Мирдат I
Мирдат I | |
---|---|
![]() Мирдат I упоминается на стеле Веспасиана. | |
11-й король Иберии | |
Царствование | 58–106 [ нужна ссылка ] |
Предшественник | Фарасман I Иберийский |
Преемник | Амазасп I Иберийский |
Рожденный | в. 1 век Мцхета , Иберийское королевство. |
Умер | в. 2 век |
Проблема | Амазасп I Иберийский |
Династия | Династия Фарнавазидов |
Отец | Фарасман I Иберийский |
Религия | Грузинское язычество |
Митридат I (Михридат I) ( груз . მითრიდატე I ) I века ) — царь ( мепе ) Иберии ( Картли , Грузия , о правлении которого свидетельствуют эпиграфические материалы. Кирилл Туманов предполагает 58–106 годы своего правления.
Регистрация в Армази
[ редактировать ]Две надписи обнаружены в Армази , Грузия. Один двуязычный, владеющий арамейским и греческим языками . Греческая надпись идентифицирует Митридата I как сына «великого царя» Фарасмана (Парсмана), очевидно, Фарасмана I Иберийского из Тацита » «Анналов (в том же сочинении Тацит упоминает и самого Митридата I). Каменная надпись на греческом языке говорит о Митридате I как о «друге цезарей» и царе «иберийцев, любящих римлян». Там же сообщается, что римский император Веспасиан укрепил Армази для иберийского царя в 75 году. [ 1 ] Его матерью была безымянная армянская принцесса из династии Арташесидов , дочь армянского монарха Арташесидов Тиграна IV и его сестры-жены Эрато .
Средневековые грузинские хроники
[ редактировать ]Митридат I игнорируется средневековыми грузинскими хрониками, которые вместо этого сообщают о совместном правлении Картама (Кардзама) и Бартома (Братмана) – в то время, когда разрушение Иерусалима Веспасианом в 70 году вызвало волну евреев- беженцев в Иберию – а затем и их сыновья – Парсман и Каос – и внуки – Азорк и Армазель. [ 2 ] Некоторые современные ученые, такие как Кирилл Туманов, считают Иберийскую диархию чистой легендой и «искаженной памятью об историческом правлении Митридата I». [ 3 ] Из этих королевских пар профессор Георгий Меликишвили выделяет «Азорк» как возможное местное имя Митридата I и «Армазель» как территориальный эпитет, означающий по-грузински «Армази». [ 4 ]
Другие источники
[ редактировать ]
найдена еще одна греческая надпись В Риме . В этой эпиграмме Амазаспа Амазасп назван братом царя Иберии Митридата I. Надпись свидетельствует о смерти Амазапа в Нисибисе , когда он сопровождал императора Траяна в его парфянском походе 114–117 гг. [ 5 ]
Некоторые современные ученые отождествляют Митридата I с царем Флавием Дадесом, известным по единственной греческой надписи по краю основания большого серебряного блюда, найденного в Армази. Блюдо входило в инвентарь богатого захоронения римской эпохи, условно известного как «захоронение Берсумаса» в честь высокопоставленного сановника Берсумаса, которому, как говорится в надписях, этот предмет был подарен королем Флавием Дадесом. В средневековой грузинской письменной традиции о нем нет упоминаний, и, по-видимому, это единственное римское имя, засвидетельствованное в правящем доме Иберии, что, очевидно, указывает на то, что он имел римское гражданство . Однако идентификация этого монарха и его места в иберийской королевской династии остается проблематичной. [ 5 ] Митридату I наследовал его сын Амазасп I.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Суни, Рональд Григор (1994), Создание грузинской нации , стр. 15. Издательство Университета Индианы , ISBN 0-253-20915-3
- ^ Рапп, Стивен Х. (2003), Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты , стр. 288. Питерс Паблишерс, ISBN 90-429-1318-5 .
- ^ Туманов, Кирилл (1969), Хронология ранних королей Иберии. Традиция 25: стр. 12–14.
- ^ Георгий Л. Кавтарадзе. Взаимосвязь между закавказским и анатолийским населением по данным греческих и латинских литературных источников , стр. 212-213. Фракийский мир на перекрестке цивилизаций. Отчеты и сводки. 7-й Международный Конгресс Тракологов. П. Роман (ред.). Бухарест: Румынский институт тракологии, 1996.
- ^ Jump up to: а б Браунд, Дэвид (1993), король Флавий Дадес. Журнал папирологии и эпиграфики 96; 46-50.