Jump to content

Абдул Рахман Хасан Аззам

(Перенаправлено с Аззам-паши )

Абдул Рахман Хасан Аззам
Абдул Рахман Хасан Аззам
1-й генеральный секретарь Лиги арабских государств
В офисе
22 марта 1945 г. - сентябрь 1952 г.
Предшественник Первый обладатель
Преемник Абдул Халек Хассуна
Личные данные
Рожденный ( 1893-03-08 ) 8 марта 1893 г.
Шубак аль-Гарби, провинция Гиза , хедиват Египта
Умер 2 июня 1976 г. ) ( 1976-06-02 ) ( 83 года
Каир , Египет

Абдул Рахман Хасан Аззам ( араб . Абдул Рахман Хасан Аззам ; 8 марта 1893 — 2 июня 1976), также известный как Аззам-паша , был египетским дипломатом и политиком. [ 1 ] Он был первым генеральным секретарем Лиги арабских государств с 22 марта 1945 года по сентябрь 1952 года. [ 2 ]

Аззам также сделал долгую карьеру в качестве посла и парламентария . Он был египетским националистом, одним из ведущих сторонников панарабского идеализма и выступал против раздела Палестины . [ 3 ]

Семья и ранняя жизнь

[ редактировать ]

Отец Абд ар-Рахмана Аззама, Хасан-бей, родился в арабской семье высшего сословия, которая стала известной в первой половине девятнадцатого века в Шубак аль-Гарби, деревне недалеко от Хелуана (к югу от Каира ). [ 4 ] Его дед, Салим Али Аззам, был одним из первых арабов, ставших директором южной провинции Гиза ; его отец, Хасан Салим Аззам, также принимал активное участие во многих региональных руководящих органах. [ 5 ] Мать Аззама, Набиха, также происходила из знатной семьи. Ее отец, Халаф аль-Сауди, был землевладельцем и шейхом , а семья ее матери происходила из нескольких племен Аравийского полуострова. [ 5 ]

По словам биографа Ральфа Кури, ученые и другие пришли к выводу, что «полуостровное» происхождение Аззама объясняет его более позднее принятие арабской идентичности. Еще в 1923 году британский чиновник писал: «Хотя семья Аззамов проживала в Египте на протяжении нескольких поколений, они происходят из старых добрых арабских семей и всегда твердо придерживались арабских традиций и идеалов жизни», добавляя: «Оценивая Абдула Никогда нельзя забывать характер Рахмана, его раннее воспитание и его арабскую кровь». [ 6 ] Однако Кури пишет, что азамы были полностью ассимилированы в деревенской жизни и не считали себя отличными от других египтян. Аззам однажды сказал: «Мы не были воспитаны с сильным осознанием бедуинского происхождения. Мы были арабами, потому что мы были «сыновьями» или «детьми» арабов в отличие от турок, но термин «араб» как таковой использовался. для бедуинов, и мы не будем применять это друг к другу». [ 7 ]

Детство и образование

[ редактировать ]

Абд ар-Рахман Аззам, восьмой из двенадцати детей, родился 8 марта 1893 года в Шубак аль-Гарби. Его семьей были феллахин дхвати («известные крестьяне»), положение которых определялось землей, богатством и политической властью. [ 7 ] Дом Аззама часто был домом для собраний деревенской элиты, и интерес к политике у него появился в раннем возрасте. По словам его брата Абд аль-Азиза Аззама, Аззам был «прирожденным политиком», который в детстве стоял наверху лестницы и произносил политические речи перед своими братьями и сестрами. [ 8 ]

В 1903 году семья Аззам переехала в Хелуан, чтобы облегчить присутствие Хасана-бея на заседаниях правительства в городе. [ 9 ] Эфенди , которые были частыми гостями Шубака, теперь стали соседями, и дружба, которая быстро сложилась между детьми эфенди и Аззамом, побудила его настоять на посещении светской начальной школы ( ибтидаийя ) вместо Азхара . [ 10 ] Аззам остался в Хелуане до окончания средней школы и после ее окончания решил изучать медицину. О своем решении он сказал: «Я хотел заниматься политикой и думал, что смогу заниматься медицинской практикой, куда бы эта борьба ни привела». [ 11 ] В 1912 году Аззам уехал из Египта в Лондон , где поступил в медицинскую школу больницы Святого Томаса .

