Озеро Манимахеш
Озеро Манимахеш | |
---|---|
![]() | |
Расположение | Диапазон Манимахеш, Химачал-Прадеш |
Координаты | 32 ° 23'42 "N 76 ° 38'14" E / 32,39500 ° N 76,63722 ° E |
Первичные оттоки | Манимахеш Ганга (приток Рави) |
бассейна Страны | Индия |
Высота поверхности | 4190 м (13750 футов) |
Замороженный | с октября по июнь |
Озеро Манимахеш (также известное как озеро Дал, Манимахеш) — высокогорное озеро (высота 4080 метров (13390 футов)) расположенное недалеко от пика Манимахеш Кайлас в хребте Пир-Панджал в Гималаях , в Бхармур подразделении района Чамба в Индийский штат Химачал -Прадеш . Религиозное значение этого озера сравнимо с значением озера Манасаровар в Тибете . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Озеро является местом весьма почитаемого паломничества, совершаемого в августе/сентябре, соответствующем месяцу Бхадон по индуистскому календарю , в восьмой день периода новолуния . Она известна как « Манимахеш Ятра ». Правительство Химачал-Прадеша объявило это паломничеством на уровне штата. [ 4 ]
К озеру проложены два треккинговых маршрута. Один из них из деревни Хадсар , которую чаще всего посещают паломники и туристы. Этот маршрут проще и включает в себя основное питание и проживание во время сезона паломничества. Другой из деревни Холи. Этот маршрут поднимается дальше вверх, а затем спускается к озеру. Другого жилья, кроме небольшой деревни на этом маршруте, нет.
Легенда
[ редактировать ]Согласно одной популярной легенде, считается, что Шива создал Манимахеша после того, как женился на Парвати , которой поклоняются как Мата Горджа. Существует множество легенд, связывающих Шиву и его проявление недовольства посредством лавин и метелей , происходящих в этом регионе. [ 1 ]
Легенда также упоминает, что Шива совершил аскезу на берегу озера Манимахеш. В том же духе упоминается, что Гаддис (Пастух), племена этого региона, приняли Шиву своим божеством. Гадди — это люди, живущие в долине Гадди, которая является названием верхних районов реки Рави , где находится гора Чамба Кайлас. Далее, согласно легенде, Шива, живший на горе Кайлас, самой высокой горе штата, подарил Гадди чухали топи (остроконечная шапка), которую они традиционно носят вместе с другой одеждой чола (пальто) и дора (длинный черный шнур длиной около 10–15 м). Гадди начали называть землю этого горного региона «Шив Бхуми» («Земля Шивы») и себя как преданных Шивы. Легенда далее гласит, что до того, как Шива женился на Парвати на озере Манасаровар и стал «всеобщим родителем вселенной», Шива создал гору Кайлас в Химачал-Прадеше и сделал ее своей обителью. Он сделал Гадди своими преданными. Земля, на которой жил Гаддис, простиралась от 15 миль (24 км) к западу от Бхармаура, вверх по течению от слияния рек Будхил и Рави, до Манимахеша. Манимахеш также считался обителью Тримурти , а именно Шива, Вишну и Брахма . Манимахеш считался небом ( Кайлашей ) Шивы. Водопад, видимый в Дханчо на пути к озеру Манимахеш и вытекающий из озера, считался раем ( Вайкунтхой ) Вишну. Небеса Брамхи упоминаются как курган с видом на город Бхармаур. Гадди также верят, что Шива пребывает на горе Кайлас в течение шести месяцев, после чего перемещается в преисподнюю, передавая власть Вишну. День, когда он уходит в преисподнюю, Гадди с благоговением отмечают каждый год: это день Джанмаштами, восьмой день месяца Бхадон (август), день рождения Кришны (воплощения Вишну). Шива вернулся из преисподней в Бхарамур в конце февраля, перед ночью своей свадьбы, и этот день отмечается как Маха Шиваратри ); Гадди отмечают это также как праздничный день, поскольку Шива и Парвати вернулись на гору Кайлас в земле Гадди. [ 5 ]
