Jump to content

Йона Виллем те Уотер

Йона Виллем те Уотер
Йона Виллем те Уотер, Николя Жозеф Делен (1741-1803)
Йона Виллем те Уотер, Николя Жозеф Делен (1741-1803)
Рожденный 28 октября 1740 г., Заамслаг.
Умер 19 октября 1822 г., Лейден.
Занятие теолог
Министр
Историк
Национальность Голландский
Жанр история
богословие
Известные работы История завета и прошения голландской знати

Йона Виллем те Уотер (1740–1822) был профессором Лейденского университета. Он был влиятельным человеком в Голландской реформатской церкви, во многих научных обществах, в академической теологии и в голландской историографии. [ 1 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Йона Виллем те Уотер родился в семье Виллема те Уотер и его жены Сары ван Мидделховен, дочери Йоны ван Мидделховен (1685–1770). Они жили в Заамслаге , Зеландская Фландрия , который был и остается довольно изолированным местом в Нидерландах. Из многих детей пары пятеро сыновей и дочь достигли зрелости. [ 2 ]

Отец Йоны Виллема Виллем (1698–1764) изучал теологию. В 1725 году он стал министром в Заамслаге. В 1742 году он стал министром в Акселе . Это была не лучшая карьера. Возможно, это было вызвано отсутствием необходимых ораторских навыков. [ 2 ]

В свободное время Виллем писал исторические исследования. Он написал несколько работ по истории церкви, например, «De Historie der hervormde kerk te Gent». [ 3 ] В других богословских работах он продемонстрировал свои ортодоксальные взгляды. [ 4 ]

В 1761 году Виллем те Уотер опубликовал «Het Hoog Adelyk, en Adelryk Zeelant». [ 5 ] Эта работа по истории зеландского дворянства была связана со связями Виллема с Яном ван Борселе ван дер Хоге (1707–1764). Семья Ван дер Хуге стала очень успешной и хотела претендовать на дворянство. Ян был, вероятно, самым влиятельным человеком в Зеландии. Он обратился за помощью к Виллему те Уотеру. Взамен он получил назначения для двух своих сыновей. Ян был главным спонсором богословского изучения Ионы и, вероятно, также двух других сыновей. [ 6 ]

Во время войны за австрийское наследство в апреле 1747 года Зеландская Фландрия была захвачена французами. Семья Те Уотерс бежала в Гус, а затем в Мидделбург, но отец Виллем остался. Французы ушли в январе 1749 года. [ 7 ] В 1750 году Йона поступил в гимназию Флиссингена, на другом берегу Западной Шельды . В сентябре 1755 года он закончил и произнес речь о дворянском роду Ван Борселенов. [ 8 ]

Обучение в Утрехте

[ редактировать ]

В сентябре 1755 года Йона Виллем отправился в Утрехт изучать теологию. Богословский факультет склонялся к православию. Однако наибольшее влияние на Йону оказали филолог Петрус Весселинг (1692–1764) и Зебальд Рау (1724–1818), преподававшие востоковедение . [ 9 ] Йону обучал непосредственно Весселинг, как и Адриан Клюйт (1735–1807), Мейнард Тайдман (1741–1825) и Райклоф Михаэль ван Гоенс (1748–1810). Весселинг был ортодоксальным, но допускал некоторую текстовую критику Библии. В политике Весселинг был убежденным оранжистом . [ 10 ]

Те Уотер закончил учебу диспутом о похоронах и могиле Иисуса. Основная часть состояла из филологических комментариев к 35 словам или группам слов в частях Библии, посвященных этой теме. В эти комментарии Те Уотер включил классических авторов, а также источники на сирийском и арабском языках. Разумеется, работа была посвящена его благотворителю Яну ван Борселе ван дер Хуге. [ 10 ]

Первые должности министра

[ редактировать ]
Церковь Хаамстеде

В марте 1761 года Йона получил квалификацию служителя голландской реформатской церкви . В то время как другим иногда приходилось ждать годами, прежде чем они получили свой первый приход, Йона получил шанс проявить себя в Хаамстеде и был конфирмован там в октябре 1761 года. В 1765 году в Хаамстеде насчитывалось около 206 членов. [ 11 ]

Благодетель Йоны Ван Борссел снова сыграл решающую роль в этом назначении. Находясь в Хаамстеде, Йона продолжил учебу и подружился с жителями замка Хаамстеде . Они имели некоторую власть над поместной церковью, особенно в отношении назначения служителя. [ 11 ]

Уже в августе 1763 года Йона открыл новую контору в Вере , где у него было трое коллег. Это означало, что примерно за два года Йона вырос из деревенского министра до городского министра. И снова благодаря Ван Борселю. [ 12 ]

