Площадь Бхактапур Дурбар
Площадь Бхактапур Дурбар | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хвопа Лайеку ( Невар ) | |||||||||||||
![]() Общий вид центральной части площади перед землетрясением 1934 года . | |||||||||||||
![]() | |||||||||||||
Общая информация | |||||||||||||
Архитектурный стиль | Непальская Архитектура | ||||||||||||
Расположение | Бхактапур , Непал | ||||||||||||
Координаты | 27 ° 40'19 "N 85 ° 25'41" E / 27,672027 ° N 85,428108 ° E | ||||||||||||
Строительство началось | 14 век | ||||||||||||
Владелец | Муниципалитет Бхактапур | ||||||||||||
Веб-сайт | |||||||||||||
https://bhaktapurmun.gov.np/en | |||||||||||||
|
Площадь Бхактапур Дурбар ( Непал, Бхаса : 𑐏𑑂𑐰𑐥 𑐮𑐵𑐫𑐎𑐸 непальский : भक्तपुर दरबार क्षेत्र ) — бывший королевский дворцовый комплекс, расположенный в Бхактапуре . , Непал . На ней жили короли Малла Непала с 14 по 15 века и короли Королевства Бхактапур с 15 по конец 18 века, пока королевство не было завоевано в 1769 году. Сегодня эта площадь признана ЮНЕСКО и находится в совместном управлении Археологического департамента Непал и муниципалитет Бхактапур , и в настоящее время проходит обширную реставрацию из-за ущерба, нанесенного землетрясением 1934 года и недавним землетрясением 2015 года . [1]
Площадь Дурбар — это общее название дворцовой площади Малла можно найти в Катманду и Патане , ее также . Здание в Бхактапуре считалось самым большим и величественным среди трех во время его независимости, но теперь многие здания, когда-то занимавшие площадь, были потеряны из-за частых землетрясений . [2] В период своего расцвета площадь Бхактапур Дурбар имела 99 дворов , но сегодня из них почти не осталось 15 дворов. [2] Площадь потеряла большую часть своих зданий и дворов из-за частых землетрясений, особенно в 1833 и 1934 годах, и лишь немногие из поврежденных зданий были восстановлены.
Подробную информацию и фотографии можно найти по адресу: https://www.bhaktapur.com/ .
Этимология
[ редактировать ]Термин Лаяку ( Непал Бхаса : 𑐮𑐵𑐫𑐎𑐸 ) используется для обозначения любого дворца династии Малла или дворцовой площади. [3] Чтобы отличить ее от дворцовой площади других городов, ее назвали хвопа ( Непал Бхаса : 𑐏𑑂𑐰𑐥 ), неварское имя Бхактапур имеет префикс. Термин Ляку происходит от санскритского слова rājakula, что означает «королевский дворец». [3] термин «Площадь Бхактапур Дурбар» и его непальский Сегодня также широко используется перевод.
Макет
[ редактировать ]Площадь Дурбар в Бхактапуре когда-то была укреплена и занимала очень большую площадь. [3] После того, как Бхактапур потерпел поражение от войск Горхали, дворцовая площадь пришла в запустение, а землетрясения 1833 и 1934 годов уменьшили площадь до нынешних размеров. [4] Бывшая дворцовая территория использовалась под правительственные учреждения, школы и частные дома. [4] Как и в Катманду и Патане , на площади Бхактапура Дурбар расположены различные храмы, дворцы и внутренние дворы, построенные в традиционном непальском стиле . [5]
В целом площадь Дурбар разделена на три части в зависимости от ее местоположения: Квату Ляку , что буквально означает «нижняя часть королевского дворца» в Непале. Бхаса , Квату Ляку — самая западная часть дворца, ограниченная Кхаума районом . на западе и район Вьяси на севере. [6] В этой части находятся ворота Льяку Дхвакха , руины Басантапуры и дворца Чаукота , а также копия Чар Дхама . индийского [6]
Дату Ляку буквально означает «средний дворец» и включает в себя основные здания и храмы площади. В этой части находятся два главных королевских дворца: Лум дхвака (или Золотые ворота), которые служат главным входом во внутренние дворы дворца, и несколько храмов. [7] Последняя часть дворцовой площади — Танту Ляку , что буквально означает «верхний дворец». Это наименее сохранившаяся из трех частей, поскольку бывшие дворцы и храмы после разрушения землетрясением в 1833 году были заменены правительственными учреждениями, школами и даже жилые дома. [7]
Памятники
[ редактировать ]Ниже приводится краткое описание дворцов, храмов и других исторических памятников, расположенных на площади, начиная с самой западной части:
Статуи Уграчанди и Уграбхайравы
[ редактировать ]Они расположены в самой западной части площади, рядом с двумя большими каменными статуями львов-хранителей . Они установлены у входа в ныне утраченный Басантапура. дворец [1] [8] Статуя слева изображает Уграчанди, свирепое проявление Чанди , которая сама является свирепым проявлением Парвати , а статуя справа изображает Уграбхайраву, свирепое проявление Бхайравы , которое является свирепым проявлением Шивы . [9] Сегодня эти статуи являются туристической достопримечательностью Бхактапура , а местное правительство описывает их как «шедевры средневековья». [10]
Они были заказаны Бхупатиндрой Маллой и основаны на надписи на постаменте, установленном на Акшая Тритье 1706 года. [11] Недавно об этих статуях появилась мистификация, в которой говорится, что Бхупатиндра Малла отрезал руки ремесленнику, вырезавшему статую Деви, чтобы он не мог повторить ее в Кантипуре или Лалитпуре , а затем продолжил и вырезал статую Бхайравы с ему ноги, после чего и ему отрубили ноги. [12] Хотя между тремя городами действительно шла ожесточенная конкуренция, исторических записей об отсечении руки ремесленника нет. [9] Вполне вероятно, что эти статуи были вырезаны группой под руководством Туласи Лоханкарми, который всего за год до этого вырезал десятифутовую статую Деви для храма Ньятапола . [12] За свою работу Туласи был вознагражден тола золота вместе с зарплатой, когда храм был открыт. [12]
Чар Дхам и храм Кришны
[ редактировать ]
