Педи люди
Таун-Крик-Маунд , место культуры Пи-Ди до контакта в Северной Каролине. | |
Общая численность населения | |
---|---|
Примерно 600 из 1600 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Неизвестный скорее всего Сиуан , [2] возможно, Катаубан [3] | |
Родственные этнические группы | |
Катавба |
Люди Пиди , также Пи Ди и Пиди , были историческим индейским племенем на юго-востоке Соединенных Штатов . Исторически их население было сосредоточено в Пьемонте (современная Южная Каролина) . Считается, что в 17 и 18 веках английские колонисты назвали реку Пи-Ди и регион Пи-Ди в честь этого племени в Южной Каролине. Сегодня четыре признанных государством племени , [4] [5] одна признанная государством группа, [4] и несколько непризнанных групп заявляют о своем происхождении от исторического народа пиди. [6] [7] [8] В настоящее время ни одна из этих организаций не признана Бюро по делам индейцев , при этом индейская нация катавба является единственным признанным на федеральном уровне племенем в Южной Каролине. [4]
Этимология
[ редактировать ]Точное значение имени Педи неизвестно. [1] Имя имеет множество вариаций, иногда его пишут как Pee Dee , PeeDee , Peedee , Peedees , Peadea и Pidee . [9] [10] В ранних испанских источниках имя передается как Вехиди . [3] Среди историков возникли разногласия относительно того, какая орфография является более правильной передачей имени. [10] Традиционно существовало предположение, что один из первых торговцев, Патрик Дейли, вырезал свои инициалы, PD, на деревьях вдоль тропы в окрестностях современной реки Пи-Ди , что привело к нынешнему названию региона и реки, которое потенциально может быть навязано также коренным народам. племени, однако некоторые ученые и писатели не согласились с этой теорией. [10] В начале двадцатого века антрополог Фрэнк Спек предположил, что это название может происходить от катавбанского слова pi'ri , означающего «что-то хорошее», или pi'here , означающего «умный», «эксперт» или «способный». [1]
История предварительного контакта
[ редактировать ]
Культура Пи-Ди — это археологическая культура, охватывающая период с 1000 по 1500 год нашей эры. Он разделен на фазу Бирюза (10:00–12:00), фазу Таун-Крик (12:00–14:00) и фазу Утечки (14:00–15:00). [11] Пи Ди были частью культуры Южных Аппалачей и Миссисипи. [12] который возник в регионе еще в 980 году нашей эры , [13] простираясь до современной Северной Каролины и Теннесси . Они участвовали в обширной торговой сети, которая простиралась от Джорджии до Южной Каролины, восточного Теннесси , а также горных и Пьемонтских регионов Северной Каролины.
К 980 году нашей эры культура Пи-Ди развилась как отдельная культура. [13] и процветал в районе реки Пи-Ди на территории современной Северной и Южной Каролины в доколумбовую эпоху. Например, индейский курган Таун-Крик на западе Северной Каролины был заселен примерно с 1150 по 1400 год нашей эры. [12]
Индийский курган Таун-Крик в округе Монтгомери, Северная Каролина, является протоисторическим памятником культуры Пи-Ди. [14] Обширные археологические исследования, проводившиеся в течение 50 лет с 1937 года на индейском кургане Таун-Крик и на территории деревни в западной части Северной Каролины, недалеко от границы с Южной Каролиной, позволили лучше понять их культуру. [15] Курган и деревня были признаны национальным историческим памятником .
