Бриддхи Лакшми
Бриддхи Лакшми | |
---|---|
Королева-консорт Бхактапура | |
Предшественник | Вишва Лакшми |
Преемник | Должность упразднена |
Королева-регент Тими и Банепы | |
Срок владения | ок.1740 — ок.1742 г. |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Должность упразднена |
Рожденный | Неизвестный Беттия , Беттия Радж (ныне Бихар , Индия ) |
Умер | Неизвестный Королевство Бхактапур , Непал (ныне провинция Багмати , Непал ) |
Супруг | Ранаджит Малла (м. 1712) |
Проблема | Бира Нарасингха Малла (Девендра Малла) |
Религия | индуизм |
Подпись | ![]() |
Бриддхи Лакшми ( непальский Бхаса : 𑐰𑐺𑐡𑑂𑐢𑐶𑐮𑐎𑑂𑐲𑑂𑐩𑐷 ) — королева-консорт Королевства Бхактапур (современный Бхактапур ), первая жена Ранаджита Маллы и известный поэт на неварском языке . [ 1 ] В течение короткого периода она и ее двухлетний сын также были монархами независимых Тими и Налы . [ 2 ] Сегодня ее больше всего помнят за сочиненные ею песни и стихи, некоторые из которых до сих пор поются традиционными группами Дафа в Тими . [ 3 ]
Она родилась в благородной семье в Беттиа , на территории современной Индии , и у нее был брат по имени Мурари Райя. [ 4 ] был отправлен посланник, В 1712 году из Бхактапура чтобы забрать ее в королевство и выдать замуж за тогдашнего наследного принца Ранаджита Маллу . Хотя население королевства ее очень любило, во дворце она оказалась более изолированной. Не сумев обеспечить наследника мужского пола, ее заменила Джая Лакшми, любимая наложница Ранаджита Маллы . К тому времени, когда она родила Девендру Маллу, старший сын Джаи Лакшми уже достиг зрелости. [ 5 ] Люди в королевстве хотели, чтобы ее новорожденный стал наследным принцем, поскольку она была супругой королевы, однако Джая Лакшми, обладавшая значительной властью во дворце, была против этой идеи, и поэтому она оказалась в опасной ситуации. После того, как ее последователи во дворце были убиты один за другим, она бежала в Тими со своим маленьким сыном, и население Тими вскоре после ее прибытия объявило Тими независимым государством от Королевства Бхактапур , а ее сын - своим сувереном. [ 6 ]
Она была плодовитым поэтом и автором песен на неварском языке . Однако сегодня сохранились только шесть ее произведений, которые сохранились традиционными певческими группами в Тими . [ 3 ] Ее стихотворение " 𑐎 𑐏 𑐫𑐵 𑐩𑑂𑐫𑐾 » ( ka kha yā mye ), которое она сочинила, когда безопасность ее и ее младенца была поставлена под угрозу во дворце, считается одним из величайших произведений на неварском языке . [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]отправил посланника во главе с Бхайравой Маллой и Вирой Джоши В ноябре 1711 года Бхупатиндра Малла в Беттию , чтобы доставить Бриддхи Лакшми в Бхактапур . [ 7 ] Книга расходов их путешествия пока является единственным источником информации о ранней жизни Бриддхи Лакшми. В расходной книге ее имя не упоминается и она упоминается как « канья », термин, используемый для обозначения незамужней девушки. [ 8 ] Однако в книге упоминается имя ее брата, Мурари Райя. [ 9 ] Согласно книге, Бридхи Лакшми не принадлежал к царскому происхождению. [ 8 ]
К февралю 1712 года посланник вернулся в Бхактапур вместе с Бриддхи Лакшми и ее братом Мурари Райем, которые сопровождали его сестру, но вернулись после того, как они благополучно прибыли в Бхактапур . [ 10 ] Бриддхи Лакшми вышла замуж за наследного принца Ранаджита Маллы через восемь месяцев после ее прибытия, в первый день картика вади 833 года н. э. (октябрь – ноябрь 1712 г.). [ 9 ]
Кризис преемственности
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Ранаджит Малла , взошедший на трон после смерти своего отца в мае 1722 года, имел много наложниц, и одна наложница, Джая Лакшми, вскоре стала фавориткой короля. [ 11 ] Джаяласхми родила принца Аджитасимху Маллу, который согласно религиозному документу 1728 года был объявлен наследным принцем. [ 11 ] Десять лет спустя, в июне 1738 года, Бриддхи Лакшми родила принца в Тими . [ 12 ] Поскольку Бриддхи Лакшми была королевой-супругой Ранаджита Маллы , люди его королевства и его главный министр поддержали ее сына, и по их совету Ранаджит Малла объявил сына Бриддхи Лакшми наследным принцем, что побудило Аджитасимху Маллу и его мать Джаялакшми поднять мятеж в дворец. [ 11 ] Тем временем Бриддхи Лакшми установила надпись на медной пластине в храме в Бхактапуре в ознаменование этого события, которая является старейшим документом, содержащим имя Бриддхи Лакшми и в котором упоминается имя ее сына как Вира Нарасимха Малла. [ 11 ]
