Буднатх
Ступа Будды | |
---|---|
Буднатх Кхасти Махачайтья | |
![]() Полный вид на «Великую Ступу» | |
Религия | |
Принадлежность | буддизм , индуизм |
Расположение | |
Расположение | Катманду , Непал |
Географические координаты | 27 ° 43'17 "N 85 ° 21'43" E / 27,72139 ° N 85,36194 ° E |
Архитектура | |
Тип | Ступа |
Высота (макс.) | 36 метров (118 футов) [ 1 ] |
Официальное название: Баудднатх, часть долины Катманду. | |
Тип | Культурный |
Критерии | iii, iv, vi |
Назначен | 1979 г. (3-я сессия ) , пересмотрено в 2006 г. |
Справочный номер. | 121бис-005 |
Государство-участник | ![]() |
Будда ( непальский : Буддханатх ; невари ; стандартный тибетский Джарунг : Хасти , : Хашор , Уайли : бья рунг кха шор ), также известный как Боднатх Чайтья Хасти Чайтья и Хаса Чайтья — ступа в Катманду , Непал . [ 2 ] Расположенная примерно в 11 км (6,8 миль) от центра и северо-восточной окраины Катманду, ее массивная мандала делает ее одной из крупнейших сферических ступ в Непале. [ 3 ] и мир.
Говорят, что в ступе погребены останки Будды Кассапы . [ 4 ] Он расположен на древнем торговом пути из Тибета, который входит в долину Катманду у деревни Санкху в северо-восточном углу и продолжается до древней и меньшей ступы Чабахил под названием Чарумати (часто называемой «Маленький Буднатх»). Затем он поворачивает прямо на юг, направляясь через реку Багмати к Лалитпуру , минуя главный город Катманду (который был построен позже). [ 2 ] Тибетские купцы отдыхали и молились в ступе Будха на протяжении многих столетий. После тибетского восстания 1959 года большое количество тибетских беженцев мигрировали в Непал и поселились вокруг Боднатха. [ 5 ] Приток тибетских беженцев привел к строительству более 50 гомпов ( буддийских монастырей ) вокруг Будхи. С 1979 года Ступа Будха является ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия . Наряду со Сваямбху это один из самых популярных туристических объектов в районе Катманду.
Мифология формирования
[ редактировать ]Неварская буддийская мифология
[ редактировать ]Согласно неварской буддийской истории Непала, на месте нынешнего дворца Нараянхити когда-то стоял дворец короля Викрамадитьи (королевства Личчави ). Король Викрамадитья приказал традиционный каменный питьевой фонтан ( дхунге дхара построить или лва хити) в южной части дворцового двора. Когда новый фонтан перестал давать воду, король посоветовался со своими астрологами, которые предположили, что необходимо человеческое жертвоприношение кандидата-мужчины, обладающего Баттис-Лакшаной , или тридцатью двумя совершенствами . [ 6 ] Подходящими кандидатами были только сам король и два его принца, поэтому король решил пожертвовать собой, чтобы принести воду в фонтан. Согласно местной мифологии, во время жертвоприношения (совершенного по приказу царя одним из его сыновей) голова царя отлетела и приземлилась в близлежащем храме Санкху Баджрайогини . [ 7 ]
Принц с сожалением в сердце подошел к вершине Баджрайогини и сбросил цыпленка с намерением построить ступу на том месте, где он приземлился; Ступа Буднатх стоит там, где она приземлилась. Поскольку людям в то время удавалось пережить засуху , собирая капли росы , это место было названо Кхасти, сочетание непальских слов Бхаса, обозначающих росу («кхас») и капли («ти»).
Позже правительство Непала переименовало это место из Кхасти в Буднатх, чтобы лучше отразить непальский индуизм .
