Samuel Polyakov
Samuel Polyakov | |
---|---|
Рожденный | Shmuel Polyakov 24 декабря 1837 г. Дубровная , Оршанского района. |
Умер | 7 апреля 1888 г. | ( 50 лет
Гражданство | Российская Империя |
Годы активности | 1863–1888 |
Известный | Железнодорожный финансист и подрядчик |
Родственники | Lazar Polyakov , Yakov Polyakov |
Samuel (Shmuel) Polyakov (also Poliakoff , Poliakov , Russian : Самуил Соломонович Поляков ) was a Russian businessman, informally known as the "most famous railroad king" [ 1 ] Российской империи, старший член бизнес-семьи Поляковых, филантроп и еврейский борец за гражданские права, соучредитель Всемирного ОРТ . Бизнес-интересы Полякова сконцентрировались на юге России и Украине. К моменту его внезапной смерти в возрасте 50 лет ему приписывали строительство четверти железных дорог России. [ 2 ] его личное состояние оценивалось в 31,4 миллиона рублей . [ 3 ]
Деловая карьера
[ редактировать ]Самуил и его братья, будущие банкиры Лазарь Поляков и Яков Поляков , родились в небольшой торговой семье в Дубровне . [ 4 ] в белорусской части Российской империи . Дед Самуила переехал из Польши в 1783 году. «Поляков» — это русифицированный вариант слова «Поляк», что означает поляк. [ 5 ] Самуил помогал Якову, старшему брату, в ведении отцовского дела по алкогольному откупу , но после освободительной реформы 1861 года эта возможность сократилась, и Самуил занялся собственным строительным делом. По словам Сергея Витте (связанного с бизнес-интересами Полякова до его перехода на государственную службу), [ 6 ] Самуил Поляков начал свою бизнес-империю как владелец частной почтовой станции в Харьковской губернии на Украине . Поляков оказывал «какие-то важные услуги» министру почт и телеграфов Ивану Толстому , позже регулярно занимался деловыми интересами Толстого, а взамен «Толстой дал Полякову старт в карьере». [ 1 ]
Этот тип отношений между государственными деятелями и еврейскими предпринимателями был обычным явлением в постэмансипационной России; Толстой к моменту своей смерти (1867 г.) якобы владел акциями Полякова на полмиллиона рублей. [ 7 ] «Службы», упомянутые Витте, на самом деле управляли водочным заводом на пустырях имения Толстого, [ 8 ] а «пуск» был предоставлен в виде контракта на строительство местной железной дороги Грушовка — Аксай , принадлежавшей Войску Донскому и завершенной в 1863 году. [ 8 ] В 1863–1865 годах Поляков выполнял субподряды на строительство железнодорожного «короля» Карла фон Мека . Наконец, в 1866 году Толстой наградил Полякова контрактом на строительство магистральной железной дороги Козлов — Воронеж — Ростов-на-Дону (сдана в эксплуатацию в феврале 1868 года). [ 9 ] Поляков разбогател, взимая с государства 75 тысяч рублей за версту пути, что в восемь раз превышает реальную стоимость. [ 8 ] За этой линией последовали линия Курск — Харьков — Азов , линия Грязи — Орл и другие.