Копия Чар Дхама в Индии была заказана Якшей Маллой в 15 веке с намерением дать старым, слабым и инвалидам гражданам удовлетворение от поклонения Чар Дхаму без необходимости совершать паломничество к этим местам. [13] Храмы в Чар Дхаме включают терракотовый храм Кедарнатх (сродни храму одноименному в Уттаракханде ) и Бадринантх (сродни храму одноименному в Уттаракханде ), купольный храм Рамешвара (сродни храму Раманатхасвами ) и в стиле непальской пагоды. храм Джаганнатхи (сродни храму в Пури ). [6] Среди них храм Джаганнатхи был самым большим и был разрушен во время землетрясения 1833 года, после чего было построено сооружение, напоминающее сарай. [12] В настоящее время ему восстанавливают первоначальную архитектуру. [12] В 1667 году храм Гопинатха Кришны был освящен в непальском стиле, аналогичном храму Дваркадхиш , который заменяет Кедарнатх как один из Чар Дхамов в индийских традициях. [14] Точно так же все пять этих храмов были восстановлены в 18 веке Бхупатиндрой Маллой до нынешнего состояния. [14] Считается, что каждый из четырех храмов стоял по направлению четырех углов крыши храма Гопинатха Кришны. [15] Хотя это верно для трех храмов, купольный храм Рамешвара соединен с планом храма Джаганнатха, хотя говорят, что он стал результатом ремонтных работ 1856 года. [12]
Дворец Нхеканджхья Ляку
[ редактировать ]Название этого дворца — Нхеканджхья Ляку ( Непал Бхаса : 𑐴𑑂𑐣𑐾𑐎𑐒𑐗𑑂𑐫 𑐮𑑂𑐫𑐵𑐎𑐸 ) происходит от решетчатого окна ( jhya было помещено стеклянное стекло ( nhēkan ). ), в котором [16] Окно, которое было потеряно сегодня, было установлено Бхупатиндрой Маллой с намерением продемонстрировать стеклянную панель, которую он получил в подарок от императора Великих Моголов . [17] [18] Дворец также известен под другими названиями, такими как Симхадхваха Ляку ( Непал Бхаса : 𑐳𑐶𑑄𑐴𑐢𑑂𑐰𑐵𑐏𑐵 𑐮𑑂𑐫𑐵𑐎𑐸 ), названный в честь двух больших статуй львов-хранителей (с имха ) и Малатикука Ляку по названию двора к северу от дворца. [19]
Это была главная резиденция королевской семьи Бхактапура . [16] Строительство дворца было завершено в 1698 году ( Непал Самбат 818 г.) во время правления Бхупатиндры Маллы . [20] [21] Нынешний фасад дворца датируется 1856 годом, когда восточная часть дворца была снесена Дхиром Шумшером Рана , который после поездки в Британию построил на ее месте здание в британском стиле под названием « Лал Байтак ». [22] [23] Западная половина дворца также была в некоторой степени изменена в 1856 году, поскольку, хотя интерьеры были построены в британском стиле , на внешнем фасаде все еще сохранились некоторые старые неварские окна, включая решетчатое окно, названное в честь старого дворца. [19] Землетрясение 1934 года разрушило западную половину дворца и его одноименное окно, включая стеклянную панель, а после землетрясения он был бессистемно реконструирован в его нынешнем виде. [23]
Весьма вероятно, что дворец 1698 года представлял собой перестроенную версию ранее существовавшего дворца, который, вероятно, был поврежден землетрясением в 1681 году . [16] [21] Тезка дворца, решетчатое окно со стеклопакетом располагалось прямо над главным порталом на втором этаже. [24] Стекло считалось чрезвычайно редким в Непале даже до первой половины 20 века. [примечание 1] а стеклянную панель оставил Бхупатиндра Малла, чтобы показать ее местным жителям. [24] Это окно часто называют первым использованием стеклянной панели в окне в Непале. [17] И кусок стекла, и само окно были потеряны после землетрясения 1934 года, разрушившего дворец.
находятся два больших каменных изображения Нарасимхи и Ханумана . Рядом с двумя большими каменными львами по обе стороны от главного портала во внутреннюю часть дворца [26] [10] Надпись на постаменте этих статуй датирует их 9 февраля 1698 года и приписывает их Бхупатиндре Малле и его дяде Угре Малле. [27] Бхупатиндра Малла и Угра Малла установили гути и поручили нам мыть эти статуи топленым маслом шесть раз в год в даты, упомянутые в надписи. [27]
За дворцом находится двор Малати чук , который является одним из немногих сохранившихся из 99 дворов королевского дворца. [19] Двор известен набором каменных надписей, созданных Бхупатиндрой Маллой и его отцом Джитамитрой Маллой , которые содержат краткие описания фестивалей, отмечаемых в Бхактапуре . [19] Когда-то во дворе находился золотой водосточник ( хити в Невари ), но его украли. [19] Это хити также было помещено Бхупатиндрой Маллой вместе с позолоченными медными статуями индуистских божеств. [28] [19] К сожалению, украдена и скульптура, украшавшая внутренний двор. [28] одноэтажный храм с позолоченной Бхупатиндра Малла также построил во дворе крышей, который был разрушен во время землетрясения 1934 года и не реконструировался. [28] Во дворе также находился большой рельеф с изображением Барахи и двух других богинь, но в 1957 году он был перенесен в один из закрытых дворов. [29]
Лун Дхвакха (Золотые ворота)
[ редактировать ]
Лум дхвака ( Непал Бхаса : 𑐮𑐸𑑃 𑐢𑑂𑐰𑐵𑐏𑐵 ; Санскрит : 𑐳𑑂𑐰𑐬𑑂𑐞𑐡𑑂𑐰𑐵𑐬 ; что означает «золотые ворота»), служащий входом во внутренние дворы бывшего королевского дворца, был построен между 1751 и 1754 годами Субхакарой, Карунакарой и Ратикарой. [30] Первоначально проект был запланирован в 1646 году Джагаджьоти Маллой двух ювелиров, Гунасимхадеву Ниву и Манадеву Ниву , который привез из Лалитпура . [30] Кузнецы умерли еще до начала проекта, но изготовленная ими модель ворот до сих пор сохранилась, и, судя по всему, проект был отложен, предположительно из-за нехватки золота. [30] Лишь в 1751 году, получив средства от Ранаджита Маллы , их потомки Субхакара, Карунакара и Ратикара начали работу, завершив ее в 1754 году. [30] Сегодня оно считается одним из важнейших произведений непальского искусства. Перси Браун , выдающийся английский искусствовед и историк, описал Золотые Ворота как «самое прекрасное произведение искусства во всем королевстве ; оно расположено как драгоценный камень, сверкающий бесчисленными гранями в красивом окружении своего окружения». [31] К Золотым воротам с обеих сторон прикреплены две неварском языке надписи на Ранаджита Маллы , короля, который заказал ворота. Ворота служат входом в храм Таледжу , богини- покровительницы Маллас , а главная фигура в тимпане изображает антропоморфную форму богини. [32]
