Jump to content

Вильгельм Генкский

Виллем ван Генк (2 апреля 1927 — 12 мая 2005) — голландский живописец и график, известный как один из ведущих мастеров аутсайдерского искусства . Всю свою жизнь он жил с тяжелыми психическими расстройствами, испытывая симптомы, связанные с аутизмом и шизофренией . [ 1 ] Из-за своей страсти к поездам, автобусам и вокзалам он называл себя «Королем вокзалов». [ 2 ]

Панорамные городские пейзажи и фрагментированные коллажи Ван Генка выражают его чувства по отношению к современной власти, чувства, которые были сформированы жестоким отцом, который, помимо того, что сам избивал его, оставил его подвергающимся травматическому опыту от рук гестапо во время немецкой оккупации города. Нидерланды во Второй мировой войне. [ 3 ]

Искусство Ван Генка широко выставлялось в Европе, где оно также находится во многих музейных коллекциях, в том числе в Музее Стеделийк , Музее доктора Гислена в Генте, Коллекции де л'Ар Брют в Лозанне, Метропольском музее Лилля. Art Modern, d'Art Contemporain et d'Art Brut (LaM), Хорватский музей наивного искусства в Загребе и Музей всего в Лондоне. [ 4 ] Raw Vision , ведущий журнал, освещающий Art Brut , причисляет ван Генка к «мастерам аутсайдерского искусства». [ 5 ] В начале 2005 года, в год смерти художника, «Станция Келети» ван Генка , ныне находящаяся в коллекции Музея всего в Лондоне, была продана за сто тысяч долларов на нью-йоркской ярмарке аутсайдерского искусства, установив тем самым рекорд самой дорогой картины. работа, когда-либо проданная живым художником-аутсайдером. [ 6 ] По этому случаю Роберта Смит , главный искусствовед The ​​New York Times , похвалила произведение «как главного кандидата на звание лучшего на выставке». [1] По крайней мере, еще один критик назвал ван Генка самым важным голландским художником-аутсайдером. [ 7 ]

Willem van Genk: Mind Traffic , первая персональная выставка художника в США, проходила с 10 сентября по 30 ноября 2014 года в Музее американского народного искусства в Нью-Йорке. [ 8 ] [ 9 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Виллем ван Генк родился в 1927 году в Ворбурге , Нидерланды . Когда ему было пять лет, его мать умерла, оставив мальчика в зависимости от жестокого отца и, особенно, от девяти сестер. В школе Виллем учился плохо, за исключением искусства; играя на свою силу, он предпочитал рисовать в течение дня вместо того, чтобы уделять внимание урокам. Особенно слаб он был в математике, что возмутило его отца, заставившего Виллема складывать и вычитать количество ударов, когда он его бил. [ 10 ] Виллема исключили из начальной школы, а затем провалили в профессиональном училище. Он также начал курсы рисования вывесок, но не закончил их. Эти ранние неудачи и злоупотребления способствовали возникновению комплекса неполноценности, единственным выходом из которого было искусство. [ 11 ] В искусстве ван Генк был исключительно искусным и использовал свое мастерство, чтобы принять на себя роль богоподобного надзирателя современного мегаполиса. [ 12 ] Во время Второй мировой войны Нидерланды были оккупированы нацистской Германией . Отец Ван Генка был членом голландского сопротивления и прятал евреев в семейном доме. К сожалению, их судьба не описана в литературе о художнике. [ 13 ] В 1944 году, когда Виллему было семнадцать лет, гестаповцы посетили семейную квартиру на Магнолиастраат в поисках отца, которого там не было. Вместо него Виллема допрашивали гестаповцы, которые избили подростка, подвергнув его, по словам его старшей сестры, «нескольким сильным ударам». [ 14 ] Эта травма стала причиной более поздней одержимости ван Генка длинными плащами, поскольку гестаповцы в этом случае носили «кожаные куртки с высокими пуговицами». [ 15 ] Это было определяющее событие в жизни ван Генка. Словно присвоив себе мантию власти, ван Генк в конечном итоге собрал сотни длинных плащей, к которым относился как к своего рода фетишу, профилактическому средству, защищающему художника-параноика от того, что он считал повсеместной угрозой со стороны своих врагов.

Когда отец ван Генка женился в третий раз после войны, он выгнал проблемного сына из дома. [ 16 ] В конце концов, после нескольких лет проживания в ночлежном доме, ван Генк переехал к своей сестре Вилли в Гаагу в 1964 году и остался там после ее смерти в 1973 году, проживая один всю оставшуюся жизнь, в этом скромном жилище в Гааге. Хармеленстраат. [ 17 ]

