Шоссе S2 (Грузия)
С2 | |
---|---|
Международный 2 | |
Сенаки-Поти-Серпи | |
![]() | |
![]() Объезд Кобулети возле Шуагеле | |
Информация о маршруте | |
Часть ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Длина | 119 км [ 1 ] (74 миль) |
Существовал | 1996 – настоящее время |
Основные узлы | |
Северный конец | Сенаки |
(км)
105 ![]() | |
Южный конец | Змеи ![]() ![]() |
Расположение | |
Грузия | |
Муниципалитеты | Сенаки , Хоби , Поти , Ланчхути , Озургети , Кобулети , Батуми , Хелвачаури |
Крупные города | Сенаки , Поти , Кобулети , Батуми |
Система автомагистралей | |
|
Грузинский маршрут S2 ( груз .: дорога международного значения с2 , S aertashoriso mnishvnelobis gza S2 , дорога международного значения), также известный как Сенаки — Поти — Сарпи ( турецкая граница ) , является «дорогой международного значения» в пределах грузинской дорожной сети. который проходит от Сенаки через Поти , Кобулети и Батуми до границы с Турцией возле Сарпи ( Аджария ) и имеет длину 119 километров (74 мили). [ 1 ] После пересечения грузино-турецкой границы шоссе продолжается как D.010 («Прибрежная дорога Черного моря») до Трабзона . Шоссе S2 является частью европейских маршрутов E60 , E70 , E97 и азиатских AH5 и в основном построено как двухполосная дорога, проходящая через деревни, поселки и города. В последние годы часть шоссе была модернизирована до однополосной с обочиной в обход жилых поселков.
Фон
[ редактировать ]
После советского постановления 1960 года участок Кобулети - Батуми нынешней S2 стал частью советской главной дороги № 19 , одного из 37 внесенных в список маршрутов в Советском Союзе , который проходил между Новороссийском и Батуми через Самтредиа и Озургети . [ 2 ] Часть этого маршрута 19 Самтредиа-Озургети-Кобулети следовала по нынешнему маршруту Ш2 . В 1982 году советская система нумерации дорог была пересмотрена и заложена основа нынешней S2: номер А-305 присвоен номеру Миха Цхакая ( Сенаки ) — Батуми через Поти . [ 3 ]
После восстановления независимости Грузии в 1991 году обозначение А-305 сохранялось до 1996 года, когда была принята нынешняя система нумерации маршрутов. В том же году была введена категория «дороги международного значения» (S-), а « ს2 Сенаки – Поти – Сарпи ( турецкая граница )». номер А-305 заменил номер [ 4 ] По сравнению с А-305 маршрут S2 был продлен от северной части Батуми через город до турецкой границы в Сарпи . Первоначально длина дороги была зарегистрирована в 121 километр (75 миль), но открытие туннеля Чакви - Махинджаури к северу от Батуми сократило длину до 119 километров (74 мили). [ 5 ]
Шоссе S2 построено как простая двухполосная дорога, но некоторые его части были и будут модернизированы до более высоких стандартов в рамках проекта шоссе Восток-Запад, начатого в 2005 году . В рамках отдельного проекта двухтрубный четырехполосный туннель Чакви-Махинджаури длиной 650 м , который обходит извилистый участок шоссе, стал первой крупной модернизацией автомагистрали S2. Оно было завершено в сентябре 2005 года. [ 6 ] Строительство туннеля первоначально началось в 2001 году, но было остановлено в апреле 2004 года из-за кризиса в Аджарии того периода. Кризис привел к тому, что центральное правительство Грузии восстановило власть над Аджарской Автономной Республикой , где находится туннель. Весной 2005 года работы возобновились. [ 7 ]
Шоссе Восток-Запад
[ редактировать ]

В 2005 году правительство Грузии инициировало проект автомагистрали Восток-Запад , амбициозный долгосрочный проект, спонсируемый международным сообществом, целью которого является создание 455-километрового (283 миль) транспортного коридора восток-запад через Грузию, соединяющего Азербайджан и Армению с Турцией путем модернизации грузинских участков дороги. автодороги Е60 (Поти-Тбилиси-Красный мост, Азербайджан ) и Е70 (Поти-Батуми-Сарпи, Турция ) укрепят позиции Грузии как Южного Кавказа транспортного средства центр. [ 8 ]
Проект автомагистрали Восток-Запад включает в себя реконструкцию основных участков грузинской автомагистрали S1 , S2, S4 , S12 и, в последнее время, автомагистрали S7 . [ 9 ] до разнесенных по уровням 2х2 автомагистралей, в основном это скоростная автомагистраль или автомагистраль . С 2006 года почти 200 километров (120 миль) грузинских автомагистралей были реконструированы и модернизированы в соответствии со стандартами скоростных автомагистралей или автомагистралей, а части S2 были преобразованы в двухполосную скоростную автомагистраль в рамках этого проекта.