Перелет в Тими
[ редактировать ]Джаялакшми и ее сын продолжили мятеж во дворце, требуя повторно назначить Аджитасимху Маллу наследным принцем. Поскольку она была фавориткой короля, ее поддерживали почти все во дворце , и она, используя свою силу, один за другим убила немногих сторонников Бриддхи Лакшми во дворце. [ 11 ] Отец Кассино, миссионер-капуцин , который находился в Бхактапуре во время этого кризиса, написал в своем дневнике: «Королева (Бриддхи Лакшми) не могла оставаться в мире в месте, где ее враг (Джаялакшми) обладал всей властью». Опасаясь за свою жизнь и жизнь своего сына, Бриддхи Лакшми сбежала из дворца в 1740 году с помощью министра и укрылась в городе Тими . [ 6 ] В своем стихотворении ka kha yā mye Бриддхи Лакшми написала: «Из-за ссоры меня оскорбили в собственном доме; я чувствую себя Дамаянти без ее любимой Налы , я чувствую себя одиноким цветком чампак без шмелей ; будучи неспособной к любой обман, я пал». [ 13 ]
По словам отца Кассино, Бриддхи Лакшми был хорошо принят жителями Тими и вскоре после этого объявил сына Бриддхи Лакшми своим правителем. [ 2 ] Бриддхи Лакшми установила надпись на медной пластине в храме Тими в Балкумари , датированную 860 годом н.э. (1740 г. н.э.), где она упоминает, что нашла убежище в Тими вместе с Сахебджу . [ 6 ] [ а ] Вскоре другие города королевства , такие как Нала, последовали за Тими начались мятежи против Ранаджита Маллы , и по всему королевству . Чтобы разрешить кризис мирным путем, Ранаджит Малла созвал 26 апреля 1742 года генеральный совет народа, согласно которому он разрешил любому жителю королевства войти в его дворец и получил разрешение свободно выражать свое мнение непосредственно своему королю. [ 2 ] Отец Кассино, ставший свидетелем этого события, записал в своем дневнике следующее:
«Поэтому Ранаджит Малла созвал генеральный совет народа 26 апреля 1742 года. На собрании они должны были «свободно выразить свои чувства и высказать мнение». Все они пришли в один из 12 дворов королевского особняка. был вечер и кругом было темно. тех, кто входил внутрь, охрану убрали. Любой, кто хотел высказать свои чувства, мог войти без каких-либо препятствий. Все они закрывали лица, чтобы скрыть свою личность, и говорили наигранным тоном, чтобы этого не было. Некоторые ругали этого человека, даже обзывали его, другие угрожали ему ужасными последствиями, а еще некоторые предлагали то, что можно было бы назвать простым советом. Это продолжалось до тех пор, пока не прошел час после полуночи, и собравшиеся не разошлись. Король отложил вынесение приговора до следующего. день. Ночной совет, который тогда проводился, собирался редко. Оно состоялось только тогда, когда большое количество людей почувствовало недовольство правителем». [ 2 ]
Судя по всему, после совета Ранаджит Малла сам отправился в Тими, чтобы утешить свою королеву и разрешить конфликт, однако неясно, что произошло потом, поскольку четких источников обнаружено не было. [ 15 ] Отец Кассиано в своем дневнике написал, что Бриддхи Лакшми оставила Тими с сыном в праздничный день и отправилась в Джая Пракаш Малла , чтобы укрыться. [ 6 ] Историки не уверены, что случилось с Бриддхи Лакшми впоследствии; ее следующий источник датирован почти двумя десятилетиями позже события, произошедшего в 871 году н. э. (1750 г. н.э.), на основе двух каменных надписей, которые она установила в Банепе , касающихся того, что она построила общественное убежище ( Непал Бхаса : пхалка ) и деревянный мост в городе. . [ 16 ] Это ее последний источник, и неясно, что случилось с ней и ее сыном потом.