Виллем ван Генк изначально реализовал свой талант в качестве рисовальщика в рекламном агентстве. Он выполнил работу качественно, но его все равно уволили, поскольку он не мог соблюдать регулярный график работы и соблюдать сроки. В рабочее время он также часами наблюдал за поездами. [ 18 ] Потеряв работу, он был вынужден работать над бессмысленными задачами в чем-то вроде викторианского работного дома для голландских инвалидов. [ 19 ] Этот принудительный труд был известен как «труд для низших» — уничижительный термин, который преследовал художника всю оставшуюся жизнь. Ван Генк сказал своему другу Дику Уолде: «Думаю, я так и не смог с этим справиться. На меня навешивают ярлык «низшего». Начальство следит за тем, чтобы вы знали об этом. Они больше похожи на хулиганов из концлагерей, чем на боссов». [ 20 ] Этот опыт был унизительным, и ван Генк воспринял это как оправдание своей паранойи. В это время он впервые получил помощь по поводу своих психических проблем, но и после этого у него все еще часто случались параноидальные приступы и он слышал нереальные голоса. [ 21 ] В 1958 году он зарегистрировался в Королевской академии в Гааге. Режиссер Йооп Бельжон сразу оценил качество его работ, но также и то, что уроки факультета были недоступны молодому художнику. По предложению директора ван Генку разрешили пойти по собственному пути в академии, и, следовательно, он остался самоучкой. [ 22 ] В это время ван Генк был замечен впервые: журналист Р.Э. Пеннинг похвалил его работы как «панорамы лилипутских городов глазами Гулливера ». [ 23 ]

В 1964 году Бельон организовал первую персональную выставку работ ван Генка в Хилверсюме . [ 22 ] Голландский писатель В. Ф. Херманс открыл выставку и отметил, что его произведения «пугающе красивы, но многим они напомнят то, что они предпочли бы забыть». [ 24 ] Но высокие цены означали мало продаж, а неоднозначная реклама, часть которой оскорбляла умственные способности художника, отчасти послужила причиной ухода ван Генка из этого раннего общественного внимания. [ 12 ] Более того, он был самым суровым критиком самого себя, неспособным вынести звук своего записанного голоса. Телеинтервью, посвященное рекламе выставки, настолько ужаснуло художника, что на протяжении десятилетий он отказывался сниматься, фотографироваться или записываться на пленку. [ 25 ] Таким образом, комплекс неполноценности Ван Генка стал серьезным препятствием на пути развития его карьеры художника.

Ван Генк отказался от публичности, но продолжил работать и выставляться. В 1966 году восемь работ были проданы на выставке Галереи Альфреда Шмелы в Дюссельдорфе; в частности, престижный музей Стеделийк , амстердамский музей современного искусства, купил картину ван Генка «Метростанция опера» . [ 25 ] Благодаря своим успехам в середине 1960-х годов ван Генк наконец смог удовлетворить свой страстный интерес к городам, посетив их лично. Его искусство до 1960 года было посвящено относительно простым панорамным изображениям городских пейзажей, видам, которые художник извлек из просматриваемых им печатных материалов, таких как путеводители, открытки и журналы. Теперь он побывал во многих городах, включая Стокгольм , Мадрид , Рим , Москву , Будапешт , Франкфурт и разделенный стеной Берлин . [ 26 ] Знаменитая архитектура этих городов, особенно вокзалов, присутствует во многих работах художника.

В 1970-е годы карьера ван Генка как художника продолжалась со скромным успехом. Его включили в Дюссельдорфскую художественную ярмарку IKI в 1974 году, но ничего из его работ не было продано. Первоначально представленный Питером Браттингой , [ 27 ] к 1970-м годам ван Генк был представлен галереей De Ark . Последняя выставка галереи в 1976 году, прежде чем она была передана галерее Hamer, которая продолжала представлять художника, была посвящена работам ван Генка. [ 28 ] Также в 1976 году ван Генк был включен в две групповые выставки, посвященные «наивному» искусству, в Амстердаме и Харлеме соответственно. [ 29 ] Он был включен в Nederlandse Naieve Kunst («Голландское наивное искусство»), сборник, включающий четырнадцать рисунков, причем работы ван Генка представлены тремя цветными репродукциями. [ 30 ] В 1980-е годы ван Генк достиг новой высоты международного признания. В 1984 году он был включен во Всемирную энциклопедию наивного искусства с почти полностраничной репродукцией его картины «Мадрид» , которую Коллекция de l'Art Brut в Лозанне приобрела в том же году вместе со второй работой «50 лет наивного искусства». Советский Союз» за «2500 и 3000 гульденов соответственно» — относительно скромные суммы, которые разозлили художника против его дилера Нико Ван дер Эндта. [ 31 ] В следующем году Коллекция де л'Ар Брют приобрела три работы художника на бумаге, что ознаменовало обязательство представить его работы всесторонне, кульминацией которого стала крупная выставка коллекции музея в 1986 году, которая «установила (г) международную репутация». [ 32 ] Выставка имела успех у критиков во франкоязычных странах Европы, и престижный лондонский Центр Саутбэнк отреагировал на нее, позаимствовав три работы ван Генка для передвижной выставки под названием «В другом мире», которая гастролировала по Великобритании. [ 32 ]

Последние годы и смерть

[ редактировать ]