Несмотря на более ранние политические обещания, строительство автомагистрали Восток-Запад будет завершено к 2020 году. [ 10 ] строительство важнейших участков, включая автомагистраль S2, продолжается (по состоянию на 2021 год) как минимум до 2024 года. Проект спонсируется европейскими и азиатскими банками развития, Всемирным банком, Европейским Союзом и другими, с кредитами на сумму более Только на модернизацию S1 (плюс дополнительное государственное финансирование) необходимо 2 миллиарда долларов, а на модернизацию S2 — 800 миллионов долларов. Строительные компании из различных стран Европы и Азии были привлечены с переменным успехом. Некоторые тендеры столкнулись с техническими и юридическими проблемами, а некоторые контракты были расторгнуты правительством Грузии из-за чрезмерного невыполнения обязательств стороной контракта, что привело к многолетним задержкам по различным лотам. [ 11 ] [ 12 ]
Что касается автомагистрали S2, то проект автомагистрали Восток-Запад ( E60 / E70 ) охватывает участок Григолети - Сарпи, Грузия, протяженностью 73 километра (45 миль) . Еще в 2005 году правительство Грузии определило и изучило необходимость создания объездных дорог вокруг Кобулети и Батуми для улучшения транспортного потока на трассе S12 Самтредиа — Григолети. [ 13 ] Это означает, что большая часть нового участка от Григолети до Сарпи была перепроектирована вглубь страны, минуя города и деревни. Проект предусматривает модернизацию S2 между Григолети и Шекветили как продолжение S12 до стандартов скоростной автомагистрали / автомагистрали (2x2) , а также объездные дороги Кобулети и Батуми как двухполосную скоростную автомагистраль .
Григолети — Шекветили . 14 километров (8,7 миль) между Григолети ( S12 ) и Шекветили (северный конец объездной дороги Кобулети) строится с 2019 года как автомагистраль 2x2 . [ 14 ] но завершение было отложено с неизвестным сроком. [ 15 ] Соединение S2 с S12 ( строящаяся автомагистраль 2х2) будет перенесено на южную сторону устья реки Супса для плавного перехода S12 в S2 в южном направлении. В декабре 2022 года южные 5 километров (3,1 мили) возле Шекветили были открыты как автомагистраль. Эта часть соединяется с объездной дорогой Кобулети. [ 16 ]
Объездная дорога Кобулети длиной 30 километров (19 миль) . В 2018 году объездная дорога Кобулети между Шекветили и Чакви была завершена как двухполосная скоростная автомагистраль с жесткими обочинами, обходящая популярный курорт Кобулети и другие деревни, идущая вглубь страны от береговой линии. [ 17 ] Старый маршрут S2 вдоль побережья Черного моря между Шекветили и Чакви через город Кобулети был переименован в Sh205.