Поляков стал пионером ускоренных графиков строительства железных дорог, внедрив новые стандарты управления проектами, продвигаемые его новым союзником в правительстве, министром Павлом Мельниковым . Магистраль Курск-Харьков-Азов (780 верст , введена в эксплуатацию в два этапа в июле и декабре 1869 г.) была построена в рекордные сроки — 22 месяца; он обеспечил первое надежное железнодорожное сообщение с угольными шахтами Донбасса , где у Полякова были существенные интересы. [ 8 ] Он также приобрел концессию на строительство сталелитейного завода в Азове , но в конечном итоге предпочел продать права Джону Хьюзу . [ 8 ] [ 10 ] Во время русско-турецкой войны (1877–1878) Полякову было поручено построить две прифронтовые железные дороги: Бендеры — Галац и Фрэтешты — Зимнича . Собственно строительством руководил Михаил Данилов . Скорость строительства этих железных дорог принесла Полякову медаль Парижской всемирной выставки 1878 года и более 20 миллионов рублей от правительства. [ 8 ] [ 11 ] включая бонус в размере 4,5 миллионов времени. [ 2 ]
В результате в 1870-х годах Самуил вошел в круг семи крупнейших железнодорожных магнатов России. [ 12 ] Это были трое обращенных евреев [ сомнительно – обсудить ] - сам Поляков, Блох и Кроненберг; бывшие откупщики Петр Губонин и Василий Кокорев , бывший государственный деятель Дервиз и бывший инженер Карл фон Мек [ 12 ] (сменила в 1873 году его вдова Надежда фон Мекк ). Возвышение «королей» стало возможным благодаря тому, что правительство предпочитало частную собственность на железные дороги и щедро поддерживало железнодорожных предпринимателей. [ 12 ] Выпуск облигаций железнодорожными компаниями безоговорочно гарантирован государством, что обеспечивает постоянный приток новых инвесторов; в течение периода концессии владелец-оператор имел право на всю прибыль предприятия. [ 8 ] Эта практика была прекращена войной 1877–1878 гг.; вместо этого правительство предпочло прямое владение и контроль над новыми железными дорогами. [ 8 ]
Помимо вновь построенных дорог, Поляков приобрел существующие, в том числе первую в России коммерческую железную дорогу от Санкт-Петербурга до Царского Села (куплена в 1880 году). [ 8 ] Хотя его железные дороги были созданы как государственные корпорации , он управлял ими как своей собственностью. Ни один из его братьев или детей не имел акций или влияния в компаниях Полякова. [ 13 ] Финансовые маневры Полякова хоть и были законными, но были сомнительными. Его первая магистральная железная дорога (Козлов-Воронеж) формально была создана как земское (муниципальное) предприятие, но все акции были выпущены только на Полякова. Корпоративный устав был утвержден спустя целый год после начала работы железной дороги, что дало Полякову время уйти от ответственности перед другими акционерами. [ 9 ] Поляков использовал свой «предпринимательский опыт» для накопления акций других железных дорог, которые он использовал в качестве залога под кредиты от иностранных банкиров, делая ставку на ожидаемый рост стоимости акций. [ 9 ] [ 14 ] Подрядчик Поляков искусственно завышал стоимость строительства железной дороги в обмен на взятки государственным чиновникам, обычно выплачиваемые акциями железной дороги. [ 15 ] Конкурирующий железнодорожный подрядчик Федор Чижов резюмировал репутацию Полякова так: «Ни за какие деньги я не пойду в бизнес с Поляковым и не буду марать свое имя». [ 9 ]
Домом Самуила Полякова в Санкт-Петербурге был бывший дворец графини Лаваль на Английской набережной , 4, четырехэтажная неоклассическая достопримечательность, спроектированная Томасом де Томоном ; в 1820-1830-е годы в здании располагались литературные салоны, которые посещали Василий Жуковский , Александр Пушкин и Адам Мицкевич . [ 16 ] Поляков сохранил оригинальные неоклассические интерьеры; после него он перешел к его сыну Даниэлю и в конечном итоге был куплен государством для офисов Правительствующего Сената . [ 4 ] Поляков получил дворянство и чин тайного советника , но достичь вожделенного баронского титула ему не удалось. [ 2 ]
Общественная деятельность
[ редактировать ]Полякову приписывают пожертвование трех миллионов рублей на народное образование, начиная с училища железнодорожных профессий, основанного в Ельце в 1867 году. [ 2 ] В 1868 году он выступил соавтором открытия Катковского училища в Москве . [ 7 ] учреждение, которое со временем превратилось в современную Дипломатическую академию Министерства иностранных дел .
