Управление клиническими данными
Управление клиническими данными ( CDM ) — это важнейший процесс в клинических исследованиях , который приводит к получению высококачественных, надежных и статистически обоснованных данных клинических исследований . [1] Управление клиническими данными обеспечивает сбор, интеграцию и доступность данных надлежащего качества и стоимости. Он также поддерживает проведение, управление и анализ исследований по всему спектру клинических исследований, как это определено Национальными институтами здравоохранения (NIH). Конечная цель CDM – обеспечить, чтобы выводы, сделанные в результате исследования, хорошо подтверждались данными. Достижение этой цели защищает общественное здравоохранение и повышает доверие к продаваемым терапевтическим средствам. [ нужна ссылка ]
Роль менеджера клинических данных в клиническом исследовании
[ редактировать ]Профиль работы, приемлемый в CDM: клинический исследователь, научный сотрудник по клиническим исследованиям, координатор клинических исследований и т. д. Менеджер клинических данных играет ключевую роль в организации и проведении клинического исследования. Данные, собранные в ходе клинического исследования, составляют основу последующего анализа безопасности и эффективности , который, в свою очередь, влияет на принятие решений о разработке продукта в фармацевтической промышленности. Менеджер клинических данных участвует в ранних обсуждениях вариантов сбора данных , а затем курирует разработку инструментов сбора данных на основе протокола клинического исследования. После начала регистрации субъектов менеджер данных обеспечивает сбор, проверку, полноту и согласованность данных. Менеджер клинических данных поддерживает связь с другими поставщиками данных (например, с центральной лабораторией, обрабатывающей собранные образцы крови) и обеспечивает безопасную передачу таких данных и их соответствие другим данным, собранным в ходе клинического исследования. По завершении клинического исследования менеджер клинических данных гарантирует, что все данные, которые, как ожидается, будут собраны, учтены и что все действия по управлению данными завершены. На этом этапе данные объявляются окончательными (терминология различается, но общими описаниями являются «Блокировка базы данных», «Блокировка данных» и «Заморозка базы данных»), и менеджер клинических данных передает данные для статистический анализ .
Предварительные требования
[ редактировать ]Стандартные рабочие процедуры
[ редактировать ]Стандартные операционные процедуры (СОП) описывают процесс, которому необходимо следовать при осуществлении деятельности по управлению данными, и поддерживают обязательство следовать применимым законам и руководящим принципам (например, ICH GCP и 21CFR Part 11 ) при проведении деятельности по управлению данными.
План управления данными
[ редактировать ]План управления данными описывает действия, которые необходимо выполнить в ходе обработки данных. Ключевые темы, которые необходимо охватить, включают СОП, которые необходимо соблюдать, систему управления клиническими данными используемую (CDMS), описание источников данных, процессы обработки данных, форматы и процессы передачи данных, а также процедуру контроля качества.
Дизайн формы отчета о случае
[ редактировать ]Форма отчета о случае заболевания (CRF) является инструментом сбора данных для клинического исследования и может быть бумажной или электронной. Бумажные CRF будут распечатаны, часто с использованием бумаги, не требующей углерода, и отправлены в исследовательские центры, проводящие клинические испытания , для завершения, после чего их доставят обратно в отдел управления данными. Электронные CRF позволяют вводить данные непосредственно в поля с помощью компьютера и передавать их в электронном виде в Управление данными. При разработке ИРК необходимо учитывать информацию, которую необходимо собрать в соответствии с протоколом клинического исследования и которая предназначена для включения в статистический анализ. Стандартные страницы CRF, если они доступны, могут быть повторно использованы для сбора данных, которые характерны для большинства клинических исследований, например, демографических данных субъектов. [2] [3] Помимо дизайна CRF, дизайн электронного исследования также включает в себя программирование проверки редактирования. Проверки редактирования используются для запуска сообщения с запросом при вводе противоречивых данных, для сопоставления определенных точек данных из одного CRF с другим, для расчета определенных полей, таких как возраст субъекта, ИМТ и т. д. Проверки редактирования помогают следователям правильно вводить правильные данные. на данный момент данные вводятся, а также помогают повысить качество данных клинических исследований.
