Йона Виллем те Уотер
Йона Виллем те Уотер | |
---|---|
![]() Йона Виллем те Уотер, Николя Жозеф Делен (1741-1803) | |
Рожденный | 28 октября 1740 г., Заамслаг. |
Умер | 19 октября 1822 г., Лейден. |
Занятие | теолог Министр Историк |
Национальность | Голландский |
Жанр | история богословие |
Известные работы | История завета и прошения голландской знати |
Йона Виллем те Уотер (1740–1822) был профессором Лейденского университета. Он был влиятельным человеком в Голландской реформатской церкви, во многих научных обществах, в академической теологии и в голландской историографии. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Йона Виллем те Уотер родился в семье Виллема те Уотер и его жены Сары ван Мидделховен, дочери Йоны ван Мидделховен (1685–1770). Они жили в Заамслаге , Зеландская Фландрия , который был и остается довольно изолированным местом в Нидерландах. Из многих детей пары пятеро сыновей и дочь достигли зрелости. [ 2 ]
Отец Йоны Виллема Виллем (1698–1764) изучал теологию. В 1725 году он стал министром в Заамслаге. В 1742 году он стал министром в Акселе . Это была не лучшая карьера. Возможно, это было вызвано отсутствием необходимых ораторских навыков. [ 2 ]
В свободное время Виллем писал исторические исследования. Он написал несколько работ по истории церкви, например, «De Historie der hervormde kerk te Gent». [ 3 ] В других богословских работах он продемонстрировал свои ортодоксальные взгляды. [ 4 ]
В 1761 году Виллем те Уотер опубликовал «Het Hoog Adelyk, en Adelryk Zeelant». [ 5 ] Эта работа по истории зеландского дворянства была связана со связями Виллема с Яном ван Борселе ван дер Хоге (1707–1764). Семья Ван дер Хуге стала очень успешной и хотела претендовать на дворянство. Ян был, вероятно, самым влиятельным человеком в Зеландии. Он обратился за помощью к Виллему те Уотеру. Взамен он получил назначения для двух своих сыновей. Ян был главным спонсором богословского изучения Ионы и, вероятно, также двух других сыновей. [ 6 ]
Детство
[ редактировать ]Во время войны за австрийское наследство в апреле 1747 года Зеландская Фландрия была захвачена французами. Семья Те Уотерс бежала в Гус, а затем в Мидделбург, но отец Виллем остался. Французы ушли в январе 1749 года. [ 7 ] В 1750 году Йона поступил в гимназию Флиссингена, на другом берегу Западной Шельды . В сентябре 1755 года он закончил и произнес речь о дворянском роду Ван Борселенов. [ 8 ]
Обучение в Утрехте
[ редактировать ]В сентябре 1755 года Йона Виллем отправился в Утрехт изучать теологию. Богословский факультет склонялся к православию. Однако наибольшее влияние на Йону оказали филолог Петрус Весселинг (1692–1764) и Зебальд Рау (1724–1818), преподававшие востоковедение . [ 9 ] Йону обучал непосредственно Весселинг, как и Адриан Клюйт (1735–1807), Мейнард Тайдман (1741–1825) и Райклоф Михаэль ван Гоенс (1748–1810). Весселинг был ортодоксальным, но допускал некоторую текстовую критику Библии. В политике Весселинг был убежденным оранжистом . [ 10 ]
Те Уотер закончил учебу диспутом о похоронах и могиле Иисуса. Основная часть состояла из филологических комментариев к 35 словам или группам слов в частях Библии, посвященных этой теме. В эти комментарии Те Уотер включил классических авторов, а также источники на сирийском и арабском языках. Разумеется, работа была посвящена его благотворителю Яну ван Борселе ван дер Хуге. [ 10 ]
Карьера
[ редактировать ]Первые должности министра
[ редактировать ]
В марте 1761 года Йона получил квалификацию служителя голландской реформатской церкви . В то время как другим иногда приходилось ждать годами, прежде чем они получили свой первый приход, Йона получил шанс проявить себя в Хаамстеде и был конфирмован там в октябре 1761 года. В 1765 году в Хаамстеде насчитывалось около 206 членов. [ 11 ]
Благодетель Йоны Ван Борссел снова сыграл решающую роль в этом назначении. Находясь в Хаамстеде, Йона продолжил учебу и подружился с жителями замка Хаамстеде . Они имели некоторую власть над поместной церковью, особенно в отношении назначения служителя. [ 11 ]
Уже в августе 1763 года Йона открыл новую контору в Вере , где у него было трое коллег. Это означало, что примерно за два года Йона вырос из деревенского министра до городского министра. И снова благодаря Ван Борселю. [ 12 ]
Министр во Флиссингене
[ редактировать ]В октябре 1765 года Йона стал министром во Флиссингене . [ 8 ] Здесь Йона женился на Паулине Корнелии Мунье (1738–1814) в 1766 году. Она была обеспечена материально, но имела проблемы со слухом. В 1768 году пара купила дом на Корте Фламингстраат во Флиссингене. [ 13 ]
