History of Zaporizhzhia
История Запорожья показывает происхождение Запорожья , города, расположенного на территории современной Украины .
История до основания
[ редактировать ]
Археологические находки показывают, что около двух-трех тысяч лет назад скифы . вокруг современного города жили [ нужна ссылка ] Позже хазары , печенеги , половцы , татары и славяне . здесь обитали [ нужна ссылка ] Торговый путь из варяг в греки проходил через остров Хортица . [ нужна ссылка ] Эти территории получили название « Дикие поля », поскольку они не находились под контролем какого-либо государства (это были земли между сильно размытыми границами Речи Посполитой , Великого княжества Московского и Османской империи ).
В 1552 году Дмитрий Вишневецкий возвел деревянно-земляные укрепления на небольшом острове Малая Хортица , расположенном недалеко от западного берега острова Хортица . Археологи считают эти укрепления прообразом Запорожской Сечи — оплота военизированных крестьянских полков казаков . [ нужна ссылка ]
Российская империя (1654–1917)
[ редактировать ]Основание Запорожья
[ редактировать ]
крепость Александровская ( Александровская В 1770 году была возведена ). В составе Днепровской линии обороны крепость защищала южные территории Российской империи от нашествий крымских татар . [ 1 ] Неизвестно, в честь кого была названа крепость. Некоторые полагают, что это был Александр Михайлович Голицын , генерал, служивший Екатерине Великой. [ 2 ] Другие возможности - князь Александр Вяземский. [ 1 ] [ 3 ] or Alexander Rumyantsev . [ 4 ]
В 1775 году Россия и Османская империя подписали Кючук-Кайнарджинский мирный договор , согласно которому южные земли Русской равнины и Крымского полуострова становились подконтрольными России территориями. В результате Александровская крепость потеряла свое военное значение и превратилась в небольшой провинциальный сельский городок, известный с 1806 года под названием Александровск ( Александровск ). [ 2 ]
Меннонитские поселенцы
[ редактировать ]
В 1789 году меннониты из прибалтийского города Данциг (Гданьск) приняли приглашение Екатерины Великой основать несколько колоний на территории современного города. Остров Хортица был подарен им в «вечное владение» российским правительством. В 1914 году меннониты продали остров обратно городу. Меннониты построили в Александровске мельницы и сельскохозяйственные заводы. [ 5 ]
Во время русской революции и особенно во время Второй мировой войны большинство меннонитов бежали в Северную и Южную Америку , а также были насильственно переселены в восточную Россию. В настоящее время в Запорожье проживает мало меннонитов, хотя в районе сохранилось множество промышленных зданий и домов, построенных меннонитами. [ 6 ]
Паром
[ редактировать ]В 1829 году было предложено построить канатную переправу через Днепр . Паром мог перевозить дюжину телег. Проект был одобрен царем и впоследствии использовался в других частях Российской империи . В 1904 году переправа была заменена Кичкасским мостом (см. следующий раздел), который был построен в самом узком месте реки под названием «Волчья глотка», недалеко от северной части острова Хортица . [ 7 ]
Строительство железной дороги и моста Кичкас.
