Пол ван Сомер I
Поль ван Сомер ( ок. 1577–1621), также известный как Паулюс ван Сомер , был фламандским художником, прибывшим в Англию из Антверпена во время правления английского короля Якова I и ставшим одним из ведущих художников королевского двора. Он написал ряд портретов Джеймса и его супруги, королевы Дании Анны , а также таких дворян, как Людовик Стюарт, герцог Леннокс , Элизабет Стэнли, графиня Хантингдон и леди Энн Клиффорд . Иногда его называют «Пол ван Сомер I», чтобы отличить его от одноименного гравера , который работал в Англии между 1670 и 1694 годами.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Пол ван Сомер в некотором смысле неуловимая фигура: о нем мало что известно, а о его творчестве пишут редко. [1] По словам Карела ван Мандера , он был братом Баренда ван Сомерена , который женился и вернул дочь Аэрта Мейтенса после его возвращения из Италии. [2] Ван Мандер не упоминает, сопровождал ли Пол своего брата в Италию или нет, а лишь отметил, что тот все еще был холостяком. По данным Нидерландского института истории искусств , ван Сомер жил между 1612–1614 годами в доме Стивена де Гейна в Лейдене, в течение 1616 года — в Брюсселе, а после этого переехал в Лондон, где стал придворным художником. [3] Он занимал важное положение как один из любимых художников Джеймса и Анны, и его можно рассматривать как предшественника более известных фламандских и голландских художников, в частности Даниэля Митенса и Антониса ван Дейка , которые пошли по его стопам в качестве ведущих придворных художников. [4] (Фактически, одной из первых задач Ван Дейка было копирование королевских портретов Ван Сомера, но эта обязанность ему не нравилась.) [5] Ван Сомер прибыл в Англию зрелым художником, много путешествовавшим по Северной Европе: [6] Бут Таркингтон называет годом своего прибытия 1606 год. [7] но Х.Л.Микин отмечает, что он поселился в стране на постоянной основе только после 1616 года. [8]
Ван Сомер получил дополнительные комиссионные из некоролевских источников. Граф Ратленд заплатил ему 26 фунтов за портреты в 1618 году и 37 фунтов за изображения короля Джеймса и принца Чарльза в 1619 году. [9] Леди Энн Клиффорд упоминает в своем дневнике, что он нарисовал ее 30 августа 1619 года. [10] Интересной особенностью творчества ван Сомера является его портрет Элизабет Друри (1596–1610), девушки, прославившейся благодаря стихам Джона Донна о ее смерти, таким как «Анатомия мира». [11] Ван Сомер, возможно, написал портрет через несколько лет после смерти Элизабет или, возможно, во время ее визита на континент с родителями незадолго до ее смерти. [8] Портрет примечателен тем, что персонаж изображен в полулежачем положении — необычном для необнаженных людей того периода — что может, как указывает Х.Л.Микин, быть задумано как признак философского или меланхолического характера, как у Николаса. Генри Портрет Хиллиарда Перси, графа Нортумберленда . [8] Другие портреты включают портреты леди Элизабет Грей, графини Кентской , написанные примерно в 1619 году. [12] и портрет Людовика Стюарта, 2-го герцога Леннокса .
