Шоссе S1 (Грузия)
С1 | |
---|---|
Международный 1 | |
Тбилиси-Сенаки-Леселидзе | |
![]() | |
![]() Шоссе S1 между Тбилиси и Гори | |
Информация о маршруте | |
Часть ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Часть | |
Длина | 542,7 км [1] (337,2 миль) Фактическая длина 537 км (334 миль) |
Основные узлы | |
Ист-Энд | Тбилиси |
(км) 20 27 83 120 257 291 ![]() | |
Вест-Энд | Российская граница ![]() ![]() |
Расположение | |
Грузия | |
Муниципалитеты | Тбилиси , Мцхета , Каспи , Гори , Карели , Хашури , Харагаули , Зестафони , Терджола , Цхалтубо , Самтредиа , Сенаки , Хоби , Зугдиди , Очамчира , Гали , Гульрипши , Сухуми , Гудаута , Абаша Гагра , |
Крупные города | Тбилиси , Гори , Кутаиси , Зугдиди , Сухуми |
Система автомагистралей | |
|
Грузинский S1 маршрут ( грузинский : ს1 , также известный как Тбилиси — Сенаки — Леселидзе ) — это «дорога международного значения» с зарегистрированной длиной 542,7 километра (337,2 мили) в грузинской системе классификации, что делает его самым длинным грузинским маршрутом. шоссейный маршрут. [1] Он проходит из Тбилиси через Мцхету , Гори , Хашури , Зестапони , Кутаиси , Самтредиа , Сенаки , Зугдиди , Сухуми и Гагру до границы с Россией возле Леселидзе на северо-западной оконечности страны, практически покрывая 537 километров (334 мили). После пересечения грузино-российской границы в самопровозглашенной Абхазии шоссе продолжается в Сочи и Краснодар под номером А147 . Он является частью европейских E60 , E97 и E117 маршрутов , а также азиатских автомагистралей AH5 , AH81 и AH82 и соединяется с шестью другими S-маршрутами.
К северу от Зугдиди, через реку Ингури , которая является спорной границей Абхазии и Грузии , оставшиеся 198 километров (123 мили) маршрута S1 через отколовшуюся Абхазию не находятся под контролем центральной Грузии. Проехать в Абхазию с территории, контролируемой Грузией (и наоборот), на машине невозможно, только пешком через Ингурский мост , который является частью маршрута S1. Дорога достигает своей самой высокой точки на высоте 910 м (2990 футов) над уровнем моря у южного портала туннеля Рикоти , который открылся в 1982 году. Это самый длинный автомобильный туннель на территории Грузии, его длина составляет 1722 м (1070 миль). .
Хотя большая часть шоссе S1 представляет собой двухполосную дорогу, основные ее части были перестроены с 2006 года в автомагистраль / скоростную автомагистраль 2x2 , в частности, от Тбилиси до Сурами (105 км (65 миль)) и от Зестапони (Аргвета) до Самтредиа (57 км (57 км). 35 миль)). Реконструкция магистрального участка S1 между Тбилиси и Самтредиа в соответствии со стандартами автомагистралей или скоростных автомагистралей является частью проекта автомагистрали Восток-Запад, крупной инвестиции в международную дорожную связь Грузии. [2] По состоянию на 2021 год горная дорога на перевал Рикоти протяженностью 51 км (32 мили) и оставшиеся 6 км (3,7 мили) объездной дороги Хашури строятся как скоростная автомагистраль 2x2 и, как ожидается, будут завершены к 2023 году. [3]
Фон
[ редактировать ]
В 1980-е годы нынешний маршрут S1 был полностью частью советской трассы М27, которая шла из Баку через Тбилиси в Новороссийск . Российская часть этой М27 просуществовала до 2018 года , когда ее перенумеровали на трассу А147 . До 1980-х годов маршрут нынешней S1 состоял из автомагистралей 17 (Тбилиси – Самтредиа) и 19 (Самтредиа – Леселидзе).
После восстановления независимости Грузии в 1991 году обозначение M27 сохранялось до 1996 года, когда была принята нынешняя система нумерации маршрутов. В постановлении 1996 года «Индикаторы и список для определения международных, внутренних и местных дорог Грузии» маршрут S1 был записан как «S1 Тбилиси - Сенаки - Леселидзе (граница с Россией)» с первоначальной длиной 552 километра (343 мили). . [4] С тех пор маршрут был сокращен на 15 километров (9,3 мили) до 537 километров (334 миль) из-за перестройки дороги.
До начала проекта автомагистрали Восток-Запад в 2005 году автомагистраль S1 была двухполосной, за исключением города Тбилиси и последующих 11 км (6,8 миль) вдоль Мцхеты до развязки S3 возле Натахтари, которые с тех пор стали многополосными. более ранние годы. В 1980-х годах предполагалось расширение автомагистрали (тогдашней М27) до четырех полос, и земляные работы уже начались до Игоэти, когда Советский Союз распался и Грузия стала независимой. Это, а также неспокойные 1990-е годы в Грузии прервали эти планы, которые были возобновлены после Революции роз 2003 года . [5] Примерно в 2004 году перекресток с автомагистралью S3 возле Натахтари был модернизирован путем разделения уровней.
Шоссе Восток-Запад
[ редактировать ]


С 2006 года более 160 километров (99 миль) шоссе S1 было реконструировано и модернизировано в соответствии со стандартами скоростных автомагистралей или автомагистралей в рамках финансируемого международным сообществом проекта шоссе Восток-Запад , который был начат в 2005 году. Этот амбициозный долгосрочный проект направлен на создание 455-километровой дороги. (283 миль) транспортный коридор восток-запад через Грузию и соединяющий Азербайджан и Армению с Турцией путем модернизации грузинских участков автомагистралей E60 (Поти-Тбилиси-Красный мост, Азербайджан ) и E70 (Поти-Батуми-Сарпи, Турция ) для укрепления грузинской дороги. положение транспортного узла Южного Кавказа . [6] Проект автомагистрали Восток-Запад включает в себя реконструкцию основных участков грузинской автомагистрали S1, S2 , S4 , S12 и, в последнее время, автомагистрали S7 . [7] до с разнесенными уровнями автомагистралей , в основном как скоростная автомагистраль 2х2 .