Объездная дорога Батуми длиной 16 километров (9,9 миль) . С 2018 года объездная дорога Батуми между туннелем Чакви-Махинджаури возле Мцване-Концхи и рекой Чорохи строится через гористую местность. Как и объездная дорога Кобулети, это будет двухполосная скоростная автомагистраль с 19 мостами, 4 развязками и 5 туннелями. По данным правительственных источников, с задержкой более чем на год работы планируется завершить к 2022 году. [ 18 ] [ 19 ]
Батуми — Сарпи — 12-километровый участок Батуми ( Чорохи ) — Сарпи изучался в [ 20 ] Никаких дальнейших планов разработано не было, однако финансирование через Азиатский банк развития было обеспечено на сумму 200 миллионов долларов. [ 21 ] Крутые скалы вдоль побережья Черного моря не оставляют места для расширения дороги.
Ниже представлен обзор участков S2 , которые были модернизированы или модернизируются в рамках проекта автомагистрали Восток-Запад , в последовательном порядке с севера (Григолети) на юг (Сарпи).
Сегмент | Много | Длина | Финансирование | Подрядчик | Начинать Строительство |
Открыто | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Григолети - Кобулети Обход | 14,4 км | ЕИБ (101 млн евро) [ 22 ] | Полат Йол (ТК) | февраль 2019 г. | 2x2-полосная автомагистраль от S12 до объездной дороги Кобулети, частично открытая в декабре 2022 года. [ 16 ] | ||
Кобулети Объезд | Лот-1а Шекветили — Какуча (Ш2) | 12,4 км | АБР $119 млн. Первый транш + $30 млн (государственный бюджет) [ 23 ] АБР $140 млн. Третий транш + $25 млн (государственный бюджет) [ 24 ] |
Синогидро (CN) | март 2011 г. [ 25 ] | октябрь 2013 г. [ 26 ] | Объездная дорога Кобулети построена как двухполосная скоростная автомагистраль |
Лот-2 Какуча (Ш2) - Чакви | 18 км | Синогидро (CN) | Сентябрь 2013 г. [ 27 ] | июнь 2018 г. [ 28 ] | Участок содержит 2 туннеля и 15 мостов, один из самых длинных в Грузии - 1180 м. | ||
Лот-1b Дорога у туннеля Чакви | 1,3 км | Синогидро (CN) | 2017 | июнь 2018 г. [ 28 ] | Модернизация 1,3 км существующей дороги до четырехполосного туннеля | ||
Chakvi - Makhinjauri tunnel | 1 км | 2001 [ 7 ] | Сентябрь 2005 г. [ 6 ] | Двухтрубный четырехполосный туннель (650 м) | |||
Батуми Объезд |
Мцване Концхи — Хелвачаури | 16 км | АБР ($114 млн) [ 29 ] Государственный бюджет $87 млн. |
Полат Йол (ТК) | апрель 2018 г. [ 30 ] | Объездная дорога Батуми построена как двухполосная скоростная автомагистраль с 19 мостами и 5 туннелями. | |
Батуми - Сарпи | 12 км | АБР (200 млн долларов США) [ 21 ] | Предложенный. В стадии подготовки. | ||||
1000 км = 0,621 мили
|
Другие обновления
[ редактировать ]нового моста на S2 через реку Риони недалеко от Поти, а в 2021 году были опубликованы тендеры на строительство. Было объявлено о строительстве [ 31 ] Старый мост, плотина ГЭС 1959 года, якобы находится в плохом состоянии, хотя сама ГЭС была реабилитирована в 2018 году. [ 32 ] Новый мост будет иметь длину 500 метров и будет иметь одну проезжую часть и жесткие обочины. [ 33 ] В ноябре 2021 года Департамент автомобильных дорог Министерства регионального развития и инфраструктуры объявил о начале строительства и о том, что Азиатский банк развития профинансирует расходы по проекту в размере 20 миллионов долларов. [ 34 ]
Других работ по модернизации трассы S2 не запланировано. Участок Сенаки-Поти-Григолети в обозримом будущем (по состоянию на 2021 год) останется однополосным двухполосным шоссе.
Маршрут
[ редактировать ]Примерно в 5 км (3,1 мили) к западу от Сенаки шоссе S2 ответвляется от шоссе S1 и направляется на запад к черноморскому порту Поти , после чего маршрут поворачивает на юг вдоль побережья Черного моря к курортному и портовому городу Батуми . Шоссе достигает своей южной конечной остановки в Сарпи на границе Грузии и Турции . Вся магистраль построена как двухполосная.
