Шплюгенский перевал
Шплюгенский перевал | |
---|---|
немецкий : Splügenpass ; Английский : Перевал Сплуга | |
![]() Перевал Шплюген со швейцарской стороны. | |
Высота | 2114 м (6936 футов) [ 1 ] |
Пройдено | Дорога |
Расположение | |
Диапазон | Лепонтинские Альпы |
Координаты | 46 ° 30'20 "N 09 ° 19'49" E / 46,50556 ° N 9,33028 ° E |
Топо карта | Швейцарское федеральное топографическое управление swisstopo |
Перевал Шплюген ( нем . Splügenpass ; итальянский : Passo dello Spluga ; ретороманский : Pass dal Spleia 2114 м (6936 футов)) — альпийский горный перевал в Лепонтинских Альпах . Он соединяет швейцарский Гризонианский в 5 километрах (3,1 мили) к Шплюген северу, на 675 метров (2215 футов) ниже перевала, с итальянской Кьявенной в 21 километре (13 миль) к югу, в конце долины Сан-Джакомо, на высоте 1789 метров (5869 футов). футов) ниже перевала.
География
[ редактировать ]Перевал соединяет швейцарскую долину Хинтеррейн и Шплюген в кантоне Граубюнден с долиной Сан-Джакомо и Кьявенной в итальянской провинции Сондрио , дорога продолжается до озера Комо . Перевал является водоразделом между водосборными бассейнами Рейна По , впадающего в Северное море , и реки , впадающей в Адриатику . На перевал выходят Пиццо Тамбо и Суреттахорн с западной и восточной стороны соответственно. На итальянской стороне перевала находится Монтеслуга , небольшая трехуличная деревня, которая зимой отрезана от Италии и Швейцарии.
С момента открытия автодорожного туннеля Сан-Бернардино в 1967 году перевал утратил свое прежнее значение; зимой его не оставляют открытым. Благодаря своей незначительности, сейчас это тихий перевал, где сохранились важные части исторических дорог, что позволяет туристам на Виа Сплуга сделать хороший исторический обзор . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Проход использовался в римскую эпоху. Возможно, это соответствует Cunus Aureus , изображенному на Tabula Peutingeriana (который, альтернативно, мог относиться к перевалу Жюльер ). Само название Splügen , возможно, происходит от слова specula («смотровая площадка»). В средние века епископы Кура перенесли торговый путь на перевал Септимер .
С 1818 по 1823 год современная дорога была построена по приказу австрийских властей, управлявших тогда королевством Ломбардия-Венеция на юге. В 1840 году писательница Мэри Шелли проехала через перевал по пути к озеру Комо со своим сыном. Она описывает этот перевал в своем рассказе о путешествии «Рамблес по Германии и Италии» , опубликованном в 1844 году:

Несколько лет назад не было другого пути, кроме как через эту гору, которая была очень уязвима и трудна даже для опасностей, поэтому по Шплюгену могли переходить только пастухи и путешественники по стране на мулах или пешком. Но теперь построена новая и самая чудесная дорога - рассматриваемая гора на протяжении нескольких миль расколота от вершины до подножия, и с обеих сторон поднимается отвесная пропасть высотой 4000 футов. Рейн, быстрый и сильный, но шириной в пядь, течет в узкой глубине внизу. Дорога построена на склоне пропасти, то прорезана в стороне, то продырявлена в живой скале на галереи: она проходит через определенные промежутки с одной стороны оврага на другую, и мосты из одного арочного пролета пропасть. Действительно, местами пропасти подходили так близко, что упавшее дерево не могло добраться до реки внизу, а застряло посередине. Можно себе представить, насколько необычен и возвышен этот пас в своей неприкрытой простоте. Пройдя около мили, вы оглядываетесь назад и видите страну, которую вы покинули, сквозь узкий проход между гигантскими скалами, расположенную, как картина, в этой доходящей до облаков раме. Это головокружительная работа — смотреть вниз через парапет, защищающий дорогу, и замечать стремительный поток плененной реки. На середине перевала пропасти приближаются так близко, что можно подумать, что сильный человек может перепрыгнуть через них». [ 3 ]
В 1843 году дорога была расширена за счет лавинной галереи длиной 312 м (1024 фута) , спроектированной швейцарским инженером Рихардом Ла Никкой , которая сегодня не используется, но в значительной степени сохранилась. От планов строительства железнодорожной линии через перевал Шплюген отказались в пользу железнодорожной линии Готард , открывшейся в 1882 году.
Перевал также упоминается в рассказе Артура Конан Дойля « Приключение прославленного клиента» о Шерлоке Холмсе 1924 года. Австрийский барон Адальберт Грюнер, злодей рассказа, убил свою жену, сбросив ее с перевала, хотя Холмс не могу это доказать.
См. также
[ редактировать ]- Список самых высоких дорог с твердым покрытием в Европе
- Список горных перевалов
- Список самых высоких швейцарских перевалов
Библиография
[ редактировать ]- Никола Пфунд , Sui passi in bicicleta — швейцарские альпийские перевалы на велосипеде , Fontana Edizioni, 2012, с. 140-145. ISBN 978-88-8191-281-0
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Получено из Swisstopo. топографических карт
- ^ «50 Виа Сплуга» . Кур, Швейцария: Туризм в Граубюндене . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Шелли, Мэри (1996). Сочинение о путешествиях . Лондон: Пикеринг. п. 105. ИСБН 1-85196-084-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Кулидж, Уильям Огастес Бревурт (1911). . Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). п. 711.
- История
- Уклон дороги от Шплюгена
- Уклон дороги из Кьявенны