Этимология слова «Манимахеш» означает «драгоценность (Мани) на короне Шивы (Махеша)». Согласно местной легенде, лунные лучи, отраженные от драгоценного камня, можно увидеть с озера Манимахеш в ясную полнолунную ночь (что бывает редко). Однако был сделан вывод, что такое явление могло быть результатом отражения света от ледника, украшающего вершину в виде змеи на шее Шивы. [ 3 ]
Рассказана легенда, в которой обманывают самого Шиву. Согласно этому повествованию, связанному с Дханчо, где паломники ночуют по пути к озеру Манимахеш, Шива, довольный преданностью одного из своих пылких преданных Бхасмасуры ( асура или демона), даровал дар, который дал Бхасмасуре силы, под которыми Бхасмасура прикосновение к кому-либо превратило бы этого человека в пепел. Бхасмасура хотел испытать это благо на самом Шиве. Поэтому он последовал за Шивой, чтобы прикоснуться к нему и избавиться от него. Однако Шиве удалось сбежать, войти в водопад в Дханчо и укрыться в пещере за бурными водами водопада. Бхасмасура не смог пройти через водопад. Затем вмешался Вишну и убил Бхасмасуру. С тех пор водопад считается священным. [ 6 ]
Редкий случай, когда первые солнечные лучи падают на вершину Манимахеш, можно увидеть в озере, отражаясь, как шафрановая тилака . Это зрелище на озере укрепило легендарную веру Гадди в святость озера Манимахеш у подножия горы Кайлас, которое они посещают во время ежегодного паломничества. Это событие также способствовало распространению практики омовения в озере в день Джанмаштами или день Радхаштами, через пятнадцать дней после рождения Кришны. [ 5 ]
География
[ редактировать ]
Озеро ледникового происхождения находится в верховьях реки Гойнала (см. карты Леоманна: Карта Индии, Гималаи, карта 4), которая является притоком реки Будхил, притока реки Рави в штате Химачал-Прадеш. Однако озеро является источником притока реки Будхил, известного как «Манимахеш Ганга». Ручей берет свое начало из озера в виде водопада в Дханчо. Горная вершина представляет собой заснеженную долину племени Брахамур в районе Чамба хребта Манимахеш. Самая высокая вершина — Манимахеш Кайлас, также называемая «Чамба Кайлас» (высота 5656 метров или 18 556 футов), возвышающаяся над озером. Озеро, считающееся ледниковой впадиной, питается талыми снеговыми водами с окружающих склонов холмов. К концу июня, когда лед начинает таять, повсюду разбиваются многочисленные небольшие ручьи, которые вместе с пышными зелеными холмами и множеством цветов придают этому месту поистине замечательный вид. Снежное поле у подножия горы местные жители называют Чауган Шивы. Игровая площадка Шивы. По поверью, здесь останавливался Шива со своей супругой Парвати. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
К Манимахешу можно подойти тремя маршрутами. Паломники из Лахаула и Спити проходят через перевал Кугти. Паломники из Кангры и Манди следуют по перевалу Карварси или перевалу Джалсу через деревню Тьяри, недалеко от Холи в Бхармуре. Самый простой и популярный маршрут — из Чамбы через Бхармур. [ 2 ] [ 7 ] Самым популярным является маршрут Бханрлур-Хадсар-Манимахеш, который включает в себя дорогу длиной 13 километров (8,1 миль) от деревни Хадсар до озера Манимахеш. Самая высокая высота, пройденная на этом маршруте, составляет 4115 метров (13 501 фут), и это занимает два дня с ночевкой в Дханчо. Сезон проведения — с июня по октябрь, и он имеет мягкий сорт. Дорога, ведущая к озеру, ухожена. [ 2 ]