В Лондоне Аззам присоединился к «Обществу Сфинксов», политической группе, где он быстро стал известным. Однако после первого года обучения он стал обеспокоен развитием событий на Балканах и почувствовал себя обязанным внести свой вклад в дело Османской империи. [ 12 ] Неуверенный в форме этого вклада, Аззам решил уехать из Лондона на Балканы и провел значительное время в Стамбуле , Албании и Анатолии . Во время своих путешествий Аззам общался с политическими активистами-единомышленниками и разговаривал со многими арабами неегипетского происхождения. [ 13 ]

Вернувшись в Египет, оккупационные власти запретили ему возвращаться в Англию из-за его националистической деятельности там и в Египте; [ 14 ] были приняты меры для его поступления в Каирскую медицинскую школу Каср аль-Айни . [ 14 ] Во время учебы в Каире Аззам разочаровался в британской оккупации ; это возродило его желание покинуть страну и присоединиться к османам. [ 15 ]

Ливийское сопротивление: 1915–1923 гг.

[ редактировать ]

Аззам активно участвовал в ливийском сопротивлении итальянцам Нури - с 1915 по 1923 год. В декабре 1915 года он покинул Египет, чтобы присоединиться к бею и группе османских офицеров, которые возглавляли армию сенусси против британцев. [ 16 ] После того, как боевые действия прекратились и Сайид Идрис и британцы подписали мирный договор в 1917 году, Нури-бей и Аззам переехали в Триполитанию в надежде создать централизованную власть. [ 16 ] 18 ноября 1918 года лидеры встретились в Аль-Касабате и провозгласили Триполитанскую республику . После переговоров между итальянцами и вождями Триполитании 1 июня 1919 года был принят Основной закон Триполитании (предоставляющий уроженцам полное итальянское гражданство). Несмотря на соглашение, итальянцы отказались выполнять закон. Это привело к формированию Партии национальных реформ во главе с Аззамом, чтобы оказать давление на итальянцев, чтобы они поддержали закон. [ 16 ] Итальянцы отказались уступить, и в январе 1923 года Аззам сопровождал Сайида Идриса в изгнание в Египет. [ 17 ] К 1924 году оппозиция в Триполитании пошла на убыль. [ 16 ]

Аззам считал, что его пребывание в раннем ливийском движении сопротивления стало поворотом к арабизму. В 1970 году он сказал: «Когда я был мальчиком, я был египетским мусульманином. Быть египтянином и мусульманином не изменилось. Но с 1919 года, когда Сирии и Ирака не стало, я начал говорить об арабизме. Жизнь с бедуинами и т. д. постепенно помогли мне стать сторонником чего-то арабского. Триполитанская республика решительно ознаменовала переход к арабизму». [ 18 ]

Членство в Вафде: 1923–1932 гг.

[ редактировать ]

Возвращение Аззама в Египет совпало с рядом дебатов Вафда , дворца и британцев по поводу новой конституции . Надеясь восстановить свое положение в стране, он баллотировался на пост президента в 1924 году и был избран в парламент как член Вафда. [ 19 ] Как парламентарий Аззам стал известен благодаря своим статьям в партийной газете.