История
[ редактировать ]Около 1550 года пиди мигрировали из нижнего течения реки Пи-Ди на Атлантической прибрежной равнине в верховья реки Пи-Ди в Пьемонте и оставались там около столетия. Они вытеснили местные горные племена, такие как сапони , которые заселили этот регион после ухода пиди. [16] Историк Чарльз М. Хадсон считает, что их миграция могла быть попыткой избежать набегов испанских рабов на побережье Южной Каролины. Эти Пиди 16-го века практиковали уплощение головы , как и соседний Уокшоу . [17] В 1567 году испанские исследователи встретили деревню Вехиди на реке Пи-Ди, которая, как полагают, была поселением Пиди. [18]
В 1600 году население народа педи оценивалось в 600 человек. [19] Европейцы, в основном с Британских островов, начали массово селиться в Южной Каролине в 17 и начале 18 века. В 1716 году англичане основали торговый пост в Эуэни или Соки для торговли с педи и ваккамо . говорящие на виньяу мигрировали и алгонкинском языке, Индейцы мыса Страх, с Атлантического побережья вверх по реке Пи-Ди к торговому посту. [19] [20]
В 1711 году Тускарорская война . в Северной Каролине вспыхнула [21] и племена Южной Каролины присоединились к боевым действиям. В 1712 году воины-педи вместе с индейцами сарау , саксапахо , виньяу и мыса Страх служили в роте британского капитана Джона Булла. [20] сражаться вместе с британцами против Тускароры и помочь победить их. В результате большая часть тускарора покинула этот район и мигрировала на север, достигнув современного Нью-Йорка и Онтарио, чтобы присоединиться к родственной Конфедерации племен хауденосауни ирокезов . [21]
В 1715 году английские картографы зафиксировали деревню Пиди на западном берегу центрального течения реки Пи-Ди. [22]
Политические отношения, сформировавшиеся между педи и другими племенами в этом районе, переросли в их союзы во время войны Ямаси . Война Ямаси 1715–1717 годов привела к серьезным изменениям среди юго-восточных племен . Историк Уильям Джеймс Риверс писал в 1885 году, что педи вместе со многими другими племенами были «полностью истреблены». [23] Однако некоторые выжившие, возможно, нашли убежище у говорящих на сиуанском языке катавба , которые жили недалеко от границы Южной и Северной Каролины. [23]
В 1737 году племя педи обратилось в Южную Каролину с просьбой предоставить им участок земли для проживания. Они вместе со своими двоюродными братьями из Натчеза были переселены на территорию площадью 100 акров (0,40 км2). 2 ) посылка, предоставленная Джеймсом Коучменом в 1738 году. [ нужна ссылка ] Эта земля находилась в округе Беркли , вдоль реки Эдисто . [ нужна ссылка ]
В 1740-х годах педи, наряду с индейцами Сара, Ючи, Натчез и Кейп-Фир, были известны английскими поселенцами из Южной Каролины как «поселенческие индейцы». [24] Антропологи Джеймс Муни и Джон Р. Суонтон писали, что в 1744 году натчезы и пиди напали и убили несколько жителей катавбы. [19] поэтому катавба вытеснила их в европейские поселения. Муни писал о пиди, что «в 1746 году они и сара упоминаются как два небольших племени, которые долгое время были объединены с катавбой. Однако они были беспокойны из-за этой связи, и снова губернатору Глену пришлось вмешаться, чтобы предотвратить их разделение. ." [22] Как и соседние племена той эпохи, педи владели афроамериканскими рабами. [22]
В 1751 году на межплеменной конференции в Олбани, штат Нью-Йорк, пиди были записаны как небольшое племя, живущее среди европейских колонистов. [25] В 1752 году послы Катавбы призвали пиди поселиться вместе со своим племенем. [22] Губернатор Джон Глен разговаривал с лидером Катавбы королем Хейглером 29 мая 1755 года и сказал, что Южная Каролина «убедила Чарро, Ваккамау и некоторых Педи присоединиться к вам [Катавба]». Когда чероки убили людей пиди и ваккама в 1755 году, они все еще жили в европейских поселениях. [26] Это упоминание 1755 года было предпоследним историческим свидетельством народа пиди. [27] до 20 века.
Суонтон писал: «В 1808 году белые соседи вспомнили, как на их старых территориях жили около 30 индейцев Пиди и Кейп-Фир». [28] но «в 1808 году племена Педи и Кейп-Фир были представлены одной женщиной-полукровкой». [19] [29]
Язык
[ редактировать ]Язык педи вымер к 19 веку. Никаких слов этого языка зафиксировано не было, но лингвисты подозревают, что это мог быть восточно-сиуанский язык . [19] Покойный лингвист Блэр А. Рудс считал, что пиди, возможно, был катавбанским диалектом. [3]
Признанные государством юридические лица
[ редактировать ]Штат Южная Каролина признал четыре признанных государством племени и одну признанную государством группу, которые идентифицируют себя как потомки пиди. [4] Признанные государством племена:
- Пи Ди, индейская нация Верхней Южной Каролины, [4] [29] Литл-Рок, Южная Каролина [4] (признано государством в 2005 г.), 532 члена (2008 г.), проживающих в основном в Диллон и Мальборо ; округах [29]
- Индийское племя Пи Ди из Южной Каролины, [4] МакКолл, Южная Каролина [4] (признано государством в 2006 г.).
- Индийское племя Бивер-Крик (также известное как индейцы Бивер-Крик), [30] Салли, Южная Каролина [4] (признано государством в 2006 г.).
- Индийская организация Санти , которая претендует на наследие Педи в дополнение к Санти , [5] Холли Хилл, Южная Каролина [4] (признано государством в 2006 г.).
