Концептуальная эталонная модель CIDOC
Концептуальная CIDOC эталонная модель ( CRM ) обеспечивает расширяемую онтологию для концепций и информации в культурном наследии и музейной документации . Это международный стандарт ( ISO 21127:2023) для контролируемого обмена информацией о культурном наследии. [1] Галереям , библиотекам , архивам , музеям ( GLAM ) и другим культурным учреждениям рекомендуется использовать CIDOC CRM для повышения доступности информации и знаний, связанных с музеями .
История
[ редактировать ]CIDOC CRM возникла из группы стандартов документации CIDOC. [2] в Международном комитете документации Международного совета музеев . Первоначально, до 1994 года, работа была сосредоточена на разработке модели «сущность-связь» для музейной информации, однако в 1996 году подход сместился к методологиям объектно-ориентированного моделирования , в результате чего в 1999 году была создана первая «Концептуальная эталонная модель CIDOC (CRM)» . Процесс стандартизации CIDOC CRM начался в 2000 году и завершился в 2006 году принятием его в качестве стандарта ISO 21127. Стандарт был обновлен, и в 2023 году было опубликовано исправленное издание.
Цели
[ редактировать ]Общая цель CIDOC CRM — предоставить эталонную модель и информационный стандарт, которые музеи и другие учреждения культурного наследия могут использовать для описания своих коллекций и связанных с ними коммерческих предприятий, чтобы улучшить обмен информацией.
Концептуальная эталонная модель CIDOC (CRM) предоставляет определения и формальную структуру для описания неявных и явных концепций и отношений, используемых в документации по культурному наследию... для содействия общему пониманию информации о культурном наследии, предоставляя общую и расширяемую семантическую структуру, которую может использовать любой Информация о культурном наследии может быть отображена на карте. Он предназначен для того, чтобы стать общим языком для экспертов в предметной области и разработчиков, позволяющих формулировать требования к информационным системам и служить руководством для эффективной практики концептуального моделирования. Таким образом, он может обеспечить «семантический клей», необходимый для посредничества между различными источниками информации о культурном наследии, например, опубликованными музеями, библиотеками и архивами. [3]
Приняв формальную семантику предварительные условия для межмашинного взаимодействия и интеграции для CIDOC CRM, были созданы . Таким образом, CIDOC CRM имеет все шансы стать важным информационным стандартом и эталонной моделью для инициатив семантической сети , а также служить руководством для моделирования данных или баз данных в более общем плане. С технической точки зрения CIDOC CRM подходит для программных приложений, широко использующих XML и RDF . [4] Многие учреждения культурного наследия исследуют или создают приложения, использующие CIDOC CRM. [5]
После успешной стандартизации CIDOC CRM в 2006 году была начата новая инициатива FRBRoo , направленная на гармонизацию ее с Функциональными требованиями к библиографическим записям (FRBR). Цель этой инициативы — «предоставить формальную онтологию, предназначенную для сбора и представления базовой семантики библиографической информации, а также для облегчения интеграции, посредничества и обмена библиографической и музейной информацией». [6] [7]
Онтология
[ редактировать ]«Объектно-ориентированная концептуальная эталонная модель CIDOC» (CRM) представляет собой онтологию предметной области , но включает собственную версию онтологии верхнего уровня .
Основные классы охватывают: [8]
- Пространство-время
- включает название/идентификатор, место, эпоху/период, временной интервал и связь с постоянными элементами.
- События
- включает название/идентификатор, начало/окончание существования, участников (людей, индивидуально или в группах), создание/изменение вещей (физических или концептуальных) и отношение к постоянным элементам.
- Материальные вещи
- включает название/идентификатор, место, информационный объект, который несет материальная вещь, части отношений и отношения к постоянным элементам.
- Нематериальные вещи
- включает заголовок/идентификатор, информационные объекты (пропозициональные или символические), концептуальные вещи и части отношений.
Примеры определений: [9]
- Постоянный предмет
- физический или концептуальный объект, имеющий постоянную идентичность, распознаваемую на протяжении всего периода его существования посредством его идентификации, а не по его непрерывности или наблюдению. Постоянный элемент можно сравнить с выносливым объектом .
- Временная сущность
- включает события, эпохи/периоды и состояния условий, которые происходят в течение ограниченного периода времени и не связаны с постоянным элементом. Временная Сущность сравнима с пердюрантом .
- Пропозициональный объект
- набор утверждений о реальных или воображаемых вещах.
- Символический объект
- знак/символ или совокупность знаков/символов.
Реализации и системы CIDOC CRM
[ редактировать ]- CIDOC CRM реализован в OWL DL как Erlangen CRM/OWL (ECRM).
- ECRM (и, следовательно, CIDOC CRM) широко используется в системе WissKI, виртуальной исследовательской среде на основе онтологий для управления первичными исследовательскими данными в области культурного наследия в виде связанных данных .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Информация и документация - Справочная онтология для обмена информацией о культурном наследии.
- ^ Группа стандартов документации CIDOC [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Домашняя страница CIDOC CRM
- ^ «Инструменты CIDOC CRM и сопоставления RDF» . Архивировано из оригинала 14 июня 2007 г. Проверено 9 июня 2007 г.
- ^ «Приложения CIDOC CRM» . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 г. Проверено 9 июня 2007 г.
- ^ Введение FRBoo. Архивировано 16 июня 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ «Мартин Дорр, Патрик ЛеБёф, Моделирование интеллектуальных процессов: гармонизация FRBR-CRM, конференция CIDOC, 11 сентября 2006 г., Гетеборг, Швеция» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2007 г. Проверено 9 июня 2007 г.
- ^ «Графическое представление основной формы CRM» . СИДОК . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 г. Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «Определение концептуальной эталонной модели CIDOC, версия 5.0.4» . СИДОК . Ноябрь 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дорр М., «CIDOC CRM - онтологический подход к семантической совместимости метаданных», журнал AI Magazine, том 24, номер 3, стр. 75–92 (2003 г.)
- Мартин Дорр, Долорес Йориццо, Мечта о глобальной сети знаний – новый подход, Журнал ACM по вычислительной технике и культурному наследию, Vol. 1, № 1, статья 5, Дата публикации: июнь 2008 г.
- Ник Крофтс, Мартин Дорр, Тони Гилл, Стивен Стед, Мэтью Стифф (редакторы), Определение концептуальной эталонной модели CIDOC, октябрь 2006 г. Версия 4.2.1
- Мартин Дорр, Николас Крофтс: Электронная коммуникация по разнообразным данным. Роль эталонной модели CIDOC дои : 10.1145/1367080.1367085
- Т. Гилл: Осмысление культурного информационного разнообразия: CIDOC-CRM . 2002 г.
- Регина Штайн, Юрген Готчевски и другие: Концептуальная эталонная модель CIDOC: помощь в обмене данными? Берлин, 2005 г. (немецкий)
- Гёрц, Г.; Шиманн, Б.; Ойшингер, М.: Реализация концептуальной эталонной модели CIDOC (4.2.4) в OWL-DL); Труды CIDOC 2008 - Цифровое хранение культурного наследия