Джайпур-Атраули Гарана
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Джайпур -Атраули Гарана (также известный как Джайпур-Джайпур Гарана , Атраули-Джайпур Гарана и Алладияхани Гаяки ) — это братство хиндустанского музыкального ученичества ( гарана ), основанное Алладией Ханом в конце 19 века. Развился из традиции дхрупада , но известен благодаря кхаялу . [ 1 ] Эта гхарана известна продюсированием таких известных музыкантов, как Кишори Амонкар , Кесарбай Керкар , Лакшмибай Джадхав , Могубай Курдикар , Малликарджун Мансур , Шрути Садоликар , Дхондутай Кулкарни , Пандит Мритьюнджая Агади. [ 2 ] Следовательно, эта гхарана заработала репутацию благодаря своей отличительной вокальной эстетике, репертуару раги и техническим способностям. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Гарана Джайпур-Атраули возникла из семьи Алладия-хана , которая происходила из Атраули (недалеко от Алигарха ) и мигрировала в Джайпур . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Эта гхарана в основном произошла от Дагар-бани Дхрупада, однако она также впитала в себя более тонкие сущности Гаухар-бани и Кхандар-бани . [ 7 ]
Этимология
[ редактировать ]Подгруппа более широкой гхараны Атраули , гхарана Джайпур-Атраули включает в себя «Джайпур», чтобы объяснить географическую историю семьи Алладии Хана . [ 8 ]
Ученые говорят, что название этой гхараны, написанное через дефис, указывает на то, что музыканты гхараны Джайпур-Атраули изначально прибыли из деревни Атраули в районе Алигарх и мигрировали ко двору махараджи Джайпура , своего главного покровителя. Другие говорят, что они пришли ко двору Джайпурского Махараджи, а затем разошлись по другим судам в этом районе, таким как Джодхпур , Унияра , Бунди , Атраули .
Корни в Хавели Сангите
[ редактировать ]Многие из раг и композиций, исполняемых в Джайпурской гхаране, происходят из традиции Хавели Сангита и Дхрупада, [ 9 ] такой как: [ 10 ]
- «Дева Дева Сатсанг» в Савани Калян
- «Эй Пьяри Паг Хоул» в Бихагаде
- "Меро Пия Расия" от Nayaki Canada
- «Анахат Аади Наад» в Савани Нат
- «Девта Аади Саб» в Кукуб Билавале
- «Деви Дурдж» в Сухия Билавал
- "Ye Ho Neend Na Ayaee" в Бихари
- "Паж Боле" Джаята Каляна
- "Джабасе Пию Сапанеме" Джайташри
- «Притам Сайнья» Лалита Гаури
- «Ри Тум Самадж» Раяса Канада .
Эстетика
[ редактировать ]गायकी
[ редактировать ]Гарана (составных раг известна своей уникальной лайакари (ритмической эстетикой) и богатым репертуаром раг , особенно джод раг ) и санкиерна раг (смешанных раг). В большинстве гхаран ноты в алапе и таане наносятся в простой последовательности, тогда как в джайпурских гаяки ноты наносятся наклонно с филигранью, включающей непосредственно соседние ноты. Вместо плоского таана гамак (таан, исполняемый двойными нотами с тонкой силой, стоящей за каждой из составляющих двойных нот таана) превращает таан по спирали в кажущиеся бесконечными циклы. Менд в аалапе и гамак в таане – визитная карточка этого гаяки. Харкаты и мурки с острыми краями (четкие, быстрые фразы для украшения алаапа) встречаются относительно редко. Ноты не только поются в ритме таала, но и интервал между матрами (долями) составляет доли четверти и одной восьмой. Принимая во внимание множество факторов, музыканты этой гхараны все же имеют изящный способ достичь Сэма, не имея лишних матр. Особенно это проявляется в пении бол-алаап или бол-таан, где пристальное внимание уделяется кратким и долгим гласным в произносимых словах бандиша, а также строгая дисциплина во избежание неестественных пауз в словах. и в смысле текстов. Ни одна другая гхарана не уделяла столько внимания эстетике и лайкари в пении бол-алаапов и бол-таанов. [ нужна ссылка ] .
Специальность и Джод Раагс
[ редактировать ]К фирменным и специальным рагам этой гхараны (некоторые из которых возрождены или созданы Алладией Ханом) относятся Сампурна Малкаунс, Басанти Кедар, Басант Бахар, Бихагда, Кхат, Гандхари и Нат Камод. Изюминкой джайпурских гаяки является мастерство над Джод Рагами (смешанными или гибридными Раагами). Певцы из других гхаран обычно поют одну рагу в арохе (восхождении), а другую в аварохе (нисхождении). Некоторые другие поют одну рагу в нижней половине октавы, а затем переключаются на другую рагу в верхней половине. Альтернативно, они могут петь альтернативные фразы из двух составляющих раг. В Джайпурском гаяки две раги сливаются воедино, так что они звучат как однородная рага сама по себе, создавая ощущение обеих составляющих раг, а не как разнородную смесь, слепленную вместе. Слушатель слышит смесь обеих раг, не теряя при этом их самобытности. Алладия Хан представил в своем репертуаре множество менее известных или малоизвестных раг, таких как Басанти Кедар, Джайт Калян, Кафи Канада, Раиса Канада, Басанти Канада, Савани Нат, Савани Калян, Бхуп Нат, Нат Камод, Бихари, Кхат, Хокар, Пат Бихаг. и Сампурна Малкаунс.