Поскольку он находился в Ливии, Вафд часто выбирал его представителем партии на официальных встречах и международных конференциях. Самая важная поездка Аззама в качестве представителя египетского Вафда состоялась на Всеобщую исламскую конференцию 1931 года в Иерусалиме . Поскольку члены министерств Азхара и Сидки были категорически против двух основных пунктов повестки дня конференции – создания нового исламского университета в Иерусалиме и восстановления халифата египетское правительство отказалось послать на встречу официального делегата. [ 20 ] Однако на конференции присутствовали Аззам и несколько других членов египетской оппозиции. Приняв активное участие в работе, он был избран в исполнительный комитет конгресса и подробно обсуждал арабский национализм. Эта конференция является одним из первых случаев, когда арабские националисты включили Египет в панарабскую нацию. [ 21 ]

В ноябре 1932 года Аззам и несколько других членов партии покинули Вафд. Хотя некоторые считали его предателем, он утверждал, что причиной были изменения в его взглядах. [ 22 ] Репутация Аззама как человека, знающего арабские дела, была оценена по достоинству, и вскоре он стал членом дворцовой свиты, окружавшей короля Фарука .

После разрыва с Вафдом Аззам присоединился к элитным рядам либералов – всех диссидентов Вафда и либеральных конституционалистов – которые поддерживали либеральные предложения о создании коалиционного правительства в 1932 году. [ 23 ] В 1936 году Али Махир назначил его послом Египта в Ираке и Иране, а в 1937 году министерство Наххаса расширило его дипломатическое министерство, включив в него Саудовскую Аравию. [ 24 ] В 1944 году он был назначен министром по арабским делам Азмира аль-Хаджа. [ 25 ]

Генеральный секретарь Лиги арабских государств 1945–1952 гг.

[ редактировать ]

В 1945 году Аззам был избран первым генеральным секретарем Лиги арабских государств во время Второй мировой войны . Одним из первых его действий на посту Генерального секретаря было осуждение антиеврейских беспорядков 2–3 ноября 1945 года в Египте, в ходе которых были разрушены магазины, принадлежавшие евреям и другим немусульманам, а также ашкеназская синагога в каирском квартале Маски. подожжена [ 26 ]

В обращении к Англо-американскому комитету по расследованию проблем европейского еврейства и Палестины от 2 марта 1946 года Аззам объяснил отношение Лиги арабских государств к Палестине и отверг претензии сионистов на этот регион:

Наш брат уехал в Европу и на Запад и вернулся в чем-то еще. Он вернулся с совершенно другим пониманием вещей, западным, а не восточным. Это не означает, что мы обязательно ссоримся со всеми, кто приходит с Запада. Но еврей, наш старый родственник, возвращающийся с империалистическими идеями, с материалистическими идеями, с реакционными или революционными идеями и пытающийся осуществить их сначала под британским давлением, затем под американским давлением, а затем с помощью терроризма со своей стороны, - он не старый кузен, и мы не оказали ему очень хорошего приема. Сионист, новый еврей, хочет доминировать и делает вид, что у него есть особая цивилизаторская миссия, с которой он возвращается к отсталой, выродившейся расе, чтобы внести элементы прогресса в область, которая не желает никакого прогресса. Что ж, это было претензией каждой державы, которая хотела колонизировать и стремилась к доминированию. Оправданием всегда было то, что люди отстали и что у него есть человеческая миссия — выдвинуть их вперед. Арабы просто стоят и говорят НЕТ. Мы не реакционеры и не отсталые. Даже если мы невежественны, разница между невежеством и знанием составляет десять лет обучения в школе. Мы живая, жизненно сильная нация, мы переживаем возрождение; мы рожаем столько же детей, сколько любая страна в мире. У нас еще есть мозги. У нас есть наследие цивилизации и духовной жизни. Мы не собираемся позволить, чтобы нас контролировали ни великие, ни малые, ни рассеянные нации. [ 27 ]

Аззам присутствовал на заседании совета Лиги арабских государств в Блудане , Сирия, с 12 по 18 июня 1946 года, на котором обсуждались опасности возможной конфронтации с сионистским движением и арабская поддержка палестинцев. Позже он вернулся в Египет, где встретился с Дж. Ривсом Чайлдсом и сообщил ему о решении арабов обсудить вопрос о Палестине с Соединенным Королевством, которое контролировало территорию. [ 28 ]