Единственная признанная государством группа:
- Пи Ди, индийская нация Бивер-Крик, [4] Низес, Южная Каролина [4] (признано государством в 2007 году).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Суонтон, Джон Р. (2007). Индейские племена Северной Америки . Вашингтон, округ Колумбия: Генеалогическая издательская компания. п. 97. ИСБН 9780806317304 . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Суонтон, Джон Рид (1952). Индейские племена Северной Америки . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. п. 97. ИСБН 9780874740929 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рудс, Блэр А.; Блумер, Томас Дж.; Мэй, Дж. Алан (2004). «Катавба и соседние группы». Справочник североамериканских индейцев . 14 Юго-восток: 317.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Федеральные и государственные образования коренных американцев» . Комиссия Южной Каролины по делам меньшинств . Архивировано из оригинала 14 августа 2016 года . Проверено 12 августа 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Гордон, Кей (6 января 1983 г.). «Санти» . Рекорд Колумбии . Том. 86, нет. 220. Газеты.com . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ «Индейское наследие племен, признанных федеральным и штатом» . Департамент архивов и истории СК . Штат Южная Каролина . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ «Признанные индейские образования Южной Каролины» . Комиссия Южной Каролины по делам меньшинств . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Паундс, Кейт А. (12 июня 2016 г.). «Не племенная община» . Т&Д . «Таймс» и Демократ . Проверено 12 августа 2016 г. .
- ^ Муни, Джеймс (1894). Сиуанские племена Востока . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. стр. 76–77 . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Нойффер, Клод; Нойффер, Ирен (2020). Правильное произношение имен Южной Каролины . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. п. 113. ИСБН 978-1-64336-061-4 . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Вудлендский и Миссисипский периоды в Северной Каролине» . Археология Северной Каролины . Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, Исследовательские лаборатории археологии. 2010 . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Каннингем, Сара Л. (3 мая 2010 г.). «Биологический и культурный стресс в поселении в Южных Аппалачах, штат Миссисипи: Индийский курган Таун-Крик, гора Галаад, Северная Каролина» (PDF) . Государственный университет Северной Каролины . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лесной и Миссисипский периоды в Северной Каролине: Поздний лесной массив Южного Пьемонта» . Археология Северной Каролины . Исследовательские лаборатории археологии, UNC . Проверено 24 марта 2012 г.
- ^ «Индейский курган Таун-Крик: культура Пи-Ди» . Исторические места Северной Каролины . Департамент культурных ресурсов Северной Каролины. 6 октября 2015 г. Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ «Индейский курган Таун-Крик: наследие американских индейцев». Архивировано 29 января 2015 г. в Wayback Machine , исторические места Северной Каролины, 2012 г., по состоянию на 22 апреля 2014 г.
- ^ Хадсон (1970), 16–17, 26
- ^ Хадсон (1970), 16–17
- ↑ Рудес, Блюмер и Мэй, 302 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Суонтон 97
- ^ Перейти обратно: а б Рудес, Блюмер и Мэй 310
- ^ Перейти обратно: а б Рудес, Блюмер и Мэй 308
- ^ Перейти обратно: а б с д Муни 77
- ^ Перейти обратно: а б Хадсон (1970), 42 года
- ^ Хадсон (1970), 47
- ^ Хадсон (1970), 47-48
- ^ Суонтон 101
- ↑ Райдс, Блюмер и май 311 г.
- ^ Суонтон 75
- ^ Перейти обратно: а б с Кевин Сметана, «Индийская нация Пи-Ди может получить федеральное признание» , SC Now Morning News, 21 июня 2008 г. (по состоянию на 12 августа 2016 г.).
- ^ Холлеман, Джоуи (28 января 2006 г.). «Три индейских племени ЮК завоевывают признание» . Штат (Колумбия, Южная Каролина) . Том. 115, нет. 38. Газеты.com . Проверено 6 января 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коу, Джоффр Лэннинг (2009). Индийский курган Таун-Крик: наследие коренных американцев . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-0807844908 .
- Рудс, Блэр А.; Блумер, Томас Дж.; Мэй, Дж. Алан (2004). «Катавба и соседние группы». Справочник североамериканских индейцев . 14 Юго-восток: 317.
- Хадсон, Чарльз М. (1970). Нация катавба . Афины, Джорджия: Университет Джорджии. ISBN 978-0-8203-3133-1 .
- Муни, Джеймс (1894). Сиуанские племена Востока . Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография. ISBN 9780217106078 .
Муни Пи Ди Сиуан.
- Суонтон, Джон Рид (1952). Индейские племена Северной Америки . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт (перепечатано Geneaological Press). ISBN 9780806317304 .
- Уорд, Х. Трэвик (1999). Время до истории: археология Северной Каролины . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0807847801 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Индийское племя Пи Ди из Южной Каролины , признанное государством
- Племя индейцев педи , языки коренных американских индейцев
- 3-D модель керамического горшка культуры Пи-Ди , городок Таун-Крик, 1150–1400 гг. Н. Э., Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл
- Коренные народы Юго-Восточных Лесов
- История коренных американцев Северной Каролины
- История коренных американцев Южной Каролины
- Индейские племена в Южной Каролине
- История Северной Каролины до образования штата
- История Южной Каролины до образования штата
- Культура Южных Аппалачей и Миссисипи
- Незарегистрированные языки Северной Америки