Большая часть автомагистрали Восток-Запад была запланирована как скоростная автомагистраль 2x2 , в некоторых случаях модернизация была реализована как двухполосная автомагистраль с разделением по уровням , с центральным разделением и жесткими обочинами (напоминающая супер-двойку ), например, S2 Кобулети. и Батуми обходит. Объездная дорога S1 Кутаиси изначально была построена как широкое двухполосное шоссе с разделением уровней и жесткими обочинами, но несколько лет спустя была преобразована в автомагистраль 2x2. В то время как большинство задействованных участков S1 были полностью перепроектированы и изменены маршруты с обходом городов и поселков, участок Натахтари- Гори /Свенети протяженностью 53 километра (33 мили) следует первоначальному маршруту и был удвоен в период с 2006 по 2009 год за счет строительства дополнительная параллельная двухполосная дорога (и реабилитация старой дороги перед вводом в эксплуатацию как 2х2). 15-километровый (9,3 мили) северный обход Гори (Свенети-Руиси) стал первым настоящим испытанием проекта в 2009-2011 годах: два новых параллельных виадука длиной 880 метров и два параллельных туннеля длиной 800 метров в одном проекте были разделены на три тендера. . Короткий, но жестокий 2008 год. Российско-грузинская война временно повлияла на проект, и в 2009 году строительство быстро возобновилось.
Несмотря на более ранние политические обещания, строительство автомагистрали Восток-Запад будет завершено к 2020 году. [8] строительство важнейших участков все еще продолжается (по состоянию на 2021 год) как минимум до 2024 года, а остальные участки S1 должны быть завершены к 2023 году. [3] Проект спонсируют как европейские, так и азиатские банки развития, Всемирный банк, Европейский Союз и другие, предоставляя кредиты на сумму более 2 миллиардов долларов только на модернизацию S1 (с дополнительным государственным финансированием). Строительные компании из различных стран Европы и Азии были привлечены с переменным успехом. Некоторые тендеры столкнулись с техническими и юридическими проблемами, а некоторые контракты были расторгнуты правительством Грузии из-за чрезмерного невыполнения обязательств стороной контракта, что привело к многолетним задержкам по различным лотам. [9] [10]
Что касается автомагистрали S1, то проект автомагистрали Восток-Запад ( E60 / E70 ) охватывает участок Тбилиси - Самтредиа протяженностью 250 километров (160 миль) . Проект предусматривает модернизацию S1 до стандартов скоростной / автомагистрали (2x2) до Самтредиа , где S12 продолжится как автомагистраль (2x2) в направлении Батуми . В нынешнем виде трасса S1 между Самтредиа и Сенаки останется двухполосной автомагистралью, и с 2021 года никаких серьезных реконструкций не запланировано. Основное внимание в модернизации шоссе Восток-Запад в западной части уделяется более короткому маршруту до Батуми через полностью обновленную трассу S12. . К 2021 году более 160 километров (99 миль) трассы S1 между Натахтари и Самтредиа будут модернизированы до стандартов автомагистрали 2x2, а оставшиеся дополнительные 58 километров (36 миль) находятся в стадии строительства.
Ниже представлен подробный обзор участков S1 , которые были модернизированы или модернизируются до конфигурации скоростной автомагистрали/автомагистрали 2x2 в рамках проекта шоссе Восток-Запад , в последовательном порядке с востока (Тбилиси) на запад.
Сегмент | Много | Длина | Финансирование | Подрядчик | Начинать Строительство | Законченный или открыт | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Натахтари - Агайани [примечание 1] | 16 км | Государственный бюджет (40 миллионов долларов) [11] | Кавказский дорожный проект (GE) ООО «ЗИМО» (GE) | март 2006 г. | октябрь 2006 г. [12] | Полоса восточного направления открыта в двустороннем режиме | |
декабрь 2007 г. [13] | Полоса западного направления открыта в режиме 2x2. | ||||||
Агайани - Игоэти [примечание 1] | 12 км | Всемирный банк через МАР (19 миллионов долларов) | Кавказский дорожный проект (GE) ООО «ЗИМО» (GE) | июнь 2007 г. | ноябрь 2008 г. | Виадуки в обход Игоэти завершены в 2011 году. | |
Игоэти - Свенет | 25 км | Всемирный банк через МАР (55 миллионов долларов) | Ashtrom Group Ltd (Иллинойс) | 2008 [14] | июнь 2009 г. [15] | Полоса восточного направления открыта в двустороннем режиме | |
ноябрь 2009 г. [16] | Полоса западного направления открыта в режиме 2х2. | ||||||
Свенети - Руиси | Лот-1 80-85км | 5 км | Всемирный банк через МБРР (147 миллионов долларов) [17] Государственный бюджет $37 млн. | Аккорд (AZ) | июль 2009 г. [18] | октябрь 2010 г. [19] | |
Лот-2 85-86км | 1 км | Аккорд (AZ) | ноябрь 2011 г. [20] | Виадук через реку Лиахви (2x 877 м) | |||
Лот-3 86-95км | 9 км | Тодини Коструциони (Италия) | ноябрь 2011 г. [21] | Включая Горийские туннели (2x 800 м) | |||
Руиси - Агара (Мохиси) | 19 км | Всемирный банк через МАР (43 миллиона долларов) [17] | Атомная промышленность Китая 23 Строительная компания (CN) | август 2012 г. | декабрь 2015 г. [22] | ||
Агара (Мохиси) | Лот-1 Обход Гоми | 7 км | Всемирный банк через МАР и МБРР (55 миллионов долларов) | Копри Строительство (КВТ) Черноморская группа (GE) | февраль 2015 г. [23] | июнь 2016 г. [24] | |
Лот-2 Агареби - Земо Осиаури | 5 км | Копри Строительство (КВТ) Черноморская группа (GE) | ноябрь 2017 г. [25] | Открыт для движения 22 августа 2020 года вместе с подключением объездной дороги Хашури (Лот-1). | |||