Министр во Флиссингене

[ редактировать ]
Великая церковь Влиссингена

В октябре 1765 года Йона стал министром во Флиссингене . [ 8 ] Здесь Йона женился на Паулине Корнелии Мунье (1738–1814) в 1766 году. Она была обеспечена материально, но имела проблемы со слухом. В 1768 году пара купила дом на Корте Фламингстраат во Флиссингене. [ 13 ]

Во Влиссингене Йона обнаружила поэтический талант Якобуса Беллами (1757–1786). Он преподавал ему лингвистику и одалживал ему материалы. Позже Джона организовал финансирование, чтобы Беллами смог поступить в гимназию и на богословский факультет Утрехта. Беллами умрет там будучи студентом в 1786 году. [ 14 ]

Во Флиссингене Йона начал публиковать труды по истории Зеландии. Он закончил работу своего отца о Реформации в Зеландии и опубликовал ее в 1766 году. В 1767 году Йона опубликовал работу о вступлении штатгальтера Вильгельма V в титул маркиза Флиссингена, сопровождаемую историей города. В 1772 году он опубликовал проповедь, произнесенную по поводу освобождения Флиссингена в 1572 году. [ 8 ]

В 1769 году во Флиссингене было основано Королевское Зеландское научное общество . Это было очень престижное мероприятие: директора были из числа местных регентов, а членство было ограничено. Как член общества Йона общалась с членами, которые в свободное время занимались историей. Это были Йозуа ван Иперен, Юстус Тьенк, Николаас Корнелис Ламбрехтсен, Лоренс Питер ван де Шпигель , Адрианус с-Гравезанде и Якобус Эрмеринс. Все они очень интересовались историей Зеландии и помогали друг другу в поиске источников для своей работы. [ 15 ]

Позже, в 1770-х годах, Йона стала известна за пределами Зеландии. В 1771 году он был указан кандидатом в Дордрехт. [ 16 ] В 1773 году псалмы, стихи и мелодию которых должен был переложить Питер Датин в 1566 году, были обновлены церковной комиссией, назначенной правительством. В 1774 году Иона анонимно опубликовал книгу, в которой хвалил работу комиссии. [ 17 ]

Йоны «Historie van het verbond en de smeekschriften der Nederlandsche edelen» (история союза и просьб голландской знати) была его выдающимся произведением. Его отец уже начал исследование этого предмета в 1757 году и оставил рукопись, однако это, несомненно, работа Ионы. Он очень богат деталями и уделяет большое внимание использованию источников. [ 18 ] К 1918 году это все еще было актуально. [ 19 ]

В августе 1776 года Ионе предложили должность министра в Гронингене. Оно сопровождалось обещанием, что он будет назначен профессором Гронингенского университета на первую вакансию. Зеланду удалось удержать его во Флиссингене, предложив ему оплачиваемую должность провинциального историка. [ 16 ] В 1776 году Йона также стал вторым секретарем Королевского научного общества Зеландии.

В октябре 1778 года во Флиссингене произошло жестокое гражданское неповиновение, направленное против решения разрешить создание в городе римско-католической церкви. Штатгальтер подавил его, отправив часть армии и арестовав лидеров восстания. [ 20 ] В этом конфликте Йона поддержал правительство, с которым он был так тесно связан. Затем большая часть его прихода отвернулась от него, что привело к серии очень тихих служб. [ 21 ]

Профессор в Мидделбурге

[ редактировать ]
Новая церковь в Мидделбурге

В августе 1779 года Йона был назначен профессором философии и национальной истории в гимназии Мидделбурга. 15 марта 1780 года он был принят в Новую церковь с Oratio de praestantia et dignate historiae Batavae или «Выдающиеся достижения и достоинство национальной истории». [ 8 ] Зарплата Йоны составляла 600 гульденов. [ 22 ]

Летом Йона давала четыре урока в неделю, зимой больше. Время от времени он все еще проповедовал в Мидделбурге или окрестных деревнях, но у него больше не было должности министра. Он действительно оставался на своем посту в качестве актуариса вечного члена Classis Walcheren реформатской церкви. Все это оставляло много времени для Зеландского общества и его исторических занятий. [ 23 ]

Профессор в Лейдене

[ редактировать ]
Дом Йоны в Лейдене

В марте 1785 года Йона устроился на новую работу в качестве профессора теологии и истории церкви в Лейденском университете за 2750 гульденов в год. В связи с этим назначением Лейденский университет сделал его врачом. За 5000 гульденов Йона купил дом, известный как Рапенбург 52. В 1793 году его племянница Паулина те Уотер (1770–1833) переехала сюда, чтобы заботиться о жене Йоны, у которой было плохое здоровье. [ 24 ]

К моменту прибытия Йоны на богословском факультете Лейдена уже было четыре профессора: консерватор Эгидиус Гиллиссен (1712–1800), Бруэриус Броес (1757–1799) был самым либеральным, а также Каролус Бурс (1746–1814) и Эвальд Холлебек (1719–1796). ) были между ними. [ 25 ] В 1784–1785 годах революционное движение патриотов-тентейдов начало приобретать бурный характер, и в сентябре 1785 года штатгальтер покинул Голландию.