Во Влиссингене Йона обнаружила поэтический талант Якобуса Беллами (1757–1786). Он преподавал ему лингвистику и одалживал ему материалы. Позже Джона организовал финансирование, чтобы Беллами смог поступить в гимназию и на богословский факультет Утрехта. Беллами умрет там будучи студентом в 1786 году. [ 14 ]
Во Флиссингене Йона начал публиковать труды по истории Зеландии. Он закончил работу своего отца о Реформации в Зеландии и опубликовал ее в 1766 году. В 1767 году Йона опубликовал работу о вступлении штатгальтера Вильгельма V в титул маркиза Флиссингена, сопровождаемую историей города. В 1772 году он опубликовал проповедь, произнесенную по поводу освобождения Флиссингена в 1572 году. [ 8 ]
В 1769 году во Флиссингене было основано Королевское Зеландское научное общество . Это было очень престижное мероприятие: директора были из числа местных регентов, а членство было ограничено. Как член общества Йона общалась с членами, которые в свободное время занимались историей. Это были Йозуа ван Иперен, Юстус Тьенк, Николаас Корнелис Ламбрехтсен, Лоренс Питер ван де Шпигель , Адрианус с-Гравезанде и Якобус Эрмеринс. Все они очень интересовались историей Зеландии и помогали друг другу в поиске источников для своей работы. [ 15 ]
Позже, в 1770-х годах, Йона стала известна за пределами Зеландии. В 1771 году он был указан кандидатом в Дордрехт. [ 16 ] В 1773 году псалмы, стихи и мелодию которых должен был переложить Питер Датин в 1566 году, были обновлены церковной комиссией, назначенной правительством. В 1774 году Иона анонимно опубликовал книгу, в которой хвалил работу комиссии. [ 17 ]
Йоны «Historie van het verbond en de smeekschriften der Nederlandsche edelen» (история союза и просьб голландской знати) была его выдающимся произведением. Его отец уже начал исследование этого предмета в 1757 году и оставил рукопись, однако это, несомненно, работа Ионы. Он очень богат деталями и уделяет большое внимание использованию источников. [ 18 ] К 1918 году это все еще было актуально. [ 19 ]
В августе 1776 года Ионе предложили должность министра в Гронингене. Оно сопровождалось обещанием, что он будет назначен профессором Гронингенского университета на первую вакансию. Зеланду удалось удержать его во Флиссингене, предложив ему оплачиваемую должность провинциального историка. [ 16 ] В 1776 году Йона также стал вторым секретарем Королевского научного общества Зеландии.
В октябре 1778 года во Флиссингене произошло жестокое гражданское неповиновение, направленное против решения разрешить создание в городе римско-католической церкви. Штатгальтер подавил его, отправив часть армии и арестовав лидеров восстания. [ 20 ] В этом конфликте Йона поддержал правительство, с которым он был так тесно связан. Затем большая часть его прихода отвернулась от него, что привело к серии очень тихих служб. [ 21 ]
Профессор в Мидделбурге
[ редактировать ]
В августе 1779 года Йона был назначен профессором философии и национальной истории в гимназии Мидделбурга. 15 марта 1780 года он был принят в Новую церковь с Oratio de praestantia et dignate historiae Batavae или «Выдающиеся достижения и достоинство национальной истории». [ 8 ] Зарплата Йоны составляла 600 гульденов. [ 22 ]
Летом Йона давала четыре урока в неделю, зимой больше. Время от времени он все еще проповедовал в Мидделбурге или окрестных деревнях, но у него больше не было должности министра. Он действительно оставался на своем посту в качестве актуариса вечного члена Classis Walcheren реформатской церкви. Все это оставляло много времени для Зеландского общества и его исторических занятий. [ 23 ]
Профессор в Лейдене
[ редактировать ]
В марте 1785 года Йона устроился на новую работу в качестве профессора теологии и истории церкви в Лейденском университете за 2750 гульденов в год. В связи с этим назначением Лейденский университет сделал его врачом. За 5000 гульденов Йона купил дом, известный как Рапенбург 52. В 1793 году его племянница Паулина те Уотер (1770–1833) переехала сюда, чтобы заботиться о жене Йоны, у которой было плохое здоровье. [ 24 ]
К моменту прибытия Йоны на богословском факультете Лейдена уже было четыре профессора: консерватор Эгидиус Гиллиссен (1712–1800), Бруэриус Броес (1757–1799) был самым либеральным, а также Каролус Бурс (1746–1814) и Эвальд Холлебек (1719–1796). ) были между ними. [ 25 ] В 1784–1785 годах революционное движение патриотов-тентейдов начало приобретать бурный характер, и в сентябре 1785 года штатгальтер покинул Голландию.