Однако Аззам дважды посетил Париж в 1946 и 1951 годах, где обсуждал проблемы Туниса, Алжира и Марокко, что вызвало критику со стороны французских журналов. [ 29 ]

11 мая 1948 года Аззам предупредил египетское правительство, что из-за общественного давления и стратегических проблем арабским лидерам будет трудно избежать вмешательства в палестинскую войну, и Египет может оказаться в изоляции, если он не будет действовать согласованно со своими соседями. Аззам считал, что король Иордании Абдалла решил 15 мая перебросить свои войска в Палестину, независимо от того, что сделали другие арабы, и оккупировать арабскую часть Палестины (обвиняя в неудаче другие арабские государства). Король Фарук решил сдержать Абдаллу и помешать ему получить дальнейшее влияние и власть на арабской арене. [ 30 ] Через шесть дней после начала арабского вмешательства в конфликт Аззам заявил репортерам: «Мы боремся за арабскую Палестину. Каким бы ни был результат, арабы будут придерживаться своего предложения о равном гражданстве для евреев в арабской Палестине и позволять им быть такими же евреями, как они сами». типа, в тех областях, где они доминируют, они будут иметь полную автономию». [ 31 ]

Споры по поводу цитаты о «войне на истребление»

[ редактировать ]

Через день после провозглашения независимости Израиля (14 мая 1948 г.) войска и добровольцы из Сирии , Ирака , Египта и Трансиордании вошли в Палестину и присоединились к нескольким тысячам палестинцев. Это ознаменовало начало арабо-израильской войны 1948 года . [ 32 ] Сообщается, что Аззам сказал в тот день (или накануне войны): «Это будет война на истребление и историческая резня, о которой будут говорить так же, как о монгольской резне и крестовых походах». Цитата обычно приводилась на пресс-конференции в Каире, транслируемой (в некоторых версиях) BBC . [ 33 ] В 1961 году египетский писатель назвал эту цитату «совершенно вырванной из контекста»: «Аззам фактически сказал, что он опасается, что, если народ Палестины будет насильственно и против всех прав лишен собственности, может произойти трагедия, сравнимая с монгольскими нашествиями и крестовыми походами. избежать этого невозможно... Упоминание крестоносцев и монголов точно описывает взгляды иностранных сионистских захватчиков, разделяемые большинством арабов». [ 34 ]

В 2010 году сомнение в источнике цитаты высказали Иоффе и Ромировский. [ 35 ] и Бенни Моррис . [ 36 ] Этой теме посвящена статья Дэвида Барнетта и Эфраима Карша. [ 37 ] [ 38 ] Выяснилось, что цитата Аззама взята из интервью египетской газете «Ахбар эль-Йом» от 11 октября 1947 года : «Лично я надеюсь, что евреи не будут принуждать нас к этой войне, потому что это будет война на уничтожение и опасная резня». которые история запишет так же, как монгольская резня или войны Крестовых походов, я думаю, что число добровольцев из-за пределов Палестины превысит палестинское население».

На момент интервью Аззама Специальный комитет ООН по Палестине представил свой доклад, в котором рекомендовалось Палестину разделить на арабское и еврейское государства и создать отдельный корпус вокруг Иерусалима. Однако ООН еще не приняла никакого решения, и ни одно арабское государство официально не приняло решение о военной интервенции в Палестину. После принятия резолюции о разделе сравнение сионистов с монголами и крестоносцами было повторено, когда Аззам заявил на студенческом митинге в Каире в начале декабря 1947 года: «Арабы победили татар и крестоносцев, и теперь они готовы победить новую враг», повторяя то, что он сказал журналисту накануне. [ 39 ]