Теперь, когда его репутация прочно утвердилась, цены на ван Генка продолжали расти, а его работы продолжали выставляться как на нескольких групповых выставках, так и не менее чем на четырех монографических выставках только в 1990-х годах. Однако этот растущий успех не удовлетворил желание ван Генка жить нормальной жизнью. К 1995 году он становился все более замкнутым, отшельником, скрывавшимся в своей квартире, где он стал объектом многочисленных жалоб со стороны соседей, которые возражали против исходящих оттуда ужасных запахов и громкого ночного «стука». [ 33 ] В следующем, 1996 году, ван Генк был принудительно схвачен полицией из его квартиры в Гааге и отправлен в санаторий. Офицер полиции сказал дилеру ван Генка Нико ван дер Эндту, которого художник в отчаянии вызвал на место происшествия: «Мы знаем все о г-не Ван Генке. Его файл толщиной в метр. [ 34 ] Пол квартиры был обнаружен «почти полностью покрыт тонким слоем собачьих фекалий, утрамбованных и высохших». [ 35 ] Власти убили собаку ван Генка Коко, которая, очевидно, не была прислугой. Через три месяца ван Генка освободили и разрешили вернуться домой, но его квартира, бывшая своеобразным жилым комплексом Gesamtkunstwerk , к огорчению оскорблённого художника, была кардинально преображена уборкой. Вскоре после этого полиция снова невольно схватила ван Генка, который был помещен на «принудительное психиатрическое лечение на срок до шести месяцев, поскольку ему было предъявлено обвинение в «домогательстве, причиненном соседям». [ 36 ] Одобрение мира искусства не повлекло за собой более широкого общественного признания этой беспокойной и сложной фигуры.

Через год после принудительной госпитализации у него случился первый инсульт. [ 37 ] В том же 1997 году художник сделал свой последний рисунок, завершив тем самым свою карьеру художника. В том же году был опубликован первый монографический отчет о карьере художника, книга Дика Вальды « Koning der Stations» , а также был подготовлен еще один монографический каталог для сопровождения ретроспективной выставки « Виллем ван Генк Анса Ван Беркума: отмеченный человек и его мир». . Ретроспективная выставка, которую сопровождала монография Ван Беркума, открылась в De Stadshof (ныне несуществующем) в Зволле в следующем, 1998 году, а затем отправилась в Беннигхайм и Лозанну. Но перед открытием выставки ван Генк перенес еще один инсульт во время путешествия по Стокгольму; это будет последнее из его путешествий. В 1998 году, когда музей Де Стадсхоф вел переговоры о покупке десяти работ Виллема ван Генка за внушительную сумму в 225 000 гульденов (в преддверии ретроспективной выставки и публикации книги), самого художника поместили в дом престарелых. [ 38 ] За несколько месяцев до смерти художника от сердечной недостаточности в 2005 году его картина «Станция Келети» была продана за 100 000 долларов, что сделало умирающего художника «самым дорогим из ныне живущих художников-аутсайдеров». [ 39 ]

Травма и психические заболевания

[ редактировать ]

Жизнь и творчество Ван Генка представляют особый интерес для тех, кого интересует взаимосвязь между психическими заболеваниями и художественным творчеством. Как и другие известные художники-аутсайдеры, такие как Адольф Вёльфли и Мартин Рамирес , ван Генк страдал от крайнего психического расстройства. С начала 1920-х годов, когда Ганс Принцхорн опубликовал свое исследование «Художество психически больных» (которое было быстро принято в качестве источника вдохновения парижскими сюрреалистами), произведения искусства душевнобольных стали темой, вызывающей значительный интерес у художников. учёные и общественность в целом. Однако эта история столь же омрачена оскорбительными классификациями, сколь и отмечена возвышенным уважением к творчеству страдающих чудаков. Сам Ван Генк особенно интересовался этой темой, которую он воспринял как оскорбительный вызов своему существованию как художника. Ему принадлежала книга Йоханнеса Х. Плоккера « Искусство психически больных: разрушенное видение шизофреников» не менее чем на трех языках. В своем довольно полемическом исследовании Плоккер отрицает способность психически больных создавать настоящее искусство, которое, по мнению Плоккера, предполагает «интегрированную личность». [ 40 ] Строгость этого суждения, которое скрывается в невероятно четких различиях между больными и здоровыми, подстрекала ван Генка, усиливая его комплекс преследования, но мотивируя его опровергать своих врагов, создавая свое искусство.

У Виллема ван Генка были симптомы, связанные с аутизмом и параноидальной шизофренией. [ 41 ] Еще до травматического инцидента с гестапо юный Виллем испытывал большие трудности с обучением некоторым предметам, однако некоторые замечали его удивительно запутанный талант. Затем опыт работы в гестапо, усугубленный жестоким обращением со стороны его отца, способствовал развитию паранойи на всю жизнь, которая, в свою очередь, стала определяющей характеристикой его искусства. Страх Ван Генка перед властью, возможно, был, по крайней мере частично, оправдан травмами, нанесенными ему: жестокое обращение в детстве со стороны его отца и гестапо, принудительная работа в работном доме для умственно отсталых в молодости, а затем, в конечном итоге, два его ареста и принудительная госпитализация в психиатрическую больницу. забота как старик. Но если у него были веские основания чувствовать, что его преследуют влиятельные фигуры и бюрократия, следствием, несомненно, была неадекватная, антисоциальная паранойя, так что, в качестве наиболее яркого примера, его квартира была обнаружена покрытой слоем собачьих экскрементов.