Наследие
[ редактировать ]К его огромной чести, великий представитель Кирана гхараны, Бхимсен Джоши является одним из очень немногих певцов за пределами Джайпурской гхараны, который пытался в какой-то степени перенять гамак таан, но ему не совсем удалось достичь сложности и изящества гамака, который это подпись Джайпура.
Педагогическая генеалогия
[ редактировать ]Наследственная педагогика Джайпура-Атраули Гарана
[ редактировать ]Следующая визуализация основана на нескольких исторических отчетах. [ 11 ] [ 12 ]
Дагарбани Консультант | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Натх Вишвамбхар | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Миан Баде Карим Бакш Хан | Харидас Дни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Миян Мантол Хан | Миян Бхопат Хан | Суп Тансен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Миян Захур Хан | Миян Роуз Хан | Гаухарбани Консультант | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Секундерабад Гарана | Миян Ханде Имам Бакш Хан | Миян Хусейн Хан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рамзан Хан "Рангиль" | Кадар Хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рангиле Гарана | Миян Чхаджу Хан | Миян Дилавар "Даллу" Хан | Наухарбани Консультант | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Джахангир Хан | Ходжа Ахмед Хан | Чиман Хан | Ахмед Хан | Захур Бакш Хан "Рамдас" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хайрат Али Хан | в Амрунне Бегум | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мохаммед Хан | Гулам Ахмед "Алладия" Хан | Хайдер Хан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агра Гарана | Джайпур-Атраули Гарана | Хурджа Гарана | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новейшая педагогика Джайпура-Атраули Гарана
[ редактировать ]Это дерево нуждается в ссылках и может быть устаревшим или неправильным. [ 13 ]
Экспоненты
[ редактировать ]20 век
[ редактировать ]- Алладия Хан (1855–1946), основатель Гараны; учился у дяди Джехангир-хана.
- Хайдер Али Хан учился у дяди Джехангира Хана и старшего брата Алладии Хана.
- Бхаскарбува Бахале (1869–1922), учился у Алладии Хана и Наттана Хана.
- Манджи Хан (1888–1937), второй сын Алладии Хана. Учился у Алладии Хана.
- Бхурджи Хан (1890–1956), третий сын Алладии Хана. Учился у Алладии Хана.
- Гулубхай Джасданвалла учился у Алладии Хана.
- Кесарбай Керкар (1892–1977) учился у Алладия-хана.
- Лакшмибай Джадхав (1901–1979) учился у Хайдер Хана.
- Могубай Курдикар (1904–2001) учился у Алладия-хана и Хайдер-хана.
- Ваманрао Садоликар (1907–1986) учился у Бхурджи Хана и посещал многие уроки Алладии Хана для своих учеников.
- Ваманрао Дешпанде (1907–1990) учился у Наттана Хана и Могубая Курдикара.
- Малликарджун Мансур (1910–1992) учился у Манджи Хана, Бхурджи Хана, а затем у Азизуддина Хана.
- Гаджананрао Джоши (1911–1987) учился у Бхурджи Хана.
- Нивруттибува Сарнаик (1912–1994) учился у Алладии Хана.
- Мадхусудан Канеткар (1916–2007) учился у Бхурджи Хана.
- Каушалья Манджешвар (1922–2007) учился у Могубая Курдикара и Ганджананбувы Джоши.
- «Баба» Азизудин Хан (1921–2011), сын и ученик Бхурджи Хана, также учился у деда Алладии Хана.
- Панчакшари Свами Маттигатти (1927–2013), учился у Малликарджуна Мансура. [ 14 ]
- Бабанрао Халданкар (1927–2016) учился у Могубая Курдикара.
- Дхондутай Кулкарни (1927–2014) учился у Наттана Хана, Манджи Хана, Бхурджи Хана, Лакшмибая Джадхава, Азизуддина Хана и Кесарбая Керкара.
- Ратнакар Пай (1928–2009) учился у Гулубхая Джасданваллы и Моханрао Палекара.
- Кишори Амонкар (1931–2017), дочь и ученица Могубая Курдикара. Также учился у Моханрао Палекара, Анвара Хусейна Хана из Агра-Гараны и Анджанибая Малпекара из Бхенди-Базар-Гхараны.
- Маник Бхиде (1935–2023), учился у Мадукара Садоликара. [ 15 ] и Кишори Амонкар. [ 16 ]
- Динкар Паншикар (1936–2020), учился у Нивруттибуа Сарнаик.
- Раджшехар Мансур (1942–2022) учился у отца Малликарджуна Мансура.
- Арун Дравид (р. 1943) учился у Абдул Маджид Хана, Могубая Курдикара и Кишори Амонкара.
