Катастрофа поезда Борки
49 ° 41'15,30 "N 36 ° 07'41,50" E / 49,6875833 ° N 36,1281944 ° E
Катастрофа поезда Борки | |
---|---|
![]() | |
Подробности | |
Дата | 29 октября 1888 г. (н.с.) |
Расположение | Рядом со станцией Борки, Харьковская губерния. |
Страна | Российская Империя (нынешняя Украина ) |
Линия | Курск – Харьков Магистраль |
Оператор | Курск – Харьков – Азовская железная дорога |
Тип инцидента | Крушение |
Причина | Безрезультатно: сочетание превышения скорости, перегрузки и неисправной колеи |
Статистика | |
Поезда | 1 |
Летальные исходы | 21 |
Раненый | с 14 до 35 |
Катастрофа поезда «Борки» произошла 29 октября 1888 года (н. с.), близ станции Борки в бывшей Харьковской губернии Российской империи (ныне Бирки Чугуевского района Харьковской области , Украина ), в 295 километрах южнее Курска , когда императорский Поезд, перевозивший царя российского Александра III и его семью из Крыма в Санкт-Петербург, сошел с рельсов на большой скорости. Двадцать один человек погиб на месте, двое позже, многие получили ранения. По официальной версии событий, Александр держал на плечах обрушившуюся крышу царского автомобиля, а его семья не пострадала с места крушения. История чудесного спасения стала частью современных преданий и правительственной пропаганды. Расследование катастрофы, которое возглавил Анатолий Кони , привело к назначению начальника железной дороги и будущего премьер-министра Российской империи Сергея Витте директором Государственных железных дорог.
Авария
[ редактировать ]
Императорская семья направлялась из Крыма в Санкт-Петербург . Вопреки железнодорожным правилам того периода, которые ограничивали коммерческие пассажирские поезда 42 осями, императорский поезд из пятнадцати вагонов имел 64 оси. Его вес находился в пределах, установленных для грузовых поездов, но на самом деле поезд двигался со скоростными скоростями. Его тащили две паровые машины , комбинация которых вызвала опасные вибрации, которые, по мнению Сергея Витте, непосредственно стали причиной схода с рельсов. [1] Технические неисправности королевского поезда были известны заранее, однако почти десять лет он работал без происшествий. [2]
Двадцать один человек погиб мгновенно. По официальным данным, подтвержденным воспоминаниями Сергея Витте, [1] в момент крушения королевская семья находилась в вагоне-ресторане. В результате крушения его крыша рухнула, и Александр держал остатки крыши на своих плечах, пока дети выбегали на улицу. [1] Поначалу никто из членов королевской семьи не пострадал, но почечная недостаточность Александра позже была связана с тупой травмой, полученной в Борках. [3] [4]
Реклама
[ редактировать ]Выживание Романовых праздновалось . Когда Александр вернулся в Санкт-Петербург и отправился к Казанскому собору , студенты университета захотели распрягать его карету и тянуть ее вручную. [5]
С точки зрения официальной религии , спасение императорской семьи было воспринято как божественное вмешательство Государя. Брошюры священнослужителей связывали чудесное спасение с чудесами икон 17 века в конце великой чумы 1654–1655 годов; [6] миряне верили, что молитвы перед этими иконами позволили царю выжить. Специальная икона Божией Благодати 17 октября , изготовленная по этому случаю, широко распространена в фотокопиях. [6] Москва , древняя святыня православия, воспринималась как источник чуда; в современной брошюре говорилось, что «сила, которую исповедовала Москва и возвысила ее, отменила эти законы [природы]». [6]
Расследование
[ редактировать ]
Сразу после крушения главный инспектор путей сообщения барон Шерваль, ехавший в царском поезде и сломавший в результате крушения ногу, вызвал начальника железной дороги Сергея Витте и директора Харьковского политехнического института Виктора Кирпичева для проведения расследования на месте. [7] Позже из Санкт-Петербурга был выслан Анатолий Кони , влиятельный общественный юрист.
В предыдущие годы Витте регулярно участвовал в управлении поездками императорских поездов по своей железной дороге и был хорошо известен царю. За два месяца до катастрофы Александр, расстроенный настойчивыми требованиями Витте снизить ограничения скорости поездов, публично отчитал его и его железную дорогу, ссылаясь на этническую принадлежность ее владельцев: «Нигде больше мне не снижали скорость; ваша железная дорога невозможна, потому что она еврейская дорога » . [2] По словам Витте, ранее он предупреждал правительство о недостатках в устройстве поездов, в частности, об использовании спаренных паровых машин и неисправных вагонах-салонах. [1]
Трое следователей разошлись во мнениях относительно непосредственной причины катастрофы. Витте настаивал на том, что это произошло из-за превышения скорости, оправдывая руководство железной дороги; Кирпичев обвинил гнилые деревянные шпалы , а Кони переложил вину на железную дорогу, реабилитировав государственных чиновников. [1] Витте, в частности, лавировал между обвинением государственных чиновников и оправданием министра связи Константина Посьета . [8] В конце концов Александр предпочёл закрыть дело тихо, позволил Шервалю и Посьету уйти в отставку и назначил Витте директором Императорских железных дорог . Несмотря на усилия Витте, управление железной дорогой не ускользнуло от внимания общественности. Подрядчика, строившего линию Курск-Харьков, Самуила Полякова , погибшего за два месяца до крушения, посмертно связали с низким качеством строительства железной дороги. Публика особенно «поблагодарила» его за некачественные гравийные балластные подушки, которые не смогли должным образом смягчить вибрации гусениц. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Уайт, с. 95
- ^ Jump up to: а б Уайт, с. 93
- ^ "17 октября 1888 года" . narod.ru .
- ^ Витте, с. 205, упоминает эту версию болезни Александра как неопределенную: «Многие верили, что...»
- ^ Уайт, с. 124
- ^ Jump up to: а б с Вортман, с. 311
- ^ Уайт, с. 94
- ^ Харкейв, с. 32
- ^ Оуэн, с. 173
Источники
[ редактировать ]- Харкейв, Сидней (2004). Граф Сергей Витте и закат имперской России: биография . Я Шарп. ISBN 978-0-7656-1422-3 .
- Томас С. Оуэн (2005). Дилеммы российского капитализма: Федор Чижов и корпоративное предпринимательство в эпоху железных дорог . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01549-4 .
- Витте, Сергей (1990). Воспоминания графа Витте . Я Шарп. ISBN 978-0-87332-571-4 .
- Вортман, Ричард (2006). Сценарии власти: миф и обряд в русской монархии от Петра Великого до отречения Николая II . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-12374-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на украинском языке) Катастрофа царского поезда под Харьковом "Историческая правда" (Украинская правда)