У художника были самые разные симптомы. Он неоднократно признавался, что слышит нереальные голоса — классический симптом шизофрении. [ 21 ] Он был довольно одинок, однажды сказал своему дилеру Нико Ван Дер Эндту, к которому обращался в третьем лице: «Нико Ван Дер Эндт — самый надежный товарищ, который у меня есть, и то исключительно на коммерческой основе». [ 32 ] У него также была склонность к накопительству, о чем свидетельствовало не только его одержимое коллекционирование плащей (которое в конечном итоге насчитывалось сотнями), но и его нежелание расставаться со своей собственной работой. [ 42 ]

Сексуальность

[ редактировать ]

У художника были и сексуальные опасения: в 1987 году он жаловался, что распространение парикмахерских по Гааге «ограничивает его свободу передвижения. Вид длинных волос в пенистом шампуне возбуждал сексуальные чувства, которые ему было трудно держать под контролем…» [ 43 ] В следующем, 1988 году, ван Генк написал картину под названием «Парикмахерская» — составное изображение, разделенное сеткой на 32 квадрата одинакового размера, с жуткими образами, предполагающими в сочетании с его откровенным комментарием страх перед женщинами.

Сексуальное разочарование Ван Генка выражалось по-разному. В 1980 году он прокомментировал: «Если они заберут мою собаку, я буду приставать к маленьким мальчикам». [ 44 ] Позже он жаловался: «Тебя дискриминируют, потому что у тебя нет маленькой подруги, они думают, что ты фея, на моей улице живут два гея, и дело в том, что они тоже смотрят на тебя свысока. от них тоже ничего нельзя ожидать». [ 43 ] Навеяно такими комментариями, а также надписью «Художественный гомосексуалист в ковчеге» (первоначально по-голландски «Artistieke' homophiel in de Ark») в « Автопортрете в ковчеге» ван Генка («Zelfportrait in de Ark» ), Ван дер Эндт выступил против художника: «Так ты гомосексуалист?» Художник ответил: «Нет-нет, это была ошибка». [ 36 ] Какой бы на самом деле ни была загадка желания Ван Генка, она не была раскрыта при его жизни. [ 45 ] Нико Ван Дер Эндт предполагает, что либидо художника было смещено на фетиш-объекты, и что особенно ван Генка «возбуждали» поезда и плащи. [ 46 ] Ван дер Эндт также высказал схожее предположение, что работы ван Генка полны сексуальных подтекстов: поезда и дирижабли как фаллические символы потенции, плащи как профилактические средства, подобные презервативам, и многое другое. Такое сексуализированное прочтение, хотя и может действительно прояснить смущенные и разочарованные чувства художника, неадекватно для объяснения сознательных намерений художника. Сам Ван дер Эндт открыто признает, что «невозможно предложить одну всеобъемлющую интерпретацию», но утверждает, что, по сути, «его работа связана с порядком, властью и бессилием». [ 47 ]

Репутация аутсайдера

[ редактировать ]

Ван Генк занимает парадоксальное положение одного из официальных мастеров аутсайдерского искусства . Raw Vision , ведущий журнал, посвященный этой теме, дважды включал ван Генка в свой список мастеров, а художник был объектом значительного внимания европейских музеев, посвященных аутсайдерскому искусству/ар-брюту. [ 48 ] В 2014 году стал предметом выставки в Музее американского народного искусства , ведущем американском музее в этой области.

Ван Генк, этот человек, безусловно, был аутсайдером, его психические проблемы привели к его социальной маргинализации. Мальчиком он неоднократно проваливался в школе, в молодости его принуждали к принудительным работам для инвалидов, а в старости его как минимум дважды принудительно помещали в психиатрические учреждения. Он жаловался на отсутствие друзей. В прямом, здравом смысле этого слова нельзя отрицать, что как личность ван Генк был аутсайдером.

Тем не менее, его статус художника-аутсайдера был поставлен под сомнение Музеем искусств округа Лос-Анджелес (LACMA) по случаю его обзорной выставки «Параллельные видения» в 1992 году, когда музей отметил частичный успех ван Генка в достижении официального признания против него. Ван Генк, с его склонностью к накопительству, ненавидел расставаться со своими работами: в одной монографии утверждается, что расставание с картиной для него было равносильно ампутации конечности. [ 49 ] Однако он также желал официального признания, поэтому его дилер разработал стратегию распространения, согласно которой в тех редких случаях, когда дилеру разрешалось продать работу, она обязательно продавалась музею. По мнению LACMA, такое стратегическое распространение произведений в музеи с целью поддержания минимального уровня жизни художника и повышения его статуса нарушило «основной критерий: искусство аутсайдеров не должно создаваться для публики». [ 50 ] Однако, если это исключение будет принято, это поставит ван Генка за рамки какой-либо четкой классификации как художника. Более того, только картины и рисунки были созданы с учетом идеи публичной выставки: троллейбусы и клад плащей были, напротив, частными проектами, квалифицируемыми как аутсайдерское искусство даже в соответствии с эксклюзивным определением LACMA.