На полпути по этой дороге находится 6 километров (3,7 миль) открытых и плоских лугов до Дханчо. Палаточное размещение здесь доступно в августе-сентябре. Здесь предпочтителен ночной привал. Бесплатные кухни открывают люди, чтобы накормить паломников. Но многие предпочитают пойти и разбить палатки рядом с озером, чтобы ощутить божественный опыт. По пути в Гаури Наллах есть водопад, известный как водопад Дханчо. Из Дханчо подъем крутой. За прошедшие годы эта трасса претерпела множество улучшений. В прошлом первое восхождение совершалось путем пересечения Дханчо-налла. Это было настолько сложно, что люди ползли, чтобы перебраться. Поскольку на этом участке они ползали, как обезьяны, он был известен как «Бандар Гхати» (долина обезьян). Сейчас эта трасса значительно улучшена и используется вновь построенный путь. Однако некоторые по-прежнему предпочитают использовать старый маршрут как приключение и пройти через Бандар-Гати. [ 2 ] [ 8 ]
В прошлом по пути из Дханчо нужно было пересечь мост через реку Манимахеш, чтобы добраться до левого берега долины. Через 2 километра (1,2 мили) реку снова перешли по другому деревянному мосту на правый берег. [ 10 ]
С этого места подъем проходит по множеству зигзагообразных тропинок вдоль цветущих лугов. В окрестностях можно увидеть березы , что указывает на набор высоты по мере продвижения. На этом участке маршрута есть несколько общественных кухонь на высоте около 3600 метров (11800 футов) (закусочных). Отсюда можно было различить тропу к озеру Манимахеш. На этом этапе также виден водопад, вытекающий из озера. Дальнейший путь длиной 1,5 км (0,93 мили) через травянистые хребты приведет к озеру Манимахеш. [ 10 ]
Озеро и его окрестности
[ редактировать ]Несмотря на то, что озеро Манимахеш имеет небольшой размер и небольшую глубину, его расположение, прямо под пиком Манимахеш Кайлас и несколькими другими вершинами и свисающими ледниками, является «вдохновением даже для наименее набожного паломника». [ 10 ]
Треккинг на последнем участке проходит по ледниковым полям озера. Однако по пути прогулка лежит через долину цветов и диких лекарственных трав до озера. Озеро расположено в центре заснеженного поля, примыкающего к священной вершине. Озеро окружено песчаными валунами, небольшими холмистыми холмиками и колючим сухим кустарником, травы нет и следа. Оно называется Шив Чауган (игровая площадка Шивы). Озеро выглядит так, как будто оно проникло в бурную долину. В ясный день на поверхности озера можно увидеть отражение обители Шивы – горы Кайлас. Круглый год это место остается пустынным, без жителей, потому что никто не смеет здесь оставаться. Воздух свежий, но ледяной. В окрестностях озера почти нет фауны – ни муравьев, ни змей, ни какой-либо дикой живности. Некоторые виды птиц встречаются редко. Тишина этого места нарушается только тогда, когда паломники посещают это место в больших количествах, вечером перед святым купанием (местное известное как наун ) в озере. [ 11 ]
Согласно легенде, Шива совершал здесь аскезу на протяжении нескольких сотен лет. Водные каскады вырвались из его спутанных волос и приняли форму озера. Озеро в сформированном виде выглядит как блюдце. Он состоит из двух отдельных частей. В большей части есть ледяная вода, называемая «Шив Каротри» (место омовения Шивы). Меньшая часть озера, скрытая кустами, имеет теплую воду и называется «Гаури Кунд», местом омовения Парвати, супруги Шивы. Таким образом, мужчины и женщины купаются в разных частях озера. Согласно обрядам, окунание (местное название « наун ») в озеро совершается четыре раза, если разрешено, или только один раз. [ 11 ]
На окраине озера сейчас находится мраморное изображение Шивы, которому поклоняются паломники. Изображение называется Чаумукха. Озеро и его окрестности представляют собой впечатляющий вид. В спокойных, чистых и незагрязненных водах озера отражаются заснеженные вершины, возвышающиеся над долиной. [ 1 ] [ 7 ] [ 12 ] также есть небольшой храм в стиле шихара На окраине озера медное изображение Лакшми Деви, известной как Махишасурамардини . В храме обожествляется .
Паломничество
[ редактировать ]Каста сиппи играет важную роль, когда халы запрашивают разрешение у этой касты после того, как халы окунутся в озеро целиком.
