ДП Моран
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2011 г. ) |
ДП Моран | |
---|---|
Рожденный | Дэвид Патрик Моран 22 марта 1869 г. Уотерфорд , Ирландия |
Умер | 31 января 1936 г. Скеррис , графство Дублин , Ирландское свободное государство | (66 лет)
Псевдоним | Том О'Келли |
Занятие | Журналист, активист, теоретик |
Национальность | ирландский |
Образование | Каслнок Колледж Лондонский университет |
Жанр | Национализм |
Литературное движение | Кельтское возрождение |
Известные работы | Философия ирландской Ирландии |
Супруг | Кэтрин О'Тул |
Дэвид Патрик Моран ( ирландский : Dáithí Pádraig Ó Móráin ; 22 марта 1869 — 31 января 1936), более известный как просто Д. П. Моран , был ирландским журналистом, активистом и культурно-политическим теоретиком , известным как главный защитник специфически гэльского католического ирландца. национализм в начале 20 века. Связанный с более широким кельтским возрождением , он продвигал свои идеи в первую очередь через свой журнал «Лидер» и сборники своих статей, такие как книга «Философия ирландской Ирландии» .
Он родился в Мэноре, городке в Уотерфорде , был младшим из двадцати детей, рожденных Джеймсом Мораном, строителем, и Элизабет ( урожденной Кейси) Моран. [ 1 ] [ 2 ] Один из его братьев будет служить в команде защиты Патрика О'Доннелла . [ 3 ]
Он получил образование в Каслнок-колледже недалеко от Дублина, а затем работал журналистом в Лондоне, где был членом Ирландского литературного общества . Его бренд национализма и концепция деколонизации Ирландии основывались на однородной ирландскоязычной и римско-католической нации, способствуя возрождению ирландского языка и гэльских игр в ирландской культурной жизни. Он часто использовал пренебрежительные термины (« западные британцы », « шайнины », «сурфейсы») по отношению к юнионистам и/или некатоликам. [ 4 ]
Ирландия-Ирландия
[ редактировать ]Несмотря на провал законопроекта о самоуправлении 1893 года и раскол Ирландской парламентской партии в 1891 году, националисты воодушевились речью Дугласа Хайда 1892 года, озаглавленной «Необходимость деанглизации Ирландии». Моран опирался на этот тезис и предоставил энтузиастам более широкую идеологию, особенно после воссоединения большинства националистических партий в 1900 году.
В своем тексте 1905 года «Философия Ирландии-Ирландии » Моран утверждал, что для того, чтобы быть ирландцем, необходимо:
- использование ирландского языка [ 5 ]
- членство в Римско-католической церкви
- антиматериалистический взгляд на жизнь
- игра только в гэльские игры [ 6 ]
Хотя он и был спонсором использования ирландского языка , он сам так и не научился свободно говорить на этом языке. [ 7 ] Он подчеркнул использование английского языка в 1908–1909 годах как «активную, бдительную и беспощадную пропаганду на английском языке». В долгосрочной перспективе, когда ирландский язык снова станет языком народа, его использование позволит де-факто цензурировать любые иностранные и нежелательные идеи, написанные на английском языке. [ 8 ]
Хотя Моран утверждал, что идея «Гаэлей» могла бы ассимилировать других, он также чувствовал, что членам Ирландской церкви , которые поддерживали Британскую империю, будет трудно, если не невозможно , когда-либо претендовать на звание ирландцев, будучи «резидентами». инопланетяне». [ 9 ] Это распространялось и на англо-ирландскую литературу. Он отверг театр «Эбби» и поставил под сомнение гениальность Йейтса. [ 10 ] Однажды он выступил против влияния Британии на ирландские университеты, заявив: «Теперь мы все бледнолицы » . Что касается религиозных различий, Дэниел О'Коннелл сказал в 1826 году, что «[римские] католики Ирландии — это нация». Моран пошел дальше этого, подтвердив в 1901 году, что «... ирландская нация де-факто является католической нацией». [ 11 ] Моран яростно выступал против избирательного права женщин. [ 12 ]