[ редактировать ]Первым железнодорожным мостом через Днепр стал Кичкасский мост , спроектированный Ю. Д. Проскуряковым и Е. О. Патоном . Строительные работы контролировал FW Lat. Общая длина моста составила 336 м (1102 фута). Он пересек реку с одним пролетом длиной 190 м (620 футов). По верхнему ярусу проходила двухпутная железнодорожная линия, а по нижнему шли другие типы транспортных средств; обе стороны моста были отведены под пешеходные дорожки. Он был построен в самом узком месте реки Днепр, известном как Волчье горло . Строительство началось в 1900 году, а для пешеходов он открылся в 1902 году. Официальное открытие моста состоялось 17 апреля 1904 года, хотя железнодорожное движение по мосту началось только 22 января 1908 года. [ 7 ] Открытие Кичкасского моста привело к промышленному росту Александровска. [ 7 ]
В 1916 году, во время Первой мировой войны , завод авиационных моторов АО «ДЭКА» (ныне более известный как « Мотор Сич» ) был переведён из Санкт-Петербурга . [ 8 ]
Гражданская война (1917–1921)
[ редактировать ]Кичкасский мост имел стратегическое значение во время Гражданской войны в России и перевозил войска, боеприпасы, раненых и медикаменты. Из-за этого моста Александровск и его окрестности стали ареной ожесточенных боев с 1918 по 1921 год между Красной Армией и белыми армиями Деникина и Врангеля , Петлюры Украинской народной армией Украинской Народной Республики и немецко-австрийскими войсками, а также после их поражения началась борьба с повстанцами под руководством Григорова и Махно . Мост неоднократно подвергался повреждениям. Самый серьезный ущерб был нанесен войсками Махно, когда они отступили из Александровска в 1920 году и прорвали брешь шириной 40 метров (130 футов) в середине моста. [ 7 ]
Нарком путей сообщения Дзержинский при большевистском правительстве приказал отремонтировать мост. Металлургический завод Брянского акционерного общества (ныне Днепровский металлургический завод ) в Екатеринославе (ныне Днепр ) построил замещающий участок. Кичкасский мост вновь открылся 14 сентября 1921 года. [ 7 ] 19 октября 1921 года Совет Труда и Обороны СССР (под председательством Ленина ) наградил Екатерининскую железную дорогу орденом Красного Знамени Украинской ССР за досрочное восстановление моста Кичкас. [ 7 ]
Во времена Советской Украины в составе СССР (1922–1991).
[ редактировать ]Индустриализация в 1920–1930-е гг.
[ редактировать ]
В начале 20 века Запорожье было небольшим ничем не примечательным сельским городком Российской империи, приобретшим промышленное значение в ходе индустриализации, проводимой советским правительством в 1920-1930-х годах. В 1929–1932 годах был разработан генеральный план строительства города. В 10 км (6,2 милях) от старого города Александровска, на самом узком участке реки Днепр, планировалось построить гидроэлектростанцию, самую мощную на тот момент в Европе. Рядом со станцией должен быть построен новый современный город и гигантские сталелитейный и алюминиевый заводы. Позже станция получила название « ДнепроГЭС », металлургический завод – « Запорожсталь », а новая часть города – «Соцгород». [ 9 ] (Социалистический город) [ 10 ] [ 11 ] Производство алюминиевого завода («ДАЗ» – Днепровский алюминиевый завод) по плану должно было превысить общее производство алюминия во всей Европе на тот момент. [ 12 ]
Государственный институт проектирования металлургических заводов (ГИПРОМЕЗ) разработал проект создания Днепровского комбината. ГИПРОМЕЗ консультировал различные компании, в том числе Engineering Чикаго (США), которая участвовала в проектировании и строительстве доменных печей.
В 1930-х годах Американская объединенная инженерно-литейная компания построила полосовой стан , производивший горячую и холодную прокатку стальных полос. Это была копия сталелитейного завода Ford River Rouge . Годовая мощность завода достигла 540 000 тонн (600 000 коротких тонн). Ширина полосы составила 170 см (66 дюймов). [ 13 ] На втором участке использовалась советская копия полосового стана Demag AG , производившая полосовую сталь шириной 110 см (45 дюймов). [ 13 ]
Плотина ГЭС ДнепроГЭС
[ редактировать ]
Поворотным моментом в истории города стало строительство плотины ГЭС (ДнепроГЭС) , начавшееся в 1927 году и завершенное в 1932 году. Главным проектировщиком проекта был И. Г. Александров , руководитель строительства – А. В. Винтер начальник . архитектор – В. А. Веснин и главный американский советник – полковник Хью Купер . Установленная генерирующая мощность составила 560 мегаватт, длина выпуклой плотины — 760 м (2490 футов), ширина — 56 м (184 фута), высота — 60 м (200 футов). [ нужна ссылка ]
Восемь турбин и пять электрогенераторов были спроектированы и изготовлены в США. Остальные три генератора были изготовлены на ленинградском заводе «Электросила» . После ввода в эксплуатацию пороги Днепра были затоплены, и река стала судоходной от Киева до Херсона . В 1980 году было построено новое здание генератора, а мощность станции была увеличена до 1388 мегаватт.