- Кумундини Катдаре (род. 1945) училась у Камала Тамбе и Мадхусудана Канеткара.
- Падма Талвалкар (р. 1948) учился у Могубая Курдикара и Гаджананрао Джоши.
- Шрути Садоликар (р. 1951) учился у отца Ваманрао Садоликара, Бабы Азизуддина Хана, а затем у Гулубхая Джасданваллы.
- Алка Део Марулкар (р. 1951) учился у Раджубхау и Мадхусурана Канеткара.
- Милинд Малше (р. 1952) учился у Ратнакара Пая и Ашока Ранаде.
- Бхарати Вайшампаян (1954–2020) учился у Нивруттибувы Сарнаика.
- Виджая Джадхав Гатлевар (р. 1955), учился у Нивруттибувы Сарнаика.
- Ашвини Бхиде Дешпанде (р. 1960) учился у матери Маник Бхиде, а затем у Ратнакара Пая.
- Рагунандан Паншикар (р. 1963) учился у Кишори Амонкара и Могубая Курдикара.
- Нандини Бедекар (р. 1966) училась у Кишори Амонкара и направлялась Могубаем Курдикаром.
- Санджай Диксит (р. 1964) учился у Мадхусудана Канеткара, Бхаскарбувы Шалиграма и Дхондутая Кулкарни.
- Манджири Аснаре-Келкар (р. 1971) учился у Мадхусудана Канеткара.
- Гаури Патаре (р. 1972) учился у Падмы Талвалкара и Аруна Дравида.
- Яшасви Сирпотдар (р. 1980), учился у Падмы Талвалкара. [ 17 ]
- Митхун Чакраварти (р. 1981) учился у Раджшекхара Мансура.
- Адитья Кхандве (р. 1983) учился у Ратнакара Пая и Дхондутая Кулкарни.
- Теджашри Амонкар (р. 1985) училась у своей бабушки Кишори Амонкар и под руководством прабабушки Могубай Курдикар. [ 18 ] [ 19 ]
- Рутуджа Лад (р. 1992) училась у Дхондутая Кулкарни и Ашвини Бхиде-Дешпанде.
- Арья Амбекар (р. 1994) учился у Шрути Амбекара и Деваки Пандита.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шарма, Манорма (2006). Традиция музыки хиндустани . Нью-Дели: паб APH. Корп.п. 49. ИСБН 81-7648-999-9 .
- ^ Сурьянараян, Ренука (8 августа 2019 г.). «Передача сути гхараны Джайпур-Атраули» . Индус .
- ^ Хададанакара, Бабанарава (2001). Эстетика традиций Агры и Джайпура . Популярный Пракашан. п. 15. ISBN 9788171546855 .
- ^ Манорма Шарма (2006). Традиции музыки хиндустани . Издательство АПХ. стр. 49–51. ISBN 978-81-7648-999-7 .
- ^ Джеффри Майкл Граймс (2008). География музыки хиндустани: влияние региона и регионализма на классическую традицию Северной Индии . стр. 142–. ISBN 978-1-109-00342-0 .
- ^ Кумарапрасад Мукхопадхьяна (2006). Затерянный мир музыки хиндустани . Книги Пингвинов Индия. стр. 154–. ISBN 978-0-14-306199-1 .
- ^ «Джайпур Атраули Гарана» .
- ^ Наир, Джиоти (9 ноября 2017 г.). «Его гаяки установили традицию» . Индус .
- ^ «Официальный сайт: Сангит Самрат Устад Алладия Хан (Император музыки): О нас» .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Хавели Сангит и Джайпур-Атраули Гарана» . Ютуб .
- ^ Нойман, Дэниел М. (1990). Жизнь музыки в Северной Индии: организация художественной традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 96–97. ISBN 9780226575162 .
- ^ «Азмат Хусейн Хан Дилранг (1911–1975)» - из Интернет-архива.
- ^ Синха, Манджари (17 ноября 2018 г.). «Ашвини Бхиде Дешпанде: Воспитание ковалентных связей музыки» . Индус .
- ^ «Вокалист Маттигатти умер | Hubballi News — Times of India» . Таймс оф Индия . 5 октября 2013 г.
- ^ «Святость Парампары — Маник Бхиде» .
- ^ https://www.outlookindia.com/newsscroll/classical-singer-manik-bhide-chosen-f Моханрао Палекарор-bhimsen-joshi-award/1155162
- ^ Нададхур, Шриватсан (14 июля 2016 г.). «Яшасви Сирпотдар: На изящной ноте» . Индус .
- ^ Пинглей-Сантехник, Прачи (18 ноября 2016 г.). «Теджашри Амонкар» . Перспективы .
- ^ «Понимание Сэма — G5A» . 20 июня 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гааньогини Дхондутай Кулкарни (2014). Сур Сангат . Публикации Раджханса. ISBN 978-81-7434-694-0 .
- Бабанрао Халданкар (2001). Эстетика традиций Агры и Джайпура . Популярный Пракашан. ISBN 978-81-7154-685-5 .