Храм Якшасвара
[ редактировать ]Храм Якшашвара часто называют «Пашупати Бхактапура » из-за архитектурного сходства с храмом Пашупатинатх в Катманду . [33] Храм был освящен Карпурой Деви в 1484 году и посвящен ее умершему мужу Якше Малле . [33] Это один из немногих храмов на площади, которому активно поклоняются местные жители. Внутри находится лингам, похожий на лингам храма Пасупатинатх в Катманду. Этот храм также известен своей эротичной деревянной резьбой. [34] К югу от храма находится небольшая святыня, посвященная Аннапурне , которую также часто называют « Гухьешвари Бхактапура». [35]
Храм Ватсала
[ редактировать ]
Есть пять храмов, посвященных различным формам богини-матери Ватсалы ( санскрит : वत्सला, что означает «любящая мать»). [36] ) или Bacchalā ( Непал Бхаса : 𑐧𑐔𑑂𑐕𑐮𑐵 ) в Бхактапуре , четыре из которых находятся на дворцовой площади. Местные жители верят, что богиня Вакчала защищает город от эпидемии , и поэтому все эти храмы были освящены с целью предотвратить ее. [37]
Расположенный в центре Нритья Ватсала ( санскрит : Нритья Ватсала ; Непал Бхаса : Нритья Вакчала ) является самым известным из храмов Ватсала. Изображение богини помещено над изображением Шивы как бога музыки приставка Нритья . , поэтому к названию добавляется [38] Древность этого храма неизвестна, но нынешняя форма храма была построена Бхупатиндрой Маллой . [39] Строительство нынешней формы храма началось примерно в феврале 1715 года, о чем свидетельствует наскальная надпись в карьере к востоку от города , но храм, похоже, существовал до 1715 года. [39] Колокол, висящий на постаменте храма, упоминает, что он был подарен самим Бхупатиндрой Маллой в 1699 году, поэтому вполне вероятно, что храм был реконструирован в 1715 году. [37] началась эпидемия чумы Примерно в то время, когда этот храм реконструировали , в долине Катманду , поэтому некоторые историки полагают, что храм был реконструирован с верой в то, что богиня Вакчала подавит пандемию. [40] Колокол, висящий на постаменте храма, известен как «колокол лающей собаки», поскольку считается, что при звонке звук колокола заставляет собак, находящихся поблизости, начать лаять. [37] Имя Нритья Бакчала редко используется для обозначения храма, вместо этого Лохан дега , что переводится как «каменный храм». чаще используется [36]

Рядом с западной частью площади расположены два храма Ватсала, оба из которых были освящены в 1695 году Джитамитрой Маллой . [40] Храм Сиддхи Ватсала, похожий на Нритья Ватсалу, представляет собой каменный храм и обычно называется Лохан дега , что переводится как «каменный храм». [36] Он посвящен Сиддхи Лакшми, форме Деви , и его также называют храмом Сиддхи Лакшми. Храм особенно известен своими статуями-хранителями, среди которых мужчина и женщина, держащие ребенка и прикованная цепью собака, пара верблюдов , лошадей , носорогов и мифических зверей. [40] его родственный храм Янтра Ватсала, до того как он был разрушен во время землетрясения 1934 года К северу от него раньше существовал . В отличие от храма Сиддхи Лакшми, он не был восстановлен после землетрясения , а вместо этого было построено одноэтажное здание, чтобы укрыть изображение божества. [41] Считается, что Янтра Ватсала был построен в том же стиле, что и его родственный храм Сиддхи Ватсала, но полное до 1934 года обнаружено не было. изображение храма [41]
чаще называется « Гухьешвари Бхактапура Аннапурна Ватсала, еще один храм Ватсалы, расположенный к югу от храма Якшашвары , ». Изображением божества маленькая святыня похожа на храм Аннапурны, расположенный в Асане, Катманду . [36] Храм Аннапурны Ватсала довольно мал по сравнению со своим родственным храмом, неизвестно, является ли он уменьшенной структурой в результате поспешных реставрационных работ после землетрясения 1934 года , как и в случае со многими объектами наследия на площади. [35]
Статуя Бхупатиндры Маллы
[ редактировать ]Позолоченная бронзовая статуя Бхупатиндры Маллы , правившего Бхактапуром с 1696 по 1722 год, помещена в каменную колонну в центре площади. Монарх посвятил свое изображение, сидящее в Ваджрасане и Анджали Мудре их богине-покровительнице , Таледжу , подобно Пратап Малле в Катманду и Йог Нарендре Малле в Лалитпуре . [42]
У статуи есть пулевое отверстие в ноге 1769 года, оставшееся от битвы при Бхактапуре . [42]
Дворец пятидесяти пяти окон
[ редактировать ]Дворец пятидесяти пяти окон — название, происходящее от местного термина Нге Ньяпа Джхья Ляку ( Ньюар : 𑐒𑐾𑐒𑐵𑐥𑐵 𑐗𑑂𑐫𑑅 𑐮𑐵𑐫𑐎𑐹 ) — единственный дворец на площади, фасад которого меньше всего изменился с момента его завершения в 1708 году. [43] [44] Он был построен по заказу Бхупатиндры Маллы после того, как землетрясение в 1681 году разрушило строение, первоначально построенное во время правления Джаяякшья Маллы в 15 веке. [43] Дворец был построен для музыкальных целей, о чем свидетельствуют 147 миниатюрных резных музыкальных раг на карнизе, отделяющем первый этаж от второго. [43]
Фрески дворца
[ редактировать ]Несмотря на то, что в 19 и 20 веках дворец с пятью пятью окнами использовался в качестве правительственных учреждений, полицейских участков и почтовых отделений, он содержит одни из наиболее хорошо сохранившихся фресок династии Малла . [45] В отличие от большинства непальских картин, фрески также были подписаны художником, но значительная часть его подписи отслоилась, и в единственной читаемой части его надписи упоминается, что он был Читракаром из Яче (название местности в Бхактапуре ). [44]