Город Социализма (Соцгород)
[ редактировать ]Между плотиной ГЭС и промышленной зоной в 10 км (6,2 мили) от центра старого Александровска был образован жилой район № 6, получивший название Соцгород (или Соцгород по-украински). В 20-е годы доктринерский идеалистический энтузиазм архитекторов нашел отражение в острых дискуссиях о жилье социалистического содружества. Архитекторы верили, что, используя новые архитектурные формы, они смогут создать новое общество. Район №6 стал одним из немногих, кто реализовал градостроительную концепцию. Строительство района началось в 1929 году и завершилось в 1932 году.
Основной идеей, которой руководствовались архитекторы, было создание города-сада, города будущего. В Соцгороде строились многоэтажные дома (не более 4 этажей) с большими, вместительными квартирами, с просторными дворами, засаженными травой и деревьями вокруг построек. Николай Колли , [ 14 ] В.А. Веснин , Г.М. Орлов и другие проектировали ДнепроГЭС и Соцгород. Ле Корбюзье посетил город несколько раз в 1930-х годах. Архитекторы использовали идеи конструктивистской архитектуры .
Кольцевой дом дома № 31 по улице Независимой Украины (бывшая – ул. 40 лет Советской Украины) спроектирован В.Г. Лавровым. В Соцгороде в то время жили семьи советских и американских инженеров, консультантов и руководителей промышленности. Однако большая часть рабочих во время строительства ГЭС и заводов проживала в землянках в № 15 и Алюминиевом районах. [ нужна ссылка ] Южная граница Соцгорода ограничена Верхней улицей, а северная граница – ГЭС. На пересечении проспекта Соборного и улицы Верхней архитектор И. Л. Кослинер поставил семиэтажную башню. Эта башня предположительно указывает на въездные ворота Соцгорода с юга (со стороны Александровска). Ближе к плотине была возведена вторая башня (архитекторы И. Л. Кослинер и Л. Я. Гершович). Обе башни указывают на прямую линию центральной улицы района.
Названия улиц менялись несколько раз. Первоначальное название проспекта Металлургов — Аллея Энтузиастов. [ нужна ссылка ] Эта дорога ведет к фабрикам. В то время считали, что люди, идущие на завод, испытывают только положительные чувства: радость, гордость и энтузиазм. В конце дороги стоит скульптура металлурга 1963 года работы скульптора Ивана Носенко. Во время немецкой оккупации он назывался проспектом Шевченко . Позже его переименовали в проспект Сталина; а после его смерти он получил нынешнее название проспект Металлургов. Первоначально проспект Соборный назывался проспектом Либхнета. Улица «Сорок лет Советской Украины» когда-то называлась Совнаркомовской, а во время немецкой оккупации — переулком Гитлера.