Дело, которое могло обернуться ужасом, заключалось в том, что Иоганн Кристоф Шваб (1743–1821) получил премию Лейденского университета. Шваб прислал философское сочинение, которое теологи сочли деистом . Преподавательский состав отреагировал лишь заявлением, что он не является частью организации, присуждающей премию. В конце концов дело дошло до голосования в сенате, которое богословы проиграли. В марте 1787 года Иона высказал свое возражение, что присуждение премии за работу Шваба противоречит условиям, на которых завещатель , и что эта работа вредна для христианства. ее предоставил [ 26 ]
В сентябре 1787 года прусское вторжение в Голландию восстановило власть штатгальтера Вильгельма V в голландской провинции. В начале 1788 года Ионе было предложено стать ректором , срок полномочий составлял один год. Он отказался, так как считал себя неопытным, но в феврале 1789 года Иона все же согласился. [ 27 ] Год на посту ректора стал ярким событием в карьере Йоны. В последний день штатгальтер и двое его сыновей ужинали в доме Йоны в Рапенбурге. [ 27 ]
Французский период
[ редактировать ]Французский период привел к созданию Батавской республики в январе 1795 года. Будучи оранжистом, Иона старательно держался подальше от политики и сохранил свой офис в университете. В 1796 году он подарил университету свой портрет работы Николя-Жозефа Делена. В 1800-1801 годах Иона стал ректором университета на второй срок. [ 28 ]

12 января 1807 года Лейденская пороховая катастрофа произошла . В центре Лейдена взорвалась баржа с 17 760 кг пороха. Семья Те Уотерс не пострадала, но их дому был нанесен ущерб в размере 1199 гульденов. Известный (но недоказанный) анекдот гласит, что почти полностью глухая жена Йоны наконец что-то услышала и сказала: «Ты что-то сказал, Те Уотер?». [ 29 ]
Йона участвовал в работе множества правительственных комиссий, целью которых было модернизировать структуру церкви и объединить ее с другими протестантскими церквями. В этих комиссиях он пытался сохранить доктрину реформатской церкви и ее основную организацию. [ 30 ]
В 1808 году он был избран членом Королевского института . [ 31 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]В августе 1815 года вступил в силу закон, по которому все профессора увольнялись в отставку в день их 70-летия, сохраняя при этом зарплату. Йоне в то время было 75 лет, и поэтому в ноябре 1815 года университет объявил, что Йона стал почетным человеком в 1810 году и не имел права на повышение заработной платы на 25%, которое тот же закон предоставил после 30 лет преподавания. В 1816 году Йона также ушел с поста министра в Лейдене. [ 32 ]
Йона считал свой вынужденный выход на пенсию позором. Тем не менее, Йона продолжал преподавать до 80 лет. В 1821 году он получил вознаграждение в размере 700 гульденов, т. е. 25 % своего жалованья. [ 33 ] Некоторым утешением в 1817 году стало то, что Ян Хендрик ван Кинсберген приказал Чарльзу Ховарду Ходжесу написать портреты четырех старейших членов Королевского института. Старый Йона позировал для портрета, и сейчас он висит в Триппенхейсе в Амстердаме. [ 34 ]
Йона те Уотер как историк
[ редактировать ]Голландская национальная история была страстью Йоны, особенно история ранних этапов Восьмидесятилетней войны . Работы Ионы сосредоточены на трех темах: свобода, Божественное провидение и кальвинизм . [ 35 ]
Иону в основном вдохновляли два историка. Его университетский профессор Петрус Весселинг (см. выше) принадлежал к школе под названием «критическая полиистория» . В религии и политике эта школа была довольно консервативной, но применяла историческую критику . Другим вдохновителем Йоны был Ян Вагенаар (1709–1773). Он пропагандировал написание истории эмпирическим путем, будучи беспристрастным и светским. Вагенаар также использовал историческую критику, но, несмотря на предлагаемую им беспристрастность, он всегда поддерживал точку зрения Голландской государственной партии . Оба историка не рассматривали историю как нормативную науку . [ 36 ]
Традиционная реформатская школа историков использовала национальную историю как часть религии. Большинство из них были министрами. Для них Голландская республика была новым Израилем. Государственники были царями Ветхого Завета, а историки подобны пророкам, которые должны были направить свой народ обратно на правильный религиозный путь. Они описывали события, показывая, как Бог помог и спас Республику в прошлом. Эта школа продемонстрировала тенденцию к более критичному отношению к источникам, при этом твердо придерживаясь своего взгляда на мир. Оно всегда поддерживало оранжистов. [ 37 ]