Из-за того, что на протяжении почти двух столетий он использовался в качестве правительственного учреждения, многие части фресок во дворце были безвозвратно повреждены. [46] Некоторые фрески во дворце были заштукатурены новым слоем, когда в 20 веке здание использовалось армией. [46] Тем не менее, после обширных реставрационных работ многие важные фрески дворца сохранились. [46] В бывшей частной палате дворца находится фреска длиной 2,1 м, на которой изображена многорукая и многоликая мужская фигура, обнимающая свою супругу. Сцена напоминает Вишварупу , космическую форму индуистских божеств , которая, по первоначальному мнению экспертов, представляет собой форму Шивы космическую с его супругой Парвати . [44] [46] В 2001 году историк Пурушоттам Лочан Шрестха провел первое полноценное исследование фресок, в результате которого были обнаружены некоторые новые детали. Женская фигура, первоначально считавшаяся Парвати , имела невус на подбородке и слова « Шри Бхупатиндра », написанные шрифтом невари на ее прическе, таким образом отождествляя ее с Вишвой Лакшми , супругой королевы и женой Бхупатиндры Маллы . [44] Точно, центральное лицо мужской фигуры также совпадало с лицом Бхупатиндры Маллы . [44] Помимо королевской четы, фреска включает в себя различные религиозные истории. В пупке Бхупатиндры Маллы сидит Вишну в своем Нараяне , а из его пупка вырастает лотос, в котором восседает божество-создатель Брахма , на которого нападают демоны. [44] В двух руках Бхупатиндра Малла держит колесницу Рамы и Раваны и изображает их битву из Рамаяны . [44] На его плечах миниатюры Ганеши и Кумары , а возле его ног - мини- фигурка Вишварупы в виде получеловека-полубыка, олицетворяющего Нанди . [44] изображены Таким образом, на этой фреске Бхупатиндра Малла и его царица Вишва Лакшми как космический Шива и его супруга Парвати . [44] Эта конкретная фреска, хотя и несколько поврежденная, была провозглашена некоторыми историками выдающимся произведением непальской живописи . [44] Историк Пурушоттам Лочан Шрестха далее пишет: «Если бы эта фреска была написана на стенах европейского дворца или в Лувре, а не в такой бедной и неизвестной стране, как Непал, она наверняка попала бы в список величайших картин мира». . [44]
Другие фрески во дворце включают сцены из жизни Кришны , сцену охоты в лесу Тераи , а также различные фрески с изображением королевской семьи и предметов быта. [44]
Воздействие землетрясений
[ редактировать ]Этот дворец был поврежден землетрясением 1934 года ; верхний этаж был полностью разрушен. [47] [48] Как и большинство реконструкций того времени, дворец в пятьдесят пять окон реконструировался бессистемно. В результате окна на верхнем этаже, которые раньше выступали из фасада, образуя конструкцию, похожую на балкон, были просто приклеены к фасаду, а черепица в европейском стиле . вместо традиционной непальской черепицы была использована [48] В 19 веке дворец использовался в административных целях, включая почтовое отделение. [47] Таким образом, фрески на втором этаже были сильно повреждены и покрыты сажей, чернилами и пятнами клея, что сделало их неузнаваемыми. [48] [46] После того, как в 1980-х годах административные помещения были перенесены, комитет, финансируемый правительством Западной Германии, изучил фрески во дворце, и фрески были очищены ими, хотя некоторые повреждения были необратимыми. [46] Точно так же в 2006 году правительство города Бхактапур отремонтировало весь дворец; Европейская черепица была заменена традиционной полой аппа , а окна верхнего этажа были преобразованы в балкон. [48] Хотя ремонт не был идеальным, поскольку окнам верхнего этажа на западном и восточном фасаде все еще не хватает цветочного тимпана, который у него когда-то был, а поддерживающие их деревянные стойки когда-то были украшены изображениями различных божеств, но теперь сделаны из простого дерева. [48]
Чиасилин Мандап
[ редактировать ]

Чьясилин Мандапа означает «восьмиугольный павильон» , что в переводе с Ньюара , представлял собой двухэтажное строение, существовавшее к югу от дворца с пятьдесят пятью окнами. [50] В местном фольклоре его приписывают Бхупатиндре Малле , который, как полагают, заказал это здание для защиты своей резиденции, дворца с пятьюдесятью пятью окнами, от вредной «энергии», излучаемой лингамом, расположенным в соседнем храме Яшкхасвара, который указывал на север, в сторону его дома. место жительства; Считается, что его необычная восьмиугольная крыша отгоняет вредное «излучение». [50] Однако на самом деле Чьясилин Мандап был заказан Шринивасой Маллой из Лалитпура , который построил это здание в знак дружбы между ним и Джагатом Пракашей Маллой из Бхактапура . [51] [52] Чяслин Мандап не был религиозным зданием; его использовали монархи Бхактапура для встреч с послами и другими официальными лицами, а двор - для наблюдения за фестивальной процессией, проходящей по площади. [50] Павильон также использовался в литературных целях, поскольку большая каменная надпись рядом с павильоном содержит стихотворение о шести временах года, сочиненное Джитамитрой Маллой и его двором. [52] Во времена режима Рана в здании располагалось налоговое управление города . [52]