Историки искусства выделили четыре категории в творчестве ван Генка: [ 51 ]

  • около 100 рисунков и картин
  • его инсталляция «Банхоф Арнгейм» и коллекция самодельных троллейбусов.
  • его коллекция плащей
  • его библиотека [ 52 ]

Эта схема, включающая нетрадиционные предметы искусства, основана на представлении о том, что жизнь художника сама по себе была произведением искусства. [ 53 ] понятие, популярное в то время благодаря наследию Марселя Дюшана , творчеству Йозефа Бойса , подъему исполнительского искусства и т. д. Однако торговец художником Нико Ван дер Эндт не одобрял эту классификацию, написав в своей «Хронике» : «Я не Мне нравится идея выставить плащи, которые не являются объектами искусства». [ 54 ] Также нетрадиционно классифицировать библиотеку как произведение искусства, хотя историки искусства обычно рассматривают книги художника, чтобы реконструировать мысли художника и возможный исходный материал.

Картины и рисунки

[ редактировать ]

Виллем ван Генк создал около 100 картин, коллажей и рисунков, большинство из которых изображают городские пейзажи. [ 51 ] Эти работы обычно большие («шириной от одного до двух метров») и представляют собой результат длительного труда («над каждой из них он работал по пару лет»). [ 46 ] около 80 картин/ коллажей , «пять монохромных офортов» и, наконец, ряд крупных рисунков шариковой ручкой . Поздние работы художника составляют [ 46 ] До 1960-х годов изображения были относительно традиционными, панорамными изображениями европейских мегаполисов с особым акцентом на транспорте: поезда и вокзалы, цеппелины, троллейбусы и т. д. [ 12 ] Позже в карьере художника он принял модернистский синтаксис фрагментации, часто разрезая изображения и рекомбинируя их в составные изображения, отличающиеся нервным визуальным стаккато. Таким образом, несколько «раскрашенных досок или листов разного размера, сложенных и скрепленных маленькими гвоздями и скотчем», составили единое композиционное произведение. [ 55 ] Хотя эта монтажная техника композиции ни в коем случае не уникальна ни для ван Генка, ни для художников, борющихся с изнурительными психическими заболеваниями ( Виллем де Кунинг , например, делал нечто подобное), в его случае она особенно показательна, поскольку этот фрагментированный синтаксис можно считать аналогичны симптомам шизофрении.

Художник включил в свои коллажи изображения из других визуальных средств : рекламные копии, ненужные материалы и куски бумаги из туристических брошюр и книг по истории. Его работы имеют навязчивый, какофонический характер, который соответствует ошеломляющему масштабу и резким сопоставлениям современного города. Заголовки и заголовки использовались в качестве комментариев к составному изображению. Комбинируя различные элементы современного мегаполиса, художник занимал позицию мастера, как бы осуществляя всемогущий контроль над городом и всеми его экономическими, социальными и политическими процессами. [ 56 ]

Увлечение Виллема ван Генка длинными плащами может быть связано непосредственно с травматическим опытом его юности, когда с ним плохо обращались со стороны гестапо, сотрудники которого, как зарегистрировано, носили в этом случае длинные кожаные куртки. [ 14 ] Ван Генк беспрерывно собирал длинные куртки, в основном из дешевого пластика, и со временем его квартира заполнилась сотнями. [ 57 ] Ван Генк, похоже, относился к этим плащам как к фетишам, наделенным сексуальной и защитной силой. Похоже, ван Генк думал, что сила гестапо причинять вред была эманацией их костюмов и что он стремился защитить себя от опасностей мира, присваивая их верхнюю одежду. Плащи также появляются в качестве изображений на его картинах.

Коллекция плащей, насчитывающая в конечном итоге сотни, является ярким примером фетиша ван Генка, связанного с накопительством. Художник объяснил: «Однажды я выбросил плащ и, оглядываясь назад, сожалею об этом». [ 58 ] Когда в 1998 году Ван Ганка арестовали и поместили в лечебницу, а его квартиру очистили, с него сняли десятки плащей. [ 58 ] Как отмечалось выше (см. «Жанры»), отнесение клада плащей ван Генка к произведениям искусства является спорным и не было принято его дилером Нико Ван Дер Эндтом. Тем не менее, плащи вошли в коллекцию Музея Де Стадсхоф в Зволле по инициативе Анс Ван Беркум и были интерпретированы как неотъемлемая часть творчества ван Генк в ее монографии о художнице 1998 года. [ 54 ] Впоследствии куртки были включены в выставки художника.

