Генрих Виганд
Иоганн Генрих Кристоф Виганд (17 августа 1855 г. в Бремене - 29 марта 1909 г. в Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ ) был юристом, который занимал должность генерального директора судоходной компании Norddeutscher Lloyd в период ее значительного расширения.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Виганд родился в Бремене, где его отец, родом из региона Верхний Везер, владел прибыльным бизнесом по питомнику и ландшафтному дизайну. [ 1 ] Учитель уговорил его позволить сыну учиться в гимназии , а затем поступить в университет. [ 2 ] Он изучал право в университетах Эрлангена , Бонна , Берлина и Страсбурга , прошел адвокатуру в Любеке и получил степень доктора права на экзамене в Геттингене в 1879 году, а в том же году приступил к адвокатской практике в Бремене. [ 3 ] [ 4 ] Он интересовался транспортом и в 1878 году сдал государственный экзамен в Кольмаре и стал референдарием, что стало первым шагом к карьере на железной дороге. [ 3 ] В своем первом деле в пользу Norddeutscher Lloyd в 1884 году он продемонстрировал превосходное знание морского и коммерческого права; [ 2 ] в 1889 году он стал главным юрисконсультом компании. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] Начиная с конца того десятилетия, он неоднократно пытался убедить бизнесменов Бремена развивать промышленность, которой в городе не хватало. В частности, он пытался сделать Бремен базой для американского развития электрических трамваев в Германии через берлинскую компанию Людвига Лёве. [ 7 ] [ 8 ] Эти попытки потерпели неудачу, и он собирался переехать в Берлин. [ 7 ] когда Иоганн Георг Ломанн внезапно умер 9 февраля 1892 года, и он был выбран его преемником на посту директора Norddeutscher Lloyd с 1 апреля 1892 года. [ 6 ] [ 9 ] Первоначально ему должны были помогать два вице-президента; через два года оба вышли на пенсию и до своей смерти в 1909 году он работал с Гео Плейтом, главой совета директоров и человеком, предложившим его имя. [ 6 ] [ 7 ] В 1899 году его титул стал генеральным директором. [ 9 ] и Плейт, президент. [ 7 ]
В 1905 году Виганду предложили должность государственного секретаря по делам колоний, но он отказался от нее; [ 9 ] Канцлер фон Бюлов подумывал о том, чтобы кайзер Вильгельм II приказал ему принять предложение. [ 10 ]
Он умер от болезни почек на курорте в возрасте 53 лет. [ 11 ] [ 12 ]
Достижения
[ редактировать ]Виганд провел капитальный ремонт и значительно расширил парк NDL. [ 13 ] постепенный отказ от экспресс-лайнеров Ломана и введение более крупного и быстрого класса «Барбаросса» , которому широко подражали, а также SS Kaiser Wilhelm der Grosse и родственных кораблей, первых четырех воронкообразных лайнеров . [ 14 ] Он также руководил значительным расширением маршрутов компании как через прямые рейсы, так и через дочерние компании, особенно на Дальнем Востоке и в Австралазии. [ 5 ] [ 15 ] По крайней мере, какое-то время компания доминировала над своим конкурентом, компанией Hamburg-America Line . [ 16 ] [ 17 ] Несмотря на серьезный финансовый спад, начавшийся в 1907 году, Виганд также смог руководить большей частью здания огромной новой штаб-квартиры, самого большого здания в Бремене, фундамент последней секции которого был заложен в том же году в честь 50-летия компании. годовщина; он был завершен после его смерти, в 1910 году. [ 15 ]
Как для продвижения деловых интересов NDL, так и потому, что он оставался убежденным, что Бремен нуждается в промышленности, он основал несколько промышленных предприятий, в частности Atlas Elektronik (основанную в 1902 году как Norddeutsche Maschinen- und Armaturenfabrik), развил ремонтные и производственные мощности компании, включая бассейн для испытаний. модели корпусов, был инициатором развития промышленного порта и в 1907 году основал там компанию Norddeutsche Hütte как ядро сталелитейной компании. завод и разрабатывал угольные месторождения в партнерстве с Krupp . [ 15 ] [ 18 ] Отрасли промышленности, которые NDL развивала под его руководством, были известны в Бремене как «Индустрии Виганда». [ 19 ] и включал компании, которые были важны для интересов Германии за рубежом, такие как Deutsche Südseephosphat AG со штаб-квартирой в Бремене и основанной в 1908 году. [ 20 ]