Цитата «Ахбар эль-Йом» без первоначальных оговорок появилась на английском языке в меморандуме Еврейского агентства от февраля 1948 года . [ 40 ] В течение следующих нескольких лет одна и та же частичная цитата (с правильным источником 1947 года) появилась в нескольких книгах; [ 41 ] однако к 1952 году многие публикации (в том числе публикация правительства Израиля) перенесли дату на 1948 год. [ 42 ] Благодаря этому неточному источнику он появился в сотнях книг и на тысячах веб-сайтов. [ 37 ]

Взгляды на арабское единство

[ редактировать ]

По мнению историков Исраэля Гершони и Джеймса Янковски, Аззам отрицал, что египетская нация была продолжением Египта фараонов. Вместо этого он считал, что «современный Египет сформировался в первую очередь под влиянием «арабской религии, обычаев, языка и культуры » ». [ 43 ] и утвердил языковую основу для идентификации египтян с арабами. [ 44 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Аззам был зятем Халида аль-Худа аль-Гаргани , ливийского советника короля Саудовской Аравии Абдулазиза аль-Сауда . [ 45 ] Одна из дочерей Аззама вышла замуж за Мохаммеда бин Фейсала Аль Сауда , сына короля Саудовской Аравии Фейсала и Иффата Аль Тунаяна . [ 46 ] Один из внучатых племянников Аззама, Айман аз-Завахири , возглавлял террористическую группировку «Аль-Каида» с июня 2011 года по июль 2022 года. [ 47 ]

Он умер 2 июня 1976 года в Каире, а позже был похоронен в мечети Азам в Хелуане. [ 29 ]

Сочинения и наследие

[ редактировать ]

Во введении к «Вечному посланию Мухаммеда» (опубликованному Аззамом на арабском языке в 1938 году под названием « Герой героев или самая выдающаяся личность Пророка Мухаммеда ») Винсент Шин пишет: «В Дамаске, а также в Джакарте , Стамбуле и Багдаде , этот человек известен своей доблестью духа и возвышенностью ума... он сочетает в лучшем исламском стиле аспекты мысли и действия, подобно мусульманским символизируются воинам другого времени, которые для нас, жителей Запада, фигурой Саладина ». В книге Аззам превозносит такие достоинства Мухаммеда, как храбрость, любовь, способность прощать и красноречие в стремлении к дипломатическому разрешению конфликта, называя ислам несовместимым с расизмом или фанатичной привязанностью к «племени, нации, цвету кожи, языку или культуре». [ 48 ]

Малкольмом Иксом Чтение «Вечного послания Мухаммеда» и его встреча с Аззамом описаны в его автобиографии. Эти события ознаменовали собой момент, когда он обратился к ортодоксальному, традиционному исламу.

В 1998 году Ральф М. Кури опубликовал книгу о своей ранней националистической деятельности « Становление египетского арабского националиста: ранние годы Аззама-паши, 1893–1936 » , которая была напечатана издательством Ithaca Press в Лондоне. [ 49 ]