Дело, которое могло обернуться ужасом, заключалось в том, что Иоганн Кристоф Шваб (1743–1821) получил премию Лейденского университета. Шваб прислал философское сочинение, которое теологи сочли деистом . Преподавательский состав отреагировал лишь заявлением, что он не является частью организации, присуждающей премию. В конце концов дело дошло до голосования в сенате, которое богословы проиграли. В марте 1787 года Иона высказал свое возражение, что присуждение премии за работу Шваба противоречит условиям, на которых завещатель , и что эта работа вредна для христианства. ее предоставил [ 26 ]

В сентябре 1787 года прусское вторжение в Голландию восстановило власть штатгальтера Вильгельма V в голландской провинции. В начале 1788 года Ионе было предложено стать ректором , срок полномочий составлял один год. Он отказался, так как считал себя неопытным, но в феврале 1789 года Иона все же согласился. [ 27 ] Год на посту ректора стал ярким событием в карьере Йоны. В последний день штатгальтер и двое его сыновей ужинали в доме Йоны в Рапенбурге. [ 27 ]

Французский период

[ редактировать ]

Французский период привел к созданию Батавской республики в январе 1795 года. Будучи оранжистом, Иона старательно держался подальше от политики и сохранил свой офис в университете. В 1796 году он подарил университету свой портрет работы Николя-Жозефа Делена. В 1800-1801 годах Иона стал ректором университета на второй срок. [ 28 ]

Пороховая катастрофа 1807 года.

12 января 1807 года Лейденская пороховая катастрофа произошла . В центре Лейдена взорвалась баржа с 17 760 кг пороха. Семья Те Уотерс не пострадала, но их дому был нанесен ущерб в размере 1199 гульденов. Известный (но недоказанный) анекдот гласит, что почти полностью глухая жена Йоны наконец что-то услышала и сказала: «Ты что-то сказал, Те Уотер?». [ 29 ]

Йона участвовал в работе множества правительственных комиссий, целью которых было модернизировать структуру церкви и объединить ее с другими протестантскими церквями. В этих комиссиях он пытался сохранить доктрину реформатской церкви и ее основную организацию. [ 30 ]

В 1808 году он был избран членом Королевского института . [ 31 ]


Выход на пенсию

[ редактировать ]

В августе 1815 года вступил в силу закон, по которому все профессора увольнялись в отставку в день их 70-летия, сохраняя при этом зарплату. Йоне в то время было 75 лет, и поэтому в ноябре 1815 года университет объявил, что Йона стал почетным человеком в 1810 году и не имел права на повышение заработной платы на 25%, которое тот же закон предоставил после 30 лет преподавания. В 1816 году Йона также ушел с поста министра в Лейдене. [ 32 ]

Йона считал свой вынужденный выход на пенсию позором. Тем не менее, Йона продолжал преподавать до 80 лет. В 1821 году он получил вознаграждение в размере 700 гульденов, т. е. 25 % своего жалованья. [ 33 ] Некоторым утешением в 1817 году стало то, что Ян Хендрик ван Кинсберген приказал Чарльзу Ховарду Ходжесу написать портреты четырех старейших членов Королевского института. Старый Йона позировал для портрета, и сейчас он висит в Триппенхейсе в Амстердаме. [ 34 ]

Йона те Уотер как историк

[ редактировать ]

Голландская национальная история была страстью Йоны, особенно история ранних этапов Восьмидесятилетней войны . Работы Ионы сосредоточены на трех темах: свобода, Божественное провидение и кальвинизм . [ 35 ]

Иону в основном вдохновляли два историка. Его университетский профессор Петрус Весселинг (см. выше) принадлежал к школе под названием «критическая полиистория» . В религии и политике эта школа была довольно консервативной, но применяла историческую критику . Другим вдохновителем Йоны был Ян Вагенаар (1709–1773). Он пропагандировал написание истории эмпирическим путем, будучи беспристрастным и светским. Вагенаар также использовал историческую критику, но, несмотря на предлагаемую им беспристрастность, он всегда поддерживал точку зрения Голландской государственной партии . Оба историка не рассматривали историю как нормативную науку . [ 36 ]

