Jump to content

Жидкостный ракетный ускоритель

(Перенаправлено с Liquid Rocket Booster )

Жидкостный ракетный ускоритель ( LRB ) использует жидкое топливо и окислитель, чтобы придать жидкостному или гибридному ракете дополнительный импульс при взлете и/или увеличить общую полезную нагрузку, которую можно нести. Он прикреплен к боковой части ракеты. В отличие от твердотопливных ракетных ускорителей , LRB можно дросселировать, если двигатели спроектированы так, и их можно безопасно отключить в чрезвычайной ситуации, чтобы получить дополнительные возможности эвакуации при полете человека в космос . [ нужна ссылка ]

К 1926 году американский учёный Роберт Годдард сконструировал и успешно испытал первую ракету, использующую жидкое топливо, в Оберне, штат Массачусетс . [ нужна ссылка ]

Запуск Ariane 4 4LP двух твердотопливных ракетных ускорителей (меньшего размера) и двух жидкостных ракетных ускорителей (больших, без видимых шлейфов )

времен Холодной войны Для ракеты Р-7 «Семёрка» , которая позже превратилась в ракету «Союз» , эта концепция была выбрана потому, что она позволяла зажигать и проверять работоспособность всех ее многочисленных ракетных двигателей прямо на стартовой площадке . [ нужна ссылка ]

Советская ракета «Энергия» 1980-х годов использовала четыре «Зенит» жидкостных ускорителя для запуска « Бурана» и экспериментальной космической боевой станции «Полюс» в двух отдельных запусках. [ нужна ссылка ]

Две версии японской космической ракеты H-IIA должны были использовать один или два LRB, чтобы иметь возможность доставлять дополнительный груз на более высокие геостационарные орбиты, но она была заменена H-IIB . [ нужна ссылка ]

Космическая ракета- носитель Ariane 4 может использовать два или четыре LRB в конфигурациях 42L, 44L и 44LP. В качестве примера увеличения полезной нагрузки, которую обеспечивают ускорители, базовая модель Ariane 40 без ускорителей может вывести на геостационарную переходную орбиту около 2175 килограммов . [ 1 ] в то время как конфигурация 44L могла вывести на ту же орбиту 4790 кг с добавлением четырех жидкостных ускорителей. [ 2 ]

Различные LRB рассматривались на ранних этапах программы разработки космического корабля «Шаттл» и после «Челленджера» аварии , но «Шаттл» продолжал использовать твердотопливный ракетный ускоритель космического корабля «Шаттл» до выхода на пенсию. [ нужна ссылка ]

После того, как «Спейс шаттл» вышел из эксплуатации, компании Pratt & Whitney Rocketdyne и Dynetics приняли участие в «конкурсе продвинутых ракет-носителей» для следующего космического корабля НАСА, предназначенного для человека, системы космического запуска (SLS), с конструкцией ракеты-носителя, известной как « Пириос », в которой будут использоваться два более совершенных ракеты- носителя. Разгонные двигатели F-1B созданы на основе двигателя Rocketdyne F-1 LOX/RP-1, который использовался на первой ступени корабля Saturn V в программе Apollo . В 2012 году было установлено, что, если для блока SLS 2 будет выбран двухмоторный ускоритель Pyrios, полезная нагрузка может составить 150 метрических тонн (т) для вывода на низкую околоземную орбиту, что на 20 т больше, чем минимальное требование Конгресса в 130 т для вывода на НОО. для SLS Блока 2. [ 3 ] В 2013 году сообщалось, что по сравнению с двигателем F-1 двигатель F-1B должен был иметь повышенную эффективность, быть более экономичным и иметь меньшее количество деталей двигателя. [ 4 ] Каждый F-1B должен был производить тягу в 1 800 000 фунтов силы (8,0 МН) на уровне моря, что больше, чем 1 550 000 фунтов силы (6,9 МН) тяги исходного двигателя F-1. [ 5 ]

Многие китайские ракеты-носители используют жидкостные ускорители. К ним относится китайский пилотируемый Long March 2F , в котором используются четыре жидкостных ракетных ускорителя, каждый из которых приводится в действие одним YF-20B . гиперголическим ракетным двигателем [ 6 ] В снятом с вооружения варианте Long March 2E также использовались аналогичные четыре жидкостных ускорителя. [ 7 ] как и «Великий поход 3B» [ 8 ] и варианты Long March 3C . Китай разработал полукриогенные ускорители для Long March 7 и Long March 5 , своей новейшей серии ракет-носителей по состоянию на 2017 год. [ 9 ]