  1. ^ Апрель 2002 г.
  2. ^ Боб Рейнальда; Кент Килле (21 августа 2012 г.). «Биографический словарь генеральных секретарей международных организаций» (PDF) . База данных ИО БИО . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2013 года.
  3. ^ Луи, 1986
  4. ^ Кури, 1998, с. 15.
  5. ^ Jump up to: а б Кури, 1998, с. 16.
  6. ^ Кури, 1998, с. 22.
  7. ^ Jump up to: а б Кури, 1998, с. 24.
  8. ^ Кури, 1998, с. 48
  9. ^ Кури, 1998, с. 29.
  10. ^ Кури, 1998, с. 31.
  11. ^ Кури, 1998, с. 49.
  12. ^ Кури, 1998, с. 67.
  13. ^ Кури, 1998, с. 75.
  14. ^ Jump up to: а б Кури, 1998, с. 96.
  15. ^ Кури, 1998, с. 100.
  16. ^ Jump up to: а б с д Кури, 1988, с. 64
  17. ^ Кури, 1988, 65.
  18. ^ Кури, 1988, с. 69
  19. ^ Кури, 1998, с. 234
  20. ^ Гершони и Янковски, 1995, с. 148
  21. ^ Гершони и Янковски, 1995, с. 150
  22. ^ Кури, 1998, с. 257
  23. ^ Кури, 1998, с. 387
  24. ^ Гершони и Янковски, 1995, стр. 153–156.
  25. ^ И.Х. Бакай (май 1946 г.). «Панарабская лига» . Индия ежеквартально . 2 (2): 148. JSTOR   45067282 .
  26. ^ Кости, 1998, стр. 64–65
  27. ^ Цитируется Ричардом Х.С. Кроссманом, Палестинская миссия: личный рекорд , Нью-Йорк, Harper & Brothers, 1947, стр. 109–110.
  28. ^ «Сидки-паша вел переговоры с евреями об иммиграции лишь пятидесяти тысяч человек » . hounaloubnan.com (на арабском языке). 18 августа 2017 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Абдул Рахман Аззам-паша был первым лидером, которого Июльская революция решила свергнуть после короля Фарука » . Аль-Джазира (на арабском языке). 6 октября 2020 г.
  30. ^ Гергесм 2001, с. 154–155
  31. ^ Палестинская почта , 21 мая 1948 г., стр. 3.
  32. ^ Генри Лоуренс, Вопрос о Палестине , Файард, Париж, 2007, том. 3 р. 106.
  33. ^ Ларри Коллинз и Доминик Лапьер (1972). О Иерусалим! . Книги Графтона. Эфраим Карш. Преданная Палестина . п. 209. Бенни Моррис (1999). Праведные жертвы . п. 219 .
  34. ^ «Дебаты Тойнби-Герцога». Египетский экономический и политический обзор . 7 (3): 6–9, 20–30. Март 1961 года.
  35. ^ А. Х. Иоффе и А. Ромировский (2010). «Повесть о двух Галлоуэях: заметки о ранней истории БАПОР и сионистской историографии». Ближневосточные исследования . 46 (5): 655–675. дои : 10.1080/00263206.2010.504554 . S2CID   147251065 .
  36. ^ Бенни Моррис (июль – август 2010 г.). «Ревизионизм на Западном Берегу». Национальный интерес : 73–81.
  37. ^ Jump up to: а б Том Сегев (21 октября 2011 г.). «Становления истории / Слепой вводит слепого в заблуждение» . Гаарец . со ссылкой на обсуждение в Википедии в сентябре – октябре 2010 г.
  38. ^ Дэвид Барнетт и Эфраим Карш (2011). «Угроза геноцида Аззама» . Ближний Восток Ежеквартальный . 18 (4): 85–88.
  39. ^ «Британский институт распотрошен; Демонстрация под Каиром». Таймс оф Индия . 3 декабря 1947 г. с. 5.   Маргарет Поуп (1 декабря 1947 г.). « Будем бороться до конца», — заявил представитель лиги. Шотландец . п. 2.
  40. ^ Еврейское агентство Палестины, Меморандум об актах арабской агрессии с целью насильственного изменения соглашения о будущем правительстве Палестины, одобренный Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, представленный в Палестинскую комиссию Организации Объединенных Наций. Лейк-Саксесс, Нью-Йорк. 2 февраля 1948 года. Копия содержится в документе ООН S/710, заархивированном 2 ноября 2012 года в Wayback Machine .
  41. ^ Исидор Файнштейн Стоун (1948). Это Израиль . Бони и Гаер. п. 21. Конни Зиллиакус (1949). Я выбираю мир . Книги о пингвинах. п. 259 .
  42. ^ Гарри Левин (1950). Я видел битву за Иерусалим . Книги Шокена. стр. 164–165.   Джон Рой Карлсон (1951). Каир — Дамаск . Альфред А. Кнопф. п. 266 .   Руфус Лирси (1951). Исполнение: эпическая история сионизма . Мировая издательская компания. п. 384 .   Йозеф Шехтман (1952). Проблема арабских беженцев . Философское общество. п. 6.   Израильское управление информации (январь 1952 г.). Арабы в Израиле .
  43. ^ Гершони и Янковски, 1995, с. 29
  44. ^ Гершони и Янковски, 1995, стр.120.
  45. ^ «Ведущие деятели Египта (британский дипломатический документ)» (PDF) . Библиотека Насера. 8 октября 1946 г. с. 8.
  46. ^ Дж. Э. Петерсон (2003). Исторический словарь Саудовской Аравии (2-е изд.). Пугало Пресс. п. 29. ISBN  9780810827806 .
  47. ^ Липтак, Кевин; Этвуд, Кайли; Бертран, Наташа; Джадд, Дональд (1 августа 2022 г.). «США убили лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири в результате удара беспилотника в Афганистане» . CNN . Проверено 1 августа 2022 г.
  48. ^ Риппин, 2000, с. 197–198
  49. ^ Ибрагим Абу Раби (зима 2000 г.). «Рецензия на книгу» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 20 (1). JSTOR   41858323 .