Проектирование и сборка базы данных
[ редактировать ]Для клинического исследования с использованием электронного ИРК дизайн базы данных и дизайн ИРК тесно связаны. Электронный CRF позволяет вводить данные в базовую реляционную базу данных. Для клинического исследования с использованием бумажного ИРК реляционная база данных создается отдельно. В обоих случаях реляционная база данных позволяет вводить все данные, собранные в форме отчета о случае.
Компьютеризированная проверка системы
[ редактировать ]Все компьютерные системы, используемые для обработки и управления данными клинических исследований, должны пройти проверочное тестирование, чтобы гарантировать, что они работают должным образом и что результаты воспроизводимы.
CDISC
[ редактировать ]Консорциум стандартов обмена клиническими данными возглавляет разработку глобальных, системно независимых стандартов данных, которые в настоящее время широко используются в качестве базовых структур данных для данных клинических исследований. Они описывают такие параметры, как имя, длина и формат каждого поля данных (переменной) в реляционной базе данных.
Правила валидации
[ редактировать ]Правила валидации представляют собой заранее определенные электронные проверки, обеспечивающие полноту и непротиворечивость данных клинических исследований.
Приемочное тестирование пользователей
[ редактировать ]После создания электронной ИРК (eCRF) менеджер клинических данных (и другие стороны, в зависимости от обстоятельств) проводит приемочное тестирование пользователя (UAT). Тестер вводит тестовые данные в e-CRF и фиксирует, работает ли он должным образом. UAT выполняется до тех пор, пока все проблемы (если они будут обнаружены) не будут решены.
Активная фаза
[ редактировать ]Ввод данных
[ редактировать ]При использовании электронной ИРК ввод данных осуществляется в исследовательском центре, где проводится клиническое исследование , персоналом объекта, которому предоставлен для этого соответствующий доступ.
При использовании бумажной ИРК страницы вводятся операторами ввода данных. Лучшей практикой является выполнение первого ввода данных с последующим вторым проходом или этапом проверки независимым оператором. Любые расхождения между первым и вторым проходом могут быть устранены таким образом, чтобы введенные данные были истинным отражением данных, записанных в CRF. Если оператор не может прочитать запись, следует уведомить об этом менеджера по клиническим данным, чтобы можно было уточнить запись у лица, заполнившего ИРК.
Проверка данных
[ редактировать ]Проверка данных — это применение правил проверки к данным. Для электронных ИРК правила проверки могут применяться в режиме реального времени в пункте въезда. Автономная проверка по-прежнему может потребоваться (например, для перекрестных проверок между типами данных).
Запросы данных
[ редактировать ]Если введенные данные не соответствуют правилам проверки, запрос данных может быть отправлен в исследовательский центр, где проводится клиническое исследование, с просьбой уточнить введенные данные. Запросы к данным не должны быть ведущими (т.е. не должны предлагать исправления, которые следует внести). Для электронных ИРК только сотрудники сайта, имеющие соответствующий доступ, могут изменять записи данных. В случае бумажных ИРК менеджер клинических данных применяет ответ на запрос данных к базе данных, а копия запроса данных сохраняется на месте исследования. Когда элемент или переменная имеет ошибку или к нему возникает запрос, говорят, что у него есть «несоответствие» или «запрос».
Все системы EDC имеют инструмент управления несоответствиями или также называют «проверкой редактирования» или «проверкой достоверности», которая запрограммирована с использованием любого известного языка программирования (например, SAS, PL/SQL, C#, SQL, Python и т. д.).
Так что же такое «запрос»? Запрос — это ошибка, возникающая, когда проверка достоверности обнаруживает проблему с данными. Проверки проверки запускаются автоматически всякий раз, когда страница сохраняется «отправленной» и могут выявить проблемы с одной переменной, между двумя или более переменными на одной и той же странице eCRF или между переменными на разных страницах. Переменная может иметь несколько связанных с ней проверок.
Ошибки можно устранить несколькими способами:
- исправив ошибку — например, введя новое значение или при обновлении точки данных.
- отметив переменную как правильную — некоторые системы EDC требуют дополнительного ответа, или вы можете подать дополнительный запрос, если вас не устраивает ответ
Данные центральной лаборатории
[ редактировать ]Образцы, собранные в ходе клинического исследования, могут быть отправлены для анализа в одну центральную лабораторию. Менеджер клинических данных поддерживает связь с центральной лабораторией и согласовывает форматы данных и графики передачи в Соглашении о передаче данных. Дату и время сбора проб можно сверить с CRF, чтобы гарантировать, что все собранные пробы были проанализированы.