Земо Осиаури - Чуматители (Портал Восточного туннеля Рикоти) | Лот-1 Земо Осиаури - Сурами | 8 км | ЕИБ (49,5 млн евро) | Синогидро (CN) | Сентябрь 2017 г. | август 2020 г. [26] | Лот-1 введен в эксплуатацию вместе с вышеупомянутым Лотом-2 Агара – Земо Осиаури (всего 13 км). 8 октября 2020 года открыт 2-й мост через дорогу Сурами-Цоцхнара. [27] |
Lot-2 Surami - Chumateteli | 6 км | Всемирный банк через МБРР (140 миллионов долларов) | Астальди (ИТ, 2017) [28] Синогидро (2020) [29] | К 2019 году контракт с Астальди был расторгнут. [30] что привело к арбитражному делу. [31] Sino Hydro выиграла новый тендер в 2020 году. Строительство возобновилось в 2021 году и должно быть завершено к марту 2023 года. | |||
перевала Рикоти Реконструкция туннеля | 2 км | Всемирный банк через МБРР (28 миллионов долларов) Государственный бюджет $7 млн. | Синогидро (CN) | июль 2010 г. | ноябрь 2011 г. [32] | Включая реконструкцию 4-километровой объездной дороги туннеля (Ш56) | |
Дорога через перевал Рикоти [33] (Chumateleti-Argveta) | F1 Чумателети-Хеви | 12 км | Всемирный банк через МБРР (160 миллионов долларов) ЕИБ (76 миллионов евро) Государственный бюджет $44 млн. | CSCEC (CN) | октябрь 2019 г. [34] | Включает в себя 22 моста и 3 туннеля. Второй параллельный туннель Рикоти (1800 м) | |
F2 Хеви-Убиса | 12 км | АБР ($300 млн) [35] Всемирный банк (140 млн долларов США) Государственный бюджет $130 млн. | Хунань-роуд и мост Строительная группа (CN) | май 2019 г. [36] | Включает в себя 35 мостов и 20 туннелей. | ||
F3 Ubisa-Shorapani | 13 км | ЕИБ (332 млн евро) Государственный бюджет €20 млн. | CRBC (CN) | май 2019 г. [36] | Включает в себя 27 мостов и 18 туннелей. | ||
F4 Шорапани-Аргвета | 15 км | АБР ($278 млн) [37] Государственный бюджет $89 млн. | Гуйчжоу шоссе Инжиниринговая группа (CN) | апрель 2021 г. | Включает в себя 14 мостов и 12 туннелей. Первоначально будет финансироваться японским JICA . Подрядчик подписан в январе 2020 года, работы начались весной 2021 года. | ||
Аргвета - Самтредиа [38] | Лот-3 Аргвета-Нахширгеле (объездная дорога Аргвета-Кутаиси) | 15 км | JICA (212 миллионов долларов США) | Такенака (Япония) и Тодини Коструциони (Италия) | июнь 2013 г. [9] | июнь 2017 г. [39] | От Аргветы до Нахширгеле (2х2 полосы) |
Лот-1 Нахширгеле-Уканети (Объезд Кутаиси) | 17 км | февраль 2012 г. [40] | ноябрь 2014 г. [41] | Первоначально строился как двухполосная дорога. Открытие в 2014 году вместе с 15 км Лота-2 до съезда на Баши. В 2018 году запущен совмещенный проект лотов 1 и 2 по удвоению шоссе до 2х2. [42] | |||
Лот-2 Уканети-Самтредиа (Это будет обход Самтреда) | 24 км | ноябрь 2012 г. | июль 2016 г. [43] | Первоначально строилось как двухполосное шоссе, в 2016 году открылось оставшееся 9 км Баши - Самтредиа. | |||
Лот-1 + Лот-2 второй путь Нахширгеле-Самтредиа | 41 км | Государственный бюджет $73 млн. | Black Sea Group (GE, 3 лота) Аккорд (AZ, 1 лот) | май 2019 г. [44] | декабрь 2020 г. [45] | Удвоенные первоначальные участки 1 и 2 превратились в автомагистраль 2x2 с параллельной дорогой на южной стороне. | |
1000 км = 0,621 мили
|
Маршрут
[ редактировать ]Грузинский «Закон об автомобильных дорогах» предусматривает, что ориентиром для пробега дорог, выходящих из Тбилиси, является площадь Свободы . [46] Это означает, что Площадь Свободы является контрольной точкой пробега S1, отраженного в таблицах ниже (и километровыми столбами вдоль дороги), но не обязательно ее фактической отправной точкой, которую немного сложнее определить точно. Ограничение скорости на участках автомагистралей составляет 110 км/ч (70 миль в час) и 90 км/ч (55 миль в час) на участках шоссе, за исключением проезда через города и деревни (60 км/ч (35 миль в час), может варьироваться в зависимости от региона). ) и в пределах города Тбилиси (от 60 до 80 км/ч или от 35 до 50 миль в час).
Тбилиси — Хашури
[ редактировать ]

Начиная с Тбилиси, трасса S1 проходит на север вдоль правого берега реки Кура (Мтквари) по схеме 2x3 полосы движения с ограничением скорости 60 км/ч (37 миль в час). Поскольку это центральная улица города, это многолюдный участок, где в течение дня местами пробки. После квартала Сабуртало с левой стороны дорога отклоняется от берега реки с широкой средней полосой и полосами 2х4. Ограничение скорости здесь составляет 80 км/ч (50 миль в час). В районе Дигоми для точек разворота используется медиана. После проезда Тбилисского торгового центра на северной оконечности города и крутого поворота налево на Мцхету дорога покидает город Тбилиси и становится скоростной автомагистралью 2х2.
Дорога пересекает реку Кура и проходит мимо Мцхеты , столицы грузинского исторического Королевства Иберия , и монастыря Джвари , места обращения Грузии в христианство в IV веке. Шоссе следует на протяжении нескольких километров вдоль реки Арагви и после пересечения с трассой S3, ведущей в Казбеги и Россию, дорога поворачивает на запад. С этого момента, начиная с 2006 года, шоссе постепенно модернизировалось до 2x2 в рамках амбициозного и престижного проекта шоссе Восток-Запад с преимущественно бетонным дорожным покрытием. На возвышении в Игоети за последние годы были построены два виадука в обход деревенских, речных и региональных дорог, после чего шоссе продолжается через сельскохозяйственную долину с горным хребтом с левой стороны и предгорья Южной Осетии / Цхинвала. отколовшаяся область справа. В селе Надарбазеви шоссе проходит всего в нескольких сотнях метров от фактической административной границы сепаратистского региона.