Просвещенная . школа истории отвела центральное место человечеству, его амбициям и эмоциям Просвещенные историки хотели охватить большую аудиторию и поэтому писали более читабельные книги без аннотаций. Им нравилось делать выводы из своего повествования. В Голландской республике историки-просветители отличались от своих европейских коллег тем, что концентрировали свое внимание на институциональной истории государств. [ 38 ]
Работа Йоны показывает, где он стоял. Для Йоны Восьмидесятилетняя война была связана с свободой, а не с реформацией. Поэтому он выступал за (политическую) свободу католиков исповедовать свою религию. Это отличало Иону от традиционной реформированной школы. Он также не писал о Нидерландах как о новом Израиле. Однако Йона подчеркнул роль божественного провидения, признав руку Бога во многих деталях, которые привели к маловероятному успеху голландского восстания. [ 39 ]
Йона использовал идею извлечения уроков из истории школы Просвещения. Он отличался от Вагенаара тем, что встал на сторону Вильгельма Безмолвного и подчеркнул роль провидения. Тем не менее он считал Вагенаара национальным историком. [ 40 ]
К концу жизни сам Йона отмечал, что его слава как историка уже падает. Тем не менее его работа продолжала оставаться актуальной благодаря основательным исследованиям, стоящим за ней. [ 41 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Речь в честь и заслуги прославленного народа Борсалии (1755 г.)
- Речь в честь и заслугах прославленного семейства Борселе, произнесенная во Флиссингене. (1755)
- Краткий рассказ о реформировании Зеландии в шестнадцатом веке (1766 г.)
- Торжественная инаугурация ... Вильгельма Вифдена, принца Оранского и Нассау, в качестве потомственного лорда Влиссингена (1766 г.)
- История завета и прошений голландской знати о получении свободы вероисповедания и гражданского состояния в 1565-1567 (1776) годах.
- Второе столетие празднования свободы гражданского государства и религии в городе Флиссинген (1772 г.)
- Иск к реформатской церкви в Нидерландах по поводу введения нового стиха псалма (1774 г.)
- Речь о превосходстве и достоинстве голландской истории (1780 г.)
- Жизнеописание Йоны Виллема те Уотера, умершего 19 октября 1822 г. (1823 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Де Муидж 2008 , с. краткое содержание.
- ^ Jump up to: а б Де Муидж 2008 , с. 16.
- ^ Вода 1756 .
- ^ Де Муидж 2008 , с. 18.
- ^ Вода 1761 .
- ^ Де Муидж 2008 , с. 20.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д Бругманс 1918 , с. 1439.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Де Муидж 2008 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Де Муидж 2008 , с. 40.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 43.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 50.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 52.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Де Муидж 2008 , с. 54.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 58.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 112.
- ^ Бругманс 1918 , с. 1440.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 72.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 75.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 237.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 238.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 239.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 247.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 248.
- ^ Jump up to: а б Де Муидж 2008 , с. 249.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 257.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 267.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 298.
- ^ «Йона Виллем те Уотер» . Цифровой веб-центр истории науки в Нидерландах . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 281.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 283.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 285.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 83.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 84.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 85.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 87.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 138.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 140.
- ^ Де Муидж 2008 , с. 137.
- Библиография
- Де Муой, доктор медицинских наук (2008), Йона Виллем те Уотер (1740–1822). Историк и теолог между традицией и Просвещением , факультет гуманитарных наук Лейденского университета, hdl : 1887/12841
- Те Уотер, Виллем (1761), Het Hoog Adelyk, en Adelryk Zeelant , Питер Гиллиссен, Мидделбург
- Те Уотер, Виллем (1756 г.), История реформатской церкви в Генте (PDF) , Ван Падденбург, Утрехт
- Бругманс, Хаджо (1918), «Вода, доктор Йона Виллем те» , Новый голландский биографический словарь , том. IV, Лейден Сейтхоффа
Внешние ссылки
[ редактировать ]Йона Виллем те Уотер в Энциклопедии Зеландии