Другие внешние данные
[ редактировать ]Анализ данных клинических исследований может проводиться лабораториями, специалистами по обработке изображений или другими третьими лицами. Менеджер клинических данных поддерживает связь с такими поставщиками данных и согласовывает форматы данных и графики передачи. Данные могут быть сверены с CRF для обеспечения согласованности.
Согласование серьезных нежелательных явлений
[ редактировать ]CRF собирает данные о нежелательных явлениях, о которых сообщалось во время проведения клинических исследований, однако существует отдельный процесс, который гарантирует о серьезных нежелательных явлениях быстрое сообщение . Менеджер клинических данных должен обеспечить согласование данных между этими процессами.
Данные, записанные пациентом
[ редактировать ]Если от субъекта требуется записывать данные (например, ежедневные симптомы), ему предоставляется дневник для заполнения. Управление этими данными требует другого подхода к данным CRF, поскольку, например, как правило, нецелесообразно создавать запросы к данным. Дневники пациентов могут вестись как в бумажном, так и в электронном (eDiary) формате. Такие электронные дневники обычно имеют форму портативного устройства, которое позволяет субъекту вводить необходимые данные и передает эти данные на централизованный сервер.
Завершение и извлечение базы данных
[ редактировать ]После того как все ожидаемые данные учтены, все запросы к данным закрыты, все внешние данные получены и согласованы, а все другие действия по управлению данными завершены, база данных может быть завершена.
Типичные отчеты, создаваемые и используемые менеджером клинических данных, включают:
- Статус завершения страницы/отсутствующие страницы
- Статус запросов данных
- Запросы данных не решены в течение указанного срока
- Часто возникающие запросы к данным (чтобы помочь определить области, где можно внести улучшения)
Контроль качества применяется на различных этапах процесса управления клиническими данными и обычно предписывается СОП.
См. также
[ редактировать ]Профессиональные организации по управлению клиническими данными
[ редактировать ]- Международная сеть ассоциаций управления клиническими данными (INCDMA) стремится содействовать сотрудничеству между группами управления клиническими данными по всему миру. Это международный форум для обсуждения и получения отзывов по текущим темам, имеющим отношение к дисциплине CDM. В его состав входят члены советов SCDM, ACDM (Великобритания), DMB (Франция), PSDM (Нидерланды), которые участвуют в работе и финансировании INCDMA. Он также объединяет лидеров DM и профильных экспертов из Европы, Северной Америки, Израиля, Японии, Китая и Австралии.
- Ассоциация управления клиническими данными (ACDM) — это глобальная организация, основанная в 1987 году для поддержки специалистов в области управления клиническими данными.
- Общество управления клиническими данными (SCDM) — это международная организация, насчитывающая 2590 членов, продвигающая качество и передовое качество управления данными и проводящая вебинары, онлайн-курсы, сертификацию и ежегодную конференцию.
- Французская ассоциация управления биомедицинскими данными (DMB) — это французская организация по управлению данными, созданная в 1995 году. Собирает данные от менеджеров данных (любых, кто занимается управлением данными при разработке лекарств) из фармацевтической промышленности, CRO, поставщиков программного обеспечения или университетов.
- Французская сеть менеджеров данных в академических биомедицинских исследованиях (AcaDM) — это сеть, основанная в 2008 году, цель которой — предоставить экспертам пространство для размышлений с целью стандартизации и улучшения практики.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кришнанкатти, Б; Беллари, С; Кумар, Северная Каролина; Мудахаду, Л.С. (2012). «Управление данными в клинических исследованиях: обзор» . Индиан Джей Фармакол . 44 (2): 168–72. дои : 10.4103/0253-7613.93842 . ПМК 3326906 . ПМИД 22529469 .
- ^ Беллари, С; Кришнанкатти, Б; Лата, М.С. (2014). «Основы оформления клинических случаев в клинических исследованиях» . Перспективы клинических исследований . 5 (4): 159–166. дои : 10.4103/2229-3485.140555 . ПМК 4170533 . ПМИД 25276625 .
- ^ Гэддейл, младший (2015). «Важность и преимущества гармонизации стандартов сбора клинических данных и преимущества в управлении клиническими данными» . Перспективы клинических исследований . 6 (4): 179–183. дои : 10.4103/2229-3485.167101 . ПМК 4640009 . ПМИД 26623387 .