Достигнув города Гори, автомагистраль пересекает трассу S10 , идущую в Россию через Южную Осетию через Рокский тоннель . Хотя Цхинвал , административная столица Южной Осетии, обозначен указателями, до него нельзя добраться по автомагистрали S10. После выезда из Гори шоссе S1 пересекает реку Лиахви через виадук длиной 880 м (0,55 мили), а затем поднимается на высоту 770 м (2530 футов) к горийскому туннелю длиной 800 м (0,50 мили) через небольшой гребень на Западный берег реки Лиахви. По обе стороны двухтрубного туннеля в 2011 году открылись крупные автозаправочные станции, что на тот момент было премьерой для Грузии. После туннеля шоссе снова спускается к реке Кура и следует по ней по равнинной местности до Хашури . За последние годы здесь были построены различные объездные участки. Рядом с Хашури подъем на хребет Лихи и туннель Рикоти начинается через новый объезд через холмы на восточной стороне Хашури.
Хашури — Самтредиа
[ редактировать ]

К востоку от города Хашури шоссе быстро поднимается в хребет Лихи к туннелю Рикоти через новую объездную дорогу . Объездная дорога временно заканчивается в Сурами , где шоссе соединяется со старой двухполосной дорогой S1, пока не будет завершено строительство 2-го участка объездной дороги Хашури. Строительство было приостановлено на несколько лет из-за проблем с контрактом, но должно возобновиться к 2021 году с новым строителем. Старый маршрут S1 через Хашури и Сурами по-прежнему важен для сквозного движения по трассе S8 для туристических Боржоми , Турции и Армении . Вскоре после Сурами шоссе S1 достигает своей высшей точки на высоте 910 м (2990 футов) над уровнем моря у южного портала туннеля Рикоти, который пересекает перевал Рикоти .
Сам перевал лишь немного выше - 996 м (3268 футов), а старая дорога через перевал служит объездной дорогой туннеля на случай аварий или технического обслуживания. Туннель Рикоти был первоначально открыт в 1982 году, тщательно реабилитирован в 2010–2011 годах и является самым длинным автомобильным туннелем в Грузии длиной 1722 м (1070 миль). 1984 года Рокский туннель в конце шоссе S10 длиннее (3730 м (2,32 мили)), но используется совместно с Россией, в то время как грузинский участок не находится под контролем властей Грузии, поскольку он расположен в отколовшемся Южной Осетии регионе . В октябре 2020 года началось строительство параллельной трубы туннеля Рикоти, длина которой составит 1800 м (1,1 мили). [47]
Отсюда шоссе ведет вниз по склону к Зестапони, следуя по рекам Рикотула, Дзирула и Квирила . Лихский хребет разделяет Восточную и Западную Грузию и является географическим связующим звеном между Большим Кавказским хребтом на севере и Малым Кавказским хребтом на юге. Хотя высота самых высоких частей гор Лихи превышает 2000 м (6600 футов), территория вокруг шоссе S1 не превышает 1000 м (3300 футов), за исключением восточного склона возле перевала Рикоти, который немного выше. 50-километровый маршрут до Зестапони представляет собой извилистую двухполосную автомагистраль, пролегающую через пышные и густо заросшие лесом речные ущелья, где мало возможностей безопасно проехать мимо более медленных транспортных средств, проезжая через деревни и поселения. В восточном (Тбилиси) направлении дорога имеет полосу для обгона длиной 4 км (2,5 мили) (2+1) для подъема в гору к туннелю Рикоти. В целом практическая скорость на этом участке ограничена. Совершенно новая скоростная / автомагистраль 2x2 протяженностью 52 км (32 мили) строится от туннеля Рикоти до Зестапони / Аргвета в рамках проекта шоссе Восток-Запад с 96 туннелями и 53 мостами, которые будут завершены к 2024 году. [33] Это значительно сократит время в пути на этом участке.
К западу от Зестапони, в Аргвете, S1 продолжается как автомагистраль/скоростная автомагистраль 2х2 и въезжает на западно-грузинскую Колхидскую равнину , следуя по реке Квирила до Кутаиси , третьего по величине города Грузии, где находится второй аэропорт страны ( Давид Строитель ), который обслуживает в качестве туристического и недорогого перевозчика . совершенно новая объездная дорога Самтредиа Рядом с Кутаиси построена длиной 41 км. Впервые она открылась как двухполосная автомагистраль в 2014 году, а к концу 2020 года — как автомагистраль 2х2. В Самтредиа шоссе S1 соединяется с шоссе S12 и проходит через город. Отсюда S1 продолжается до Сенаки по двухполосному шоссе. Строится новая автомагистраль S12 2x2, которая фактически станет продолжением участка автомагистрали S1. После завершения S1 продолжит свой путь через съезд Самтредиа и пройдет через нынешний S12 с помощью виадука.
Самтредиа — Зугдиди / Мост Ингури
[ редактировать ]В Самтредиа трасса S1 съезжает с автомагистрали 2x2, пересекает город через 1-километровое перекрытие с шоссе S12 и продолжает путь до Сенаки как двухполосное шоссе. Далее дорога проходит через ряд городов и деревень. В нескольких километрах к западу от Сенаки шоссе S2 ответвляется от шоссе S1 к черноморскому порту Поти , который также является конечным пунктом маршрута E60 . Шоссе S1 продолжает свой маршрут через Колхидскую равнину с чередой деревень и поселков и в конечном итоге достигает города Зугдиди . Шоссе идет прямой линией в центр города, к площади Тависуплеба (Свободы). Отсюда шоссе идет против часовой стрелки вокруг местного ботанического сада и после пересечения реки Чхоуси направляется прямо в сторону Абхазии . Примерно за километр до Ингурского моста пост грузинской полиции фактически является конечным пунктом для большинства (автомобильных) путешественников по S1, поскольку въезд в Абхазию ограничен (абхазской стороной) и проезд автомобилей через дорогу запрещен. Абхазский КПП.
Ингурский мост — Леселидзе
[ редактировать ]





На западной стороне Ингурского моста находится абхазский КПП, после которого шоссе продолжается до Гали — центра грузинской общины в Абхазии . К северу от Гали дорога пересекает сливной канал Ингурского каскада гидроэлектростанций. Отсюда дорога продолжается в северо-западном направлении через пышные низменности южной Абхазии, обходит город Очамчире и только возле Сухуми предгорья Кавказских гор подталкивают дорогу ближе к побережью. В селе Тхубуни, в 421 километре (262 милях) от Тбилиси и южной конечной остановки сухумского троллейбуса, Черного моря наконец-то достигается побережье . Затем шоссе огибает пляжи и въезжает в Сухуми, столицу и главный город Абхазии. Весь абхазский участок трассы S1 представляет собой простую двухполосную дорогу.
