Абдул Рахман Хасан Аззам
Абдул Рахман Хасан Аззам | |
---|---|
Абдул Рахман Хасан Аззам | |
1-й генеральный секретарь Лиги арабских государств | |
В офисе 22 марта 1945 г. - сентябрь 1952 г. | |
Предшественник | Первый обладатель |
Преемник | Абдул Халек Хассуна |
Личные данные | |
Рожденный | Шубак аль-Гарби, провинция Гиза , хедиват Египта | 8 марта 1893 г.
Умер | 2 июня 1976 г. Каир , Египет | ( 83 года
Абдул Рахман Хасан Аззам ( араб . Абдул Рахман Хасан Аззам ; 8 марта 1893 — 2 июня 1976), также известный как Аззам-паша , был египетским дипломатом и политиком. [ 1 ] Он был первым генеральным секретарем Лиги арабских государств с 22 марта 1945 года по сентябрь 1952 года. [ 2 ]
Аззам также сделал долгую карьеру в качестве посла и парламентария . Он был египетским националистом, одним из ведущих сторонников панарабского идеализма и выступал против раздела Палестины . [ 3 ]
Семья и ранняя жизнь
[ редактировать ]Отец Абд ар-Рахмана Аззама, Хасан-бей, родился в арабской семье высшего сословия, которая стала известной в первой половине девятнадцатого века в Шубак аль-Гарби, деревне недалеко от Хелуана (к югу от Каира ). [ 4 ] Его дед, Салим Али Аззам, был одним из первых арабов, ставших директором южной провинции Гиза ; его отец, Хасан Салим Аззам, также принимал активное участие во многих региональных руководящих органах. [ 5 ] Мать Аззама, Набиха, также происходила из знатной семьи. Ее отец, Халаф аль-Сауди, был землевладельцем и шейхом , а семья ее матери происходила из нескольких племен Аравийского полуострова. [ 5 ]
По словам биографа Ральфа Кури, ученые и другие пришли к выводу, что «полуостровное» происхождение Аззама объясняет его более позднее принятие арабской идентичности. Еще в 1923 году британский чиновник писал: «Хотя семья Аззамов проживала в Египте на протяжении нескольких поколений, они происходят из старых добрых арабских семей и всегда твердо придерживались арабских традиций и идеалов жизни», добавляя: «Оценивая Абдула Никогда нельзя забывать характер Рахмана, его раннее воспитание и его арабскую кровь». [ 6 ] Однако Кури пишет, что азамы были полностью ассимилированы в деревенской жизни и не считали себя отличными от других египтян. Аззам однажды сказал: «Мы не были воспитаны с сильным осознанием бедуинского происхождения. Мы были арабами, потому что мы были «сыновьями» или «детьми» арабов в отличие от турок, но термин «араб» как таковой использовался. для бедуинов, и мы не будем применять это друг к другу». [ 7 ]
Детство и образование
[ редактировать ]Абд ар-Рахман Аззам, восьмой из двенадцати детей, родился 8 марта 1893 года в Шубак аль-Гарби. Его семьей были феллахин дхвати («известные крестьяне»), положение которых определялось землей, богатством и политической властью. [ 7 ] Дом Аззама часто был домом для собраний деревенской элиты, и интерес к политике у него появился в раннем возрасте. По словам его брата Абд аль-Азиза Аззама, Аззам был «прирожденным политиком», который в детстве стоял наверху лестницы и произносил политические речи перед своими братьями и сестрами. [ 8 ]
В 1903 году семья Аззам переехала в Хелуан, чтобы облегчить присутствие Хасана-бея на заседаниях правительства в городе. [ 9 ] Эфенди , которые были частыми гостями Шубака, теперь стали соседями, и дружба, которая быстро сложилась между детьми эфенди и Аззамом, побудила его настоять на посещении светской начальной школы ( ибтидаийя ) вместо Азхара . [ 10 ] Аззам остался в Хелуане до окончания средней школы и после ее окончания решил изучать медицину. О своем решении он сказал: «Я хотел заниматься политикой и думал, что смогу заниматься медицинской практикой, куда бы эта борьба ни привела». [ 11 ] В 1912 году Аззам уехал из Египта в Лондон , где поступил в медицинскую школу больницы Святого Томаса .