Белфаст и Ирландия
[ редактировать ]В его статьях часто противопоставлялись « Белфаст » и «Ирландия», но он надеялся, что Белфаст в конечном итоге сможет измениться и ассимилироваться. Он считал, что профсоюзные деятели Ольстера должны: « ... быть благодарными ирландскому народу за готовность принять их ». [ нужна ссылка ] В его газете были опубликованы многочисленные статьи будущего ТД Артура Клери (писавшего под псевдонимом «Шанель»), который выступал за раздел на том основании, что ольстерские профсоюзные деятели были отдельной нацией , но сам Моран не согласился и: «отказался признать легитимность северная протестантская идентичность». [ 13 ]
Когда ирландские республиканцы начали англо-ирландскую войну в 1919 году, в Белфасте в 1920 и 1922 годах вспыхнули широкомасштабные антикатолические беспорядки. Моран определил, что это было вызвано оранжизмом , который он назвал «болью и раком» в Ирландии. Он также утверждал, что «фанатизм со стороны католиков в шести графствах непосредственно вызван фанатизмом оранжевых». [ нужна ссылка ]
Поддержка Договора
[ редактировать ]Первоначально Моран был сторонником Ирландской парламентской партии , полагая, что сепаратизм, пропагандируемый Артура Гриффита , Шинн Фейн непрактичен; однако он выступил против поддержки Джоном Редмондом британских усилий в Первой мировой войне.
Моран поддержал англо-ирландский договор, заключенный в 1921–1922 годах, и считал раздел Ирландии полезным для истинно ирландской культуры в Ирландском свободном государстве . Это привело к радикальному изменению его взглядов; отныне Северную Ирландию можно было спокойно игнорировать вместе с тем, что он считал английским злом « свобода мысли , свободной торговли и свободной литературы». [ нужна ссылка ] Он утверждал, что ирландскую жизнь и культуру необходимо защищать от иностранного влияния, в том числе от двойного зла мюзик -холла и английской прессы. [ 10 ] Новая джазовая музыка 1920-х годов и другие импортированные элементы культуры осуждались как «импортированное унижение и гниль». [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биоданные , dib.ie. По состоянию на 27 июля 2022 г.
- ^ «Главный ЗАГС» . IrishGenealogy.ie . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ « МОРАН, Дэвид Патрик (1869–1936)» . Проверено 27 июля 2022 г. .
- ^ « МОРАН, Дэвид Патрик (1869–1936)» . Проверено 27 июля 2022 г. .
- ^ Магуайр Ф., онлайн-эссе UCC; ссылка на язык. Архивировано 13 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Магуайр Ф., онлайн-эссе UCC; ref games. Архивировано 13 декабря 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ Анализ 2003 года с подробными сносками Пола Делани.
- ^ Делани П., эссе, с. 5
- ^ Эссе Делейни, страница 1.
- ^ Перейти обратно: а б Кертис, Кейрон (2010). PS О'Хегарти (1879–1955) Шинн Фейн Фениан . Гимн Пресс. стр. 43–45. ISBN 978-1-84331-859-0 .
- ↑ Лидер , 27 июля 1901 г.
- ↑ Лидер , 22 июня 1912 г.
- ^ Эссе Делани, стр.11
- ^ «Д.П. Моран и Лидер : написание ирландской Ирландии через раздел» , findarticles.com; по состоянию на 23 апреля 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Мауме, Патрик. Д. П. Моран (Дублин, Историческая ассоциация Ирландии, 1995 г.)
- Мэтьюз, PJ Revival (серия Field Day, том 12, Корк, 2003 г.) passim; индекс стр. 205 ( ISBN 1-85918-365-4 )
- Моран, Д.П. « Философия ирландской Ирландии» (впервые опубликовано в 1905 г.; переиздание UCD Press в 2006 г. с предисловием Патрика Мауме)