Монтаж автовокзала Арнема

[ редактировать ]

Начиная с 1980-х годов ван Генк изготовил около 70 миниатюрных троллейбусов, сооружая эти игрушечные модели «из пластинчатого материала и отборных отходов». [ 46 ] [ 57 ] Эти троллейбусы были составными частями более крупной конструкции автовокзала Арнгейма, которая постепенно заполонила гостиную квартиры ван Генка.

Библиотека

[ редактировать ]

В очерке о библиотеке ван Генка Патрик Аллегарт и Барт Мариус неоднократно предлагают считать ее неотъемлемой частью художественного творчества ван Генка. [ 52 ] Ван Генк широко читал как минимум на трех языках, свободно владея немецким и английским, а также голландским. [ 14 ] В его библиотеке были книги по многим предметам, отражающим его широкий круг интересов: «общая история искусства, история музыки, ар-брют и наивное искусство, советская российская авиация, поезда, автобусы, трамваи, сексуальность, страны и города, всемирная история...» [ 59 ] Аллегерт и Мариус отмечают, что в библиотеке ван Генка не было книг по психиатрии. [ 59 ] Хотя Аллегарт и Мариус выступают за исключительную значимость библиотеки ван Генка, утверждая, что «она является частью его художественного творчества», [ 60 ] они лишь показывают, как ван Генк использовал свою библиотеку в качестве исходного материала, банка изображений для рисования и трансформации в своих рисунках, картинах и коллажах: «И в этом заключается важность его библиотеки», — пишут они. «Реалистичность и точность его работ стали возможными благодаря банку зрительной памяти, к которому ван Генк имел доступ в своих книгах». [ 61 ] Однако художники нередко используют книги в качестве исходного материала. Что необычно, так это рассматривать исходный материал как часть художественного произведения.

Темы и смысл

[ редактировать ]

Городские пейзажи преобладают в качестве основного предмета творчества ван Генка, а в городе его особенно привлекают транспортные объекты. По этой последней причине он называл себя «королем станций». Этот титул, обозначающий правителя, указывает на тему власти, которая приобрела особое значение в литературе о художнике. [ 62 ] [ 63 ] Вследствие различных событий своей жизни художник остро чувствовал власть и бессилие. Хотя он и мнил себя всемогущим «королем станций», на самом деле он был аутсайдером, инвалидом и бессильным, который чувствовал себя атакованным со всех сторон. В детстве подвергался жестокому обращению со стороны отца, а в подростковом возрасте - со стороны гестапо, в молодости подвергался принудительным работам (опыт, который он сравнивал с издевательствами в концентрационном лагере), а в пожилом возрасте дважды невольно схватывался полицией. Виллем ван Генк был такой же жертвой внешних сил, как и собственных внутренних побуждений.

Инцидент с гестапо в 1944 году, должно быть, был особенно ужасающим в случае ван Генка, поскольку нацисты убивали таких умственно отсталых людей, как он, начиная с октября 1939 года. [ 64 ] Инцидент с гестапо стал источником навязчивого фетиша ван Генка на плащах: художник использовал длинные куртки, которые носил гестапо, чтобы создать образ силы и защитить себя от врагов, реальных и воображаемых. Хотя это ярчайший случай злоупотребления властью, воплощенный в творчестве ван Генка, эта тема пронизывает его творчество.

Жизнь и творчество Ван Генка представляют собой единое целое: искусство создано в отчаянной попытке получить некоторый автономный контроль над его неоднократно нарушаемой жизнью. В своих панорамных изображениях городов, по словам Нико Ван дер Эндта, ван Генк «похож на мастера-архитектора, обладающего властью над всем городом». [ 12 ] Другими словами, эти образы представляют собой фантазии, страдающие манией величия, идущие вразрез с доминирующими обстоятельствами жизни художника. Однако к 1960-м годам художник обрел достаточно свободы, чтобы удовлетворить свою страсть к путешествиям после многих лет мечтаний о зарубежных городах. Увлечение ван Генка путешествиями ярко отражено в его изображениях различных городов.

