Лютневая песня

Термин «лютневая песня» относится к музыкальному стилю конца 16 — начала 17 веков, от позднего Возрождения до раннего барокко , который преобладал в Англии и Франции. Лютневые песни обычно имели строфическую форму или повторялись стихи с гомофонической текстурой. Композиция написана для сольного голоса под аккомпанемент, обычно лютню . Это не было редкостью для других форм аккомпанемента, таких как бас-скрипка или другие струнные инструменты, и его также можно было написать для большего количества голосов. Композиция могла исполняться как соло, так и с небольшой группой инструментов.
Основной стиль лютневых песен легкий и серьезный, с поэтическими текстами, которые обычно следуют за словесным оформлением сочиненной музыки. В Англии песни, как правило, варьировались от расширенных контрапунктических композиций до коротких гармонизированных мелодий. Текст мог быть написан самим композитором или чаще всего заимствован из стихотворения, поставленного в стихотворной форме. Эти песни были написаны для профессиональных и самодеятельных исполнителей, имели вариации для соло и ансамбля. Песня на лютне была популярна среди королевской семьи и знати. Считалось, что король Людовик XIII любил простые песни, что привело к большому объему работы во время его правления.
Авторы лютневой песни обычно сочиняли и другие формы музыки, такие как мадригалы , шансоны и консортные песни . Песня консорта, популярная в Англии, считается тесно связанной с лютневой песней. Это была более ранняя строфическая форма музыки, предназначенная для сольного голоса в сопровождении небольшой группы струнных инструментов. [1] Во Франции шансон является предшественником лютневой песни или air de cour . Коллекции air de cour использовались и в других странах, помимо Англии и Франции. Сборники французских радиопередач издавались в Англии, Германии и Голландии. В Италии были такие формы песни, как фроттола , которые очень напоминали песню на лютне, но песня на лютне казалась более распространенной в Англии и Франции.
Английская лютня эйр
[ редактировать ]В Англии лютневую песню обычно называли «эйр», возможно, заимствованной от французского слова air . Первой письменной записью лютневых песен или эйров является публикация 1597 года « Первая книга песен или эйров» , написанная Джоном Доулендом . Это считается началом популярности лютневых песен, которые установили стандарт для песенников английских эйров других композиторов. [2] Музыка была напечатана на странице, так что, если ее поместить в центр стола, ее могли прочитать исполнители, сидящие за столом. Айры Джона Дауленда, как и другие композиторы, использовали музыку из танцевальных форм, таких как павана , гальярда и джига в качестве мелодии .
Филип Россетер , придворный музыкант, композитор и театральный менеджер, опубликовал в 1601 году сборник « Книга Эйреса » с композитором и поэтом Томасом Кэмпионом . [3] Композиции представляли собой короткие гомофонные песни с минимальным повторением фраз и собственными текстами. Последняя книга, опубликованная Джоном Этти в 1622 году, называлась «Первая книга Эйрса» . Формат этих песенников был рассчитан на сольное исполнение и аккомпанемент, но некоторые включали вариации для нескольких голосов и дополнительных инструментов. Возможно, песни для лютни были сочинены до публикации этих книг, но письменная запись таких песен начинается с Джона Дауленда. [4]
Песня консорта , популярная во время правления Генриха VIII , позволяет предположить, что лютневые песни были написаны до 1597 года. Среди других композиторов лютневых песен того времени были Джон Дэниел, Роберт Джонс, Пилкингтон и Альфонсо Феррабоско.
Французский воздух де кур
[ редактировать ]Во Франции лютневая песня называлась « air de cour ». Первые эфиры были не гомофонными и не сольными, а скорее полифоническими и рассчитанными на четыре голоса. В 1571 году Адриан Лерой опубликовал первый сборник арий де кур, сборник из 22 арий под аккомпанемент лютни. В 1582 году композитор Дидье Леблан выпустил сборник из 43 коротких арий, имевших строфическую форму, гомофоническую и метрическую структуру. Композитор Жан Плансон опубликовал в 1587 году 38 коротких эфиров, как и Леблан; однако у него была форма ABB. [5] В 17 веке популярность эров возросла. Простые сольные строфические мелодии были излюблены при дворе Людовика XIII (1610–1643). За это время при Королевском дворе и других изданиях было выпущено множество томов. Общая форма была строфической, с голосовым диапазоном в одну октаву и тональной гармонией, с текстом обычно из пасторалей . Другими композиторами арий были Антуан Бессе, Жан Бойер, Жан-Батист Бессер и Франсуа Ришар.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чу, Г., Мэтисен, Т., Пейн, Т. и Фэллоуз, Д. (2001, 1 января). Песня. Гроув Музыка онлайн. Эд. Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Форчун, Н., Грир, Д., и Дилл, К. (2001, 1 января). Воздух (я). Гроув Музыка онлайн. Эд. Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Грир, Дэвид. 2001 «Россетер, Филип». Гроув Музыка онлайн. 26 ноября 2018 г.
- ^ Чу, Г., Мэтисен, Т., Пейн, Т. и Фэллоуз, Д. (2001, 1 января). Песня. Гроув Музыка онлайн. Эд. Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Форчун, Н., Грир, Д., и Дилл, К. (2001, 1 января). Воздух (я). Гроув Музыка онлайн. Эд. Проверено 25 ноября 2018 г.,
- Чу, Джеффри (1980). "Песня". В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. xvii (1-е изд.). Лондон: Макмиллан. стр. 510–521.
- Форчун, Найджел ; Грир, Дэвид. «Воздух» там же, i, 180–182.
- Риз, Гюстав (1954). Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-09530-2 .