Маршрут проходит через центр Сухуми, мимо некогда знаменитого Ботанического сада , Обезьяньего питомника и железнодорожного вокзала, а затем направляется на север, к реке Гумиста . Примерно в пяти километрах к северу от города дорога пересекает реку Гумиста по знаковому мосту. Мост длиной 170 метров с тремя арками возвышается над рекой и был построен в 1932 году. Он был местом ожесточенного наступления абхазов на Сухуми против грузинской армии во время гражданской войны 1992-1993 годов , в результате которого погибли по меньшей мере 222 абхаза. комбатанты. [48] Планы по строительству нового моста были раскрыты в 2016 году. [49] но в 2021 году выяснилось, что компания, получившая предоплату, не подготовила совместимых проектов и других строительных смет. [50]
Шоссе продолжается на запад, огибая предгорья Кавказских гор, и, достигнув своей самой высокой точки на абхазском участке, спускается обратно к побережью через пару крутых поворотов. Проехав город Гудаута, где находится российская военная база, дорога поворачивает вглубь страны, огибая заповедник Бичвинта-Миусери , Пицундский залив и курортный город, в честь которого назван залив. В Гагре дорога проходит через туннельную объездную дорогу, построенную в 1980-х годах для разгрузки растущего транзитного трафика курортного города. Объездная дорога состоит из двух тоннелей длиной 1200 и 800 метров и изначально планировалась как 4 тоннеля. Третий туннель строился, когда распался Советский Союз, и строительство было прервано. Его прорезали на 1300 метров с южного конца и на 300 метров с севера. Также планировался четвертый туннель, но строительство так и не началось. Незавершенный третий туннель теперь является фаворитом среди урбексеров . Во время абхазско-грузинской гражданской войны мост между первым и вторым туннелем был взорван, что фактически вывело из строя объезд. В 2013 году (короткий) мост был реконструирован, а оба туннеля были отремонтированы и с тех пор вновь открыты для движения.
Грузинский маршрут S1 заканчивается через 537 километров (334 миль) на пересечении реки Псоу , которая является границей с Российской Федерацией, в Леселидзе (Гячрыпш). Транспорт проходит через контрольно-пропускной пункт, контролируемый Абхазией, прежде чем добраться до российского пограничного контроля и российской автомагистрали А147 через реку.
Перекрестки
[ редактировать ]Область | Муниципалитет | км | мне | Направления | Маршрут | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Город Тбилиси | 0 | 0.0 | ![]() | Южный конец E117 перекрывается | |||
12 | 7.5 | ![]() | Диди Дигоми, Тбилиси | ||||
16 | 9.9 | ![]() | जाहेसी | Трансфер на S9 , въезд в восточном направлении запрещен. трассу | |||
17 | 11 | ![]() | Монастырь Джвари | Только выход и вход в восточном направлении | |||
18 | 11 | Тбилиси Граница города | |||||
Мцхета-Мтианети | Mtskheta | 18.5 | 11.5 | ![]() | Мухатгверди | Только выход и вход в западном направлении | |
19 | 12 | ![]() | Mtskheta | ![]() | |||
![]() | Участок автомагистрали (2x2) ![]() | ||||||
19.5 | 12.1 | Пересекает реку Кура (360 м) | |||||
20 | 12 | ![]() | Монастырь Джвари (через შ 152 ) Цители Хиди (Красный мост) / Ереван | ![]() ![]() ![]() ![]() | «Объезд Тбилиси», сквозное движение до ![]() ![]() Восточный конец E60/AH81, южный конец AH5 перекрываются | ||
23 | 14 | ![]() | Tsitsamuri | ||||
24 | 15 | ![]() | Сагурамо | ![]() | ![]() | ||
25 | 16 | Пересекает реку Арагви (390 м) | |||||
26 | 16 | ![]() | Mtskheta | ![]() | Только выход и вход в восточном направлении | ||
27 | 17 | ![]() | Gudauri / Stepantsminda / Vladikavkaz | ![]() ![]() ![]() | Шоссе в ![]() Северный конец E117 / AH81 перекрывается | ||
29 | 18 | ![]() | Лагерь беженцев Церовани | Только выходы | |||
32 | 20 | ![]() | Горовани / Церовани | ![]() | |||
39 | 24 | ![]() | Ахалгори / Ксани | ![]() | ![]() ![]() | ||
41 | 25 | Пересекает реку Ксани (240 м, граница района) | |||||
Шида Картли | Каспийский | 42 | 26 | ![]() | Агайцы | ||
45 | 28 | ![]() | Это не | Только выход и вход в восточном направлении | |||
47 | 29 | ![]() | Останавливаться | Только выход и вход в западном направлении | |||
51 | 32 | ![]() | Глаза | ||||
55.4 | 34.4 | ![]() | Самтависи | ![]() ![]() | Нет выхода на восток | ||
55.6 | 34.5 | Виадук Игоэти (220 м) | |||||
56.3 | 35.0 | ![]() | Самтависи | ![]() | Выход только в западном направлении | ||
56.5 | 35.1 | Пересекает реку Фэт (420 м) | |||||
57 | 35 | ![]() | Каспи / Самтависи / Ламискан | ![]() | Выход только в восточном направлении | ||
59 | 37 | ![]() | Гамдлистскаро / Земо Рене | ||||
64 | 40 | ![]() | Нигоза / Кодистскаро | ||||
Худший | 67 | 42 | ![]() | Хурвалети / Надарбазеви | |||
71 | 44 | ![]() | Шавшеби/Цителубани | ||||
73 | 45 | ![]() | Шавшеби | Выход только в восточном направлении | |||
75 | 47 | ![]() | Ахалсопели / Ахалшени | ||||
79 | 49 | ![]() | Свенети | ||||
80 | 50 | ![]() | Gori / Mejvrishevi / Uplistsikhe | ![]() | ![]() | ||
80 | 50 | Пересекает реку Тортла | |||||
81 | 50 | ![]() | Меджвришеви | ![]() | Выход и вход в восточном направлении | ||
82 | 51 | Пересекает реку Меджуда | |||||
83 | 52 | ![]() | Gori / Tskhinvali | ![]() | Шоссе в ![]() ![]() | ||
84 | 52 | Пересекает реку Лиахви (880 м) | |||||
86 | 53 | Wissol Станция технического обслуживания – только в западном направлении. Зарядка электромобиля , (фаст-фуд), супермаркет | |||||
