Серебряный лебедь (мадригал)
« Серебряный лебедь » — самый известный мадригал Орландо Гиббонса . Он рассчитан на 5 голосов (в большинстве источников сопрано (S), альт (A), тенор (T), баритон (Bar) и бас (B), хотя некоторые вместо этого указывают SSATB) и представляет собой легенду о том, что лебеди в основном при жизни молчаливы (или, по крайней мере, немузыкальны), а красиво поют лишь перед самой смертью (см. лебединую песню ).
История и текст
[ редактировать ]Песня была впервые опубликована в «Первом наборе мадригалов и мотетов» Гиббонса из 5 частей ( 1612 ). Гиббонс посвятил эту коллекцию своему покровителю сэру Кристоферу Хаттону (1581–1619). В то время для композиторов было нормальным искать аристократического покровительства, и, например, зять Хаттона Генри Фэншоу в следующем году посвятил ему набор мадригалов его композитором Джоном Уордом . По словам Гиббонса, он использовал лондонский дом Хаттона как место для сочинения музыки. Похоже, Хаттон выбрал тексты, использованные в сборнике: [ 1 ] установлены авторы лишь некоторых песен.
Анонимный текст "The Silver Swan" следующий:
- Серебряный Лебедь, который при жизни не имел Ноты,
- когда Смерть приблизилась, разблокировала ее молчаливое горло.
- Прислонившись грудью к тростниковому берегу,
- так пела она первую и последнюю и больше не пела:
- «Прощайте, все радости! О Смерть, закрой мои глаза!
- Сейчас гусей больше, чем лебедей, дураков больше, чем мудрых».
Последняя строка может быть комментарием об упадке английской формы мадригала или, в более общем смысле, об утрате позднеелизаветинской музыкальной традиции. Английская школа мадригала процветала с конца 1580-х годов и просуществовала до 1620-х годов, спустя долгое время после того, как она стала немодной в остальной Европе. Но к тому времени, когда в 1612 году «Серебряный лебедь» был опубликован «Серебряный лебедь», дела уже шли в упадок. Последнюю строчку можно было воспринимать как резкое осуждение современных композиторов мадригалов – хотя самому Гиббонсу было всего лишь за тридцать. [ 2 ]
Музыка
[ редактировать ]Комментируя музыкальную форму, Филип Леджер отмечает, что «как и песня на лютне , и в отличие от любого настоящего мадригала, она имеет две музыкальные части, вторая повторяется, и для этого повторения предусмотрены новые слова».
Хотя «Серебряный лебедь» написан как мадригал, в наше время его часто исполняют как песню для камерного хора . Она также исполняется как песня для сопрано и скрипки .
Другие настройки стихотворения
[ редактировать ]Слова этого мадригала были положены на музыку следующими композиторами и коллективами:
- Гэри Бахлунд (1966), для хора SATB а капелла . [ 3 ]
- Гарт Бакстер из «Трех мадригалов» (для голоса и фортепиано, голоса и гитары или SATB). [ 3 ] [ 4 ]
- Джон Мусто (1987), из Canzonettas для высокого или среднего голоса и фортепиано. [ 5 ]
- Нед Рорем (1949) для высокого голоса и фортепиано. [ 3 ]
- Qntal (2006), на их альбоме Qntal V: Silver Swan . [ 6 ]
- Лори Лайтман (2007), для голоса и фортепиано или голоса, флейты и фортепиано. Записи доступны на страницах «Внутри этих пространств» и «Жизнь в теле» .
- Оливер Тарни (2018), для SSA и фортепиано из светской антологии верхних голосов « Как ты поешь» . [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вининг, Пол. «Гиббонс и его покровители» . Музыкальные времена , том. 124, нет. 1689, 1983, стр. 707–709. Доступ через JSTOR, 18 июня 2020 г. (требуется подписка)
- ^ «Орландо Гиббонс: Серебряный лебедь (1612)», блог A Tune a Day
- ^ Перейти обратно: а б с «Серебряный лебедь» . Страница «Ложь, авторская песня и хоровые тексты» . Проверено 7 февраля 2011 г.
- ^ «Гарт Бакстер | Вокальные композиции» .
- ^ «Серебряный лебедь» . Peer Music, The Global Independent . Проверено 23 октября 2011 г.
- ^ «Qntal V: Серебряный лебедь – Qntal» . Вся музыка . Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ Феррис, Нил; Томлинсон, Джоанна, ред. (10 августа 2018 г.). Как поешь: 9 светских концертных произведений для верхних голосов . Певчая птица. Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780193524217 .
Ссылки
[ редактировать ]- Филип Леджер (редактор), Оксфордская книга английских мадригалов , Oxford University Press: 1978, с записью, выпущенной совместно Pro Cantione Antiqua .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Руменс, Кэрол (6 июля 2015 г.). «Стихотворение недели: Серебряный лебедь от Анона» . Хранитель .
Внешние ссылки
[ редактировать ]