Интерпассивность
В медиаисследованиях ; интерпассивность — это явление, при котором произведение искусства или технология действует от имени аудитории или пользователя это противоположность интерактивности . Значение термина интерпретировал главным образом (на немецком языке) Роберт Пфаллер в 1996 году, [ 1 ] и его быстро занял Славой Жижек . [ 2 ]
Происхождение термина
[ редактировать ]Пфаллер взял этот термин на симпозиуме 1996 года в Линце под названием Die Dinge lachen an unserer Stelle (перевод: «Вещи смеются у нас»); статью под названием «Um die Ecke gelacht» (перевод: «Смеялся за углом») в том же году он опубликовал в журнале Falter . [ 3 ] [ 4 ] Эти названия отсылают к одному из основных примеров интерпассивности Пфаллера, консервированному смеху : смех смеется вместо зрителя.
Хотя Пфаллер переосмыслил этот термин, он явно обязан более длительной концептуальной истории. На своем семинаре по этике психоанализа 1959-60 годов французский психоаналитик Жак Лакан утверждал, что в «Греческой трагедии» чувствует хор себя (эмоционально) на месте публики; Следуя этому пониманию, в своей книге 1989 года «Возвышенный объект идеологии » Жижек утверждал, что консервированный смех является точным современным аналогом хора. В этот момент Жижек называет это явление «объективным статусом убеждения», при котором внешний объект верит/чувствует/смеется от имени субъекта, оставляя субъекта внутренне свободным от ответственности. [ 5 ]
Значение и примеры
[ редактировать ]Книга «Интерпассивность: эстетика делегированного удовольствия». Роберта Пфаллера [ 6 ] Самый авторитетный источник по теме. Роберт Пфаллер развивал эту теорию с 1996 года. [ 7 ] учет разнообразных культурных явлений, в которых делегирование потребления и удовольствия занимает центральное место, ответы на такие вопросы, как «Почему люди записывают телепрограммы, а не смотрят их?» «Почему некоторые выздоравливающие алкоголики рады позволить другим людям пить вместо них?» и «Почему вместо верующих могут молиться ритуальные машины?»
Пример интерпассивности, приведенный Жижеком в его книге « Как читать Лакана» , использует видеомагнитофон для иллюстрации этой концепции. Видеомагнитофон записывает фильм (вероятно, его можно будет посмотреть позже). Однако Жижек утверждает, что, поскольку видеомагнитофоны могут записывать, люди, у которых они есть, смотрят меньше фильмов, потому что они могут их записывать и иметь под рукой. Видеомагнитофон осуществляет просмотр фильма, поэтому владелец видеомагнитофона может не смотреть фильм. Жижек использует видеомагнитофон, чтобы продемонстрировать роль большого другого в интерпассивности. Видеомагнитофон, как и стандартный смех в шоу, действует как инструмент, взаимодействующий сам с собой, поэтому зритель не может смотреть шоу.
Пфаллер, профессор философии Университета искусств и дизайна Линца , разработал теорию интерпассивности в области культурных исследований и психоанализа . [ 8 ] [ нужен лучший источник ] . Он также получил награду за лучшую книгу по психоанализу 2014 года от Американской психоаналитической ассоциации. [ 9 ] за книгу «О принципе удовольствия в культуре: иллюзии без владельцев» , [ 10 ] который также включает обсуждение концепции интерпассивности. Юха Суоранта и Тере Ваден , работая на основе идей Пфаллера и Жижека, подчеркивают потенциальную возможность интерпассивности превратиться «в негатив, когда иллюзорная интерактивность порождает пассивность». [ 11 ]
В своей книге «Капиталистический реализм британский философ Марк Фишер исследует широко распространенное влияние неолиберальной идеологии на массовую культуру, в частности, как «раз за разом злодеем в голливудских фильмах оказывается «корпорация зла». » , этот жестовый антикапитализм фактически усиливает его». В книге он продолжает использовать фильм Disney/Pixar 2008 года «ВАЛЛ-И» , где Земля представляет собой заваленную мусором пустошь из-за экоцида , вызванного безудержным потребительством, корпоративной жадностью и пренебрежением к окружающей среде. [ 12 ] как его яркий пример. Фишер утверждает: «Такой фильм, как «Валл-И», иллюстрирует то, что Роберт Пфаллер назвал «интерпассивностью»: фильм демонстрирует нам наш антикапитализм, позволяя нам продолжать безнаказанно потреблять». [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пфаллер, Роберт. «20 лет интерпассивности» . Архивировано из оригинала 14 октября 2022 года . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Жижек, Славой (2008). Чума фантазий (2-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Оборотная сторона. п. 144 и далее.
- ^ Пфаллер, Роберт. «20 лет интерпассивности» . Архивировано из оригинала 14 октября 2022 года . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Жижек, Славой (2008). Чума фантазий (2-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Оборотная сторона. Мистер. 144.
- ^ Жижек, Славой (1989). Возвышенный объект идеологии . Лондон и Нью-Йорк: Оборотная сторона. стр. 34–35.
- ^ Пфаллер, Роберт (2017). Интерпассивность: эстетика делегированного удовольствия . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. https://edinburghuniversitypress.com/book-interpassivity.html . ISBN 9781474422932 .
- ^ «20 лет интерпассивности» . Персональный сайт Роберта Пфаллера . Архивировано из оригинала 14 октября 2022 года . Проверено 12 июня 2017 г.
- ^ Роберт Пфаллер, Иллюзии других, Франкфурт: Зуркамп, 2003 г.
- ^ «НАГРАДЫ» . Персональный сайт Роберта Пфаллера . Проверено 12 июня 2017 г.
- ^ Пфаллер, Роберт (2014). О принципе удовольствия в культуре: иллюзии без владельцев . Лондон: Версо. ISBN 9781781681749 . Проверено 12 июня 2017 г.
- ^ Юха Суоранта и Тере Ваден (2010). Wikiworld , Плутон Пресс, стр. 133.
- ^ Наринэ, Анил (2015). «Любовь во времена экоцида, экологической травмы и комического облегчения в ВАЛЛ-И Эндрю Стэнтона». Экотравматический кинотеатр . Рутледж продвигается в области киноведения. Нью-Йорк, Лондон: группа Рутледжа Тейлора и Фрэнсиса. ISBN 978-1-138-79139-8 .
- ^ Фишер, Марк (2009). Капиталистический реализм: нет ли альтернативы? . Ноль книг. п. 12.