Сборы и анализ
[ редактировать ]Достижения Ван Сомера описаны в примечаниях к галерее Королевской коллекции следующим образом: «Подобно Дэниелу Митенсу, который обосновался в Лондоне из Нидерландов в 1618 году и был соседом Ван Сомера на Сент-Мартинс-лейн, Ван Сомер привнес новое величие, беглость и от натурализма до портретной живописи британского двора». [13] Однако мнения о работах ван Сомера разделились: Хорас Уолпол считал один из его портретов таким же прекрасным, как портрет Ван Дейка, а Бут Таркингтон в своем психологическом исследовании « Король Джеймс в «Выцветшей краске»» предположил, что «Паулюс ван Сомер обладал дарованиями и одним из они были для восприятия характера»; [7] с другой стороны, искусствовед сэр Джон Ротенштейн осудил работы ван Сомера как скучные и тяжелые. [14]
Копии королевских портретов ван Сомера часто заказывали для отправки в качестве подарков за границу, особенно потому, что Джеймс не любил позировать художникам. [13] Многие варианты также существуют в печатном виде. Говорят, что Ван Сомер ввел в королевскую портретную живопись регалии , например, Орден Подвязки . [13] Посол в Брюсселе Уильям Трамбалл прислал Ван Сомеру мерки для портретов. В декабре 1618 года он ответил через Эдварда Норгейта, что предложенные размеры слишком узки. Стандартный портрет обычных пропорций в полный рост обойдется в 30 или 25 фунтов стерлингов. [15]
Некоторые работы ван Сомера можно увидеть и сегодня. он завершил широко репродуцируемый портрет Якова I в 1616 году и портрет королевы Анны в охотничьем наряде со своей африканской служанкой , лошадью и охотничьими собаками на территории Отлендса . Год спустя [16] К тому времени Ван Сомер стал любимым художником Анны, вытеснив Джона де Крица и Маркуса Герартса Младшего . [13] Другой портрет Анны Датской в замке Драмланриг включает в себя несколько драгоценностей , алмазный арбалет в ее волосах, с бриллиантовыми значками «S» и «C4», относящимися к ее семье, и расположенный в центре крест или эгрет , который может быть драгоценным камнем. известное как «Зеркало Франции». Когда она умерла в 1619 году, она была должна ему 170 фунтов стерлингов, и он присоединился к ее похоронной процессии в качестве ее «художника» вместе с художниками Маркусом Герартсом и Питером Оливером . [17]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Бут Таркингтон , Некоторые старые портреты: книга об искусстве и людях , Ayer Publishing, 1969, ISBN 0-8369-1315-9 ; страница 15.
- ^ (на голландском языке) Пол ван Сомер . Архивировано 28 июля 2012 года в archive.today в Карела ван Мандера , «Шильдер-боке» 1604 год, любезно предоставлено Цифровой библиотекой голландской литературы.
- ↑ Пол ван Сомер. Архивировано 12 августа 2022 года в Wayback Machine в РКД.
- ^ «...самый продвинутый художник Англии до прихода Митенса и Ван Дейка». Сьюзен Серасано и Мэрион Винн-Дэвис. Женская драма эпохи Возрождения: тексты и документы. Рутледж, 1996 г., ISBN 0-415-09806-8 ; страница 54.
- ^ Таркингтон, стр. 15–17.
- ^ Генри Шорт, История британской живописи , Эйр и Споттисвуд, 1953, стр. 78; Подробности о художнике в Королевской коллекции. Архивировано 27 сентября 2007 года на Wayback Machine. Проверено 15 мая 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б Таркингтон, стр. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с HLMeakin, «Артикуляции женского начала» Джона Донна , Oxford University Press, 1998, ISBN 0-19-818455-7 ; страница 202.
- ^ HMC Ратленд, том. 4 (Лондон, 1905), стр. 512, 514, 516.
- ^ Барбара Арчишевска и Элизабет МакКеллар, Формулирование британского классицизма: новые подходы к архитектуре восемнадцатого века, Ashgate Publishing, 2004, ISBN 0-7546-3735-2 ; страница 93.
- ↑ Прочтите «Анатомию мира» Джона Донна на PoemHunter.com. Архивировано 29 марта 2007 года в Wayback Machine. Проверено 15 мая 2007 года.
- ↑ Изображение в онлайн- галерее Тейт : Элизабет Грей, графиня Кентская, около 1619 года, автор Пол ван Сомер. Архивировано 21 июня 2008 года на Wayback Machine. Проверено 14 мая 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Подробности о художнике в Королевской коллекции. Архивировано 27 сентября 2007 года на Wayback Machine. Проверено 15 мая 2007 года.
- ^ Джон Ротенштейн , Введение в английскую живопись , IBTauris, издание 2001 г., ISBN 1-86064-678-6 ; стр 27.
- ^ HMC 75 Дауншир , том. 6 (Лондон, 1995), стр. 447, вып. 976, 601 нет. 1298.
- ^ Джемма Филд, Анна Датская: Материальная и визуальная культура дворов Стюартов (Манчестер, 2020), стр. 168-172: Изображение в Королевской коллекции онлайн: Анна Датская, 1617, Пол ван Сомер. Архивировано 27 сентября 2007 г. на сайте Машина обратного пути . Проверено 15 мая 2007 г.
- ^ Дэвид Ховарт, Образы правления: искусство и политика в эпоху английского Возрождения, 1485–1649 (Macmillan, 1997), стр. 127–131.