Директива о платежных услугах
Пересмотренная Директива о платежных услугах ( PSD2 , Директива (ЕС) 2015/2366 , [1] которая заменила Директиву о платежных услугах (PSD) , Директиву 2007/64/EC. [2] ) — это директива ЕС , администрируемая Европейской комиссией (Генеральным директоратом внутреннего рынка) для регулирования платежных услуг и поставщиков платежных услуг на территории Европейского Союза (ЕС) и Европейской экономической зоны (ЕЭЗ). Целью PSD было усиление общеевропейской конкуренции и участие в платежной индустрии, в том числе, со стороны небанковских организаций, а также обеспечение равных условий игры путем гармонизации защиты потребителей , а также прав и обязанностей платежных провайдеров и пользователей. [3] Ключевыми целями директивы PSD2 являются создание более интегрированного европейского рынка платежей, повышение безопасности платежей и защита потребителей. [4]
Обзор [ править ]
SEPA (Единая зона платежей в евро) — это инициатива саморегулирования европейского банковского сектора, представленная в Европейском платежном совете , которая определяет гармонизацию платежных продуктов, инфраструктур и технических стандартов (Своды правил для кредитных переводов / прямого дебета , BIC , IBAN). , ISO 20022 формат сообщений XML , чиповые карты/терминалы EMV ). PSD обеспечивает правовую основу, в которой должны работать все поставщики платежных услуг.
Цель PSD в отношении платежной индустрии заключалась в усилении общеевропейской конкуренции с участием небанковских организаций и обеспечении равных условий игры путем гармонизации защиты потребителей, а также прав и обязанностей поставщиков платежей и пользователей. [3] Целью PSD в отношении потребителей было расширить права клиентов, гарантировать более быстрые платежи (не позднее следующего дня с 1 января 2012 года), описать права на возврат средств и предоставить более четкую информацию о платежах. [5] Хотя PSD была директивой о максимальной гармонизации , некоторые элементы допускали разные варианты для отдельных стран. [6]
Окончательно принятый текст PSD вступил в силу 25 декабря 2007 года и был перенесен в национальное законодательство всех государств-членов ЕС и ЕЭЗ к 1 ноября 2009 года. [2] [7]
Технический обзор [ править ]
PSD содержал два основных раздела:
- «Правила рынка» описывали, какой тип организаций может предоставлять платежные услуги. Наряду с кредитными учреждениями (т.е. банками) и некоторыми органами власти (например, центральными банками, государственными органами) PSD упомянул учреждения электронных денег (EMI), созданные Директивой об электронных деньгах в 2000 году, и создал новую категорию «платежных учреждений». (PI) со своими собственными правилами пруденциального режима. Организации, которые не являются ни кредитными учреждениями, ни EMI, могут подать заявку на получение разрешения в качестве платежного учреждения, если они соответствуют определенным требованиям по управлению капиталом и рисками. Заявление можно подать в любой стране ЕС, где они учреждены, а затем они смогут «паспортизировать» свои платежные услуги во все другие страны-члены ЕС без дополнительных требований к PI.
- В «Правилах делового поведения» указано, какую прозрачность информации должны обеспечивать учреждения платежных услуг, включая любые комиссии, обменные курсы, ссылки на транзакции и максимальное время выполнения. Он предусматривал права и обязанности как поставщиков платежных услуг, так и пользователей, способы авторизации и выполнения транзакций, ответственность в случае несанкционированного использования платежных инструментов, возврат средств по платежам, платежные поручения и дату валютирования платежей.
Каждая страна должна была назначить «компетентный орган» для пруденциального надзора за ИП и контроля за соблюдением правил делового поведения, закрепленных в национальном законодательстве. [8]
Обновления [ править ]
PSD обновлялся в 2009 г. (Регламент ЕС 924/2009) и 2012 г. (Регламент ЕС 260/2012). В отчете о реализации за 2013 год было обнаружено, что PSD облегчил «предоставление единых платежных услуг на всей территории ЕС» и сократил юридические и производственные затраты для многих поставщиков платежных услуг, а также что «ожидаемые преимущества еще не полностью реализованы». В том же отчете говорится, что обновление за 2009 год «работает хорошо». Например, комиссия за переводы в размере 100 евро продолжила тенденцию к снижению до среднего показателя по еврозоне 0,50 евро для переводов, инициированных онлайн, и оставалась низкой на уровне 3,10 евро для переводов, инициированных в банке. прилавок". [9]
В октябре 2021 года EBA начала публичные консультации по внесению поправок в свои нормативно-технические стандарты (RTS) по строгой аутентификации клиентов и безопасной связи (SCA&CSC) в соответствии с Директивой о платежных услугах (PSD2) в отношении 90-дневного освобождения от SCA для доступа к счету. . [10] В Великобритании FCA опубликовало PS 21/19. [11] («Заявление о политике») для «Изменений в SCA-RTS и в руководствах «Платежные услуги и электронные деньги – наш подход» и Руководстве по периметру». В этом документе предложен ряд изменений, в том числе в Статью 10 UK-RTS, заменив требование о том, чтобы PSU проходил повторную аутентификацию с помощью своего ASPSP каждые 90 дней, чтобы разрешить доступ AISP, на требование о том, чтобы PSU повторно подтверждал свое согласие с их AISP напрямую.