Текущее использование

[ редактировать ]

Delta IV Heavy состоит из центрального блока Common Booster Core (CBC) с двумя дополнительными CBC в качестве LRB вместо GEM-60, твердотопливных ракетных двигателей используемых в версиях Delta IV Medium+. При старте все три ядра работают на полной тяге, а через 44 секунды центральное ядро ​​дросселируется до 55% для экономии топлива до отделения ускорителя. [ 10 ] Ангара А5В и Falcon Heavy концептуально аналогичны Delta IV Heavy. [ 11 ]

Первоначально Falcon Heavy был спроектирован с уникальной возможностью «перекрестной подачи топлива», при которой двигатели с центральным ядром снабжались топливом и окислителем из двух боковых активных зон до их разделения . [ 12 ] Работа всех двигателей на полной тяге с момента запуска с подачей топлива в основном из боковых ускорителей привела бы к более быстрому истощению боковых ускорителей, что позволило бы их более раннему отделению для уменьшения разгоняемой массы. Это оставит большую часть топлива центральной активной зоны доступной после отделения ускорителя. [ 13 ] В 2016 году Маск заявил, что перекрестная подача реализована не будет. [ 14 ] Вместо этого центральный ускоритель дросселируется вскоре после старта для экономии топлива и возобновляет полную тягу после отделения боковых ускорителей. [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Ариан-4» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2005 г. Проверено 29 марта 2011 г. astronautix.com
  2. ^ «Ариан 44Л» . Архивировано из оригинала 28 июля 2005 г. Проверено 14 августа 2005 г. astronautix.com.
  3. ^ «Dynetics PWR ликвидирует конкуренцию по усилителям SLS» . Ноябрь 2012.
  4. ^ «Dynetics сообщает о «выдающемся» прогрессе в разработке ракетного двигателя F-1B» . Арс Техника . 13 августа 2013 г. Проверено 13 августа 2013 г.
  5. ^ Ли Хатчинсон (15 апреля 2013 г.). «Новый ракетный двигатель F-1B модернизирует конструкцию эпохи Аполлона с тягой 1,8 миллиона фунтов» . Арс Техника . Проверено 15 апреля 2013 г.
  6. ^ «Чанг Чжэн 2F» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 10 января 2017 г.
  7. ^ «Чан Чжэн 2Е» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 10 января 2017 г.
  8. ^ «Великий поход 3B/E – Ракеты» . spaceflight101.com . Проверено 10 января 2017 г.
  9. ^ «Великое 5 марта – Ракеты» . spaceflight101.com . Проверено 10 января 2017 г.
  10. ^ «Руководство по планированию полезной нагрузки Delta IV, июнь 2013 г.» (PDF) . Объединенный стартовый альянс . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2014 года . Проверено 26 июля 2014 г.
  11. ^ «Возможности и услуги» . SpaceX. 28 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2013 года . Проверено 21 августа 2017 г.
  12. ^ Стрикленд, Джон К. младший (сентябрь 2011 г.). «Тяжелая ракета-носитель SpaceX Falcon» . Национальное космическое общество. Архивировано из оригинала 17 января 2013 года . Проверено 24 ноября 2012 г.
  13. ^ «SpaceX объявляет дату запуска самой мощной ракеты в мире» . SpaceX. 5 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 19 марта 2023 года . Проверено 5 апреля 2011 г.
  14. ^ @elonmusk (1 мая 2016 г.). " "Включает ли расходная производительность FH перекрестную подачу?" "Нет перекрестной подачи. Это повысит производительность, но для таких цифр это не требуется» . ( Твиттер ) . Проверено 24 июня 2017 г. — через Twitter .
  15. ^ «Сокол Хэви» . SpaceX. 16 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 6 апреля 2017 года . Проверено 5 апреля 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f72899cb2c37db3a851f7b24ec780c12__1721145660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/12/f72899cb2c37db3a851f7b24ec780c12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Liquid rocket booster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)