В Лондоне Аззам присоединился к «Обществу Сфинксов», политической группе, где он быстро стал известным. Однако после первого года обучения он стал обеспокоен развитием событий на Балканах и почувствовал себя обязанным внести свой вклад в дело Османской империи. [ 12 ] Неуверенный в форме этого вклада, Аззам решил уехать из Лондона на Балканы и провел значительное время в Стамбуле , Албании и Анатолии . Во время своих путешествий Аззам общался с политическими активистами-единомышленниками и разговаривал со многими арабами неегипетского происхождения. [ 13 ]
Вернувшись в Египет, оккупационные власти запретили ему возвращаться в Англию из-за его националистической деятельности там и в Египте; [ 14 ] были приняты меры для его поступления в Каирскую медицинскую школу Каср аль-Айни . [ 14 ] Во время учебы в Каире Аззам разочаровался в британской оккупации ; это возродило его желание покинуть страну и присоединиться к османам. [ 15 ]
Ливийское сопротивление: 1915–1923 гг.
[ редактировать ]Аззам активно участвовал в ливийском сопротивлении итальянцам Нури - с 1915 по 1923 год. В декабре 1915 года он покинул Египет, чтобы присоединиться к бею и группе османских офицеров, которые возглавляли армию сенусси против британцев. [ 16 ] После того, как боевые действия прекратились и Сайид Идрис и британцы подписали мирный договор в 1917 году, Нури-бей и Аззам переехали в Триполитанию в надежде создать централизованную власть. [ 16 ] 18 ноября 1918 года лидеры встретились в Аль-Касабате и провозгласили Триполитанскую республику . После переговоров между итальянцами и вождями Триполитании 1 июня 1919 года был принят Основной закон Триполитании (предоставляющий уроженцам полное итальянское гражданство). Несмотря на соглашение, итальянцы отказались выполнять закон. Это привело к формированию Партии национальных реформ во главе с Аззамом, чтобы оказать давление на итальянцев, чтобы они поддержали закон. [ 16 ] Итальянцы отказались уступить, и в январе 1923 года Аззам сопровождал Сайида Идриса в изгнание в Египет. [ 17 ] К 1924 году оппозиция в Триполитании пошла на убыль. [ 16 ]
Аззам считал, что его пребывание в раннем ливийском движении сопротивления стало поворотом к арабизму. В 1970 году он сказал: «Когда я был мальчиком, я был египетским мусульманином. Быть египтянином и мусульманином не изменилось. Но с 1919 года, когда Сирии и Ирака не стало, я начал говорить об арабизме. Жизнь с бедуинами и т. д. постепенно помогли мне стать сторонником чего-то арабского. Триполитанская республика решительно ознаменовала переход к арабизму». [ 18 ]
Членство в Вафде: 1923–1932 гг.
[ редактировать ]Возвращение Аззама в Египет совпало с рядом дебатов Вафда , дворца и британцев по поводу новой конституции . Надеясь восстановить свое положение в стране, он баллотировался на пост президента в 1924 году и был избран в парламент как член Вафда. [ 19 ] Как парламентарий Аззам стал известен благодаря своим статьям в партийной газете.
Поскольку он находился в Ливии, Вафд часто выбирал его представителем партии на официальных встречах и международных конференциях. Самая важная поездка Аззама в качестве представителя египетского Вафда состоялась на Всеобщую исламскую конференцию 1931 года в Иерусалиме . Поскольку члены министерств Азхара и Сидки были категорически против двух основных пунктов повестки дня конференции – создания нового исламского университета в Иерусалиме и восстановления халифата – египетское правительство отказалось послать на встречу официального делегата. [ 20 ] Однако на конференции присутствовали Аззам и несколько других членов египетской оппозиции. Приняв активное участие в работе, он был избран в исполнительный комитет конгресса и подробно обсуждал арабский национализм. Эта конференция является одним из первых случаев, когда арабские националисты включили Египет в панарабскую нацию. [ 21 ]
В ноябре 1932 года Аззам и несколько других членов партии покинули Вафд. Хотя некоторые считали его предателем, он утверждал, что причиной были изменения в его взглядах. [ 22 ] Репутация Аззама как человека, знающего арабские дела, была оценена по достоинству, и вскоре он стал членом дворцовой свиты, окружавшей короля Фарука .
1932–1945
[ редактировать ]После разрыва с Вафдом Аззам присоединился к элитным рядам либералов – всех диссидентов Вафда и либеральных конституционалистов – которые поддерживали либеральные предложения о создании коалиционного правительства в 1932 году. [ 23 ] В 1936 году Али Махир назначил его послом Египта в Ираке и Иране, а в 1937 году министерство Наххаса расширило его дипломатическое министерство, включив в него Саудовскую Аравию. [ 24 ] В 1944 году он был назначен министром по арабским делам Азмира аль-Хаджа. [ 25 ]
Генеральный секретарь Лиги арабских государств 1945–1952 гг.