Нико Ван Дер Эндт предположил, что искусство ван Генка закодировано в сексуальной символике: поезда, автобусы и дирижабли являются фаллическими символами власти, а плащи — обертками, похожими на презервативы. «Образ паровоза, — пишет он, — имеет явное сексуальное значение: мощное, блестящее черное чудовище с огнем внутри, качающее поршни и извергающее горячий белый пар». [ 46 ] Ван Генк, имевший множество личных причин ненавидеть и бояться фашизма, поначалу восхищался коммунизмом как его предполагаемой противоположностью. В его творчестве много изображений Москвы, отражающих раннюю симпатию к советскому коммунизму. Как рассказал давний дилер ван Генка Нико ван дер Эндт, ван Генк «видел Москву столицей несчастных изгоев мира». Несмотря на это, ван Генк, как и многие другие, в конечном итоге потерял всякую веру в левых политических сил и в политику в целом. «Каждая культура дискриминирует», — сказал он однажды». [ 65 ] Картина Праги середины 1970-х годов, отсылающая к социалистическому реформатору Александру Дубчеку , предполагает, что жестокое советское подавление Пражской весны в 1968 году сыграло решающую роль в отречении ван Генка от коммунизма. После этого художник больше всего восхищался социал-демократиями Скандинавии. [ 66 ] Его последняя поездка была в Стокгольм, где в 1997 году он перенес изнурительный второй инсульт. [ 24 ] Когда Нико Ван дер Эндт, который стал дилером и ближайшим соратником художника, впервые столкнулся с этой работой, он подумал, что она неподражаема, прежде чем вспомнить «Процесс» Кафки : «Тесно набитый, переполненный и мрачный городской пейзаж. Я не мог с этим смириться. Я никогда раньше не видел ничего подобного. Я не мог сравнить это ни с чем другим. Да, Кафка, . это первое, о чем я подумал [ 67 ]