Тибетская буддийская мифология
[ редактировать ]Деревня, окружающая великую ступу Кашьяпа, обычно известна под названием Баудда/Будха. ... который по-тибетски называется Ямбу Чортен Ченпо (тибетский: ཡམ་ བུའི་ མཆོད་ རྟེན་ ཆེན་ པོ། Уайли: yam bu'i mchod rten chenpo ). Джья Рунг Хашор Чортен Ченпо, что буквально можно перевести как «Чортен из птицы, упавшей обещания». У ступы есть интересная история, которая объясняет это странное название. [ 8 ] [ 9 ]
В буддийской традиции Кашьяпа или Кассапа Будда был Буддой , который предшествовал Будде Шакьямуни , двадцать седьмому из двадцати девяти названных Будд , хотя он жил задолго до Шакьямуни.
После кончины Кашьяпы Будды некая старуха, птицеводка Ма-джха-зи-ма (тибетский: མ་བྱ་རྫི་མ། Уайл: ма бья рзи ма, мать-смотрительница птиц) со своими четырьмя сыновьями похоронила этого великого Будду. останки мудреца на том месте, над которым сейчас стоит большой курган, последний построенный самой женщиной. Прежде чем приступить к строительным работам, она обратилась к королю того времени с просьбой предоставить ей землю размером с шкуру буйвола. Посчитав, что она будет маленькой, король дал разрешение на землю и строительство ступы. Однако птичница аккуратно разрезала кожу на длинную полосу, похожую на веревку, и использовала ее, чтобы очертить большую площадь.
К тому времени, когда в результате огромных жертв со стороны женщины и ее четырех сыновей фундамент сооружения был закончен, те, кто видел его, были поражены величием масштаба, в котором оно было предпринято. Высшим чиновникам и богатым людям страны было стыдно, что если бы такой бедной старушке позволили завершить строительство такой огромной башни, им самим пришлось бы посвятить храм размером с гору, и поэтому они решили попросить короля запретить дальнейшее продвижение работы. Когда к королю обратились по этому поводу, его величество ответил: «Я закончил отдавать приказ женщине продолжать работу. Короли не должны есть свои слова, и я не могу сейчас отменить свои приказы», что известно как (Ха- Шор), таким образом, в устах появилось имя Джья Рунг Кха Шор. Таким образом, ступу разрешили закончить, отсюда и ее уникальное название «Джья Рунг Кха Шор Чортен Ченпо».

Сообщество Таманг, этническая тибетская группа в Непале, проживает вокруг Будхи уже много столетий и до сих пор владеет землей, окружающей территорию ступы Будхи. [ 10 ]
Позже из Китая приехал первый Чиния-лама и помогал правителю Непала с переводом во время военных переговоров. Взамен ему предоставили землю для монастыря и резиденцию перед ступой. Он женился на дочери Юнга Бахадура Раны (через свою жену таманг, родившуюся в Будхе) и таким образом стал связан как с ранами, так и с общиной тамангов. Сегодня его потомки по-прежнему играют роль в отношении ступы, хотя управление теперь передано Комитету развития территории Шри Будха Натх, который был создан в рамках требований ЮНЕСКО по защите зоны памятников Всемирного наследия. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Рекорды Личави
[ редактировать ]Гопалараджавамшавали говорит , что Боднатх был основан непальским королем Личчави Шивадевой (ок. 590–604 гг. Н. Э.); хотя другие непальские хроники датируют это правлением короля Манадевы (464–505 гг. Н. Э.). [ 12 ] [ 13 ] Тибетец нашел источник там. [ 14 ]
Самые ранние исторические упоминания о Кхаасти Чайтья встречаются в Хрониках неваров. Во-первых, Кхаасти упоминается как одна из четырех ступ, найденных царем Личчави Врисадевой (ок. 400 г. н.э.) или Викрамджитом. Во-вторых, неварская легенда о происхождении ступы приписывает ее сыну короля Дхармадевы, Манадеве, в качестве искупления за его невольное отцеубийство. Манадева был великим царем Личчави, военным завоевателем и покровителем искусств, который правил ок. 464–505 гг. н.э. Манадева также связан со Сваямбху Чайтьей из Гум Бахала. В-третьих, другой великий царь Личхави Шивадева (590–604 гг. Н.э.) связан с Будхой надписью; возможно, он восстановил чайтью.

