Гийом Леке
Жан Жозеф Николя Гийом Леке (англ. Французское произношение: [ɡijom ləkø] ; 20 января 1870 — 21 января 1894) — бельгийский композитор.
Жизнь
[ редактировать ]Леке родился в Хёзи , деревне недалеко от Вервье , Бельгия. [1] Первоначально он изучал фортепиано и теорию музыки у Альфонса Восса, директора духового оркестра местной консерватории. В 1879 году его родители переехали в Пуатье , Франция. [1] Во время учебы в школе он продолжал заниматься музыкой самостоятельно, сочинив свое первое произведение в возрасте 15 лет. [1] С 1885 года он регулярно сочинял новую музыку. [2] особенно камерную музыку, и с 1887 года изучал гармонию и скрипку у Октава Гризара.
В июне 1888 года его семья переехала в Париж, где он начал изучать философию. [3] Он познакомился с работами Теодора де Визева и продолжил обучение у Гастона Валлена. В августе 1889 года он отправился в Байройт , чтобы посмотреть оперы Рихарда Вагнера . По возвращении он изучал контрапункт и фугу в частном порядке у Сезара Франка . [2] Франк призвал его продолжать сочинять; после смерти Франка осенью 1890 года Вызева познакомил его с Винсентом д'Инди , который научил его оркестровке и призвал побороться за Римскую премию Бельгии , присуждаемую в Брюсселе. [1] В 1891 году он получил вторую премию на конкурсе за кантату « Андромеда». [2]
В 1892 году д'Инди познакомил Леке с Октавом Маусом, тогдашним секретарем брюссельской организации Le Cercle des XX . [2] Эжен Изаи заказал ему работу: [1] Соната для скрипки соль мажор, премьера которой состоялась в марте 1893 года, является его самым известным и наиболее часто записываемым произведением. [4]
Лекеу заразился брюшным тифом от зараженного шербета в октябре 1893 года. [5] Он умер в доме своих родителей в Анжере 21 января 1894 года, на следующий день после своего 24-летия. 26 января 1894 года он был похоронен на небольшом кладбище в Хойси. [3]
Музыкальный стиль и влияния
[ редактировать ]Личный стиль Лекеу присутствовал в его самых ранних сочинениях. В 1887 году он сказал: «Гораздо больше, это будет странно, безумно, ужасно, все, что вы хотите; но, по крайней мере, это будет оригинально». [5] («Более того, это будет странно, безумно, ужасно, да что угодно, но, по крайней мере, это будет оригинально»).
Струнные квартеты Леке были вдохновлены Бетховеном, а знакомство с операми Вагнера в Байройте повлияло на его подходы к мелодии. Он описал это как «мелодии такой длины, что одной экспозиции было достаточно, чтобы усовершенствовать… музыкальное произведение». [5] («мелодии такой длины, что одного выступления было достаточно, чтобы завершить… музыкальное произведение»).
Его главным влиянием был Франк. Многим его произведениям свойственна определенная меланхолия: по его собственным словам, «la joie [est] mille fois plus difficile à peindre que la souffrance» [5] («радость нарисовать в тысячу раз труднее, чем страдание»).
Его более крупные композиции имеют циклическую структуру; то есть темы в его произведениях часто повторяются от части к части, что, несомненно, унаследовано от давней традиции европейских композиторов девятнадцатого века, а также от многих произведений Франка и д'Инди. Повторяющиеся темы в скрипичной сонате побудили некоторых учёных предположить, что она послужила источником вдохновения для Вентейля сонаты , воображаемого произведения, описанного Марселем Прустом в книге «В поисках утраченного времени» . Однако структура, придуманная Прустом, также похожа на скрипичную сонату Франка . [6]
Его стиль, пророческий для французских композиторов-авангардистов начала двадцатого века, таких как Сати и Мийо , находился под влиянием Франка, Вагнера и (особенно в Трио) Бетховена , хотя эти влияния не проявлялись как простое подражание. В целом Лекеу считается очень талантливым композитором, смерть которого оборвала многообещающую музыкальную карьеру.