Сенаки — Пути
[ редактировать ]Между Сенаки и Поти дорога проходит через несколько деревень и проходит вдоль железнодорожной линии Сенаки-Поти через дельту реки Риони . При въезде в Поти он пересекает реку Риони через плотину ГЭС. В северной части города шоссе поворачивает на юг, и на этом углу европейский маршрут E70 имеет восточную конечную точку. Шоссе огибает центр города, и после пересечения канала Риони европейская трасса Е60 отделяется от шоссе и поворачивает к порту Поти . Морской порт Поти является точкой пересечения Транскавказского коридора/ ТРАСЕКА , многонационального проекта, который соединяет румынский порт Констанца и болгарский порт Варна со странами Каспийского региона и Центральной Азии , не имеющими выхода к морю . Е60 продолжается на другой стороне Черного моря, в Констанце .
Можно — Кобулети
[ редактировать ]Шоссе S2 покидает город Поти в южном направлении через узкую полосу земли, отделяющую озеро Палиастоми от Черного моря. В Григолети дорога пересекается с автомагистралью S12 , которая является основным маршрутом в Самтредиа и Тбилиси . Минуя реку Супса, двухполосное шоссе встречается с холмами Гурии, но остается в низине. После реконструкции автомагистрали S12 до 2х2-полосной дороги соединение с S2 будет перенесено на южную сторону устья реки Супса. S12 плавно перейдет в S2 в южном направлении, а S2 станет автомагистралью 2х2 до объездной дороги Кобулети в Шекветили. Объездная дорога Кобулети простирается на юг на 30 километров (19 миль) до северной части Батуми возле его знаменитого Ботанического сада . Объездная дорога была построена в период 2014–2018 годов как двухполосная скоростная автомагистраль с ограничением скорости 90 км/ч (55 миль в час).
Кобулети — Батуми — Сарпи
[ редактировать ]Пройдя курорт Кобулети, объездная дорога входит в горы Аджарии и следует по извилистому маршруту с множеством мостов и несколькими туннелями. В Чакви шоссе проходит через четырехполосный двухтрубный туннель Чакви- Махинджаури , который открылся в 2005 году и освободил движение транспорта от очень извилистого проезда через холмы. [ 6 ] На южной стороне туннеля Чакви-Махинджаури начнется строительство объездной дороги Батуми, которая, как ожидается, будет завершена как двухполосная скоростная автомагистраль к 2024 году. Тем временем шоссе достигнет побережья Черного моря и войдет в Батуми, второй по величине город Грузии. Пройдя порт, дорога поворачивает в центр города. На южной стороне центра дорога поворачивает в сторону аэропорта, который она обходит и снова достигает побережья Черного моря к югу от реки Чорохи . На последних километрах до турецкой границы горы оставляют мало места для дороги и местных жителей. На пограничных контрольно-пропускных пунктах также мало места, а постоянно растущий поток грузовиков приводит к длинным очередям вдоль побережья.
Перекрестки
[ редактировать ]





Весь маршрут S2 пересекается с маршрутами E97 и AH5 . На участке объездной дороги Кобулети S2 имеется множество мостов, переходов через реки и несколько туннелей. Упоминается выбор.