Дети
[ редактировать ]Бриддхи Лакшми родила мальчика в июне 1738 года в Тими . Надпись на медной пластине, которую она установила в храме Брамхани в Бхактапуре два года спустя, упоминает имя ее сына как Вира Нарасимха Малла. [ 11 ] Вира Нарасимха Малла — это также имя, которое появляется в каменной надписи 1752 года ( NS 873), где говорится, что он правил королевством вместе со своим отцом. [ 16 ] Однако в стихах Бриддхи Лакшми 1740–1742 годов имя ее сына упоминается как Дхана сахеба (« Принц Дхана» ). [ 13 ] в то время как в ее Банепа надписи упоминается имя ее сына как Девендра Малла. [ 16 ] Точно так же имя Девендры Маллы также появляется в качестве дарителя барабана Таледжу, , в богине -покровительнице Маллас 1754 году. [ 17 ] : 79 Историк Дхаубхадель, цитируя ее надпись на медной пластине Брахмани, предполагает, что все три имени: Вира Нарасимха, Девендра и Дхана относятся к одному и тому же человеку. [ 11 ]
Между 1750 и 1754 годами Бриддхи Лакшми и ее сын Вира Нарасимха появляются в качестве дарителей различных церемониальных предметов в храмах Бхактапура. В 1751 году ( NS 872) они пожертвовали статуэтки различных божеств буддийскому храму в Бхактапуре, где в надписи упоминается сын Бриддхи Лакшми как дхана джуджу («Царь Дхана»). [ 18 ] Точно так же дуэт также пожертвовал золотую и серебряную утварь храму Барахи и Бхайравы в Бхактапуре , а в надписи на утвари в качестве дарителей упоминаются Бриддхи Лакшми и ее сын Девендра Малла. [ 18 ]
Смерть
[ редактировать ]Неясно, как и когда умерли Бриддхи Лакшми и ее сын. Надпись из Банепы, датируемая 1750 годом, гласит, что Бриддхи Лакшми и ее сын построили в городе деревянный мост. [ 16 ] Ее сын, Вира Нарасимха Малла, упоминается в надписи 1752 года как соправитель королевства со своим отцом. Однако оба их последних источника относятся к марту 1754 года ( NS 874 Чайтра ), когда они появляются в качестве дарителей серебряной и золотой утвари храму Бхайравы в Бхактапуре . [ 18 ] Что с ними случилось потом, неясно.