Немецкий архитектор Гетц Хагмюллер назвал это здание «жемчужиной в короне» и самым «великолепным» зданием площади. [50] Сильно ослабленный землетрясением 1934 года , он рухнул через девять часов после землетрясения. [49] Вопреки желанию местных жителей Бхактапура , тогдашний губернатор города решил не использовать павильон, и его руины, включая резные колонны, стойки и окна, были отправлены для использования в Катманду . [52] Местные жители Бхактапура ненавидели решения губернатора, и говорили, что божественная змея возникла из руин павильона и напала на губернатора. [52] Здание было восстановлено в 1987 году в рамках проекта развития Бхактапура, финансируемого Западной Германией . [50] Реставраторам удалось обнаружить резные колонны, стойки павильона, однако его резные окна, изображающие истории из жизни Кришны , обнаружить не удалось. [52] Восстановление также стало предметом разногласий между Проектом развития Бхактапура и местным правительством Бхактапура ; в частности, использование стальных конструкций вместо традиционных методов строительства подверглось критике со стороны местного правительства и защитников природы. [50] [53] Архитекторы и инженеры из Bhaktapur Development Project заявили, что Чьясилин Мандап был амбициозным сооружением, и если бы они не использовали современные стальные балки во время его восстановления в 1987 году, он бы не пережил землетрясение 2015 года . [50]
Когда павильон был разрушен после землетрясения в 1934 году , 32 резные деревянные стойки , содержащие различные изображения Кришны, стоящего над парами в эротических позах, были перевезены в Катманду и позже использовались для украшения современных ворот на Нью-Роуд в Катманду . [49] [52] Когда в 1987 году Чьясилин Мандап реставрировали, просьба реставраторов вернуть стойки была отклонена, и впоследствии команда использовала стойки из простого дерева. [49] [52] Стойки все еще находятся у ворот Новой дороги в Катманду . [49]
Таледжу Белл
[ редактировать ]Колокол Таледжу ( Newar : tava gāṅ , букв. « большой колокол » ) — большой колокол, посвященный Таледжу , богине-покровительнице Маллас , подаренный последним монархом города Ранаджитом Маллой 6 января 1737 года. [54] [55] Строительство колокола началось в июне 1732 года и заняло четыре года и шесть месяцев. [55] Песня на неварском языке до сих пор поется некоторыми дафа группами города , написанная во время его открытия , . [55] Жрецы храма Таледжу , расположенного в одном из дворов дворца, и по сей день один раз в день звонят в колокол во время пуджи богини. [55] Подобные большие колокола есть в дворцовом комплексе Катманду и Лалитпура , среди них колокол Бхактапура — самый старый. [55]
Колокол Таледжу висит на каменном постаменте, образующем прямоугольную платформу, которую люди часто используют в качестве сцены для просмотра праздничных шествий, проходящих по площади.
Храм Силу Махадевы
[ редактировать ]
Это был самый высокий храм на площади; терракотовый храм, стоявший на постаменте со скульптурами его хранителей, а именно львов , слонов и коров . [56] [57] В храме хранился лингам , связанный с Силу , озером на севере Непала, которое считается священным для Шивы , поэтому его называют Силу Махадева ( невар : силу махадьях ). [56] Судя по архитектуре, храм построен в 17 веке или раньше, но его точная древность пока неизвестна. [56] Храм был разрушен во время землетрясения 1934 года и впоследствии, как и другие восстановленные после землетрясения того времени, был заменен небольшой куполообразной конструкцией. [49] [56] Постройку, построенную после 1934 года, удачно назвали фази дега, что переводится как « храм, похожий на тыкву» . [56] [58] После того, как структура, построенная после 1934 года, была разрушена в результате землетрясения 2015 года , храм был восстановлен в своем первоначальном виде, существовавшем до 1934 года . [56] [59]
Йетачапари и Тава Саттал
[ редактировать ]Эти две структуры в просторечии называются таха пхалка , что означает «большая пхалка »; Пхалька — общественное место отдыха, распространенное в Непале . [60] Йетачапари расположен в центральной части площади, тогда как его родственное строение Тава Саттал расположено в восточной части площади. [60] [61]
Потерянное наследие
[ редактировать ]Помимо вышеупомянутых памятников, площадь Бхактапура Дурбар потеряла множество объектов наследия, особенно из-за землетрясений 1833 и 1934 годов . [16] Ниже приводится список основных утраченных памятников площади:
Дворец Басантапура в Бхактапуре
[ редактировать ]
Самым важным зданием западной части площади был Басантапура раджакула , бывший девятиэтажный дворец. [62] Первоначально здание было построено по заказу короля Джагата Пракаши Маллы Бхактапура в 17 веке , но было повреждено землетрясением 1681 года. [62] Его внук, Бхупатиндра Малла, отремонтировал его в мае 1702 года, когда он также открыл скульптуры Уграчанди и Уграбхайравы, разрушительные формы Деви и Шивы , установленные у входа во дворец. [62] Эти статуи, вероятно, были вырезаны группой ремесленников во главе с Туласи Лоханкарми, который всего за год до этого также вырезал десятифутовую статую Деви для храма Ньятапола . [12] Когда-то дворец занимал большую территорию и был самым большим и высоким дворцом Непала, прежде чем он был частично разрушен во время землетрясения 1833 года , как видно на акварели Олдфилда в 1856 году, на которой частично разрушенный дворец изображен в глубокой правой части картины. . [62] Фактически, картина Олдфилда является одним из двух известных визуальных изображений дворца, второе представляет собой фреску в ограниченном дворе на дворцовой площади, куда допускаются только священники, а фотографирование запрещено, и это единственное общедоступное изображение. изображение ныне разрушенного дворца. [12] В 1769 году, после разгрома маллских правителей Бхактапура горхалитами , здания на бывшей дворцовой площади остались в ветхом состоянии. [62] Дворец, частично разрушенный во время землетрясения 1833 года, был снесен Дхиром Шумшером Рана, который разбил на его территории огород. [62] Позже, в 1947 году, на территорию, которая стоит до сих пор, была перенесена государственная школа. [62]