Остающиеся проблемы [ править ]
- PSD применяется только к платежам внутри Европейской экономической зоны, но не к транзакциям в третьи страны или из них.
- Исключения PSD, связанные с платежной деятельностью, оставили пользователей без защиты.
- Возможность PSD, позволяющая торговцам взимать комиссию или предоставлять скидку, в сочетании с возможностью стран ограничивать это, привела к «чрезвычайной неоднородности на рынке».
- Появились так называемые «сторонние поставщики платежных услуг», которые облегчили покупки в Интернете, предлагая недорогие платежи в Интернете с использованием домашнего приложения онлайн-банкинга клиентов с их согласия и информируя торговцев о том, что деньги уже в пути. Другие «службы информации об учетных записях» предлагают консолидированную информацию о различных счетах пользователя платежных услуг. Были предложены гармонизация правил возврата средств в отношении прямого дебетования, сокращение сферы действия «упрощенного режима» для так называемых «малых платежных учреждений» и решение проблем безопасности, доступа к информации о платежных счетах или конфиденциальности данных с возможным лицензированием и надзором. [9]
Пересмотренная Директива о платежных услугах (PSD2) [ править ]
8 октября 2015 года Европейский парламент принял предложение Европейской комиссии о создании более безопасных и инновационных европейских платежей (PSD2, Директива (ЕС) 2015/2366). Действующие правила направлены на лучшую защиту потребителей при онлайн-платежах, содействие развитию и использованию инновационных онлайн- и мобильных платежей, таких как открытые банковские операции , а также повышение безопасности трансграничных европейских платежных услуг. [12]
Тогдашний комиссар Джонатан Хилл , ответственный за финансовую стабильность, финансовые услуги и Союз рынков капитала, заявил: «Этот закон является шагом к единому цифровому рынку; он принесет пользу потребителям и бизнесу, а также поможет экономике расти». [12]
16 ноября 2015 года Совет Европейского Союза принял PSD2. Затем у государств-членов было два года на то, чтобы включить директиву в свои национальные законы и правила. [13] 27 ноября 2017 года Комиссия делегировала Регламент (ЕС) 2018/389, дополняющий PSD2 в отношении нормативных технических стандартов для строгой аутентификации клиентов, а также общих и безопасных открытых стандартов связи. [14]
ЕС и многие банки подтолкнули это развитие с помощью новой Директивы о платежных услугах 2 (PSD2), которая вступила в силу 13 января 2018 года. Затем банки адаптировались к этим изменениям, которые открыли множество технических проблем, но также и много стратегических возможностей, таких как сотрудничество с финтех-провайдеры для будущего. [15]
Важным элементом PSD2 является требование строгой аутентификации клиентов при большинстве электронных платежей.
Еще одним важным элементом директивы является требование общей и безопасной связи (CSC). Квалификационные сертификаты, определенные eIDAS, необходимы для аутентификации веб-сайтов и электронных печатей, используемых для связи между игроками в сфере финансовых услуг. Техническая спецификация ETSI TS 119 495 определяет стандарт для реализации этих требований.
PSD2 вступил в полную силу 14 сентября 2019 года, но из-за задержек с внедрением Европейское банковское управление разрешило продлить срок действия строгой аутентификации клиентов (SCA) до 31 декабря 2020 года. [16] [17]
Ключевые даты [ править ]
- Март 2000 г.: Лиссабонская программа призвана сделать Европу «самой конкурентоспособной и динамичной экономикой, основанной на знаниях» к 2010 г.
- Декабрь 2001 г.: Постановление EC 2560/2001 о трансграничных платежах в евро.
- 2002: Европейский платежный совет создан банковской отраслью, продвигая инициативу Единой зоны платежей в евро для гармонизации основных инструментов безналичных платежей в еврозоне (к концу 2010 года).
- 2001–2004 гг.: период консультаций и подготовка PSD.
- Декабрь 2005 г.: предложение PSD комиссара по внутреннему рынку МакКриви.
- 25 декабря 2007 г.: PSD вступила в силу.
- 1 ноября 2009 г.: крайний срок внесения изменений в национальное законодательство.
- Обновление 2009 года: устранены различия в сборах за трансграничные и национальные платежи в евро (Регламент ЕС 924/2009).
- Обновление 2012 г.: Регламент о трансграничных платежах, «многосторонние межобменные сборы» (Регламент ЕС 260/2012).
- Июль 2013 г.: отчет о внедрении PSD и двух его обновлений. [9]
- 16 ноября 2015 г.: Совет Европейского Союза принимает PSD2, давая государствам-членам два года на включение этой директивы в свои национальные законы и правила. [13]
- 13 января 2018 г.: Директива 2007/64/EC отменена и заменена Директивой (ЕС) 2015/2366.