Плед | 87 | 54 | Горийский туннель (780 м) | ||||
88 | 55 | ![]() | Отаршени | ![]() | Только в восточном направлении, объезд Горийского туннеля. | ||
90 | 56 | Станция технического обслуживания SOCAR – только в восточном направлении. Зарядка электромобиля , (фаст-фуд), супермаркет | |||||
94 | 58 | ![]() | Руиси / Урбниси | ![]() | |||
97 | 60 | ![]() | Руиси / Бебниси | ![]() | |||
101 | 63 | ![]() | Карели /Саголашени | ![]() ![]() ![]() | |||
103 | 64 | Пересекает реку Проне (280 м) | |||||
105 | 65 | ![]() | Квенаткоца / Агара | ![]() | Выход на запад, вход на восток | ||
114 | 71 | ![]() | Гоми/ Сачхере | ![]() | |||
Шида Картли | Хашури | 120 | 75 | ![]() | Агареби Хашури / Боржоми | ![]() | |
Переезд через Хашури на ს8 в сторону Боржоми и трассу ![]() | |||||||
132 | 82 | ![]() | Сурами | ![]() | Весь транспорт выезжает на старое двухполосное шоссе №1. | ||
![]() | Участок автомагистрали (2x2) ![]() | ||||||
133 | 83 | Границы города Сурами | |||||
![]() | Хашури / Боржоми | ![]() | Трансфер через Хашури за ს8 в Боржоми и ![]() | ||||
136 | 85 | ![]() | Фона | ![]() | |||
137 | 85 | Границы города Сурами | |||||
139 | 86 | ![]() | туннеля Рикоти Объезд | ![]() | туннеля Рикоти Объездная дорога | ||
140 | 87 | Рикотский туннель (1722 м, граница региона) | |||||
Надеяться | Харагули | 144 | 89 | ![]() | туннеля Рикоти Объезд | ![]() | туннеля Рикоти Объездная дорога |
168 | 104 | ![]() | Убиса / Гореша | ![]() | |||
Зестафони | 180 | 110 | ![]() | Дзирула | ![]() | ||
187 | 116 | Проходит через Шорапани | |||||
189 | 117 | Зестапони Границы города | |||||
192 | 119 | ![]() | Чиатура | ![]() | |||
195 | 121 | ![]() | Багдати | ![]() | |||
196 | 122 | Зестапони Границы города | |||||
199 | 124 | ![]() | Аргвета | Перекресток на уровне одного уровня: выход в западном направлении, вход в восточном направлении. | |||
![]() | Участок автомагистрали (2x2) ![]() | ||||||
![]() | Аргвета | Уровни разделены: выход в восточном направлении, вход в западном направлении. | |||||
200 | 120 | Wissol Petroleum Станция технического обслуживания – только в западном направлении. Зарядка электромобиля , (фаст-фуд), супермаркет | |||||
200 | 120 | ![]() | Родинаули | Только выход/вход в восточном направлении | |||
201 | 125 | Пересекает реку Квирила (100 м, граница муниципалитета). | |||||
Тержола | 202 | 126 | ![]() | Тержола | ![]() | ||
203 | 126 | ![]() | Винодельня Хареба | В западном направлении только для общего доступа Винодельня Хареба ![]() | |||
Rompetrol Станция технического обслуживания – только в восточном направлении. Зарядка электромобиля , (фаст-фуд), супермаркет | |||||||
204 | 127 | Пересекает реку Чхари (100 м) | |||||
Станция технического обслуживания SOCAR – только в восточном направлении. Зарядка электромобиля , (фаст-фуд), супермаркет | |||||||
205 | 127 | ![]() | Стремитесь к | ||||
206 | 128 | Пересекает реку Дзеврула (160 м) | |||||
206 | 128 | ![]() | садиться | ||||
209 | 130 | ![]() | садиться | ||||
210 | 130 | Пересекает реку Чарчхулисгеле (100 м). | |||||
211 | 131 | ![]() | Кведа Симонетти | ||||
215 | 134 | ![]() | Нахширгеле | ![]() | |||
217 | 135 | Пересекает реку Чишира (630 м) | |||||
222 | 138 | Пересекает реку Цкалцитела (100 м, граница муниципалитета) | |||||
Багдати | 223 | 139 | Канал ГЭС Риони | ||||
223 | 139 | ![]() | Багдати / Кутаиси | ![]() | |||
224 | 139 | Пересекает реку Риони (850 м, граница муниципалитета). | |||||
Начинать | 227 | 141 | ![]() | Гегути / Кутаиси | ![]() | ||
231 | 144 | ![]() | Интернет / Мухиани | ||||
235 | 146 | ![]() | Опшквити | ||||
Самтредиа | 246 | 153 | ![]() | Долг / Ахалсопели | ![]() | ||
252 | 157 | ![]() | Ахалсопели | ![]() | |||
255 | 158 | Пересекает реку Очопа (330 м) | |||||
257 | 160 | ![]() | Батуми Самтредиа / Поти / Сухуми | ![]() ![]() | Шоссе в ![]() | ||
![]() ![]() | Весь трафик ს1 передается через Самтредиа (через ს12 ). Южный конец ს12 / E692 перекрытие | ||||||
![]() | Участок автомагистрали (2x2) ![]() | ||||||
258 | 160 | ![]() | Самтредиа Поти / Сухуми | ![]() | |||
![]() ![]() | Северный конец ს12 / E692 перекрытие | ||||||
258 | 160 | Пересекает железнодорожную линию Самтредиа — Батуми. | |||||
261 | 162 | Crosses Tskhenistskali River (120m, boundary Samegrelo-Zemo Svaneti region | |||||
Самегрело-Земо Сванети | Они молоды | 271 | 168 | ![]() | Мартвили | ![]() | |
272 | 169 | ![]() | Плавно | ![]() | |||
275 | 171 | Пересекает реку Абаша (100 м) | |||||
Сенаки | 282 | 175 | Пересекает реку Техури (180 м) | ||||
Сенаки Граница города | |||||||
![]() | Нокалакеви | ![]() | |||||
286 | 178 | ![]() | Чхороцку | ![]() | |||
287 | 178 | Сенаки Граница города | |||||
288 | 179 | Пересекает реку Циви (120 м) | |||||
291 | 181 | ![]() | Поти / Батуми | ![]() ![]() ![]() ![]() | Шоссе в ![]() | ||
291 | 181 | Пересечение железнодорожной линии Сенаки-Поти. | |||||
Khobi | 300 | 190 | ![]() | Женщины | ![]() | ||
301 | 187 | ![]() | Khobi station ![]() | ![]() | |||
Crosses Khobistskhali (Khobi) River (150m) | |||||||
Границы города Хоби | |||||||
302 | 188 | ![]() | Поти /Чаладиди | ![]() | |||
304 | 189 | Границы города Хоби | |||||
306 | 190 | Пересекает реку Мунчия | |||||
Зугдиди | 317 | 197 | Пересекает реку Джуми (100 м) | ||||
326 | 203 | Граница города Зугдиди | |||||
![]() | Анаклия / Сухуми | ![]() ![]() | |||||