Большое Запорожье
Район №6 — маленькая часть глобального проекта под названием « Большое Запорожье» . Этот проект был разработан для города, чтобы дать возможность полумиллиону человек проживать в семи различных районах: Вознесенка, Бабурка, Кичкас, Александровск, Павло-Кичкас, остров Хортица и (опущено). Каждый район должен быть независимым от других и в то же время частью единого города. Линия города должна быть протянута по берегу Днепра на 22 км (14 миль). [ 15 ]
Днепровские железнодорожные мосты
[ редактировать ]Мост Кичкас располагался в зоне затопления выше плотины ГЭС. Первоначально планировалось его разобрать и перестроить в другом месте. Но эксперты посоветовали, что это нерентабельно, поскольку дешевле построить новый мост. [ 7 ]
Строительство плотины ГЭС означало необходимость строительства нового моста для железной дороги через Днепр. Вместо одного моста, как раньше, было решено провести железную дорогу через остров Хортица . Широкая часть реки между Хортицей и городом известна как Новый Днепр, а более узкая часть между Хортицей и пригородом на правом берегу реки - Старый Днепр. [ 7 ] Новый Днепр пересекал трехарочный двухъярусный мост. Длина каждой из арок составляет 140 м (460 футов). С учетом пролетов подхода общая длина составляет 715 м (2346 футов) и вес 8480 тонн (9350 коротких тонн). [ 7 ]
Старый Днепр пересекал однопролетный арочный мост общей длиной 370 м (1210 футов); пролет арки составляет 224 м (735 футов) и на тот момент был самым большим однопролетным мостом в Европе. Этот мост весил 5220 тонн (5750 коротких тонн). [ 7 ] Оба моста спроектировал профессор Стрелецкий. Они были изготовлены из клепаной стали и имели два яруса: верхний для железнодорожного движения и нижний для автомобильного движения и пешеходов. Их собрали чехословацкие и советские рабочие под руководством советского инженера Константинова. Арки стальные производства Витковецкого металлургического завода в Чехословакии , остальные металлоконструкции изготовлены на Днепропетровском металлургическом заводе. Новые мосты открылись 6 ноября 1931 года. После этого мост Кичкас был снесен. [ 7 ]
Вторая мировая война (1941–1945)
[ редактировать ]
Немецкая оккупация
[ редактировать ]Война между СССР и нацистской Германией началась 22 июня 1941 года.
После начала войны советское правительство начало эвакуацию промышленного оборудования из города в Сибирь . [ 16 ] Советские силовики НКВД расстреливали в городе политических заключенных. [ 17 ] 18 августа 1941 года части 1-й немецкой танковой группы вышли на окраину Запорожья на правом берегу и захватили остров Хортица. [ 16 ] [ 18 ]
Красная Армия прорвала дыру размером 120 х 10 м в плотине Днепровской ГЭС (ДнепроГЭС) в 16:00 18 августа 1941 года, вызвав волну паводка, которая прокатилась от Запорожья до Никополя , убив местных жителей, а также солдат с обеих сторон. [ 16 ] «Поскольку на тот момент официальное число погибших не было опубликовано, предполагаемое число жертв сильно варьируется. Большинство историков оценивают его от 20 000 до 100 000, в зависимости от количества людей, проживавших тогда в затопленных районах». [ 19 ] Через два дня защитники города получили подкрепление и удерживали левый берег реки 45 дней. [ 16 ] За это время люди разобрали тяжелую технику, упаковали и погрузили ее на железнодорожную платформу, промаркировали и учли электросхемы. [ 16 ] Только «Запорожсталь» экспортировала 9,6 тыс. вагонов с оборудованием. [ 16 ] Запорожье было взято 3 октября 1941 года. [ 7 ] [ 20 ]
Немецкая оккупация Запорожья длилась 2 года и 10 дней. [ 16 ] За это время немцы расстреляли более 35 000 человек и отправили 58 000 человек в Германию на принудительные работы. [ 16 ] Немцы использовали принудительный труд (в основном военнопленных ), чтобы попытаться восстановить плотину Днепровской ГЭС и сталелитейный завод. [ 16 ] Весной 1942 года местные жители создали подпольную организацию сопротивления. [ 16 ]
Железнодорожные линии Кривой Рог — Сталинград и Москва — Крым через Запорожье были важными линиями снабжения немцев в 1942–43 годах, но большой трехарочный Днепровский железнодорожный мост в Запорожье был взорван отступающей Красной Армией 18 августа 1941 года. дальнейшие работы по сносу проводились в сентябре 1941 года. [ 7 ] и немцы вернули его в строй только летом 1943 года. [ 21 ] [ номер 2 ]