- 14 марта 2019 г.: Все финансовые учреждения, предлагающие решение API, должны предоставить его для внешнего тестирования PISP и AISP. [18]
- 14 сентября 2019 г.: Последний срок для всех компаний в ЕС по соблюдению нормативно-технического стандарта PSD2 (RTS), относящегося к директиве (ЕС) 2015/2366 (PSD2).
- 31 декабря 2020 г.: продлен срок для всех компаний в ЕС по внедрению строгой аутентификации клиентов (SCA) PSD2.
- 29 ноября 2021 г.: FCA публикует изменения в правилах 90-дневной повторной аутентификации в Великобритании. [11]
Проблемы конфиденциальности [ править ]
![]() | В этом разделе может содержаться информация, не важная и не относящаяся к теме статьи. ( Май 2020 г. ) |
Организация Privacy First, занимающаяся конфиденциальностью, раскритиковала элементы нового законодательства, касающиеся открытого банкинга , заявив, что оно слишком много внимания уделяет улучшению конкуренции и инновациям, в то время как интересы конфиденциальности владельцев счетов игнорируются. [19]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Директива (ЕС) 2015/2366 Европейского парламента и Совета от 25 ноября 2015 г. о платежных услугах на внутреннем рынке, вносящая поправки в Директивы 2002/65/EC, 2009/110/EC и 2013/36/EU и Регламент (ЕС) ) № 1093/2010 и отменяющая Директиву 2007/64/EC (текст, имеющий отношение к ЕЭЗ) , vol. OJ L, 23 декабря 2015 г. , дата обращения 12 июля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Директива 2007/64/EC Европейского Парламента и Совета от 13 ноября 2007 года о платежных услугах на внутреннем рынке, вносящая поправки в Директивы 97/7/EC, 2002/65/EC, 2005/60/EC и 2006/48/ ЕС и отмена Директивы 97/5/EC» . Официальный журнал Европейского Союза . 5 декабря 2007 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Платежные услуги (PSD 1) – Директива 2007/64/EC» . Европейская комиссия . Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ «Уполномоченное платежное учреждение | Платежи | Лицензирование и соблюдение требований» . БЦК Великобритания . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ «Директива о платежных услугах – что она означает для потребителей» (PDF) . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2014 г.
- ^ «Директива о платежных услугах (PSD) – варианты государств-членов» . EC.Europa.eu . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 года . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ «Платежные услуги» . EC.Europa.eu . Европейская комиссия . Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ «Компетентные органы по авторизации и надзору за платежными учреждениями (статья 20)» (PDF) . EC.Europa.eu . Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2015 года . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Отчет Комиссии Европейскому парламенту и Совету о применении Директивы 2007/64/EC о платежных услугах на внутреннем рынке и Регламента (ЕС) № 924/2009 о трансграничных платежах в Сообществе» . Eur-lex.europa.eu. 24 июля 2013 года . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ «EBA консультируется по поводу внесения поправок в свои технические стандарты по строгой аутентификации клиентов и безопасной связи в отношении 90-дневного освобождения для доступа к учетной записи» (пресс-релиз). Европейская комиссия . 28 октября 2021 г. Проверено 1 февраля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «PS21/19: Изменения в SCA-RTS и руководствах в Документе подхода и Руководстве по наведению по периметру» (пресс-релиз). Управление финансового надзора . 29 ноября 2021 г. Проверено 1 февраля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Европейский парламент принимает предложение Европейской комиссии по созданию более безопасных и инновационных европейских платежей» (Пресс-релиз). Европейская комиссия . 8 октября 2015 г. Проверено 4 мая 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Услуги электронных платежей: Совет принимает обновленные правила» (Пресс-релиз). Совет ЕС . 16 ноября 2015 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
- ^ «ДЕЛЕГИРОВАННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОМИССИИ (ЕС) 2018/389» . 27 ноября 2017 г.
- ^ «Использование потенциальных преимуществ открытого банкинга» . Маккинси . Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ «Дата вступления в силу строгой аутентификации клиентов (SCA): Stripe: Помощь и поддержка» . Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ «EBA публикует мнение об элементах строгой аутентификации клиентов в рамках PSD2» (пресс-релиз). Европейское банковское управление . Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ Джонс, Брендан (23 октября 2018 г.). «Последствия и требования открытого банкинга PSD2 для менеджеров программ» . Финэкстра .
- ^ «Европейское законодательство PSD2 ставит под угрозу конфиденциальность. Privacy First требует регистрации отказа от PSD2» . www.privacyfirst.eu . Проверено 26 мая 2020 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Димитриос Линардатос: «Система ответственности при безналичных платежных операциях после реализации Директивы о платежных услугах», Nomos-Verlag, 2013, ISBN 978-3-8487-0709-6 . (Немецкий)