Область | Муниципалитет | км | мне | Направления | Маршрут | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Самегрело-Земо Сванети | Сенаки | 0 | 0.0 | ![]() | Зугдиди / Сухуми Самтредиа / Тбилиси | ![]() ![]() ![]() | Шоссе в ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() | Ист-Энд E60 перекрывается | ||||||
Khobi | 10 | 6.2 | ![]() | Ахалсопели/ Хоби | ![]() | ||
17 | 11 | ![]() | Khobi | ![]() | |||
26 | 16 | Пересекает реку Риони (180 м, граница муниципалитета) | |||||
ты можешь | 26 | 16 | Поти Границы города | ||||
29 | 18 | ![]() | Вы можете морской порт | ![]() | via Khobi Street | ||
![]() | Перекрытие северного конца E70 (и маршрута северной конечной остановки E70) | ||||||
31 | 19 | Пересекает канал Риони (375 м) | |||||
31.5 | 19.6 | ![]() | улица Мераба Костава | ![]() | Западный конец E60 перекрывается (E60 в порт через улицу Мераба Костава) | ||
41 | 25 | Поти Границы города | |||||
Гурия | Ланчхути | 46 | 29 | ![]() | Самтредиа / Тбилиси | ![]() ![]() | |
47 | 29 | Пересекает реку Супса (275 м) | |||||
На участке км 47-61 продолжается строительство новой скоростной дороги между S12 и объездной дорогой Кобулети. | |||||||
55 | 34 | ![]() | Озургети | ![]() | |||
62 | 39 | ![]() ![]() | |||||
![]() | Кобулет / Натанеби | ![]() | |||||
63 | 39 | Пересекает реку Натанеби (190 м) | |||||
65 | 40 | ![]() | Кобулет / Натанеби | ![]() | |||
66 | 41 | Пересекает реку Чолоки (80 м, граница региона) | |||||
Аджария | Кобулети | 74 | 46 | ![]() | Кобулети / Озургети | ![]() | |
77 | 48 | ![]() | Хуцубани / Кобулети | Только выход и вход в южном направлении | |||
78 | 48 | Пересекает реку Кинтриши (135 м) | |||||
79 | 49 | ![]() | Кирике / Кобулети | Только выход и вход в северном направлении | |||
81 | 50 | Пересекает реку Дехва (460 м) | |||||
85 | 53 | Туннель (300 м) | |||||
88 | 55 | Пересекает реки Чаквисткали и Зквистскали (900 м). | |||||
90 | 56 | ![]() | Чакви | ![]() | Старый маршрут S2 до объездной дороги Кобулети | ||
![]() | Объезд туннеля Чакви - Махинджаури (старый туннель S2 до открытия туннеля в 2005 году) | ||||||
Батуми | 91 | 57 | Chakvi - Makhinjauri Туннель (2x2 lanes) (650 m) | ||||
92 | 57 | ![]() ![]() | |||||
На участке км 92-109 продолжается строительство новой объездной скоростной дороги Батуми | |||||||
93 | 58 | ![]() | ![]() | Объезд туннеля Чакви - Махинджаури (старый туннель S2 до открытия туннеля в 2005 году) | |||
96 | 60 | Батуми Граница города | |||||
105 | 65 | ![]() | Хуло / Адигени / Ахалцихе | ![]() | |||
107 | 66 | ![]() | Аэропорт Батуми | ||||
108 | 67 | Батуми Граница города | |||||
109 | 68 | Пересекает реку Чорохи (450 м) | |||||
Хелвачаури | 119 | 74 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Перечень автомобильных дорог международного и внутреннего значения на 2014 год» (на грузинском языке). Законодательный вестник Грузии. 18 июня 2014 года . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ «Постановление Совета Министров СССР от 22.12.1960 N 1303 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог республиканского значения» » (на русском языке). Закон СССР. 22 декабря 1960 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 года . Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ «Постановление Совета Министров СССР от 27.08.1982 N 800 об утверждении Перечня дорог СССР республиканского значения» (на русском языке). Закон СССР. 27 августа 1982 года . Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ «Об утверждении показателей и перечня для определения международных, внутренних и местных дорог Грузии (1996 г.)» (на грузинском языке). Законодательный вестник Грузии. 16 декабря 1996 года . Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ «Список для определения международных, внутренних и местных дорог Грузии на 2008 год» (на грузинском языке). Законодательный вестник Грузии. 3 ноября 2008 г. Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Михаил Саакашвили присутствовал на церемонии открытия нового автодорожного тоннеля Чакви-Махинджаури» (на грузинском языке). Архив Саакашвили. 30 сентября 2005 г. Получено 19 октября.
