Jump to content

Лютневая песня

Концерт, картина Лоренцо Коста , в Национальной галерее , Лондон.

Термин «лютневая песня» относится к музыкальному стилю конца 16 — начала 17 веков, от позднего Возрождения до раннего барокко , который преобладал в Англии и Франции. Лютневые песни обычно имели строфическую форму или повторялись стихи с гомофонической текстурой. Композиция написана для сольного голоса под аккомпанемент, обычно лютню . Это не было редкостью для других форм аккомпанемента, таких как бас-скрипка или другие струнные инструменты, и его также можно было написать для большего количества голосов. Композиция могла исполняться как соло, так и с небольшой группой инструментов.

Основной стиль лютневых песен легкий и серьезный, с поэтическими текстами, которые обычно следуют за словесным оформлением сочиненной музыки. В Англии песни, как правило, варьировались от расширенных контрапунктических композиций до коротких гармонизированных мелодий. Текст мог быть написан самим композитором или чаще всего заимствован из стихотворения, поставленного в стихотворной форме. Эти песни были написаны для профессиональных и самодеятельных исполнителей, имели вариации для соло и ансамбля. Песня на лютне была популярна среди королевской семьи и знати. Считалось, что король Людовик XIII любил простые песни, что привело к большому объему работы во время его правления.

Авторы лютневой песни обычно сочиняли и другие формы музыки, такие как мадригалы , шансоны и консортные песни . Песня консорта, популярная в Англии, считается тесно связанной с лютневой песней. Это была более ранняя строфическая форма музыки, предназначенная для сольного голоса в сопровождении небольшой группы струнных инструментов. [1] Во Франции шансон является предшественником лютневой песни или air de cour . Коллекции air de cour использовались и в других странах, помимо Англии и Франции. Сборники французских радиопередач издавались в Англии, Германии и Голландии. В Италии были такие формы песни, как фроттола , которые очень напоминали песню на лютне, но песня на лютне казалась более распространенной в Англии и Франции.

Английская лютня эйр

[ редактировать ]

В Англии лютневую песню обычно называли «эйр», возможно, заимствованной от французского слова air . Первой письменной записью лютневых песен или эйров является публикация 1597 года « Первая книга песен или эйров» , написанная Джоном Доулендом . Это считается началом популярности лютневых песен, которые установили стандарт для песенников английских эйров других композиторов. [2] Музыка была напечатана на странице, так что, если ее поместить в центр стола, ее могли прочитать исполнители, сидящие за столом. Айры Джона Дауленда, как и другие композиторы, использовали музыку из танцевальных форм, таких как павана , гальярда и джига в качестве мелодии .

Филип Россетер , придворный музыкант, композитор и театральный менеджер, опубликовал в 1601 году сборник « Книга Эйреса » с композитором и поэтом Томасом Кэмпионом . [3] Композиции представляли собой короткие гомофонные песни с минимальным повторением фраз и собственными текстами. Последняя книга, опубликованная Джоном Этти в 1622 году, называлась «Первая книга Эйрса» . Формат этих песенников был рассчитан на сольное исполнение и аккомпанемент, но некоторые включали вариации для нескольких голосов и дополнительных инструментов. Возможно, песни для лютни были сочинены до публикации этих книг, но письменная запись таких песен начинается с Джона Дауленда. [4]

Песня консорта , популярная во время правления Генриха VIII , позволяет предположить, что лютневые песни были написаны до 1597 года. Среди других композиторов лютневых песен того времени были Джон Дэниел, Роберт Джонс, Пилкингтон и Альфонсо Феррабоско.

Французский воздух де кур

[ редактировать ]

Во Франции лютневая песня называлась « air de cour ». Первые эфиры были не гомофонными и не сольными, а скорее полифоническими и рассчитанными на четыре голоса. В 1571 году Адриан Лерой опубликовал первый сборник арий де кур, сборник из 22 арий под аккомпанемент лютни. В 1582 году композитор Дидье Леблан выпустил сборник из 43 коротких арий, имевших строфическую форму, гомофоническую и метрическую структуру. Композитор Жан Плансон опубликовал в 1587 году 38 коротких эфиров, как и Леблан; однако у него была форма ABB. [5] В 17 веке популярность эров возросла. Простые сольные строфические мелодии были излюблены при дворе Людовика XIII (1610–1643). За это время при Королевском дворе и других изданиях было выпущено множество томов. Общая форма была строфической, с голосовым диапазоном в одну октаву и тональной гармонией, с текстом обычно из пасторалей . Другими композиторами арий были Антуан Бессе, Жан Бойер, Жан-Батист Бессер и Франсуа Ришар.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Чу, Г., Мэтисен, Т., Пейн, Т. и Фэллоуз, Д. (2001, 1 января). Песня. Гроув Музыка онлайн. Эд. Проверено 25 ноября 2018 г.
  2. ^ Форчун, Н., Грир, Д., и Дилл, К. (2001, 1 января). Воздух (я). Гроув Музыка онлайн. Эд. Проверено 25 ноября 2018 г.
  3. ^ Грир, Дэвид. 2001 «Россетер, Филип». Гроув Музыка онлайн. 26 ноября 2018 г.
  4. ^ Чу, Г., Мэтисен, Т., Пейн, Т. и Фэллоуз, Д. (2001, 1 января). Песня. Гроув Музыка онлайн. Эд. Проверено 25 ноября 2018 г.
  5. ^ Форчун, Н., Грир, Д., и Дилл, К. (2001, 1 января). Воздух (я). Гроув Музыка онлайн. Эд. Проверено 25 ноября 2018 г.,
  • Чу, Джеффри (1980). "Песня". В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. xvii (1-е изд.). Лондон: Макмиллан. стр. 510–521.
  • Форчун, Найджел ; Грир, Дэвид. «Воздух» там же, i, 180–182.
  • Риз, Гюстав (1954). Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN   978-0-393-09530-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c00583240fc901fc4624d00068bd45d2__1694187600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/d2/c00583240fc901fc4624d00068bd45d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lute song - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)