Философия бизнеса
[ редактировать ]У Виганда были тесные и дружеские отношения с главой технического отдела компании Максом Уолтером, и он быстро внедрял технические инновации в вопросах безопасности; например, телеграф был установлен в 1899 году на « Кайзере Вильгельме дер Гроссе» , а к 1913 году он был у большинства пароходов NDL, а также гидролокатор . Однако компания по-прежнему медлила с внедрением других инноваций, в частности, турбинной силовой установки, поскольку она должна была внедрить двухвинтовую двигательную установку. [ 21 ]
Norddeutscher Lloyd и Hamburg-America вели конкуренцию на протяжении всего срока правления Виганда. Однако он остался в дружеских отношениях с Альбертом Баллином , главой конкурирующей компании. В 1905 году он писал ему:
На мой взгляд, поле возможностей достаточно велико для нас обоих и оставляет обеим компаниям достаточно места для расширения. Что мы конкурировали друг с другом и стремились уменьшить друг друга в отдельных областях, вся досада и огорчение, которые испытывал при этом то один, то другой из нас, теперь, однако, в конце концов забылись. [ 22 ]
За время пребывания в должности двух мужчин с обеих сторон поступило несколько предложений о сотрудничестве. [ 23 ] В конце своей жизни, осенью 1918 года, Баллин заявил на заседании совета Гамбург-Америка, что единственным человеком, которого он знал и который мог бы помочь им в кризисе проигранной войны, был покойный Генрих Виганд. [ 24 ]
Виганд, однако, не хотел, чтобы NDL стала частью JP Morgan вместе Международного торгового флота с Hamburg-America, как настаивали Баллин и кайзер Вильгельм II ; Кайзер назвал его ein eigensinniger Friese (упрямым фризцем ) за его первоначальный отказ, но в конце концов он согласился с планом. [ 17 ] [ 25 ] На протяжении всей своей карьеры он видел связь между немецким бизнесом и немецким патриотизмом, написав в письме о « связи между солидным деловым человеком и национальным мышлением ». [ 26 ] Он пытался удержать прессу от освещения подстрекательской « гуннской речи » кайзера по поводу вывода немецких войск из Бремерхафена для подавления боксерского восстания в Китае и глубоко сожалел, что не сообщил кайзеру заранее, что его дезинформировали о масштабы тамошних злодеяний. [ 27 ]
Он выразил публичное признание работникам NDL за их вклад в компанию, однажды на банкете на борту императорской яхты «Гогенцоллерн», отметив кайзеру, что компания не смогла бы достичь того, за что ее хвалили, без рабочих, и назвав конкретные примеры. Согласно его мемуарам, канцлер в частном порядке поблагодарил его за то, что он дал кайзеру иной взгляд на немецкого рабочего, чем он привык. [ 27 ] За время своего пребывания в должности он расширил Пенсионный фонд моряков, основал Фонд Ллойда для вдов и сирот, а в 1900 году в память о своей жене учредил Фонд Элизабет Виганд (Фонд Элизабет Виганд) в помощь нуждающимся нынешним и бывшим сотрудникам NDL и их иждивенцы. [ 5 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Николаус Дурбовен «Генрих Виганд», источники и представления по истории братства и движения немецкого единства, том 7, изд. Пауль Венцке, Гейдельберг: Зима, 1921, OCLC 78518516 , с. 256 (на немецком языке) .
- ^ Jump up to: а б Георг Бессел, Северо-Германский Ллойд, 1857–1957: История бременской судоходной компании , Бремен: Schünemann, [1957], ОСЛК 3187889 , с. 66 (на немецком языке) .
- ^ Jump up to: а б с Пауль Август Фердинанд Нойбаур, Северогерманский Ллойд: 50 лет развития, 1857–1907 , том 2, Лейпциг: Грунов, 1907, ОСЛК 314092804 , с. 606 (на немецком языке) .
- ^ Э. Клейтон Вайанд, Краткая история семей Эндрю Путмана (Баттман, Патнэм), Кристиана Виандта (Вейандт, Вейгандт, Войнт, Вайанд) и Адама Снайдера (Шнайдер) из округа Вашингтон, штат Мэриленд , [Хагерстаун, Мэриленд]: Переплетное дело Хагерстауна и полиграфии, 1909, OCLC 14640398 , стр. 77–78 , цитирует Baltimore American , 30 марта 1909 г.