Когда в феврале 1943 года немцы реформировали группу армий «Юг» , ее штаб располагался в Запорожье. Потеря Харькова и других городов заставила Адольфа Гитлера 17 февраля 1943 года прилететь в этот штаб, где он оставался до 19 февраля, встретился с командующим группой армий фельдмаршалом Эрихом фон Манштейном и был убеждён позволить группе армий «Юг» сражаться с мобильным оборона, которая быстро привела к тому, что большая часть утраченных земель была отбита немцами в Третьей битве за Харьков . [ 22 ] [ 23 ] Гитлер снова посетил штаб-квартиру в Запорожье 10 марта 1943 года, где его проинформировали фон Манштейн и его коллега из ВВС фельдмаршал Вольфрам фрайгерр фон Рихтгофен . [ 24 ] [ 25 ] Гитлер в последний раз посетил штаб в Запорожье 8 сентября 1943 года. [ 26 ] В середине сентября 1943 года группа армий перенесла свой штаб из Запорожья в Кировоград (ныне Кропивницкий) . [ 27 ]
И большой железнодорожный мост через Новый Днепр, и меньший через Старый Днепр были повреждены в результате авианалета группы из восьми самолетов Ил-2 под командованием лейтенанта А. Усманова 21 сентября 1943 года. [ 7 ]
Освобождение
[ редактировать ]В середине августа 1943 года немцы начали строительство линии обороны Пантера-Вотан вдоль Днепра от Киева до Крыма и отступили к ней в сентябре 1943 года. Немцы удерживали город как плацдарм над Днепром силами частей 40-й танковой и 17-й корпус. [ 28 ] Советский Юго-Западный фронт под командованием генерала армии Родиона Малиновского напал на город 10 октября 1943 года. [ 28 ] Когда защитникам удалось сдержать атаку, Красная Армия усилила свои войска и в 22:00 13 октября начала внезапную ночную атаку. [ 16 ] [ 29 ] «установить шквал артиллерийского огня, больший, чем что-либо ... виденное до сих пор (именно здесь впервые появились целые артиллерийские дивизии) и бросить не менее десяти дивизий, сильно поддержанных бронетехникой». [ 27 ]
Красная Армия ворвалась на плацдарм, вынудив немцев оставить его 14 октября. [ 16 ] Отступающие немцы почти полностью разрушили металлургический завод «Запорожсталь»; [ 16 ] они снова снесли большой железнодорожный мост, [ 27 ] снесли машинное здание и повредили 32 из 49 пролетов Днепровской ГЭС. [ 16 ] В городе есть улица между Вознесенским и Александровским районами, а также мемориал в Александровском районе, посвященный Красной Армии лейтенанту Николаю Яценко командовавший первым танком, вошедшим в Запорожье; он и его команда погибли в бою за город. [ 16 ] [ номер 3 ]
Красная Армия не отбивала части города на правом берегу до 1944 года. [ 16 ]
Восстановление плотины Днепровской ГЭС началось 7 июля 1944 года. Первая электроэнергия на восстановленной плотине была получена 3 марта 1947 года. [ 16 ]
Современный (1991 – настоящее время)
[ редактировать ]
Новые мосты через Днепр
[ редактировать ]Автомобильное сообщение между правобережными районами города и центром города через Запорожский Арочный и Преображенский мосты к концу 90-х годов было сильно перегружено. В 2004 году началось строительство новых мостов через Днепр, названных Новозапорожским Днепровским мостом . Эти мосты расположены параллельно существующему Преображенскому мосту, на небольшом расстоянии ниже по течению. Строительство мостов было остановлено вскоре после его начала и осталось нетронутым из-за отсутствия финансирования. Проект устарел и требует доработки, а стоимость моста оценивается в 8 миллиардов фунтов стерлингов (вместо первоначальных 2 миллиардов фунтов стерлингов). [ 31 ] В середине ноября 2020 года турецкий подрядчик сообщил, что приступает к завершающему этапу сдачи в эксплуатацию первой очереди строительства. Работы планировалось завершить до декабря. [ 32 ]
События Евромайдана, 2013–2014 гг.
[ редактировать ]Во время оккупации ОГА Евромайдана в 2014 году акции протеста против президента Виктора Януковича . в Запорожье также прошли [ 33 ] 23 февраля 2014 года здание Запорожской облгосадминистрации оккупировали 4500 протестующих. [ 34 ] В середине апреля 2014 года произошли столкновения между украинскими и пророссийскими активистами . [ 35 ] Украинские активисты превосходили по численности пророссийских протестующих. [ 36 ] [ 37 ]
Переименование городских улиц, заводов, домов культуры (2016 г.)