330 | 210 | ![]() | ![]() | ||||
![]() | Испытание | ![]() | |||||
331 | 206 | Пересекает реку Чхуси (110 м) | |||||
332 | 206 | ![]() | Местия | ![]() | |||
333 | 207 | Граница города Зугдиди | |||||
337 | 209 | Пересекает реку Рухи | |||||
338 | 210 | КПП грузинской полиции на Ингурский мост и в Абхазию . | |||||
340 | 210 | Пересекает реку Ингури (600 м) | |||||
Абхазия АР | Ты можешь | 340 | 210 | КПП Абхазской полиции. ![]() | |||
343 | 213 | ![]() | Тагилони | ![]() | |||
349 | 217 | Город Гали (5 км) | |||||
354 | 220 | Пересекает Гальское водохранилище, канал Ингури ГЭС. | |||||
364 | 226 | Пересекает реку Окуми (150 м) | |||||
Очамчира | 371 | 231 | ![]() | Очамчира | |||
375 | 233 | Пересекает реку Галидзга (150 м) | |||||
376 | 234 | ![]() | Ochamchire / Tkvarcheli | ![]() | |||
381 | 237 | Пересекает реку Мокви (150 м) | |||||
382 | 237 | ![]() | Мокви | ![]() | |||
407 | 253 | Пересекает реку Кодори (170 м), границу муниципалитета. | |||||
Гульрипши | 414 | 257 | ![]() | Babushara / Sokhumi Airport | ![]() | ||
417 | 259 | город Гульрипши (2 км) | |||||
420 | 260 | Пересекает реку Мачара | |||||
![]() | Merkheuli | ![]() | |||||
421 | 262 | Тхубуни (пляж) | |||||
423 | 263 | Пересекает реку Келасури (140 м, граница муниципалитета). | |||||
Десятый | 426 | 265 | Сухуми Граница города | ||||
429 | 267 | ![]() | Эзра | ![]() | |||
436 | 271 | ![]() | ![]() | ||||
437 | 272 | Граница города Сухуми | |||||
438 | 272 | Пересекает реку Гумиста (170 м) | |||||
Гудаута | 452 | 281 | Граница города Новый Афон | ||||
455 | 283 | ![]() | Новоафонский монастырь / Анакопийская крепость | ![]() | ![]() | ||
456 | 283 | Граница города Новый Афон | |||||
466 | 290 | Пересекает реку Аапста (140 м, граница муниципалитета) | |||||
470 | 290 | Граница города Гудаута | |||||
472 | 293 | ![]() | Lykhny | ![]() | |||
474 | 295 | Граница города Гудаута | |||||
478 | 297 | Пересекает реку Хипста (120 м) | |||||
479 | 298 | ![]() | Мюссера | ![]() | |||
493 | 306 | КПП полиции Абхазии | |||||
498 | 309 | Пересекает реку Бзипи (390 м, граница муниципалитета) | |||||
Гагра | 499 | 310 | ![]() | Озеро Рица | ![]() | ||
504 | 313 | ![]() | Тюлень | ![]() | |||
508 | 316 | ![]() | Гагра | ![]() | |||
514 | 319 | Гагрский обходной тоннель (800 м + 1300 м) | |||||
516 | 321 | ![]() | Гагра | ![]() | |||
529 | 329 | Изменить границы города | |||||
532 | 331 | Пересекает реку Хашупсе (160 м) | |||||
532 | 331 | ![]() | Хейвани | ![]() | |||
534 | 332 | Изменить границы города | |||||
536 | 333 | Леселидзе Граница города | |||||
537 | 334 | ![]() | Посмотрите на Сальме | ![]() ![]() | |||
537 | 334 | КПП полиции Абхазии | |||||
![]() ![]() ![]() | |||||||
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Строительство этого четырехполосного участка уже предусматривалось в 1980-х годах при советской власти, тогда как некоторые земляные работы уже были начаты, но были прерваны, когда Грузия стала независимой. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Перечень автомобильных дорог международного и внутреннего значения на 2022 год» (на грузинском языке). Законодательный вестник Грузии. 19 июля 2022 г. Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ «Программа улучшения автодорог Восток-Запад Грузии» . Всемирный банк . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б "На участке перевала Рикоти одновременно продолжаются работы на 62 мостах и 39 туннелях" . Департамент дорог Грузии . 2021-04-02 . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ «Об утверждении показателей и перечня для определения дорог международного, внутреннего и местного значения Грузии» . Законодательный Вестник Грузии (на грузинском языке). 16 декабря 1996 г. Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «PID Улучшение автомагистрали Восток-Запад – Этап 1» (PDF) . Всемирный банк . 30 ноября 2006 г. п. 5, сноска 6 . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Обзор дорожного сектора Грузии - презентация на 10-й транспортной панели Восточного партнерства» (PDF) . Департамент дорог Грузии . 11 мая 2015 г. Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ «Команда Европы: ЕИБ предоставляет Грузии 106,7 млн евро на капитальную модернизацию ее автомагистрали Восток-Запад» . Европейская служба внешних связей . 01.07.2021 . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Строительство автодороги Восток-Запад будет завершено до 2020 года» . Проверка фактов о GRASS . 23 мая 2018 г. Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Дорожно-строительная компания Зестапони-Кутаиси дважды менялась, дорога еще не достроена» . GRASS FactCheck (на грузинском языке). 21 ноября 2016 г. Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Дорожные проекты застопорились. Сроки завершения строительства нарушаются и задерживаются на месяцы и годы» . Проверка фактов о GRASS . 08.01.2019 . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ «О мероприятиях по реконструкции-модернизации (строительству) участка 27-43 км (Натахтари-Агаяни) автомобильной дороги Тбилиси-Сенаки-Леселидзе» . Законодательный Вестник Грузии (на грузинском языке). 22 декабря 2005 г. Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ «Президент Грузии Михаил Саакашвили открывает первую скоростную автомагистраль в Натахтари » Архив Саакашвили (на грузинском языке). 03.10.2006 . Получено 0 августа 2021 г.