- ^ Jump up to: а б с Вайанд, с. 78 .
- ^ Jump up to: а б с Бессел, с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д Бессел, с. 67.
- ^ Арнольд Петцет, Генрих Виганд: картина жизни , Бремен: т. Хален, 1932 г., ОСЛК 7676191 , с. 15 (на немецком языке)
- ^ Jump up to: а б с Фриц Берольцхаймер, Сегодняшняя Германия: Культурные картины современного немецкого времени , 2-е изд. Берлин/Лейпциг: Ротшильд, 1910, OCLC 557218516 , с. 37 (на немецком языке) .
- ^ Кэтрин Энн Лерман, Канцлер в роли придворного: Бернхард фон Бюлов и управление Германией, 1900–1909 , Кембридж/Нью-Йорк: Кембриджский университет, 1990, респ. 2002, ISBN 978-0-521-38155-0 , с. 136 .
- ^ Бесселл, с. 100.
- ^ «ГЕНРИХ ВИГАНД МЕРТВ; Генеральный директор North German Lloyd умирает в санатории Хомбурга» , New York Times, 30 марта 1909 г., стр. 1.
- ^ По данным Ф. Зейтера, «Шиффарт», в Ассоциации архитекторов и инженеров, Бремен, Бремен и его здания , Бремен: Шюнеманн, 1900, OCLC 1050620 , стр. 621–92, стр. 629 (на немецком языке) , полная реорганизация между 1892 и 1900 годами.
- ^ Бессел, стр. 73–75.
- ^ Jump up to: а б с Бессел, с. 98.
- ^ "Norddeutscher Lloyd", Британская энциклопедия , изд. 1929 г., том 16, стр. 487 : «Заслуга в том, что компания стала ведущей пассажирской судоходной компанией довоенного периода, принадлежит Генриху Виганду».
- ^ Jump up to: а б Дуглас Р. Берджесс-младший, «Захватите трезубец: гонка за превосходство суперлайнеров и как она изменила Великую войну» , Камден, Мэн: International Marine/McGraw Hill, 2005, ISBN 978-0-07-143009-8 , с. 67 : «В 1901 году Виганд был гораздо более влиятельным человеком, чем Альберт Баллин . Именно корабли Ллойда завоевали Голубую ленту, представили множество новых роскошей для морских путешествий и удерживали ее — за исключением короткого междуцарствия 1899–1899 годов. 1903 год — звание крупнейшего в мире».
- ^ Бесселл, с. 109.
- ^ Кристиан Остерсельте, «Хобокен, 30 июня 1900 года: пожар и морская катастрофа недалеко от Нью-Йорка и ее последующий прием» в «Исторических изображениях: Фестиваль для Майкла Салевского в день его 65-летия », изд. Томас Стамм Кульманн и др., по историческим коммуникациям. Приложение 47, Штутгарт: Штайнер, 2003, ISBN 978-3-515-08252-5 , стр. 571–90, стр. 572 (на немецком языке) .
- ^ Герман Хиери, Южные моря Германии 1884–1914: справочник , Падерборн: Schöningh, 2001, ISBN 978-3-506-73912-4 , с. 524 (на немецком языке) .
- ^ Бесселл, стр. 107–08.
- ^ Бесселл, с. 87: «По моему мнению, поле работы для нас обоих достаточно велико, чтобы оставить достаточно места для развития обоих обществ. , вскоре то Один, то другой почувствовал это, но в конце концов это было забыто».
- ^ Петцет, с. 4 .
- ^ Бесселл, с. 134.
- ^ Бессел, стр. 91, 93.
- ^ Бесселл, с. 69.
- ^ Jump up to: а б Бессел, с. 86.
- ^ Нойбаур, стр. 527, 607 .
- ^ Вильгельм Бёмерт, «Положение моряков в районе Везера», в «Положении рабочих, занятых в судоходстве» , изд. Эрнст Франке, том 2.1, Сочинения Ассоциации социальной политики 104, Лейпциг: Duncker & Humblot, 1903, OCLC 310569290 , стр. 311–508, стр. 311–508. 465 (на немецком языке) .
- ^ В 1940–42 годах вместе с фондами других компаний образовался Фонд Президента-Ахелиса-Элизабет-Виганда, который был восстановлен после того, как был в значительной степени разрушен в результате послевоенной ревальвации западногерманской валюты; Бессел, с. 189.