Крейн Уилбур
Крейн Уилбур | |
---|---|
![]() Уилбур и его жена в 1915 году. | |
Рожденный | Ирвин Крейн Уилбур 17 ноября 1886 г. Афины, Нью-Йорк , США |
Умер | 18 октября 1973 г. Толука Лейк, Калифорния , США | (86 лет)
Другие имена | Ирвин Крейн |
Занятия |
|
Годы активности | 1915–1962 |
Супруг (а) | Эдна Херманс (?–1914; в разводе) Флоренс Данбар Уильямс (1917–1921; в разводе) Сюзанна Кабе (1922–1928; в разводе) Беатрис Блинн (1928–1933; в разводе) Ленита Лейн (1936–1973; его смерть) |
Родственники | Тайрон Пауэр старший (дядя) Тайрон Пауэр (двоюродный брат) |
Крейн Уилбур (17 ноября 1886 — 18 октября 1973) — американский писатель, актёр и режиссёр театра, радио и кино. Он родился в Афинах, Нью-Йорк . Уилбура лучше всего помнят по роли Гарри Марвина в «Опасностях Полины» . Он умер в Толука Лейк, Калифорния . [ 1 ]
Он был плодовитым сценаристом и режиссером по меньшей мере 67 фильмов, от эпохи немого кино до эпохи звука, но прочное признание он нашел именно как актер, особенно сыграв вместе с Перл Уайт в культовом сериале «Опасности Полины» . В первые фильмы он привнес веселые глаза, большую густую копну волнистых черных волос и спортивный интерес к плаванию и верховой езде. Двенадцатилетний опыт работы на сцене подготовил его к новому искусству немого кино.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Он родился Ирвин Уилбур 17 ноября 1886 года в Афинах, штат Нью-Йорк . Его отец был судостроителем и покончил жизнь самоубийством, когда Крейн был молодым человеком. Уилбур был племянником актера Тайрона Пауэра-старшего , что делало его двоюродным братом Тайрона Пауэра . [ 2 ]
В статье в октябрьском выпуске журнала Motion Picture Magazine за 1915 год Уилбур вспоминал: «Моя жизнь не была тропой из роз и не всегда была прямой и узкой дорогой. споткнуться, несколько падений и несколько шрамов расскажут всю историю». Он добавил: «Я стал тем, кто я есть, и добился того, что имею, упорным трудом. Моей подготовительной школой была Академия Опыта, а закончил я Колледж Трудных Ударов! Я из театральной семьи – родился в репетиция на одну ночь, так что, понимаете, мне пришлось стать актером – я ничего не мог поделать».

Его первое появление в кино состоялось в 1910 году в фильме «Девушка из Аризоны» . Спустя годы он вспоминал этот опыт: «Когда моя первая картина была закончена, я ходил по кинотеатрам, пытаясь ее увидеть, и когда я наконец ее увидел, ох какое разочарование! Не всегда приятно видеть себя таким, каким тебя видят другие. Но это был великий урок, эта первая фотография. В первом я сделал много вещей, которых не сделал во втором. Мне всегда было очень приятно работать большую часть времени на открытом воздухе, играть мужественные, энергичные роли, проживать перед камерой сотни разных жизней».
В семнадцати фильмах, снятых между 1910 и 1913 годами, Уилбур зарекомендовал себя как реалистичный актер, привнесший в свои образы молодость, красивую внешность и силу.
В апреле 1910 года была создана американская студия Pathé , которая начала производство фильмов на реконструированной фабрике кассовых аппаратов в Баунд-Бруке, штат Нью-Джерси . Пол Панзер был одним из первых игроков. Перл Уайт , артистка водевиля, имевшая некоторый опыт работы в кино с компанией Powers Picture Play , присоединилась к молодой студии. Уилбур отождествил себя с этими игроками и стал членом их акционерной компании. Когда в 1914 году компания планировала снять сериал « Опасности Полины» , Уилбур хотел сыграть главную мужскую роль, которая соединила бы его с Перл Уайт. Он попробовал себя и получил желанную роль Гарри в предлагаемом сериале.
В 1916 году Уилбур добился личного успеха с пятикатушечным фильмом «Взаимный шедевр» « Месть — моя» , захватывающей историей об отмене смертной казни.