  1. См. Анс Ван Беркум, «Птица над городом», Патрик Аллегарт, Анним Каллиау, Анс ван Беркум и Барт Амриус, Виллем ван Генк: построение собственного мира , Tielt: Lanoo, 2010, стр. 46, 63. -64 и сноска на стр. 100.
  2. Примечательно, что это прозвище является названием первой монографии о художнике, опубликованной его самым доверенным соратником Диком Уолдой. (Доказательства того, что Вальда был самым доверенным соратником ван Генка, см. Нико Ван Дер Эндт, Виллем ван Генк: Хроника сотрудничества , Амстердам: Uitgave, 2014, стр. 110. Эта книга доступна только на голландском языке.)
  3. ^ Анс Ван Беркум, Виллем Ван Генк: Отмеченный человек и его мир , Зволле: Uitgeverij Waanders, 1998, стр. 108.
  4. ^ Патрик Аллегарт, Анниме Каллиау, Анс ван Беркум и Барт Амриус, Виллем ван Генк: построение собственного мира , Tielt: Lanoo, 2010, стр. 4 и 34.
  5. ^ Аллегарт и др., с. 4.
  6. ^ Нико Ван Дер Эндт, Виллем ван Генк: Хроника сотрудничества , Амстердам: Издание, 2014, стр. 124.
  7. ^ Анс Ван Беркум, «Птица над городом», в Allegaert et al., Виллем Ван Генк: построение собственного мира . Название: Лану, 2010, с. 37.
  8. ^ Руссо, Валери; Аллегарт, Патрик; и Ламот, Юн Хи, Виллем ван Генк: Движение разума, брошюра о выставке. Нью-Йорк: Музей американского народного искусства, 2014, с. 4
  9. ^ «Виллем ван Генк: Движение мыслей | Музей американского народного искусства» .
  10. ^ Нико Ван Дер Эндт, Виллем ван Генк: Хроника сотрудничества , Амстердам: Издание, 2014, стр. 16.
  11. В списке навязчивых идей художника ван Генк пишет «Комплекс неполноценности», не поясняя комментариев. См. Ван Беркум, «Птица над городом», с. 64.
  12. ^ Jump up to: а б с д Ван дер Эндт, стр. 20.
  13. Анс Ван Беркум пишет, что «в ее рассказе (т. е. в рассказе сестры ван Генка Тайни) нет упоминания о каком-либо предательстве беглецов, хотя пара еврейских мальчиков действительно тайно квартировала у торговца углем и нефтью на первом этаже под Ваном. Генка». Ван Беркум, Виллем Ван Генк: Выдающийся человек и его мир , с. 108. Однако это упущение не является окончательным и вместо этого может отражать судьбу, которую Тайни считал слишком ужасной, чтобы о ней упоминать.
  14. ^ Jump up to: а б с Ван Беркум, Виллем Ван Генк: Выдающийся человек и его мир , с. 108.
  15. ^ Сестра художника, Тайни ван ден Хеувел, цитируется в Ван Беркум, Виллем Ван Генк: отмеченный человек и его мир , стр. 108.
  16. ^ Анс Ван Беркум, Виллем Ван Гент: отмеченный человек и его мир , стр. 108.
  17. ^ Вен Беркум, Виллем Ван Генк: Выдающийся человек и его мир , с. 109.
  18. ^ Анс Ван Беркум в сотрудничестве с Кэролин Сатинк, Виллем Ван Генк: отмеченный человек и его мир , Зволле: Музей Де Стадсхоф, 1998, стр. 108.
  19. ^ Ван дер Эндт, стр. 16.
  20. ^ Цитируется по Ван Беркуму, Виллем Ван Генк: Выдающийся человек и его мир , стр. 108.
  21. ^ Jump up to: а б Ван Беркум, «Птица над городом», стр. 63 и 64. Этот источник приводит два случая, когда художник признался, что слышал голоса.
  22. ^ Jump up to: а б Ван Беркум, «Птица над городом», с. 90.
  23. ^ Ван Беркум, Виллем Ван Генк: отмеченный человек и его мир , с. 109.
  24. ^ Jump up to: а б Ван Беркум, «Птица над городом», с. 96.
  25. ^ Jump up to: а б Ван дер Эндт, стр. 32.
  26. ^ Аллегарт и др., с. 21.
  27. ^ Ван Беркум, «Птица над городом», стр. 90-92. Позже художник вступил в судебный процесс против Браттинги из-за того, что он не вернул или не продал переданные ему работы.
  28. ^ Ван Беркум, «Птица над городом», стр. 92-93.
  29. ^ Ван дер Эндт, стр. 36.
  30. ^ Ван дер Эндт, стр. 40.
  31. ^ Ван дер Эндт, стр. 50.
  32. ^ Jump up to: а б с Ван дер Эндт, стр. 52.
  33. ^ Ван дер Эндт, стр. 96.
  34. ^ Ван дер Эндт, стр. 102.
  35. ^ Ван дер Эндт, стр. 102.
  36. ^ Jump up to: а б Ван дер Эндт, стр. 104.
  37. ^ Ван дер Эндт, стр. 106.
  38. ^ Ван дер Эндт, стр. 112 и 114.
  39. ^ Ван дер Эндт, стр. 124.
  40. ^ Ван Беркум, «Птица над городом», с. 46.
  41. См. Ван Беркум, «Птица над городом», стр. 46, 63–64 и примечание на стр. 100.
  42. ^ Аллегарт и др., стр. 20-21 и 58.
  43. ^ Jump up to: а б Ван дер Эндт, стр. 56.
  44. ^ Ван дер Эндт, стр. 44.
  45. См. также Ван Беркум, «Птица над городом», стр. 79–80, где предполагается, что художник был бисексуалом, который подавлял свое желание из-за страха близости.
  46. ^ Jump up to: а б с д и Ван дер Эндт, стр. 24.
  47. ^ Ван дер Эндт, стр. 28.
  48. ^ Аллегарт и др., стр. 4.
  49. ^ Аллегарт и др., с. 21
  50. ^ Ван дер Эндт, стр. 84.
  51. ^ Jump up to: а б Ван Беркум, «Птица над городом», с. 58.
  52. ^ Jump up to: а б Аллегарт и Мариус, «Книги об искусстве путешествий», стр. 11, 21 и 25.
  53. ^ Аллегарт и Мариус, «Книги о художественных путешествиях», стр. 21, напишите: «Виллем Ван Генк был экзистенциально предан своему творчеству. Именно в этом контексте мы утверждаем, что его библиотека является частью этого единства. Помимо картин и рисунков, пальто и троллейбусной остановки, это четвертый путь к художнику».
  54. ^ Jump up to: а б Ван дер Эндт, стр. 114.
  55. ^ Ван Беркум, «Птица над городом», с. 57.
  56. ^ Аналогичное замечание см. в Ван Дер Эндте, стр. 20.
  57. ^ Jump up to: а б Аллегерт и др., с. 58.
  58. ^ Jump up to: а б Ван Беркум, «Птица над городом», с. 81.
  59. ^ Jump up to: а б Аллегарт и Мариус, «Книги о путешествиях по искусству», стр. 14.
  60. ^ Аллегарт и Мариус, «Книги о художественных путешествиях», стр. 21.
  61. ^ Аллегарт и Мариус, «Книги о художественных путешествиях», стр. 22.
  62. ^ Аллегарт и др., с. 19.
  63. ^ Ван дер Эндт, стр. 106.
  64. ^ Действие Т4
  65. ^ Ван дер Эндт, стр. 24.
  66. ^ Ван дер Эндт, стр. 42.
  67. ^ Цитируется по Ван Беркуму, «Птица над городом», с. 96.
  • Аллегарт, Патрик; Каллио, Анниме; ван Беркум, Анс; Мариус; Барт. Виллем ван Генк: Строя собственный мир . Название: Lanoo, 2010. 144 страницы.
  • Аллегарт, Патрик и Мариус, Барт. «Книги художественных путешествий». стр. 10–25.
  • Ван Беркум, Анс. «Птица над городом». стр. 32–103.
  • Биялджи-Мерин, Ото; и др. Всемирная энциклопедия наивного искусства . Лондон: Фредрик Мюллер,

1984.

  • Ван Беркум, Анс; Сатинк, Кэролайн; Ван дер Эндт, Нико. Виллем ван Генк: Выдающийся человек и его мир . Зволле: Uitgeverij Waanders bv, 1998.
  • Ван дер Эндт, Нико. Виллем ван Генк: Хроника сотрудничества . Амстердам: Издание, 2014. 136 страниц. (На голландском и английском языках.)
  • Уолда, Дик. Король станций . Амстердам: Де Шальм, 1997. (На голландском языке).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f904a77726337cefc67fa104c9567774__1721196840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/74/f904a77726337cefc67fa104c9567774.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Willem van Genk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)