[ редактировать ]В 1945 году Аззам был избран первым генеральным секретарем Лиги арабских государств во время Второй мировой войны . Одним из первых его действий на посту Генерального секретаря было осуждение антиеврейских беспорядков 2–3 ноября 1945 года в Египте, в ходе которых были разрушены магазины, принадлежавшие евреям и другим немусульманам, а также ашкеназская синагога в каирском квартале Маски. подожжена [ 26 ]
В обращении к Англо-американскому комитету по расследованию проблем европейского еврейства и Палестины от 2 марта 1946 года Аззам объяснил отношение Лиги арабских государств к Палестине и отверг претензии сионистов на этот регион:
Наш брат уехал в Европу и на Запад и вернулся в чем-то еще. Он вернулся с совершенно другим пониманием вещей, западным, а не восточным. Это не означает, что мы обязательно ссоримся со всеми, кто приходит с Запада. Но еврей, наш старый родственник, возвращающийся с империалистическими идеями, с материалистическими идеями, с реакционными или революционными идеями и пытающийся осуществить их сначала под британским давлением, затем под американским давлением, а затем с помощью терроризма со своей стороны, - он не старый кузен, и мы не оказали ему очень хорошего приема. Сионист, новый еврей, хочет доминировать и делает вид, что у него есть особая цивилизаторская миссия, с которой он возвращается к отсталой, выродившейся расе, чтобы внести элементы прогресса в область, которая не желает никакого прогресса. Что ж, это было претензией каждой державы, которая хотела колонизировать и стремилась к доминированию. Оправданием всегда было то, что люди отстали и что у него есть человеческая миссия — выдвинуть их вперед. Арабы просто стоят и говорят НЕТ. Мы не реакционеры и не отсталые. Даже если мы невежественны, разница между невежеством и знанием составляет десять лет обучения в школе. Мы живая, жизненно сильная нация, мы переживаем возрождение; мы рожаем столько же детей, сколько любая страна в мире. У нас еще есть мозги. У нас есть наследие цивилизации и духовной жизни. Мы не собираемся позволить, чтобы нас контролировали ни великие, ни малые, ни рассеянные нации. [ 27 ]
Аззам присутствовал на заседании совета Лиги арабских государств в Блудане , Сирия, с 12 по 18 июня 1946 года, на котором обсуждались опасности возможной конфронтации с сионистским движением и арабская поддержка палестинцев. Позже он вернулся в Египет, где встретился с Дж. Ривсом Чайлдсом и сообщил ему о решении арабов обсудить вопрос о Палестине с Соединенным Королевством, которое контролировало территорию. [ 28 ]
Однако Аззам дважды посетил Париж в 1946 и 1951 годах, где обсуждал проблемы Туниса, Алжира и Марокко, что вызвало критику со стороны французских журналов. [ 29 ]
11 мая 1948 года Аззам предупредил египетское правительство, что из-за общественного давления и стратегических проблем арабским лидерам будет трудно избежать вмешательства в палестинскую войну, и Египет может оказаться в изоляции, если он не будет действовать согласованно со своими соседями. Аззам считал, что король Иордании Абдалла решил 15 мая перебросить свои войска в Палестину, независимо от того, что сделали другие арабы, и оккупировать арабскую часть Палестины (обвиняя в неудаче другие арабские государства). Король Фарук решил сдержать Абдаллу и помешать ему получить дальнейшее влияние и власть на арабской арене. [ 30 ] Через шесть дней после начала арабского вмешательства в конфликт Аззам заявил репортерам: «Мы боремся за арабскую Палестину. Каким бы ни был результат, арабы будут придерживаться своего предложения о равном гражданстве для евреев в арабской Палестине и позволять им быть такими же евреями, как они сами». типа, в тех областях, где они доминируют, они будут иметь полную автономию». [ 31 ]
Споры по поводу цитаты о «войне на истребление»
