг снежной башни, построенной участниками. На вершине башни ставили священное дерево, а к вершине дерева прикрепляли фигурку богини. Фигурке давали кинжал и деревянный фаллос, а лицо закрывали. и Водили хоровод трясли дерево до тех пор, пока с лица фигурки не спадала маска. Затем деревенские дети бросились взбираться на башню и заставить фигурку Ламарии упасть на землю. [ 9 ] Антрополог Кевин Туите отметил, что ритуал имел значительные элементы лиминальности . [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джордан, Майкл (1993). Энциклопедия богов: более 2500 божеств мира . Интернет-архив. Нью-Йорк: факты в архиве. стр. 143 . ISBN 9780816029099 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Туите, Кевин (20 февраля 2006 г.). «Значение Даля. Символические и пространственные ассоциации южнокавказской богини охотничьих животных». В О'Ниле, Кэтрин; Скоггин, Мэри; Туите, Кевин (ред.). Язык, культура и личность. Дань уважения Паулю Фридриху (PDF) . п. 9 . Проверено 9 декабря 2017 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Аронсон, Ховард Исаак; Кизирия, Додона (июль 1999 г.). Грузинский язык и культура: курс непрерывного обучения . Славица. ISBN 9780893572785 .
- ^ Блезинг, Уве; Аракелова, Виктория; Вайнрайх, Матиас (25 июня 2015 г.). Исследования по Ирану и Кавказу: в честь Гарника Асатряна . БРИЛЛ. ISBN 9789004302068 .
- ^ Гамкрелидзе Томас В.; Иванов, Вячеслав В. (15 декабря 2010 г.). Индоевропейцы и индоевропейцы: реконструкция и исторический анализ протоязыка и протокультуры. Часть I: Текст. Часть II: Библиография, указатели . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110815030 .
- ^ Бехерт, Йоханнес (1998). Язык в пространстве и времени: вклад в эмпирическую лингвистику (на немецком языке). Гюнтер Нарр Верлаг. ISBN 9783823351702 .
- ^ Jump up to: а б Туите, Кевин (2002). «Реальный и воображаемый феодализм в Горной Джорджии» . Исследовательские ворота . Проверено 28 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Туите, Кевин (весна 2000 г.). « Антибрак» в древнегрузинском обществе». Антропологическая лингвистика . 42 (1): 52. JSTOR 30028744 .
- ^ Jump up to: а б Туите 2006 , стр. 20.