Затем Vitagraph нанял его для своего следующего задания, «Сердце Мэриленда» (1921), и после его завершения Крейн вообще отказался от работы в кино. Он бросил Голливуд и на несколько лет вернулся на сцену – свою первую любовь. Он написал модернизацию « Летучая мышь» , пьесы Мэри Робертс Райнхарт и Эйвери Хопвуд . Работы как актера в кино у него просто не было, поэтому он отправился в путь. В 1924 году Крейн гастролировал со своей пьесой «Монстр» , детективной сказкой, по сравнению с которой «Летучая мышь» выглядела как сказка на ночь. Он был известен своим успехом в 1926 году в Нью-Йорке на Бродвее в «Невесте ягненка» с Элис Брэйди , а затем в 1930 году в «На месте» с Анной Мэй Вонг .
Уилбур вернулся в Голливуд в 1929 году, чтобы возобновить свою актерскую, писательскую и режиссерскую карьеру, снявшись во многих художественных и документальных фильмах. В 1934 году он появился как актёр в трёх фильмах: « Назови женщину» , «Старшеклассница» и «Дети завтрашнего дня» , а также снял два последних. Как актер он сыграл свою последнюю роль на экране в фильме «Королева джунглей» (1945).
Работа Уилбура на радио включала «Большой город» , директором которого он был. [ 3 ] и продюсер. [ 4 ]
Его работа как сценариста и режиссера продолжалась следующие 20 лет. Среди его выдающихся успехов, многие из которых демонстрируются и сегодня, можно назвать сценарий к фильму « Дом восковых фигур» (1953). В 1959 году компания Allied Artists поставила еще одну версию пьесы Мэри Робертс Райнхарт « Летучая мышь в главных ролях » с Винсентом Прайсом и Агнес Мурхед и режиссером Уилбуром. Модернизация Крейна на протяжении многих лет имела огромный успех и принесла более 9 миллионов долларов. История жутких событий в жутком особняке, арендованном на лето писателем детективных романов, всегда волновала публику и долгие годы обеспечивала ему комфортное финансирование за счет гонораров. Затем последовали другие фильмы, в том числе «Соломон и Савская» (1959), «Таинственный остров» (1961) и «Дом женщин» (1962).
Крейн перенес инсульт и умер 18 октября 1973 года в Толука-Лейк, Калифорния .
Частичная фильмография
[ редактировать ]Как актер
[ редактировать ]- Сквозь огонь и воздух (1913)
- Опасности Полины (1914, сериал) - Гарри Марвин
- Дорога раздора (1915, сериал) - Роберт Дейн
- Зеркало (1915, короткометражка) - Альпинист
- Месть моя (1916) – Джон Лоринг
- Закон самому себе (1916) – Аллан Дуайт / Жан Белло
- Любовь-лжец (1916) - Дэвид МакКэр
- Совесть Джона Дэвида (1916) – Джон Дэвид
- Потраченные годы (1916) – Старый Уэзерби / Гарри Уэзерби
- Нарисованная ложь (1917) - лейтенант Дэвид Гратон
- Единый код (1917) – Хью Кэррингтон
- Глаз зависти (1917) - Амбиции, кузнец
- Кровь его отцов (1917) – Морган Грей / Абель Грей
- До конца (1917) - Джим О'Нил
- Палец правосудия (1918) – Ноэль Делани
- Бризи Джим (1919) – Бризи Джим
- Дьявол МакКэр (1919) – Дьявол МакКэр
- Раздетый на миллион (1919) - Стэнли Уоррен
- Что-то другое (1920) – Дон Луис Варгас
- Сердце Мэриленда (1921) – Алан Кендрик
- Это прекрасная жизнь (1929) – второстепенная роль (в титрах не указана)
- Назови женщину (1934) - Блейк
- Дети завтрашнего дня (1934) – отец О'Брайен (в титрах не указан)
- Общественное мнение (1935) – Пол Арнольд
- Капитан Каламити (1936) – доктор Келки
- Желтый груз (1936) - Монти Брейс
- Старшеклассница (1937) – Карл Брайсон (последняя роль в кино)
Как режиссер и/или писатель
[ редактировать ]- Монстр (1925) (пьеса)
- Лорд Байрон Бродвейский (1930) (непрерывность диалога)
- Дети удовольствий (1930) (драматург и диалог)
- Дети завтрашнего дня (1934) (режиссер и сценарист)
- Народный враг (1935) (режиссер)
- Нежеланный незнакомец (1935) (соавтор сценария)
- Дьявол верхом на лошади (1936) (режиссер)
- Капитан Каламити (1936) (сценарист)
- Желтый груз (1936) (режиссер и сценарист, также написал оригинальный рассказ)
- Мы теперь в Легионе! (1936) (режиссер, дополнительный диалог)