Согласно истории Непала, дворец короля Викрамджита (короля Личави) когда-то стоял там, где сейчас стоит дворец Наранхити. Король Викрамджит приказал построить Хити в южной части дворцового двора, но не было никаких признаков воды из Хити, по поводу чего король посоветовался с астрологами. Астрологи предложили совершить жертвоприношение с кандидатом мужского пола, имеющим «сладкую ниту лачхьян» (स्वीनिता लछ्यन), или тридцать два совершенства. Подходящими кандидатами были только сам король и два его принца. Итак, царь решил принести себя в жертву и приказал одному из своих сыновей принести его в жертву, чтобы на Хити можно было увидеть знак воды. Король сказал своему сыну, что человек будет спать, закрыв лицо и тело, и принести его в жертву, не глядя ему в лицо. После того, как сын сделал это, он понял, что убил собственного отца. С сожалением и чувством вины он советовался со священниками о пути спасения. Священники предложили ему запустить летающую курицу «бво-хаа» (ब्वःखा) с вершины Мхаасу Хваа Маджу (म्हासु ख्वा: माजु). Курица приземлилась на то место, где сейчас стоит чайтья. Адзимаа уже находился на этом месте до начала строительства чайтьи. Во время строительства в этом месте случилась засуха, и людям удалось восполнить нехватку воды, собирая капли росы. Росу называют «Хасу» (खसु), а капли — «Ти» (ति).
Историки предполагают, что традиционные знания о сборе капель росы со временем были утеряны. Места, оканчивающиеся на «Ти» (ти), имеют схожую историю, например, Чалати (чалати), Кусунти (кусинти) и так далее. Кхаасти Аджимаа (Хасти Аджима) — один из важных адзим Катманду. Традиция Ньюа считает Адзиму сверхдержавой. Эти женские энергии защищают нацию. Традиция Кумари связана с местом под названием «Кумари-гаал», которое находится к югу от Кхаасти. [ 16 ]
Тибетские записи
[ редактировать ]
императором Трисонг Деценом (годы правления с 755 по 797 год) Тибетской империи Однако строительство ступы Боднатх традиционно связывают с . Йолмо Хеламбу Шакья Зангпо из воскресил Боднатха. Принцесса Непала Бхрикути вышла замуж за короля Тибета Сонгцена Гампо . Другой его жене-китаянке и Бхрикути приписывают введение и распространение буддизма в Тибете. Вместе с Сонгценом Гампо был Трисонг Децен, первый король Дхармы под его руководством. В то время как буддизм распространялся в Тибете, а торговые отношения между Тибетом и Непалом укреплялись, вдова-тибетка приехала из Лхасы, чтобы посетить Кхаасти. Она привела своих четырех сыновей, и они были очарованы тем, как люди Ньюа строили чайтью, метасимволическую конструкцию с различными уровнями внушения, проницательности и глубины. Женщину звали Джьядхима, и она много дней укрывалась в тени Кхаасти. Впечатленная гостеприимством Неварса, она и ее сыновья вернулись в Лхасу и рассказали людям истории о своем опыте в Непале. Она примечательна тем, что в те времена из Непала в Тибет и обратно путешествовали только торговцы и особенно мужчины. Она была очарована Кхаасти, когда услышала истории о Бхрикути, распространившиеся в Лхасе. Будучи вдовой, ей пришлось испросить разрешения у короля на посещение Хаасти.