[ редактировать ]19 мая 2016 года Верховная Рада одобрила так называемый « Закон о декоммунизации ». [ 38 ] Из-за этих законов городскому совету пришлось переименовать более 50 главных улиц и административных частей города. [ номер 4 ] , памятники руководителям Советского Союза ( Ленину , Феликсу Дзержинскому ) были разрушены. [ 39 ] [ 40 ] Имена в честь советских руководителей из названий промышленных предприятий, фабрик, домов культуры и ДнепроГЭС были удалены. [ 41 ]
Российское вторжение (2022)
[ редактировать ]Во время российского вторжения в Украину в 2022 году российские войска постоянно атаковали город. 27 февраля сообщалось о боевых действиях на южной окраине Запорожья. [ 42 ] Вечером того же дня российские войска начали обстрел Запорожья. [ 43 ] 3 марта российские войска, приближавшиеся к Запорожской АЭС, были обстреляны после вывода из строя танка, а в ответ вызвали пожар и опасения по поводу возможной ядерной катастрофы. Пожарным удалось потушить огонь. [ 44 ] [ 45 ] Российские военные обстреляли Запорожье ракетами вечером 12 и 13 мая. [ 46 ] 30 сентября, за несколько часов до того, как Россия официально аннексировала юг и восток Украины , российские вооруженные силы выпустили ракеты С-300 по гражданскому конвою, в результате чего 30 человек погибли и 88 получили ранения. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] 9 октября российские войска выпустили ракеты по жилым домам, в результате чего погибло не менее двадцати человек. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Это изображение курганной стелы сделано в Харькове , но похожие статуи можно найти и на острове Хортица.
- ↑ « Утраченные победы » фельдмаршала Эрика фон Манштейна сообщает, что немцы закончили ремонт железнодорожного моста всего за несколько месяцев до того, как потеряли город в октябре 1943 года. «В результате все товары пришлось перегружать, а цистерны с бензином могли не пройти на фронт».
- ^ Лейтенант Николай Яценко (1923–1943) — командир взвода 39-й танковой бригады (23-й танковый корпус, Юго-Западный фронт ); рано утром 14 октября 1943 г. его танк вошел в город и в уличных боях уничтожил три танка противника; Яценко был убит. В 1944 году ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В состав его экипажа входили: сержант Варецун (водитель), Лебедев (наводчик) и Шепелев (радист). [ 30 ]
- ^ Поскольку современное Запорожье было значительно расширено в Советском Союзе , многие типографии в городе пришлось переименовать. В год падения Российской империи (1917 г.) население Александровска составляло около 60 000 человек. В год провозглашения независимости Украины (1991) население города достигло почти 1 миллиона человек.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Я. П. Новицкий. История города Александровска, (Екатеринославской губ.) в связи с историей возникновения крепостей Днепровской линии 1770–1806 г. – Екатеринослав: Типография Губернского Земства, 1905. – 176 с. (in Russian)
- ^ Перейти обратно: а б Pospelov, pp. 25–26
- ^ Виталий Бондарь, Ирина Козлова. (25 September 2010). Тайны уникальных документов (в Украину). Запорожская правда. Archived from the original on 2014-05-27 . Retrieved 2022-11-27 .
- ^ Из истории Александровска (in Russian)
- ^ Наталья Осташева Венгер (2003). «Меннонитские промышленные династии в Александровске» . Журнал меннонитских исследований . Том. В21. Днепропетровский национальный университет. стр. 89–110.
- ^ Фризен, Р. Опираясь на прошлое: меннонитская архитектура, ландшафт и поселения в России/Украине . Публикации Радуга, 2004.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н The bridges of Zaporizhzhia (Мосты Запорожья) , by L. Adelberg (Адельберг Л), pub RA Tandem st, Zaporizhzhia, 2005. (in Russian)
- ^ Официальный портал, Запорожские городские власти, Official Portal Zaporizhzhia city authorities, History ( История города) Archived 21 January 2012 на Wayback Machine , accessed 11 April 2011. (in Russian)
- ^ "Sovetskai︠a︡ arkhitektura" . Искусство. 27 October 1969 – via Google Books.