В последнее десятилетие своей жизни Поляков сосредоточился на жизни еврейской общины Санкт-Петербурга и участвовал в финансировании строительства Большой хоральной синагоги . [ 4 ] Незадолго до убийства Александра II Полякова Горацию Гюнцбургу и Николаю Баксту удалось добиться царского одобрения на создание Общества ремесел и сельскохозяйственного труда. [ 17 ] ( Russian : Общество Ремесленного Труда, ОРТ ), a national Jewish interest group which eventually grew into World ORT network. [ 18 ] Его первоначальной целью было обучение евреев трудовым ремеслам, создание квалифицированной рабочей силы для нужд быстро развивающегося капитализма внутри черты оседлости . [ 19 ]
Убийство Александра 1 марта 1881 года спровоцировало волну погромов . В августе 1881 года Поляков и Гораций Гюнцбург организовали первую конференцию еврейских представителей со всей Империи для поиска стратегии действий российских евреев. [ 18 ] На этих и других последующих конференциях было принято отрицательное отношение к еврейской эмиграции в пользу эмансипации . Поляков присоединился к «стандартному эмансипаторскому аргументу» о том, что содействие эмиграции принесет больший вред евреям, поскольку оно дает антисемитам прекрасный повод относиться к оставшимся евреям как к «безвозвратным чужакам». [ 18 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Поляков внезапно умер от инсульта [ 7 ] в 50-летнем возрасте во время похорон Антона (Абрама) Варшавского (сын Варшавского Леон был женат на дочери Полякова). [ 7 ] Похоронен в семейном склепе на Еврейском кладбище Санкт-Петербурга. [ 20 ] Адмирал Иван Шестаков вспоминал, что «... кроме похорон царя, мне никогда не доводилось видеть такой массы народа, какая присутствовала на похоронах Полякова». [ 21 ] Кладбище сохранилось, но склеп Полякова разрушен. [ 22 ] Могила Самуила Полякова работы Марка Антокольского была спасена и помещена в коллекцию Русского музея . [ 22 ] Еще одна статуя Полякова работы Антокольского выставлена в Саратовском музее искусств , одном из многих учреждений, спонсируемых Поляковым. [ 23 ]
Лазарь и Яков Поляковы пережили Самуила и в конце концов потеряли свое состояние во время банковского кризиса начала 1900-х годов. Дэниел, единственный сын Самуэля, занял место отца в совете ОРТ. [ 4 ] но не был заинтересован в продолжении дела своего отца и большую часть жизни прожил в Париже . [ 1 ] Три дочери Сэмюэля вышли замуж за русских, английских и французских банкиров. [ 8 ]
Самуила Полякова посмертно обвинили в катастрофе поезда «Борки» , произошедшей через два месяца после его гибели на путях Курск-Харьковской линии. Общественность, возмущенная аварией, едва не разрушившей Дом Романовых , связала с Поляковым бесхозяйственность на железной дороге Курск-Харьков-Азов и, в частности, "приписала" ему некачественные, слишком тонкие гравийные балластные подушки, которые не смогли смягчить вибрации пути, поскольку они должны были это сделать. [ 15 ]
Железнодорожные предприятия Полякова в период русско-турецкой войны служат основным местом действия » романа Инженеры « , Николая Гарина-Михайловского опубликованного в [ 24 ] Гарин умер, оставив книгу незавершенной; его подготовил к печати Максим Горький . Поляков, «маленький стареющий господин в котелке », [ 25 ] Лично появляется в книге только один раз, оставляя главного героя с отвращением и желанием навсегда бросить работу на Полякова. [ 26 ] Михаил Данилов, руководитель проекта Полякова, — ключевой второстепенный персонаж сюжета.
Персонаж Болгаринов в « » Льва Толстого является Анне Карениной отсылкой к братьям Поляковым. Имя Болгаринов («сын болгарина») сходно с именем Поляков («сын поляка»). [ 27 ] [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Витте, стр. 58.
- ^ Jump up to: а б с д Pashkeyev, Sergey (2005). "Samuil Polyakov" (in Russian). business.ua.
- ^ Ананьич 1991, глава 4: Всего из выявленных в ходе наследственного разбирательства 31 425 546 рублей в том числе 30 895 333 рубля акциями, 532 050 рублей недвижимостью и только 894 рубля деньгами.
- ^ Jump up to: а б с д Бейзер, Гилберт, стр. 59.
- ^ «Братья Поляковы: от местечек Польши до русского дворянства» . Национальная библиотека Израиля . 9 августа 2018 года . Проверено 2 февраля 2020 г.
- ↑ До катастрофы поезда «Борки» Витте управлял железной дорогой Курск-Харьков, где Поляков имел значительную долю, но не имел прямого контроля.
- ^ Jump up to: а б с д Ананьич 1991, глава 4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж "Polyakovy (Поляковы)" (in Russian). 18 February 2008.
- ^ Jump up to: а б с д Оуэн, стр. 172.
- ↑ Продажа могла быть расценена как нарушение договора: строительство комбината входило в его концессионные обязательства — Пашкеев.
- ^ Контракт, помимо двух железнодорожных линий, включал подвижной состав , речную паромную переправу, создание полевых госпиталей и т. д.