История о Джья дзи ма, женщине-птице, также известна местным неварам из-за ее влечения к паломничеству. Говорят, что она провела много дней со своими четырьмя сыновьями на территории Кхаасти, прежде чем вернуться в Лхасу. Картина Джадзимы находится на задней стороне храма Харити/Мамала в Будхе. Виден пруд с утками и женщина, ухаживающая за ними.
В C15 тибетский лама, открыватель сокровищ/тертон, обнаружил текст, который, как говорят, был спрятан Гуру Ринпоче. [ 17 ] В этом тексте записан разговор между Гуру Ринпоче и царем Трисонгом Децуном, в котором Гуру Ринпоче объясняет происхождение ступы и историю Джадзимы. [ 18 ] [ 19 ] Терма продолжается после завершения строительства ступы, чтобы объяснить, как сыновья, осел и буйвол перерождаются в Тибете C8 как министры и ламы, а позже в C9 как Лангдарма, антибуддийский король.
Шакья Зангпо приехал в Непал в поисках ступы, но нашел лишь заброшенный курган. Он предпринял реставрацию, в ходе которой, как говорят, нашел останки непальского короля Амсувермы (предполагаемого отца непальской королевы Сронгстена Гампо Бхрикути). Его реставрация, вероятно, привела к созданию ступы тех размеров, которые мы видим сегодня. [ 20 ] Считается, что во время работ он проживал в месте, которое сейчас называется Чабахил. Чабахил известен как Салхаг рдо Лхаг , «остатки земли, остатки камней», что указывает на веру в то, что ступа Чабахил была построена с использованием остатков материалов после реставрации Будхи, что датирует ее 15 веком.
Землетрясение 2015 г.
[ редактировать ]
Землетрясение в Непале в апреле 2015 года сильно повредило ступу Боднатх, серьезно повредив шпиль. В результате всю конструкцию над куполом и содержащиеся в ней религиозные реликвии пришлось демонтировать, что и было завершено к концу октября 2015 года. Реконструкция началась 3 ноября 2015 года с ритуальной установки нового центрального столба или " древо жизни» для ступы на вершине купола. [ 21 ]
Ступа была вновь открыта 22 ноября 2016 года. Ремонт и реконструкция были организованы Комитетом развития района Боднатх (BADC). Ремонт полностью финансировался за счет частных пожертвований буддийских групп и волонтеров. По данным BADC, оно стоило 2,1 миллиона долларов и более 30 кг золота. Отремонтированное здание было официально открыто премьер-министром Пушпой Камалем Дахалом . Боднатх — первый из всех пострадавших от землетрясения объектов наследия в долине Катманду, который будет восстановлен. Однако правительство Непала подверглось критике за медленные темпы восстановления поврежденных землетрясением исторических сооружений, таких как храмы, многие из которых остались неотремонтированными. [ 22 ] [ 23 ]
Панорама
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]- После землетрясения в Непале 2015 года
-
Подношения цветов в чашах в ступе Боднатх Будха в Катманду, Непал.
-
Широкий вид на ступу Буднатх
-
Глаза Буднатха
-
Каменная голова царя Викрамадитьи в Баджрайогини
-
Вид на помещение Буднатха
-
Буддисты молятся по случаю Будды Джаянти (во время ремонта храма Боднатх)
-
Боднатх в день полнолуния и Буддхаджаянти
-
Один из объектов всемирного наследия Непала — Будхаступа.
-
Буднатх после ремонта.
-
Буднатх
-
Флаги над ступой Боднатх
-
Реконструкция ступы Будха Натх
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Департамент археологии (Непал). «Ступа Будды» . Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Снеллгроув, Дэвид. Индо-тибетский буддизм: индийские буддисты и их тибетские преемники , 2 т., с. 365. (1987) Публикации Шамбалы, Бостон. ISBN 0-87773-311-2 (v. 1); ISBN 0-87773-379-1 (v. 2).
- ^ «Басни о ступе Будха и Чангунарайане» . The Independent, Непальские новости . Х (26). 16–22 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2007 г.