- Танец Чарли Дэнс (1937) (сценарист)
- Остров Алькатрас (1937) (сценарист)
- К западу от Шанхая (1937) (сценарист)
- Человек без страны (1937) (режиссер)
- За стеной (1938) (сценарист)
- Пациент в палате 18 (1938) (сорежиссер)
- Криминальная школа (1938) (сценарист)
- Двойная проблема Пенрода (1938) (сценарист)
- Девушки на испытательном сроке (1938) (сценарист)
- Декларация независимости (короткометражка, 1938 г.) (режиссер)
- Swingtime in the Movies (короткометражка, 1938) (режиссер и сценарист)
- Остров Блэквелла (1939) (сценарист, также соавтор рассказа)
- Адская кухня (1939) (сценарист)
- Человек, который посмел (1939) (режиссер)
- Я не буду играть (короткометражка, 1944) (режиссер)
- Я американец (короткометражка, 1944) (режиссер и сценарист) [ 5 ]
- Дьявол на колесах (1947) (режиссер и сценарист)
- Приключения Казановы (1948) (сценарист)
- Кэнон-Сити (1948) (режиссер)
- Удивительный мистер Икс (1948) (сценарист)
- Он шел ночью (1948) (сценарист)
- История Молли Икс (1949) (режиссер и сценарист)
- За стеной (1950) (режиссер и сценарист)
- Я был коммунистом ФБР (1951) (сценарист)
- Внутри стен тюрьмы Фолсом (1951) (режиссер и сценарист)
- Лев и лошадь (1952) (сценарист)
- Чудо Фатимской Богоматери (1952) (сценарист)
- Дом восковых фигур (1953) (сценарист)
- Волна преступности (1954) (сценарист)
- История города Феникс (1955) (сценарист)
- Боевые станции (1956) (сценарист)
- Летучая мышь (1959) (режиссер и сценарист)
- Соломон и Савская (1959) (рассказ)
- Таинственный остров (1961) (сценарист)
- Дом женщин (1962) (сценарист и режиссер, в титрах не указан)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Крейн Уилбур, звезда немого кино, делает новую карьеру в качестве продюсера: «Мерцающая звезда» преуспевает в роли продюсера Шойера, Филип К. Los Angeles Times, 14 ноября 1948: D1.
- ^ Ваззана, Юджин Майкл (2001). «Крейн Уилбур». Некрология немого кино (2-е изд.). Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. ISBN 0-7864-1059-0 .
- ^ Сис, Лютер Ф. (2014). Энциклопедия американского радио, 1920–1960, 2-е издание, том 2 . МакФарланд и Компания, Инк. ISBN 978-0-7864-5149-4 . С. 754.
- ^ Эбботт, Сэм (3 января 1942 г.). «Радио Талант: Голливуд» (PDF) . Рекламный щит. п. 9 . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ↑ 16-минутный фильм « Я американец » был показан в американских кинотеатрах как короткометражка в связи с «Днем я американец» (теперь он называется Днем Конституции ). фильма «Я — американец» Продюсером выступил Гордон Холлингсхед , сценарий и режиссер — Уилбур, в нем приняли участие Хамфри Богарт , Гэри Грей , Гордон Харт , Дик Хеймс , Дэнни Кэй , Джоан Лесли , Мэри Ли Муди , Деннис Морган , Кнут Рокн и Джей Сильверхилс . См.: «Я американец» в базе данных фильмов TCM и «Я американец» на IMDb .
- Библиография
- «Первые звезды-мужчины: Люди эпохи немого кино» , Дэвид В. Менефи . Олбани: Bear Manor Media, 2007.
- Беседы с игроками - г-н Крейн Уилбур из компании Pathé Frères. Киноистория. Нью-Йорк: Гарри Э. Вольф, Publisher, Inc., 1914.
- Крейн Уилбур, «Взаимная звезда». The Newark Advocate, 18 ноября 1916 г., стр. 8.
- Классика немого экрана. Джо Франклин. Нью-Йорк: Издательство Cadillac, 1959.
- Моя жизнь. Крейн Уилбур в журнале Motion Picture Magazine. Нью-Йорк: издательство MP, октябрь 1915 г.
- Воспоминания Крейна Уилбура. Программа устной истории New York Times № 25. Беверли-Хиллз: Американский институт кино, 1977.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1886 рождений
- 1973 смерти
- Американские киноактёры мужского пола
- Кинорежиссеры из Нью-Йорка (штат)
- Американские сценаристы-мужчины
- Похороны в мемориальном парке Форест-Лоун (Голливудские холмы)
- Американские актеры-мужчины 20-го века
- Американские драматурги и драматурги-мужчины
- Американские драматурги и драматурги XX века.
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Сценаристы из Нью-Йорка (штат)
- Американские сценаристы XX века