Священное паломничество к озеру Манимахеш (почитаемому местными жителями как место упокоения Шивы) поддерживается правительством Химачал-Прадеша, Комитетом паломничества Манимахеша и несколькими добровольными организациями. Для Гадди племенного населения региона паломничество к озеру является самым святым. Он проводится каждый год во время индуистского месяца Бадон в Радхаштами , на 15-й день после праздника Джанмаштами , соответствующего григорианскому месяцу август или сентябрь. Ятра или Джатра, как ее называют, также широко известна как «Манимахеш Ятра». [ 13 ] Его возвещает процессия, известная в местном масштабе как «святой чхари» (священная палка, которую паломники несут на плечах), поход, совершаемый паломниками и садху. Паломники совершают священный путь босиком и преодолевают расстояние 14 километров (8,7 миль) от ближайшей точки дороги Хадсар. [ 14 ] до озера Манимахеш. Шива — главное божество ятры. Красочное шествие «чхари» сопровождается пением и чтением гимнов, восхваляющих Шиву. Поход Чхари, считающийся трудным, проходит по установленному древнему маршруту с остановками в обозначенных местах. Для облегчения этого перехода паломникам предоставляются транспортные средства (джипы до конца дорог), питание, медицинское обслуживание и т.д. Это двухдневный переход к озеру из Хадсара с ночной остановкой в Дханчхо . Палатки можно взять напрокат в Бхармуре или Чамбе, Химачал-Прадеш . Некоторые преданные нанимают пони для похода. Набожные люди также могут совершить девятидневный поход из Чамбы; следующий маршрут: Ракх (20 километров (12 миль)), Бхармаур, Хадсар (12 километров (7,5 миль)), Дханчо (7 километров (4,3 мили)) и Манимахеш (7,5 километров (4,7 миль)) с короткой остановкой в Бхирам Гхати. Обратный путь следует по тому же маршруту. [ 1 ] [ 4 ] [ 7 ] [ 9 ]
Священный путь начинается от храма Лакшми Нараян и Дашнами Акхара в городе Чамба, где священную палку («Чхари») Гур Чарпатнатха паломники с участием садху несут . Переход к озеру занимает около 6 дней. После того, как процессия прибывает к озеру, церемонии проводятся всю ночь. На следующий день паломники совершают священное омовение ( наун ) в озере. После омовения в святых водах озера паломники трижды обходят озеро в знак почтения в поисках благословения Шивы. [ 1 ] Однако, прежде чем окончательно окунуться в озеро Манимахеш, женщины-преданные окунаются в Гаури Кхунд, который расположен примерно в миле от озера, а мужчины совершают омовение в Шив Каротри, части главного озера. Считается, что Парвати, супруга Шивы, омывалась в Гаури Кхунде, а Шива совершал омовение в Шив Каротри. Государственные священники из семьи Бхармаур-Брахманов совершают богослужение ( Пуджи ) во всех храмах на территории озера. [ 11 ] [ 15 ] [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]- Бхармур
- Чамба, Химачал-Прадеш
- Озеро Манасаровар
- Пир-Панджалский хребет
- Гималаи
- Храм Банни Мата
- Манимахеш Ятра 2017
- Манимахеш Трек
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Долина Будхил, Бхармур (район Чамба), Химачал-Прадеш» . Национальный центр информатики. Архивировано из оригинала 10 апреля 2009 года . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Чаудри, Минакши (2003). Путеводитель по треккингу в Химачале: более 65 треков и 100 направлений . Издательство НДУС. стр. 94–96. ISBN 81-7387-149-3 . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Индийские паломники» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2009 года . Проверено 16 апреля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Ахлувалия, Манджит Сингх (1998). Социальная, культурная и экономическая история Химачал-Прадеша . Индус Паблишинг. п. 94. ИСБН 81-7387-089-6 . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Ядав, Кришна (2006). Кайлас, мистическая земля Шивы . Библиофил Южной Азии. стр. 23–24. ISBN 81-85002-67-3 . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Бхарати, К.А. (2001). Чамба Гималаи: удивительная земля, уникальная культура . Индус Паблишинг. п. 167. ИСБН 81-7387-125-6 . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бхараи, КР (2001). Чамба Гималаи: удивительная земля, уникальная культура . Индус Паблишинг. стр. 165–166. ISBN 81-7387-125-6 . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Клегхорн, Х. (2001). Отчет о лесах Пенджаба и Западных Гималаев . Индус Паблишинг. стр. 109–112. ISBN 81-7387-120-5 . Проверено 14 апреля 2010 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Брэднок, Рома (2004). След Индии . Путеводители по следам. п. 528. ИСБН 1-904777-00-7 . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Уир, Гарри (2009). Треккинг в Индийских Гималаях . Одинокая планета. п. 135. ИСБН 978-1-74059-768-5 . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Ядав, стр.55–57.
- ^ «Химачал-Прадеш Религиозный туризм» . Мани Махеш . Национальный центр информатики. Архивировано из оригинала 28 июня 2010 года . Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «Какие меры предосторожности следует принять во время поездки в Манимахеш»
- ^ Деревня Хадсар в районе Чамба [1]
- ^ Перепись Индии, 1961 год, том 20, часть 6, выпуск 5 . Менеджер публикаций. 1961. С. 62, 84 . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Кханна, Амар Натх (2003). Паломнические святыни Индии: мифология, археология, история и искусство… Aryan Books International. п. 11. ISBN 81-7305-238-7 . Проверено 16 апреля 2010 г.