- ^ Перейти обратно: а б «О строительстве участка Чакви-Махинджаури автодороги Сенаки-Поти-Сарпи (с тоннелями)» (на грузинском языке). Законодательный вестник Грузии. 3 марта 2005 г. Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ «Обзор дорожного сектора Грузии — презентация на 10-й транспортной панели Восточного партнерства» (PDF) . Департамент дорог Грузии . 11 мая 2016 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ «Команда Европы: ЕИБ предоставляет Грузии 106,7 млн евро на капитальную модернизацию ее автомагистрали Восток-Запад» . Европейская служба внешних связей . 1 июля 2021 г. Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Строительство автодороги Восток-Запад будет завершено до 2020 года» . GRASS Фактчек. 23 мая 2018 года . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ «Дорожно-строительная компания Зестапони-Кутаиси дважды менялась, дорога еще не достроена» (на грузинском языке). GRASS Фактчек. 21 ноября 2016 года . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Дорожные проекты застопорились. Сроки завершения строительства были нарушены и отложены на месяцы и годы» . GRASS Фактчек. 8 января 2019 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ «Объездная дорога Кобулети, участок Кобулети-Батуми и проект объездной дороги Батуми» (на грузинском языке). Департамент дорог Грузии. 23 декабря 2010 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ "Подписан контракт на строительство объездной дороги Григолети-Кобулети" . Департамент дорог Грузии . 3 декабря 2018 года . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ «Простите наш прах – ведутся работы по приведению грузинских дорог в соответствие с требованиями ЕС, уменьшению аварийности» . Инвестор.ге. 22 сентября 2020 г. Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Открыто движение на новых 15-километровых участках автодороги Восток-Запад [Открыто движение на новых 15-километровых участках автодороги Восток-Запад] (на грузинском языке). Департамент дорог Грузии . 10 декабря 2022 г. Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ «Открыта объездная дорога Кобулети» . Департамент дорог Грузии . 25 июня 2018 года . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ «Строительство объездной дороги Батуми» . Департамент дорог Грузии . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Ираклий Карселадзе - Строительство объездной дороги Батуми вступило в стадию завершения [Ираклий Карселадзе — Строительство объездной дороги Батуми вступило в завершающую стадию] (на грузинском языке). Департамент дорог Грузии . 8 мая 2021 г. Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ «Завершена работа над ТЭО строительства дороги Батуми-Сарпи» . Департамент дорог Грузии . 19 октября 2018 года . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Грузия: Проект обхода Батуми-Сарпи» . Азиатский банк развития . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Е-70 Григолети — Объездная дорога Кобулети (ЭЛ 20160404)» . Европейский инвестиционный банк . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «Грузия: Инвестиционная программа дорожного коридора — Транш 1» . Азиатский банк развития . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Грузия: Инвестиционная программа дорожного коридора — транш 3 (дополнительное финансирование)» . Азиатский банк развития . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Министр регионального развития и инфраструктуры Грузии Рамаз Николаишвили присутствовал на начале строительства объездной дороги Аджарии» (на грузинском языке). Департамент дорог Грузии. 15 марта 2011 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Открыта объездная дорога Кобулети» (на грузинском языке). Интерпресс Новости IPN. 24 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Давит Шавлиашвили продолжает следить за ходом дорожных работ» (на грузинском языке). Департамент дорог Грузии. 9 сентября 2013 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Открыта объездная дорога Кобулети» . Департамент дорог Грузии. 25 июня 2018 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Грузия: Проект объездной дороги Батуми» . Азиатский банк развития . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Когда откроется объездная дорога Кобулети и когда начнется строительство дороги Батуми» (на грузинском языке). Нетгазети Грузия. 2 марта 2018 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ "Объявлен тендер на строительство нового моста в Поти" . Департамент дорог Грузии . 25 мая 2021 г. Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ «Завершена реконструкция водорегулирующей гидроэлектростанции на реке Рио в Поти» (на грузинском языке). Дроа. 19 ноября 2018 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Грузия: Проект объездной дороги Батуми» (PDF) . Азиатский банк развития . 01.09.2019 . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ «Начинается строительство нового моста и подъездной дороги на реке Риони в Поти» . Департамент дорог Грузии . 30 ноября 2021 г. Проверено 3 апреля 2022 г.