Композиции
[ редактировать ]Лекеу написал около 50 произведений и на момент смерти оставил ряд незавершенных сочинений. Два из них, Соната для виолончели и Фортепианный квартет, были завершены д'Инди. [7] Все они были записаны хотя бы один раз, а некоторые из них более одного раза, особенно Соната для скрипки соль мажор и Фортепианное трио до минор. Впервые Соната для фортепиано соль минор была полностью исполнена вживую пианистом Павлом Альбинским в Кракове , Польша, 20 августа 2014 года. [8]
Значительные работы
Хоровой
[ редактировать ]- Chant lyrique для хора и оркестра (стихотворение Ламартина ) (1891)
- Андромеда. Лирико-симфоническая поэма -кантата (в 2-х действиях) для солистов сопрано, тенора, баритона и баса, хора и оркестра (текст Жюля Совеньера) (1891)
Песни
[ редактировать ]- Два стихотворения Ламартина, для голоса и фортепиано (1887)
- Окно дома моего отца
- Маки
- Две песни на слова Лекеу, для голоса и фортепиано (1889)
- Какой-то древний и медленный танец
- Более плотная тень
- Chanson de Mai , песня для голоса и фортепиано (текст Жана Леке) (1891)
- Plainte d'Andromède , для секстета сопрано и фортепиано (струнный квартет и контрабас) (1892)
- Trois Poèmes , для голоса и фортепиано (также аранжировка для сопрано без аккомпанемента) (слова Леке) (1892)
- На могиле
- Круглый
- Ноктюрн (также аранжировка для меццо-сопрано и фортепианного квинтета)
Оркестр
[ редактировать ]- Симфоническое вступление к «Бургравам» (увертюра по мотивам оперы Виктора Гюго « Горожане ») (2 МВЦ), для оркестра (1889)
- Барберин, Прелюдия ( Prélude au 2e acte ) (Прелюдия ко второму действию оперы Барберин ), для оркестра (1889)
- Песня триумфального избавления, Etude Symphonique ( Первый симфонический этюд ), для оркестра (1889–90)
- Гамлет. Симфонический этюд ( Second Étude Symphonique ) ( «Гамлет и Офелия» ), для оркестра (2 МВЦ) (1890)
- И. Гамлет
- II. Офелия
- «Бледные цветы памяти», Адажио для оркестрового квартета , для струнного оркестра (со скрипкой соло) (1891)
- Фантазия на две анжерские народные мелодии , для оркестра (также для фортепиано в 4 руки) (1892)
Концертные и ансамблевые произведения
[ редактировать ]- Fantaisie contrapuntique sur un cramignon Liégeois (Контрапунктическая фантазия о Льежском Краминьоне), для камерного оркестра (с хореографией для отдельных музыкантов) (1890)
- Эпиталам , для органа и струнного оркестра (с тремя тромбонами) (1891)
- Ларгетто , для виолончели и струнного оркестра (с двумя валторнами и фаготом) (1892)
- Интродукция и Адажио для тубы и духового оркестра (tuba & духовой оркестр) (1892)
Камерная музыка
[ редактировать ]- Кватуор (Струнный квартет) соль мажор (6 МВЦ) (1888)
- Соната (Соната для виолончели) фа мажор (в 4-х описательных МВЦ) (1888)
- Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ( Клавишное трио ) (Фортепианное трио) до минор (в 4 МВЦ) (1889–91)
- Соната для фортепиано и скрипки (Соната для скрипки) соль мажор (3 МВЦ) (1892–93)
- Quatuor a clavier (Фортепианный квартет) си минор (2 МВЦ) (1892–94)
Фортепиано
[ редактировать ]- Колыбельная и вальс (Попурри) , для фортепиано (1887)
- Morceaux egoistes , для фортепиано (7 пьес) (1887–88)
- Морсо (фантазия на тему краминьона или валлонской народной танцевальной мелодии), для фортепиано в 4 руки (1889)
- Соната (Соната для фортепиано) соль минор (5 МВЦ) (1891)
- 3 пьесы , для фортепиано (1892)
- песня без слов
- Забытый вальс
- Счастливый танец
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Рэндел, Дон Майкл (1996). Электронный Гарвардский биографический словарь музыки . Издательство Гарвардского университета. п. 496. ИСБН 067-437-299-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Тихиро. «Леке, Гийом» . Тихиро.нет . Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кейзер, Феликс Де «Столетие со дня смерти Гийома Леке» . Philagodu.be . Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ Вульф, Джонатан. «Лекеу, Полное собрание сочинений» .
- ^ Перейти обратно: а б с д Вердебу, Люк (1993). Гийом Леке: Переписка . Льеж: Мардага. ISBN 2-87009-557-0 .
- ^ Матаморо, Блас (2017). «Музыкальная вселенная Марселя Пруста (программные ноты)» (PDF) (на испанском языке). Фонд Хуана Марча.
- ^ Кристофер Палмер/Люк Вердебоут, Grove Music Online.
- ↑ PAP, Забытые композиторы на фортепианном концерте Павла Альбинского, «Gazeta Wyborcza», 20 августа 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Гийома Леке или о нем в Интернет-архиве
- Бесплатные партитуры Гийома Леке в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- В Королевской консерватории Брюсселя сейчас хранится большинство работ и рукописей Лекеу после банкротства CeBeDeM в 2015 году.
- 1870 рождений
- 1894 смерти
- Композиторы-классики XIX века
- Бельгийские музыканты-мужчины XIX века
- Бельгийские композиторы-классики
- Бельгийские композиторы-классики мужского пола
- Концертная группа композиторов
- Смертность от брюшного тифа во Франции
- Люди из Вервье
- Обладатели Prix de Rome (Бельгия)
- Ученики Сезара Франка
- Композиторы-романтики
- Валлонский народ