- ^ «Исполняющая обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе открывает скоростную автомагистраль» . Архив Саакашвили (на грузинском языке). 06.12.2007 . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ «На участке скоростной дороги Игоети-Свенети будут возобновлены работы по укладке цементобетонного покрытия» . Департамент дорог Грузии (на грузинском языке). 2 апреля 2009 г. Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ «Прозрачные международные проекты коалиции помощи Грузии с финансовой помощью Грузии и их влияние на окружающую среду и население» . Зеленая Альтернатива (на грузинском языке). 30 июля 2009 г. Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ «Открытие 25-километрового участка скоростной автомагистрали Игоети-Свенети» . Департамент дорог Грузии (на грузинском языке). 23 ноября 2009 г. Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Всемирный банк поддерживает экономическое развитие Грузии дополнительным финансированием третьего проекта улучшения автомагистрали Восток-Запад» . Всемирный банк . 26 июня 2012 г. Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ «Странные подробности строительства автобана» . Humanrights.ge . 08.09.2010 . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ «Завершены строительные работы на первых 5 км 15-километрового участка Свенети-Руиси скоростной автомагистрали Е-60» . Департамент дорог Грузии . 31 октября 2010 г. Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Завершено строительство 1,5-километрового участка объездной дороги и моста через реку Лиахви на 85-м км автодороги Е-60 Свенети-Руиси» . Департамент дорог Грузии (на грузинском языке). 23 ноября 2010 г. Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Строительство дороги завершено» . Мессенджер онлайн . 30 ноября 2011 г. Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ «Открыт участок автодороги Руиси-Агара» . Департамент дорог Грузии . 16 декабря 2015 г. Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ "Работы по строительству участка Агара-Земо Осиаури активно продвигаются" . Департамент дорог Грузии . 06 февраля 2015 г. Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «Открыт 7-километровый участок дороги Агара-Земо Осиаури» . Департамент дорог Грузии . 07.06.2016 . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «Строительство автодороги Агара-Земо Осиаури завершено» . Reginfo.ge (на грузинском языке). 06.11.2017 . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «Объездная дорога Хашури введена в эксплуатацию» . Департамент дорог Грузии . 20 августа 2020 г. Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «13-километровая объездная дорога Хашури открыта на всем протяжении» . Департамент дорог Грузии . 08.10.2020 . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «Начинается строительство дороги Земо Осиаури-Чумателети» . Департамент дорог Грузии . 08.08.2017 . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «Заключен контракт на строительство второй очереди Земо Осиаури-Чумателети» . Департамент дорог Грузии . 16 декабря 2020 г. Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «Добавлен еще один нереализованный инфраструктурный проект «Грузинской мечты» — почему остановился проект Осиаури-Чумателети» . Коммерсант.ге (на грузинском языке). 18 марта 2019 г. Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «Сколько миллионов стоят грузинские арбитражные споры?» . Forbes.ge (на грузинском языке). 22 марта 2022 г. Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ «Михаил Саакашвили: «Мы строим туннели, которые объединяют Грузию» » . Архив Саакашвили . 21 ноября 2011 г. Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Раздел «Перевал Рикоти — Проекты»» . Департамент дорог Грузии . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «Строительство мостов и туннелей на дороге через перевал Рикоти находится в активной фазе» . Департамент дорог Грузии . 08.10.2019 . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «Грузия: Проект улучшения автомагистрали Восток-Запад (участок Хеви-Убиса) - Информационный листок проекта» . Азиатский банк развития . 27 сентября 2018 года . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «На двух участках дороги через перевал Рикоти начались строительные работы» . Департамент дорог Грузии . 18 мая 2019 г. Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «Грузия: Проект улучшения автомагистрали Восток-Запад (участок Шорапани-Аргвета) - Информационный листок проекта» . Азиатский банк развития . 2019-11-22 . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «Дорога Зестапони-Объездная дорога Кутаиси-Самтредиа - Проекты» . Департамент дорог Грузии . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Открыта объездная дорога Зестапони-Кутаиси 15 км» . Министерство регионального развития и инфраструктуры Грузии . 27 июня 2017 г. Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Началось строительство объездной дороги Кутаиси» . Департамент дорог Грузии (на грузинском языке). 17 февраля 2012 г. Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Открыта объездная дорога Кутаиси» . Департамент дорог Грузии (на грузинском языке). 19 ноября 2014 г. Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Начинается строительство двух новых полос объездной дороги Кутаиси протяженностью 41,3 километра» . Droa.age (на грузинском языке). 17.10.2018 . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «В Грузии открывается новый участок автодороги Восток-Запад» . дня.ge. Повестка 15 июля 2016 г. Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Объездная дорога Кутаиси будет модернизирована в 4-полосную автомагистраль=Agenda.ge» . 17 мая 2019 г. Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Открыто двухполосное движение на объездной дороге Кутаиси» . 2020-12-29 . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Закон «Об автомобильных дорогах», сводная редакция от 15 июля 2020 года» . Законодательный Вестник Грузии (на грузинском языке). 15 июля 2020 г. Проверено 19 июля 2021 г.
- ^ «Премьер-министр Грузии осмотрел дорожно-строительные работы в Рикотском ущелье» . Грузия сегодня . 02 февраля 2021 г. Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ «20 лет назад Гумиста стала «красной рекой» » . Эхо Кавказа/Радио Свободная Европа/Радио Свобода (на русском языке). 15 марта 2013 года . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ «В Абхазии будет построен новый мост через реку Гумиста на въезде в Сухуми» . Эхо Кавказа/Радио Свободная Европа/Радио Свобода (на русском языке). 05.09.2016 . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ "В Абхазии будет построен новый мост через реку Гумиста на въезде в Сухуми" . Министерство экономики Республики Абхазия (на русском языке). 13 апреля 2021 г. Проверено 17 августа 2021 г.