дворец также назывался « накхачхе тавагола кватха » (что означает «большой форт, предназначенный для фестивалей») Во времена династии Малла . [11] еще стоял, Когда дворец Басантапура он был самым большим дворцом на площади и, как полагали, содержал залы для музыки и спорта. [62] Некоторые эксперты полагают, что дворец был построен исключительно для развлечений, а не для проживания. [62] После того, как силы Горхали разгромили Бхактапур в 1769 году, они начали грабить бывшую королевскую площадь, и их документы показали, что этот дворец был источником большей части добычи, украденной с площади. [62] Точно так же в документе 1830 года высота этого дворца составляет около 23,3 метра. [11]
Дворец Басантапура считается источником вдохновения для создания Науталле Дурбар , который также называют дворцом Басантапура , в Катманду , построенного по заказу Притхви Нараяна Шаха после его победы над долиной Катманду . [62] [11]
Сегодня большая часть компонентов дворца Басантапура потеряна со временем. Говорят, что Дхурба Шусмер Рана, магистрат Бхактапура в конце 19 века, использовал деревянный тимпан входных ворот, который был заказан Бхупатиндрой Маллой во время его реставрации, и его окна в качестве дров. [62] Аналогичным образом, в 1947 году, когда на этот район была перенесена государственная школа, здание школы было построено прямо на фундаменте старого дворца, и, поскольку школа все еще существует в этом районе, раскопки не проводились. [62] Сегодня единственной сохранившейся частью дворца являются две большие статуи львов-хранителей и пара статуй Уграчанди и Уграбхайравы, разрушительных форм Деви и Шивы . [11]
Дворец Чаукота
[ редактировать ]
Об этом дворце, который когда-то существовал к востоку от дворца Басантапура, известно немного. Дворец, вероятно, был снесен во время реставрационных работ, заказанных в 1856 году Дхиром Шумшером Рана . [6] на двух работах Генри Амброуза Олдфилда Дворец изображен . Однако древность этого здания точно не известна. Этот дворец упоминается в надписи во время правления Джитамитры Маллы (годы правления 1672–1696), поэтому он, должно быть, датируется периодом до его правления. [6] , что во время битвы при Бхактапуре Точно так же говорят Ранаджит Малла укрылся в этом дворце, когда вторгшиеся армии Горхали начали входить на дворцовую площадь. [6] Слово Чаукота буквально означает «четыре форта» на санскрите , и поэтому дворец, похоже, функционировал как форт с высокой обсерваторией на крыше, а также, вероятно, служил складом оружия. [6] Недавно при проведении мелких строительных работ в этом районе была найдена небольшая часть скульптуры, которая наряду с фигурками божеств содержала еще и небольшую надпись с именем Джагаджьоти Малла . [6]
Храм Нараяны Ганга Рани
[ редактировать ]есть еще два сохранившихся храма Нараяны На площади , построенные как Шикхара . [63] Вымерший храм Нараяны, построенный в виде небольшой двухэтажной пагоды , был построен по заказу Ганги Рани и располагался к югу от западного угла дворца Нхеканджхья Льяку, где сегодня расположена Национальная художественная галерея. [64] Ганга Рани была царствующей королевой Бхактапура , которая вместе со своими сыновьями правила королевством с 1559 года. [65] Единственным известным визуальным изображением затерянного храма являются две картины, написанные Олдфидом в 1853 году. [64] он был снесен в 1856 году тогдашним мировым судьей Бхактапура , Вероятно , Дхиром Шумсером поскольку храм не появляется на будущих картинах и фотографиях. [64]
Ватсала пхалка
[ редактировать ]Ватсала пхалча была небольшой пхалкой или общественным местом отдыха, которое располагалось в южной части площади, к югу от храма Якшашвары (или Пасупатинатха). [35] Он был разрушен во время землетрясения 1988 года, но постамент, на котором стояла фалка , существует и сегодня.
Лапан горел
[ редактировать ]Лапан Дега ( Невар : 𑐮𑐵𑑃𑐥𑐵𑑃𑐡𑐾𑐐 ; ла(н)пандега , букв. « храм, преграждающий путь » ) был самым высоким в стиле непальской пагоды . на площади храмом [66] Он был возведен Шринивасой Маллой из Лалитпура в 1657 году в знак дружбы между ним и Джагатом Пракашей Маллой из Бхактапура . [66] Храм был построен прямо на традиционном пути, по которому праздничные процессии проходили по площади, поэтому храму было присвоено название Лапан Дега, что означает «храм, преграждающий путь». [66] Храм также назван в честь почитаемого божества Хари-Шанкары , синкретической формы Вишну и Шивы . [66] Архитектурно храм был очень похож на Ньятаполу ; он стоял на постаменте со статуями его хранителей, в случае Лапана Деги, львов и гаруд , и возвышался над постаментом на три этажа. [66]
Храм был разрушен во время землетрясения 1934 года и впоследствии так и не был восстановлен. [58] [66] У городских властей Бхактапура был план по восстановлению храма, но землетрясение 2015 года приостановило реализацию этого плана. [58] Исчез не только храм, но и постамент, на котором стоял храм, за исключением каменных львов, служивших когда-то стражами храма; они до сих пор стоят на своем прежнем месте. [58] Стелу Харихара , когда-то хранившуюся в храме, перенесли в музей Бхактапура . [66]
Храм Пурвешвары Махадевы
[ редактировать ]Этот храм был также известен как храм Машанешвары Махадевы и был еще одним затерянным храмом, расположенным в восточной части площади и построенным в стиле непальской пагоды . [67] Лингам , хранящийся в этом храме, направлен на восток, а не на обычный север, поэтому храм называют Пурвешварой или восточным господином. [67] Этот храм располагался за большой пхалкой , тава саттала . [67] Этот храм также был разрушен во время землетрясения 1934 года . [67] Крыши пагоды можно увидеть на до 1934 года фотографиях и картинах площади .