Источники

[ редактировать ]
  • Бейнин, Дж. (1998). Рассеяние египетского еврейства. Культура, политика и формирование современной диаспоры . Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-21175-8
  • Кури Ральф (1988). « Арабская этническая принадлежность и арабский национализм: дело Абд ар-Рахмана Аззама». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 25 : 61–70. дои : 10.2307/40000870 . JSTOR   40000870 .
  • Кури, Ральф. (1998) Становление египетского арабского националиста: первые годы Аззама-паши, 1893-1936 . Ридинг, Великобритания: Итака Пресс.
  • Гергес, Ф.А. (2001). Египет и война 1948 года: внутренний конфликт и региональные амбиции. В Э. Л. Рогане, А. Шлайме, К. Триппе, Дж. А. Клэнси-Смите, И. Гершони, Р. Оуэне, Ю. Сайе и Дж. Э. Такере (ред.), Война за Палестину: переписывание истории 1948 года (стр. 151). –177). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-79476-5
  • Гершони, Израиль и Джеймс Янковски (1995). Новое определение египетской нации, 1930-1945 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Луи, WR (1986). Британская империя на Ближнем Востоке, 1945-1951: арабский национализм, Соединенные Штаты и послевоенный империализм . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-822960-7
  • Моррис, Б. (2003). Возобновление возникновения проблемы палестинских беженцев . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-81120-1
  • Моррис, Бенни (2001). Праведные жертвы: история сионистско-арабского конфликта, 1881–2001 гг. Винтаж. ISBN   0-679-74475-4
  • Нахмани, А. (1988). Разногласия между великими державами в Палестине: Англо-американский комитет по расследованию проблем европейского еврейства и Палестины, 1945–1946 гг . Лондон: Рутледж. ISBN   0-7146-3298-8
  • Нисан, М. (2002). Меньшинства на Ближнем Востоке: история борьбы и самовыражения . МакФарланд и компания. ISBN   0-7864-1375-1
  • Риппин, А. (2000). Мусульмане: их религиозные верования и обычаи . Лондон: Рутледж. ISBN   0-415-21782-2
  • Сачар, Ховард М. (1979). История Израиля , Нью-Йорк: Кнопф. ISBN   0-679-76563-8
  • Торстрик, Р.Л. (2000). Пределы сосуществования: политика идентичности в Израиле . Издательство Мичиганского университета. ISBN   0-472-11124-8
[ редактировать ]
Предшественник
Офис создан
Генеральный секретарь Лиги арабских государств
1945–1952
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2e5373b2b928f1aca4bab72a30e2f91__1714071180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/91/f2e5373b2b928f1aca4bab72a30e2f91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abdul Rahman Hassan Azzam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)