- ^ Самвав, Падма. «История Великой ступы Джарунг Кашор» . Лотава дом .
- ^ Прасад, Мадхав (9 июня 2023 г.). «Основные достопримечательности Непала» . Мозаичное приключение . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ «Кхасти Чайтья? Будда Натх? Джьярунг Ксьер?» . Рукшана Капали . 25 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 26 января 2018 г. Проверено 25 января 2018 г.
- ^ «Бикрам Самбат в Непале» . vijayvaani.com . Проверено 25 января 2018 г.
- ^ Легенда о Великой Ступе и История жизни Гуру, рожденного в лотосе , стр. 21–29. Кейт Дауман (1973).
- ^ https://www.lotsawahouse.org/tibetan-masters/ngakchang-shakya-zangpo/
- ^ " Люди Таманга "
- ^ «Будха Мани Ламы в фотографиях» .
- ^ Шах, Ришикеш (1990). Древний и средневековый Непал . Книжный магазин Ратна. п. 123.ISBN 978-0-7855-0252-4 .
- ^ Эрхард, Франц-Карл (1990). «Ступа Боднатха: предварительный анализ письменных источников». Древний Непал - Журнал Департамента археологии , номер 120, октябрь – ноябрь 1990 г., стр. 1–6.
- ^ Эрхард, Франц-Карл (1990). «Ступа Бодхнатха: предварительный анализ письменных источников». Древний Непал - Журнал Департамента археологии , номер 120, октябрь – ноябрь 1990 г., стр. 7–9.
- ^ Водопроводы в долине Катманду (2 тома) Раймунда О.А. Беккера-Риттерспаха, ISBN 9788121506908 , опубликовано Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd., Нью-Дели, Индия, 1995 г.
- ^ «Кхаасти Махачайтья, Боднатх - объект всемирного наследия Непала» . Наследие Непала . 3 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2019 г.
- ^ https://www.rigpawiki.org/index.php?title=The_Shakya_Zangpo
- ^ Легенда о Великой Ступе и История жизни Гуру, рожденного в лотосе , стр. 21–29. Кейт Дауман (1973)
- ^ https://www.lotsawahouse.org/tibetan-masters/ngakchang-shakya-zangpo/ Тибетский центр медитации Ньингма. Книги Дхармы. Беркли, Калифорния.
- ^ https://www.tbrc.org/#!rid=P1698
- ^ «Будха Ступа» . Треккинг в Непале . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ «Пострадавшая от землетрясения в Непале ступа Буднатх вновь открывается после реставрации» . Хранитель . 22 ноября 2016 года . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ «Землетрясение в Непале: монастырь Боднатх вновь открылся» . Новости Би-би-си . 22 ноября 2016 года . Проверено 22 августа 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Легенда о Великой Ступе и история жизни Лотосорожденного Гуру . Кейт Доуман. (1973). Тибетский центр медитации Ньингма. Книги Дхармы. Беркли, Калифорния.
- Психокосмическая символика буддийской ступы . Лама Анагарика Говинда. (1976) Книги Дхармы. Беркли, Калифорния. ISBN 0-913546-35-6 ; ISBN 0-913546-36-4 (pbk).
- Корн, Вольфганг (2015), Традиционная неварская архитектура долины Катманду: Ступы и Чайтьи , Катманду, Непал: Ратна Пуштак Бхандар, ISBN 9789937330848 , ОЛ 26451007М
- Карки, Бинод; Шреста, Сачин Ягол (2016), Великая Ступа Будха , Катманду, Непал: Комитет развития территории Шри Буднатх, ISBN 9789937005326
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Объекты наследия Катманду, внесенные в список ЮНЕСКО, Непал
- Боднатх на Khandro.net : Информация о легендах и пророчествах
- История великой ступы Джарунг Кашор в Буднатхе : английский перевод тибетской истории XV века