Танту Лаяку Дворец
[ редактировать ]с Невара В переводе «верхний дворец» Танту Лаяку занимал обширную территорию с многочисленными зданиями, дворами и садами. [68] Сегодня от дворца только один двор с золотым фонтаном . сохранился [68] Надпись , созданная монархом города 17 века Джитамитрой , Маллой в настоящее время является единственным сохранившимся физическим описанием дворцового комплекса. Надпись гласит: «Мудрый царь [ sic ] Джитамитра Малла , чтобы доставить удовольствие своей семейной богине , во время служения Бхагирамы построил этот Танту Лаяку . Никто не должен причинить вред этому дворцу; его дворы, сады, балконы и хити должны быть поддерживается в соответствии с традиционными правилами. Правящий монарх несет ответственность за содержание и восстановление этого дворца». [69] Судя по надписи, дворец можно датировать примерно 19 июня 1678 года. [69]
Во время режима Рана его сады были превращены в правительственные учреждения и местные суды , а главный дворец был переоборудован в здание в стиле Рана . [68] Немногие уцелевшие части дворца были разрушены во время землетрясения 1934 года , и сегодня на их месте построены коммерческие здания и школа. [70] Однако реконструированная часть дворца была восстановлена после разрушения во время землетрясения, поскольку в ней размещалось крупное правительственное учреждение, а в современную эпоху - муниципальное учреждение местного правительства . [68] Реконструированное крыло дворца снова было серьезно повреждено во время землетрясения 2015 года , и сейчас ему восстанавливают прежний вид династии Малла . [71] [72]
Дворы
[ редактировать ]Площадь Бхактапура Дурбар в период своего расцвета имела девяносто девять дворов ( невар . чука ; непальский : чоук ). [73] [74] Сегодня сохранились только те дворы, которые напрямую связаны со святилищем Таледжу , богини-покровительницы неваров , которых насчитывается около 15. [2] После падения династии Малла в Бхактапуре большинство памятников пришло в упадок; их состояние еще больше усугублялось частыми землетрясениями , особенно в 1767 , 1833 и 1934 годах . [2] Ниже приводится краткое описание некоторых существующих дворов:
Мула Чук
[ редактировать ]Буквально означает «главный двор», это самый большой и важный из существующих дворов. В его южной части находится святилище Таледжу и Манесвари , богинь-покровительниц Маллас и Личчавис соответственно . [75]
Воздействие землетрясений
[ редактировать ]Площадь Дурбар была сильно повреждена землетрясением в 1934 году и поэтому кажется более просторной, чем другие площади в Катманду и Патане . [76]
Первоначально к этому месту было пристроено 99 дворов, но сейчас осталось только 6. До землетрясения 1934 года здесь было три отдельные группы храмов. В настоящее время площадь окружена зданиями, уцелевшими после землетрясения. [76]
25 апреля 2015 года еще одно сильное землетрясение повредило многие здания на площади. Главный храм на площади Бхактапура лишился крыши, а храм Ватсала Деви, известный своими стенами из песчаника и пагодами с золотыми верхами, также был снесен. [77] Всего повреждено 116 памятников истории и культуры. [78]
Галерея
[ редактировать ]- Чиасилин Мандап
- Пейзажный вид на основную территорию
- Площадь Бхактапур Дурбар
- Храм Сиддхи Лакшми
- Ньятпола
- Ньятпола
- Древняя статуя богини Дурги
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Даже в 1877 году Райт писал, что только у очень богатых людей в окнах были стекла. [25]
- ↑ Через некоторое время после того, как была сделана эта фотография, эта фреска подверглась вандализму; значительные части лица Вишвы Лакшми были стерты.
- ^ Реставрация была неполной. Окна западного и восточного фасада лишены тимпана, а деревянные стойки, поддерживающие эркер, не имеют резьбы, как в оригинальном дворце.
Ссылки
[ редактировать ]Цитирование
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Площадь Бхактапура Дурбар, Непаландбейонхлоо. Архивировано 8 января 2013 г., в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вайдья 2002 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с Вайдья 2002 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Вайдья 2002 , с. 1.
- ^ «Площадь Бхактапура Дурбар | Художественный музей Рубина» . Rubinmuseum.org . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вайдья 2002 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Вайдья 2002 , с. 29.
- ^ «Уграчанди; статуя самой яростной богини | Bhaktapur.com» . www.bhaktapur.com . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пешка, Анил. «Поговорите о площади Бхактапур Дурбар с Ом Прасадом Дхаубаделем» . Бхактапур.com . Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Превосходные каменные изображения Уграчанди и Бхайравы - муниципалитет Бхактапур» . Бхактапур.com . 21 июня 2021 г. Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вайдья 2002 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Пешка, Анил; Даубхадель, Ом (21 июня 2022 г.). «Поговорите о площади Бхактапур Дурбар с Ом Прасадом Дхаубаделем» . Bhaktapur.com (на непальском языке).
- ^ Шрестха, Пурушоттам Лочан (6 февраля 2022 г.). «Небезопасные записи Бхактапура- Майор (на непальском языке).
- ^ Перейти обратно: а б orientalarchitecture.com. «Храм Гопинатха Кришны, Бхактапур, Непал» . Азиатская архитектура . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ «Храм Бадринатх; один из храмов Чар Дхам в Бхактапуре» . Бхактапур.com . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кьястха, Баларам. «Полуразрушенные и вымершие исторические памятники района Бхактапур Дурбар» (PDF ) Бхактапур Дейли (на непальском языке). пп. 18–21.
- ^ Перейти обратно: а б Чогьял, Лиза. «История Непала через искусство» . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ «Путаница по поводу реконструкции дворца Сингхвы» . ekantipur.com (на непальском языке) . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джоши, Раджани, Реконструкция здания Национального художественного музея (на непальском языке) , получено 7 июля 2018 г.
- ^ Шреста, Пурушоттам Лочан (2016). « Бхактапур, исторический город — объект всемирного наследия. Архивировано 22 октября 2021 года в Wayback Machine » (PDF) . стр.30, Тева Непал.
- ^ Перейти обратно: а б «Строительство и вызов Сингхдвака Дарбар (Красная встреча)» . Онлайн Мадждор . 26 апреля 2017 г. Проверено 13 января 2022 г.
- ^ Дхакал, Ашиш (23 апреля 2022 г.). «История наследия» . Непальские времена .
- ^ Перейти обратно: а б Карки, Гаури Бахадур. «Неправильно просить армию скрывать слабость» . Сетопати (на непальском языке) . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Райт 1877 , с. 236.
- ^ Райт, Дэниел (1877). История Непала . Издательство Кембриджского университета. п. 187.
- ^ Сингх, Мунши и Гунананд, Пандит Шри (1877). История Непала . Публикации по низкой цене, Дели , Индия. п. 131.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Перейти обратно: а б Бунеманн, Гудрун (13 июня 2021 г.), Поклонение Хануману при королях позднего периода Малла в Непале , стр. 425–468 , получено 30 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пудель, Бхоланат. «Работы Бхупатиндры Маллы» (PDF) . Пурнима . 3 (2): 22–30.
- ^ Вайдья 2002 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шрестха, Пурушоттам Лочан (июнь 1998 г.). « Суварнадвара ». Бхактапур (на непальском). Нет. 127. Муниципалитет Бхактапур. стр. 11–16.
- ^ Вайдья 2002 , с. 118.
- ^ Вайдья 2002 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б «Реконструкция 538-летнего храма застопорилась» . ekantipur.com (на непальском языке) . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Дхакал, Ашиш (04 ноября 2022 г.). «Дельта камы» . nepalitimes.com . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шреста 2021 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шреста 2021 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с Шреста 2021 , с. 47.