- ^ Новый мировой обзор , стр. 40.
- ^ Меерович М. Г. Соцгород – базовое понятие советской градостроительной теории первых пятилеток Archived 28 September 2011 at the Wayback Machine
- ^ "История Запорожья" . photoalbum.zp.ua .
- ^ Перейти обратно: а б Советская экономика и Красная Армия, 1930–1945 гг ., Вальтер Скотт Данн, Greenwood Publishing Group, 1995 г. ISBN 0-275-94893-5 , стр. 13.
- ^ "Колли Николай Джемсович" . bse.sci-lib.com .
- ^ V.E. Alyeshin, Dissertation, (Алёшин В. Э., Глава III. Практическое воплощение теоретический идеи в градостроительстве Украины в период индустриализации и первой пятилетки. Развитие представления о социалистическом поселении в градостроительстве Украины в 1920–х – начале 1930–х годов (Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры)) [1] (in Russian) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д The Great Patriotic War on the territory of Zaporizhzhia (Великая Отечественная война на территории Запорожья) (in Russian)
- ^ Германия и Вторая мировая война, Том IV. Нападение на Советский Союз , Хорст Буг , Юрген Фёрстер , Иоахим Хоффманн , Эрнст Клинк , Рольф-Дитер Мюллер , Герд Р. Юбершер , паб Clarendon Press, 1998, ISBN 0-19-822886-4 , стр. 909.
- ^ «Восточный фронт, хронология 1941 года» . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 18 апреля 2011 г.
- ^ Радио Свободная Европа Радио Свобода , Украинские активисты привлекают внимание к малоизвестной трагедии Второй мировой войны , Дмитрий Мороз и Клэр Бигг, 23 августа 2013 г.
- ↑ Германия и Вторая мировая война, Том IV «Нападение на Советский Союз» , стр. 607 говорит, что Запорожье было захвачено 1 октября 1941 года.
- ^ Утраченные победы , фельдмаршал Эрик фон Манштейн, версия в формате PDF, стр. 263.
- ^ Германия и Вторая мировая война, Том VI «Глобальная война» , Хорст Буг, Вернер Ран , Райнхард Штумпф и Бернд Вегнер , паб Clarendon Press, 2001, ISBN 0-19-822888-0 , стр. 1184–1193.
- ^ Утерянные победы , фельдмаршал Эрик фон Манштейн, перевод Энтони Дж. Пауэлла, версия в формате pdf, стр. 267-270 .
- ^ Утерянные победы , фельдмаршал Эрик фон Манштейн, версия в формате PDF, стр. 274.
- ↑ Есть фотографии встречи Гитлера в штабе группы армий «Юг», сделанные Генрихом Гофманом в Баварской государственной библиотеке. Архивировано 16 мая 2011 года в Wayback Machine ; В библиотечных записях они указаны как сделанные 10 марта 1943 года. Следующие инструкции помогут найти фотографии на сайте:
- Специальные коллекции->Архив изображений->Начать поиск->Freie suche->набрать Манштейн ->нажать «Suchen» -получить результаты->Посмотреть фото 28–43.
- ^ Утраченные победы , фельдмаршал Эрик фон Манштейн, версия в формате PDF, стр. 290-2.
- ^ Перейти обратно: а б с Утерянные победы» говорится, что немцы закончили ремонт железнодорожного моста всего за несколько месяцев до того, как потеряли город в октябре 1943 года. В книге фельдмаршала Эрика фон Манштейна «
- ^ Перейти обратно: а б «Восточный фронт, хронология 1943 года» . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 18 апреля 2011 г.
- ^ Moscow-Stalingrad-Berlin-Prague, Memories of Army Commander ("Москва-Сталінград-Берлін-Прага". Записки командарма) , by Dmitri Danilovich Lelyushenko (Лелюшенко Дмитро Данилович), pub Nauka, Moscow, 1987, chapter 4.