[ редактировать ]Через день после провозглашения независимости Израиля (14 мая 1948 г.) войска и добровольцы из Сирии , Ирака , Египта и Трансиордании вошли в Палестину и присоединились к нескольким тысячам палестинцев. Это ознаменовало начало арабо-израильской войны 1948 года . [ 32 ] Сообщается, что Аззам сказал в тот день (или накануне войны): «Это будет война на истребление и историческая резня, о которой будут говорить так же, как о монгольской резне и крестовых походах». Цитата обычно приводилась на пресс-конференции в Каире, транслируемой (в некоторых версиях) BBC . [ 33 ] В 1961 году египетский писатель назвал эту цитату «совершенно вырванной из контекста»: «Аззам фактически сказал, что он опасается, что, если народ Палестины будет насильственно и против всех прав лишен собственности, может произойти трагедия, сравнимая с монгольскими нашествиями и крестовыми походами. избежать этого невозможно... Упоминание крестоносцев и монголов точно описывает взгляды иностранных сионистских захватчиков, разделяемые большинством арабов». [ 34 ]
В 2010 году сомнение в источнике цитаты высказали Иоффе и Ромировский. [ 35 ] и Бенни Моррис . [ 36 ] Этой теме посвящена статья Дэвида Барнетта и Эфраима Карша. [ 37 ] [ 38 ] Выяснилось, что цитата Аззама взята из интервью египетской газете «Ахбар эль-Йом» от 11 октября 1947 года : «Лично я надеюсь, что евреи не будут принуждать нас к этой войне, потому что это будет война на уничтожение и опасная резня». которые история запишет так же, как монгольская резня или войны Крестовых походов, я думаю, что число добровольцев из-за пределов Палестины превысит палестинское население».
На момент интервью Аззама Специальный комитет ООН по Палестине представил свой доклад, в котором рекомендовалось Палестину разделить на арабское и еврейское государства и создать отдельный корпус вокруг Иерусалима. Однако ООН еще не приняла никакого решения, и ни одно арабское государство официально не приняло решение о военной интервенции в Палестину. После принятия резолюции о разделе сравнение сионистов с монголами и крестоносцами было повторено, когда Аззам заявил на студенческом митинге в Каире в начале декабря 1947 года: «Арабы победили татар и крестоносцев, и теперь они готовы победить новую враг», повторяя то, что он сказал журналисту накануне. [ 39 ]
Цитата «Ахбар эль-Йом» без первоначальных оговорок появилась на английском языке в меморандуме Еврейского агентства от февраля 1948 года . [ 40 ] В течение следующих нескольких лет одна и та же частичная цитата (с правильным источником 1947 года) появилась в нескольких книгах; [ 41 ] однако к 1952 году многие публикации (в том числе публикация правительства Израиля) перенесли дату на 1948 год. [ 42 ] Благодаря этому неточному источнику он появился в сотнях книг и на тысячах веб-сайтов. [ 37 ]
Взгляды на арабское единство
[ редактировать ]По мнению историков Исраэля Гершони и Джеймса Янковски, Аззам отрицал, что египетская нация была продолжением Египта фараонов. Вместо этого он считал, что «современный Египет сформировался в первую очередь под влиянием «арабской религии, обычаев, языка и культуры » ». [ 43 ] и утвердил языковую основу для идентификации египтян с арабами. [ 44 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Аззам был зятем Халида аль-Худа аль-Гаргани , ливийского советника короля Саудовской Аравии Абдулазиза аль-Сауда . [ 45 ] Одна из дочерей Аззама вышла замуж за Мохаммеда бин Фейсала Аль Сауда , сына короля Саудовской Аравии Фейсала и Иффата Аль Тунаяна . [ 46 ] Один из внучатых племянников Аззама, Айман аз-Завахири , возглавлял террористическую группировку «Аль-Каида» с июня 2011 года по июль 2022 года. [ 47 ]
Смерть
[ редактировать ]Он умер 2 июня 1976 года в Каире, а позже был похоронен в мечети Азам в Хелуане. [ 29 ]
Сочинения и наследие
[ редактировать ]Во введении к «Вечному посланию Мухаммеда» (опубликованному Аззамом на арабском языке в 1938 году под названием « Герой героев или самая выдающаяся личность Пророка Мухаммеда ») Винсент Шин пишет: «В Дамаске, а также в Джакарте , Стамбуле и Багдаде , этот человек известен своей доблестью духа и возвышенностью ума... он сочетает в лучшем исламском стиле аспекты мысли и действия, подобно мусульманским символизируются воинам другого времени, которые для нас, жителей Запада, фигурой Саладина ». В книге Аззам превозносит такие достоинства Мухаммеда, как храбрость, любовь, способность прощать и красноречие в стремлении к дипломатическому разрешению конфликта, называя ислам несовместимым с расизмом или фанатичной привязанностью к «племени, нации, цвету кожи, языку или культуре». [ 48 ]
Малкольмом Иксом Чтение «Вечного послания Мухаммеда» и его встреча с Аззамом описаны в его автобиографии. Эти события ознаменовали собой момент, когда он обратился к ортодоксальному, традиционному исламу.