- ^ Шреста 2021 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Шреста 2021 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с Шреста 2021 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Шреста 2021 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Вайдья 2002 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б с Шрестха, Пурушоттам Лочан. «Иллюстрированная рага Рагини Пачапанна Джьяле Дарбара, которая до сих пор не публиковалась» (PDF) . Вклад в непальские исследования (на непальском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Шрестха, Пурушоттам Лочан (22 ноября 2014 г.). « Пачпанна джхьяле дарбарко вишварупа » . Журнал «Лалиткала» (на непальском языке).
- ^ Дхакал, Ашиш (10 сентября 2022 г.). «Расписные стены и кусочки истории» . nepalitimes.com . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Галдиери, Эухенио; Боэнни, Р.; Гроссато, Алессандро (1986). «НЕПАЛ: кампания по сохранению фресок, проведенная с ноября 1986 г. по январь 1987 г.» . Восток и Запад . 36 (4): 546–553. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756807 .
- ^ Перейти обратно: а б «Дворец с 55 окнами; дворец загадочной резьбы» . Бхактапур.com . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шрестха, Рам Говинда (февраль 2006 г.). «ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О КОНСЕРВАЦИИ 55 WINDOWS PALACE» (PDF) . Отдел архитектурной реставрации и консервации .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Восстановление храма Катманду после землетрясения 1934 года» . Непальские времена . 15 января 2022 г. Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хагмюллер, Гетц; Шреста, Суреш (14 июня 2015 г.). «Восьмиугольный дар: почему Мандап не был уничтожен на этот раз?» . Азиатское искусство . Архивировано из оригинала 5 ноября 2023 года.
- ^ «Чьясалин Мандап; восьмиугольный павильон Бхактапур Дурбар» . www.bhaktapur.com . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гучоу, Нилс; Гоц, Хагмюллер (апрель 1991 г.). «Реконструкция восьмиугольного павильона (Чясилин Мандап) на площади Дарбар в Бхактапуре» (PDF) . Древний Непал . 121 . Катманду: Департамент археологии: 1–10.
- ^ Аматья, Риши. «Начало истории | Nepali Times Buzz | Nepali Times» . archive.nepalitimes.com . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ «Колокол Таледжу; самый большой колокол на площади Бхактапур Дурбар» . www.bhaktapur.com . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дхаубхадель, Ом Прасад (июль 2016 г.). « бхактапурако тава гана ». Бхактапур (на непальском). Нет. 231. Муниципалитет Бхактапур . стр. 19–21.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Реставрация Силу Махадева Мандирамы Бо Сингха» . ekantipur.com (на непальском языке) . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ «Фасидегал; самый высокий храм на площади Бхактапур Дурбар» . www.bhaktapur.com . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шреста, Сабина. «Местные жители ежедневно наблюдают за происходящим, опасаясь, что львы исчезнут в одночасье» . Сепатия . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ «Бхактапур подает пример восстановления наследия под руководством местных жителей, в то время как Катманду и Патан терпят неудачу» . kathmandupost.com . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вайдья 2002 , с. 103.
- ^ «Йетачапари; длинная гостиница на площади Бхактапур Дурбар | Bhaktapur.com» . www.bhaktapur.com . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Любовник, Лилабхакта (1998). «Басантапур Дурбар Бхактапура» (PDF ) Журнал неварских исследований . 2 . Орегон, США: Международный Непал Бхаса Сева Самити: 57–59.
- ^ «Храм Трибикрам Нараян | Bhaktapur.com» . www.bhaktapur.com . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Карки, Гаури Бахадур (июнь 2016 г.). « бхактапура ка харьяка сампада ». Бхактапур (на непальском). Нет. 232. Муниципалитет Бхактапур . п. 24.
- ^ Дхаубхадель, Ом Прасад (2020). « Бхактапур таледжума дискхаса пратха » (PDF) . Бхактапур (на непальском). 288 : 21–24.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дхаубхадель, Ом Прасад (февраль 2021 г.). « Бхактапурако эка лупта сампада, ланпандега » (PDF) . Бхактапур . Нет. 292. стр. 30–33.
- ^ Перейти обратно: а б с д Карки, Гаури Бахадур (2021). « Пурнанирмита ватсала мандира » (PDF) . Нритйа ватсала мандира пурнанирмана . Муниципалитет Бхактапура: 13–25.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мунанкарми, Лила Бхакта (2000). « Бхактапурако тантху дурбар » (PDF) . Журнал неварских исследований (на непальском языке). 4:71 .
- ^ Перейти обратно: а б Вайдья 2002 , с. 95.
- ^ Вайдья 2002 , с. 27.
- ^ Праджапати, Сунил (июль 2020 г.). «Политика и программа муниципалитета Бхактапура» (PDF ) Бхактапур (на непальском). Нет. 284. с. 6.
- ^ «Бюджет муниципалитета Бхактапур составляет два миллиарда 184 миллиона 42 миллиона» . экагай . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Вайдья 2002 , с. 116.
- ^ Карки, Бишнурадж. «Бхактапура дарабара самракшита смарака кшетрако паричайа» (PDF) . Древний Непал .
- ^ Вайдья 2002 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Вудхэтч, Том (1999). Справочник Непала (2-е изд.). Ванна: Справочники по следам. ISBN 9781900949446 . Проверено 27 октября 2015 г.
9781900949446.
[ необходимы страницы ] - ^ «Достопримечательности долины Катманду в Непале, разрушенные землетрясением» . Новости Би-би-си . 26 апреля 2015 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Суджи, Манодж (2020). «Дискурс о реконструкции наследия после землетрясения: пример муниципалитета Бхактапура» (PDF) . Ежегодная конференция социальных наук Баха, Катманду .
Библиография
[ редактировать ]- Вайдья, Туласи Рама (2002). Бхактапур Радждарбар . Центр Непала и азиатских исследований Университета Трибхувана. ISBN 978-99933-52-17-4 .
- Шрестха, Пурушоттам Лочан (2021). « Бхактапурака ватсала мандира хару » . Нритья ватсала мандира пурнанирмана (на непальском языке). Муниципалитет Бхактапура : 36–59. ISBN 9789937099110 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- фон Шредер, Ульрих. 2019. Непальские каменные скульптуры . Том первый: индуистский ; Том второй: Буддизм . (Публикации визуальной дхармы). ISBN 978-3-033-06381-5 . Содержит SD-карту с 15 000 цифровыми фотографиями непальских скульптур и других предметов, являющихся общественным достоянием.