Традиционная реформатская школа историков использовала национальную историю как часть религии. Большинство из них были министрами. Для них Голландская республика была новым Израилем. Государственники были царями Ветхого Завета, а историки подобны пророкам, которые должны были направить свой народ обратно на правильный религиозный путь. Они описывали события, показывая, как Бог помог и спас Республику в прошлом. Эта школа продемонстрировала тенденцию к более критичному отношению к источникам, при этом твердо придерживаясь своего взгляда на мир. Оно всегда поддерживало оранжистов. [ 37 ]

Просвещенная . школа истории отвела центральное место человечеству, его амбициям и эмоциям Просвещенные историки хотели охватить большую аудиторию и поэтому писали более читабельные книги без аннотаций. Им нравилось делать выводы из своего повествования. В Голландской республике историки-просветители отличались от своих европейских коллег тем, что концентрировали свое внимание на институциональной истории государств. [ 38 ]

Работа Йоны показывает, где он стоял. Для Йоны Восьмидесятилетняя война была связана с свободой, а не с реформацией. Поэтому он выступал за (политическую) свободу католиков исповедовать свою религию. Это отличало Иону от традиционной реформированной школы. Он также не писал о Нидерландах как о новом Израиле. Однако Йона подчеркнул роль божественного провидения, признав руку Бога во многих деталях, которые привели к маловероятному успеху голландского восстания. [ 39 ]

Йона использовал идею извлечения уроков из истории школы Просвещения. Он отличался от Вагенаара тем, что встал на сторону Вильгельма Безмолвного и подчеркнул роль провидения. Тем не менее он считал Вагенаара национальным историком. [ 40 ]

К концу жизни сам Йона отмечал, что его слава как историка уже падает. Тем не менее его работа продолжала оставаться актуальной благодаря основательным исследованиям, стоящим за ней. [ 41 ]

Избранные работы

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Де Муидж 2008 , с. краткое содержание.
  2. ^ Jump up to: а б Де Муидж 2008 , с. 16.
  3. ^ Вода 1756 .
  4. ^ Де Муидж 2008 , с. 18.
  5. ^ Вода 1761 .
  6. ^ Де Муидж 2008 , с. 20.
  7. ^ Де Муидж 2008 , с. 17.
  8. ^ Jump up to: а б с д Бругманс 1918 , с. 1439.
  9. ^ Де Муидж 2008 , с. 29.
  10. ^ Jump up to: а б Де Муидж 2008 , с. 31.
  11. ^ Jump up to: а б Де Муидж 2008 , с. 40.
  12. ^ Де Муидж 2008 , с. 43.
  13. ^ Де Муидж 2008 , с. 50.
  14. ^ Де Муидж 2008 , с. 52.
  15. ^ Де Муидж 2008 , с. 89.
  16. ^ Jump up to: а б Де Муидж 2008 , с. 54.
  17. ^ Де Муидж 2008 , с. 58.
  18. ^ Де Муидж 2008 , с. 112.
  19. ^ Бругманс 1918 , с. 1440.
  20. ^ Де Муидж 2008 , с. 72.
  21. ^ Де Муидж 2008 , с. 75.
  22. ^ Де Муидж 2008 , с. 237.
  23. ^ Де Муидж 2008 , с. 238.
  24. ^ Де Муидж 2008 , с. 239.
  25. ^ Де Муидж 2008 , с. 247.
  26. ^ Де Муидж 2008 , с. 248.
  27. ^ Jump up to: а б Де Муидж 2008 , с. 249.
  28. ^ Де Муидж 2008 , с. 257.
  29. ^ Де Муидж 2008 , с. 267.
  30. ^ Де Муидж 2008 , с. 298.
  31. ^ «Йона Виллем те Уотер» . Цифровой веб-центр истории науки в Нидерландах . Проверено 3 декабря 2023 г.
  32. ^ Де Муидж 2008 , с. 281.
  33. ^ Де Муидж 2008 , с. 283.
  34. ^ Де Муидж 2008 , с. 285.
  35. ^ Де Муидж 2008 , с. 83.
  36. ^ Де Муидж 2008 , с. 84.
  37. ^ Де Муидж 2008 , с. 85.
  38. ^ Де Муидж 2008 , с. 87.
  39. ^ Де Муидж 2008 , с. 138.
  40. ^ Де Муидж 2008 , с. 140.
  41. ^ Де Муидж 2008 , с. 137.
Библиография
[ редактировать ]

Йона Виллем те Уотер в Энциклопедии Зеландии

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fab530d5b4245bdfaad0c3042bbe3109__1701593580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/09/fab530d5b4245bdfaad0c3042bbe3109.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jona Willem te Water - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)