В 1998 году Ральф М. Кури опубликовал книгу о своей ранней националистической деятельности « Становление египетского арабского националиста: ранние годы Аззама-паши, 1893–1936 » , которая была напечатана издательством Ithaca Press в Лондоне. [ 49 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Апрель 2002 г.
- ^ Боб Рейнальда; Кент Килле (21 августа 2012 г.). «Биографический словарь генеральных секретарей международных организаций» (PDF) . База данных ИО БИО . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2013 года.
- ^ Луи, 1986
- ^ Кури, 1998, с. 15.
- ^ Jump up to: а б Кури, 1998, с. 16.
- ^ Кури, 1998, с. 22.
- ^ Jump up to: а б Кури, 1998, с. 24.
- ^ Кури, 1998, с. 48
- ^ Кури, 1998, с. 29.
- ^ Кури, 1998, с. 31.
- ^ Кури, 1998, с. 49.
- ^ Кури, 1998, с. 67.
- ^ Кури, 1998, с. 75.
- ^ Jump up to: а б Кури, 1998, с. 96.
- ^ Кури, 1998, с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д Кури, 1988, с. 64
- ^ Кури, 1988, 65.
- ^ Кури, 1988, с. 69
- ^ Кури, 1998, с. 234
- ^ Гершони и Янковски, 1995, с. 148
- ^ Гершони и Янковски, 1995, с. 150
- ^ Кури, 1998, с. 257
- ^ Кури, 1998, с. 387
- ^ Гершони и Янковски, 1995, стр. 153–156.
- ^ И.Х. Бакай (май 1946 г.). «Панарабская лига» . Индия ежеквартально . 2 (2): 148. JSTOR 45067282 .
- ^ Кости, 1998, стр. 64–65
- ^ Цитируется Ричардом Х.С. Кроссманом, Палестинская миссия: личный рекорд , Нью-Йорк, Harper & Brothers, 1947, стр. 109–110.
- ^ «Сидки-паша вел переговоры с евреями об иммиграции лишь пятидесяти тысяч человек » . hounaloubnan.com (на арабском языке). 18 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Абдул Рахман Аззам-паша был первым лидером, которого Июльская революция решила свергнуть после короля Фарука » . Аль-Джазира (на арабском языке). 6 октября 2020 г.
- ^ Гергесм 2001, с. 154–155
- ^ Палестинская почта , 21 мая 1948 г., стр. 3.
- ^ Генри Лоуренс, Вопрос о Палестине , Файард, Париж, 2007, том. 3 р. 106.
- ^ Ларри Коллинз и Доминик Лапьер (1972). О Иерусалим! . Книги Графтона. Эфраим Карш. Преданная Палестина . п. 209. Бенни Моррис (1999). Праведные жертвы . п. 219 .
- ^ «Дебаты Тойнби-Герцога». Египетский экономический и политический обзор . 7 (3): 6–9, 20–30. Март 1961 года.
- ^ А. Х. Иоффе и А. Ромировский (2010). «Повесть о двух Галлоуэях: заметки о ранней истории БАПОР и сионистской историографии». Ближневосточные исследования . 46 (5): 655–675. дои : 10.1080/00263206.2010.504554 . S2CID 147251065 .
- ^ Бенни Моррис (июль – август 2010 г.). «Ревизионизм на Западном Берегу». Национальный интерес : 73–81.
- ^ Jump up to: а б Том Сегев (21 октября 2011 г.). «Становления истории / Слепой вводит слепого в заблуждение» . Гаарец . со ссылкой на обсуждение в Википедии в сентябре – октябре 2010 г.
- ^ Дэвид Барнетт и Эфраим Карш (2011). «Угроза геноцида Аззама» . Ближний Восток Ежеквартальный . 18 (4): 85–88.
- ^ «Британский институт распотрошен; Демонстрация под Каиром». Таймс оф Индия . 3 декабря 1947 г. с. 5. Маргарет Поуп (1 декабря 1947 г.). « Будем бороться до конца», — заявил представитель лиги. Шотландец . п. 2.