- ^ Запорижжья Streets – Университет истории: пустырь биографической и областей streets, alleys, boulevards, avenues and streets of the town. ), by Uklad O Dutova (Уклад О Дутова), pub Дикое Поле, 2008. (in Russian)
- ^ Почему мосты строят по 14 лет – и что говорит Укравтодор
- ^ Lychovchuk, Valeria (13 November 2020). "ДОЛГАЯ ДОРОГА ЧЕРЕЗ ДНЕПР. ТАК БУДУТ ЛИ У ЗАПОРОЖЬЯ НОВЫЕ МОСТЫ?" [Long road through the Dnieper: Will there be new bridges in Zaporizhzhia?]. Zaporizhzhia Future (in Russian).
- ^ Бакли, Нил (26 января 2014 г.). «Украинские протесты распространились на центральную часть Януковича» . Файнэншл Таймс .
- ^ "В Запорожье участники Майдана опечатали кабинеты руководства Запорожской ОГА : Новости УНИАН" . Ukrainian Independent Information Agency . Retrieved 24 February 2014 .
- ↑ Напряженность в Украине возрастает по мере того, как Россия и США обмениваются колкостями. Архивировано 15 сентября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Украинский кризис: Что и где происходит? , BBC News (15 апреля 2014 г.)
- ^ «Вооруженные пророссийские сепаратисты осаждают Донецкую область; минимум трое убиты (ВИДЕО, ОБНОВЛЕНИЯ) – 14 апреля 2014 г.» . 14 апреля 2014 г.
- ^ Порошенко подписал законы о декоммунизации . Украинская правда . 15 мая 2015 г.
Порошенко подписывает законы о разоблачении коммунистического и нацистского режимов , Интерфакс-Украина . 15 мая 20
Прощай, Ленин: Украина движется к запрету коммунистической символики , BBC News (14 апреля 2015 г.) - ^ Виталий Шевченко (1 июня 2016 г.), На фотографиях: Украина удаляет символы коммунистической эпохи , BBC News
- ^ Полный перечень переименованных в Запорожье улиц
- ^ (на украинском языке) В Запорожье начали «декоммунизировать» ДнепроГЭС , Радио Свободная Европа (4 апреля 2016 г.)
- ^ "Техника россиян зашла в Бердянск, в Запорожье оружие дают всем готовым защищать областной центр" . Радио Свобода (in Russian). Archived from the original on 27 February 2022 . Retrieved 28 февраля 2022 года .
- ^ "Жителей Запорожья просят не покидать укрытие: Обстреливают аэродром – новости Запорожья" . www.depo.ua (in Russian). Archived from the original on 27 February 2022 . Retrieved 28 февраля 2022 года .
- ^ «Анализ видео показывает, что нападение России на украинскую АЭС привело к катастрофе» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 11 марта 2022 г. Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ "Обновление 1 - Горит Украинская АЭС в Запорожье, - говорит мэр города" . Рейтер. 4 марта 2022 г. Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ «Оккупанты обстреляли ракетами Запорожье Сумской области ночью» .
- ^ «Украинская война: Выжившие говорят об ужасе удара по запорожской колонне» . Новости Би-би-си . 30 сентября 2022 г. Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ Мальсин, Джаред (30 сентября 2022 г.). «Украинские силы приближаются к окружению российских войск в ключевом городе, в то время как Путин предъявляет претензии на регионы» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ Лэндей, Джонатан (30 сентября 2022 г.). «По меньшей мере 30 мирных жителей погибли в результате российского удара по конвою, - сообщает Украина» . Рейтер . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ «Украинская национальная полиция сообщает, что число жертв артобстрела Запорожья в пятницу возросло до 30 погибших и 88 раненых» . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Иванова, Полина; Миллер, Кристофер; Седдон, Макс; Олеарчик, Роман (09.10.2022). «Владимир Путин обвиняет украинский «терроризм» во взрыве моста в Крыму» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ «В Запорожье убиты не менее 17 человек» . Нью-Йорк Таймс . 09.10.2022. Архивировано из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Спайк, Джастин; Шрек, Адам (9 октября 2022 г.). «Украина: В результате российских ударов погибли 17 человек в результате нападения на мост» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 9 октября 2022 г.