Точно так же в начале 1754 года Ранаджит Малла установил на Золотых воротах две надписи на золотых пластинах , которые он заказал. Обе надписи не упоминают Виру Нарасимху и его мать Бриддхи Лакшми; однако в нем упоминается Джая Лакшми как жена Ранаджита Маллы. [ 17 ] : приложение 15
Согласно местному фольклору, Вира Нарасимха Малла был убит. [ 19 ]
В культуре
[ редактировать ]Стихи, которые Бриддхи Лакшми написала, когда она нашла убежище в Тими, до сих пор поют традиционные певческие группы Дафа города. [ 1 ]
27 ноября 2023 года была выпущена песня Nepal Bhasa , написанная Дургой Лал Шрестхой , предметом которой стали романтические отношения между Ранаджитом Маллой и Бридхи Лакшми до их свадьбы, но после ее прибытия в Бхактапур из Беттии . [ 20 ] В музыкальном клипе Ранаджита Маллу сыграла Карма Шакья , а Бриддхи Лакшми сыграла Роджина Сувал. [ 21 ]
Галерея
[ редактировать ]Ниже приведены рукописные листы, содержащие ее стихотворения «Ка кха йа мье» и «Таледжу бхайрава бихуне бардана» :
-
Первая страница ка ха йа мье
-
Вторая страница ка ха йа мье
-
Страница 3 за 2013 год
-
Четвертая страница ка ха йа мье
-
Пятая страница ка ха йа мье
-
Последняя страница ka kha yā mye , taleju bhairava начинается со строки 3.
-
Вторая страница Таледжу Бхайравы
-
Последняя страница Таледжу Бхайравы
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Сахебджу , происходящее от персидского слова «господин», — титул, присваиваемый наследнику во времена династии Малла . [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Туладхар, Прем Шанти (2000). Непал Бхаса Литература и история (на невари). Непальская академия Бхаса. п. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с д Регми 2007 , с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б с Туладхар, Прем Шанти (2000). Непал Бхаса Литература и история (на невари). Непальская академия Бхаса. п. 54.
- ^ Баджрачарья 1989 , с. 1.
- ^ Дхаубхадель 2020 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с д Регми 2007 , с. 248.
- ^ Баджрачарья 1989 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Баджрачарья 1989 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Баджрачарья 1989 , с. 7.
- ^ Баджрачарья 1989 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дхаубхадель 2020 , с. 33.
- ^ Регми 2007 , с. 246.
- ^ Перейти обратно: а б Вайдья 2001 , с. 125.
- ^ Ваджрачарья, Гаутама (1964). «Невари Бхасама Фараси Араби Ади Мусалмани Бхасако Прабхава» [Влияние арабского и персидского языков на неварский язык] (PDF) . Пурнима (на непальском). 1 (1): 33–41.
- ^ Дхаубхадель 2020 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Регми 2007 , с. 249.
- ^ Перейти обратно: а б Вайдья, Туласи Рама (2002). Бхактапур Радждарбар . Центр Непала и азиатских исследований Университета Трибхувана. ISBN 978-99933-52-17-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дхаубхадель 2020 , с. 36.
- ^ Праджапати, Шриджана (июнь 2024 г.). «Дом Маллакалины в Бхактапуре « Семь зданий династии Малла из Бхактапура] . Университет Трибхувана (на непальском языке).
- ^ «Песня Сатьянараяна Манандхара «Нгепа Джхьяя Дарбар» становится все популярнее . Кэт Новости . 24 ноября 2023 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2024 года . Проверено 29 августа 2024 г.
- ^ К. К. Манандхар, Раджани (23 ноября 2023 г.). Ньеньяппа Джхья: О Дарбар |55 Джхья О Дарбар | Карма | Рожина | Сатья Нараян | Новая песня невари (на языке невари). Архивировано из оригинала 29 августа 2024 года — на YouTube .
Библиография
[ редактировать ]- Баджрачарья, Чунда (1989). Ранаджита Маллайя ихипаята бхамча кахвангуйа-дхарахпау (на невари). Рамабхакта Бхомми.
- Дхаубхадель, Ом Прасад (сентябрь 2020 г.). « Ранаджита Малла ра сатбахале раджкумара хару » (PDF) . Бхактапур (на непальском). Том. 286. Муниципалитет Бхактапур. стр. 33–38. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2024 года.
- Вайдья, Джанак Лал (2001). Непал Бхасая Прачин Кавья Шриджана [ История поэзии в Непале Бхаса ] (на невари). Непальская академия . ISBN 99933-50-32-Х .
- Регми, ДР (2007). Средневековый Непал. Часть II . Нью-Дели , Индия : Рупа и Ко, стр. 246–248. ISBN 978-8129110985 .