- ^ Еврейское агентство Палестины, Меморандум об актах арабской агрессии с целью насильственного изменения соглашения о будущем правительстве Палестины, одобренный Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, представленный в Палестинскую комиссию Организации Объединенных Наций. Лейк-Саксесс, Нью-Йорк. 2 февраля 1948 года. Копия содержится в документе ООН S/710, заархивированном 2 ноября 2012 года в Wayback Machine .
- ^ Исидор Файнштейн Стоун (1948). Это Израиль . Бони и Гаер. п. 21. Конни Зиллиакус (1949). Я выбираю мир . Книги о пингвинах. п. 259 .
- ^ Гарри Левин (1950). Я видел битву за Иерусалим . Книги Шокена. стр. 164–165. Джон Рой Карлсон (1951). Каир — Дамаск . Альфред А. Кнопф. п. 266 . Руфус Лирси (1951). Исполнение: эпическая история сионизма . Мировая издательская компания. п. 384 . Йозеф Шехтман (1952). Проблема арабских беженцев . Философское общество. п. 6. Израильское управление информации (январь 1952 г.). Арабы в Израиле .
- ^ Гершони и Янковски, 1995, с. 29
- ^ Гершони и Янковски, 1995, стр.120.
- ^ «Ведущие деятели Египта (британский дипломатический документ)» (PDF) . Библиотека Насера. 8 октября 1946 г. с. 8.
- ^ Дж. Э. Петерсон (2003). Исторический словарь Саудовской Аравии (2-е изд.). Пугало Пресс. п. 29. ISBN 9780810827806 .
- ^ Липтак, Кевин; Этвуд, Кайли; Бертран, Наташа; Джадд, Дональд (1 августа 2022 г.). «США убили лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири в результате удара беспилотника в Афганистане» . CNN . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Риппин, 2000, с. 197–198
- ^ Ибрагим Абу Раби (зима 2000 г.). «Рецензия на книгу» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 20 (1). JSTOR 41858323 .
Источники
[ редактировать ]- Бейнин, Дж. (1998). Рассеяние египетского еврейства. Культура, политика и формирование современной диаспоры . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21175-8
- Кури Ральф (1988). « Арабская этническая принадлежность и арабский национализм: дело Абд ар-Рахмана Аззама». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 25 : 61–70. дои : 10.2307/40000870 . JSTOR 40000870 .
- Кури, Ральф. (1998) Становление египетского арабского националиста: первые годы Аззама-паши, 1893-1936 . Ридинг, Великобритания: Итака Пресс.
- Гергес, Ф.А. (2001). Египет и война 1948 года: внутренний конфликт и региональные амбиции. В Э. Л. Рогане, А. Шлайме, К. Триппе, Дж. А. Клэнси-Смите, И. Гершони, Р. Оуэне, Ю. Сайе и Дж. Э. Такере (ред.), Война за Палестину: переписывание истории 1948 года (стр. 151). –177). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-79476-5
- Гершони, Израиль и Джеймс Янковски (1995). Новое определение египетской нации, 1930-1945 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Луи, WR (1986). Британская империя на Ближнем Востоке, 1945-1951: арабский национализм, Соединенные Штаты и послевоенный империализм . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-822960-7
- Моррис, Б. (2003). Возобновление возникновения проблемы палестинских беженцев . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-81120-1
- Моррис, Бенни (2001). Праведные жертвы: история сионистско-арабского конфликта, 1881–2001 гг. Винтаж. ISBN 0-679-74475-4
- Нахмани, А. (1988). Разногласия между великими державами в Палестине: Англо-американский комитет по расследованию проблем европейского еврейства и Палестины, 1945–1946 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 0-7146-3298-8
- Нисан, М. (2002). Меньшинства на Ближнем Востоке: история борьбы и самовыражения . МакФарланд и компания. ISBN 0-7864-1375-1
- Риппин, А. (2000). Мусульмане: их религиозные верования и обычаи . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-21782-2
- Сачар, Ховард М. (1979). История Израиля , Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0-679-76563-8
- Торстрик, Р.Л. (2000). Пределы сосуществования: политика идентичности в Израиле . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-11124-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1893 рождения
- 1976 смертей
- Послы Египта в Иране
- Египетские арабские националисты
- Послы Египта в Ираке
- Египетская Пасха
- Египетские писатели XX века
- Генеральные секретари Лиги арабских государств
- Политики партии Вафд
- Египетский народ во время арабо-израильской войны 1948 года
- Министры пожертвований Египта
- Послы Египта в Саудовской Аравии
- Египетские дипломаты 20-го века