- ^ Jump up to: а б с Витте, стр. 55.
- ↑ Ананьич 1991, глава 6, этот вывод основан на анализе завещания Полякова.
- ↑ Эта же практика привела к краху банковского конгломерата Лазаря Полякова.
- ^ Jump up to: а б Оуэн, стр. 173.
- ^ Бейзер, Гилберт, страницы 57-58.
- ^ Английский перевод, как в книге Бейзер, Гилберт, страницы 293.
- ^ Jump up to: а б с Станиславский, стр. 171.
- ^ Бейзер, Гилберт, страницы 131.
- ↑ См. карту еврейского кладбища, представленную в Beizer, Gilbert, стр. ХХХV
- ^ Russian : "Могу свидетельствовать только, что кроме царских похорон, мне никогда не случалось видеть такой массы народа, как на проводах Полякова." - Anan'ich, chapter 4
- ^ Jump up to: а б Бейзер, Гилберт, стр. 201.
- ^ Водонос, Е. И. (2004). «Из начальной истории музея» . Саратовский государственный университет.
- ^ Garin-Mikhailovsky, Nikolai (1907). Inzhenery (Инженеры) (in Russian). , chapter XVI
- ^ Russian : "маленький пожилой господин в котелке" - Garin, chapter XVI
- ^ Russian : "И зачем он оторвал меня от работы? Мало у него свиты и без меня? Сколько в них, начиная с самого шефа, чванства!" - Garin, chapter XVI
- ^ Толстой, Лев (2016). Анна Каренина . Перевод Бартлетта, Розамунды. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 843. ИСБН 978-0-19-874884-7 .
- ^ «Молодые москвичи находят сообщество в скоростных охотах за мусором» . Форвард . 15 августа 2007 года . Проверено 2 февраля 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Anan'ich, B. V. (1991). Bankirskie doma v Rossii (Банкирские дома в России, 1860-1914) (in Russian). Saint Petersburg: Nauka. ISBN 978-5-02-027315-3 .
(издание 2006 г.), глава 4.
- Бейзер, Михаил; Гилберт, Мартин (1989). Евреи Петербурга: экскурсы в дворянское прошлое . Еврейское издательское общество. ISBN 978-0-8276-0321-9 .
- Brumfield, Anan'ich, Petrov (editors) (2001). Predprinimatelstvo i gorodskaya kultura v Rossii 1861-1914 ( Предпринимательство и городская культура в России ) (in Russian). Tri Kvadrata, Moscow. ISBN 94-6070-110-8 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
- Английское издание: Брумфилд, Ананьич, Петров (редакторы) (2002). Коммерция в русской городской культуре, 1861-1914 . Издательство Центра Вудро Вильсона, Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-6750-7 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
- Английское издание: Брумфилд, Ананьич, Петров (редакторы) (2002). Коммерция в русской городской культуре, 1861-1914 . Издательство Центра Вудро Вильсона, Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-6750-7 .
- Дубнов, С. М. (1918). «История евреев в Польше и России, т.2» . Еврейское издательское общество Америки, Филадельфия.
- Харкейв, Сидней (2004). Граф Сергей Витте и закат имперской России: биография . Я Шарп. ISBN 978-0-7656-1422-3 .
- Томас С. Оуэн (2005). Дилеммы российского капитализма: Федор Чижов и корпоративное предпринимательство в эпоху железных дорог . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01549-4 .
- Станиславский, Майкл (1988). Для кого я тружусь?: Иуда Лейб Гордон и кризис российского еврейства . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-504290-0 .
- Витте, Сергей (1990). Воспоминания графа Витте . Я Шарп. ISBN 978-0-87332-571-4 .
- Вортман, Ричард (2006). Сценарии власти: миф и церемония в русской монархии от Петра Великого до отречения Николая II . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-12374-5 .
- Glazanova, Anastasia (2019). Samuil Polyakov: Life as a Jewish Tycoon in 19th Century Russia. NLI Blog
- 1837 рождений
- 1888 смертей
- Благотворители XIX века
- Евреи XIX века из Российской империи
- Еврейские активисты
- Люди из Дубровны
- Polyakov family
- Выходцы из Российской империи на железнодорожном транспорте
- тайный советник (Российская империя)
- Бизнесмены XIX века из Российской империи
- Помещики XIX века
- Помещики из Российской Империи