Виронианцы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
[ 1 ] Виронцы племен , ( по-эстонски : Virulased ) — одно из финских позднее образовавших эстонскую нацию. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Они жили в Виронии ( Вирумаа по-эстонски, Вирланд по-немецки и Вирланд по-скандинавски, ныне Ида-Вирумаа и Ляэне-Вирумаа в Эстонии). Виронианцы делились на пять родов ( киликунда ), Маум (по-эстонски «Маху»), Лемунд (Лемму), также известные как Пудивиру , Аскеле , Ревеле (Ребала), Алентах (Алутагусе). Они построили множество крепостей, таких как Тарванпе (современный Раквере ) и Агелинде (ныне холм Пунамяги в деревне Энту). [ 3 ] [ 4 ]
Как и другие эстонские племена, вироны оставались преимущественно язычниками до Северных крестовых походов в 13 веке. [ 5 ] Согласно хронике Генриха Ливонского , [ 6 ] Тарапита, бог, которому поклонялись осилианцы (племя, населяющее Сааремаа ). Виронианцы верили, что в Виронии родился [ 7 ] [ 6 ] Однако виронский старейшина Табелин из Пудивиру поддержал христианство до того, как немецкие и датские крестоносцы достигли Эстонии. Табелин (Табеллинус) был крещен немцами на острове Готланд . Позже, когда конкурирующие датские крестоносцы прибыли в Виронию, Табелен заподозрился в слишком прогерманских взглядах и был повешен.
В 1219 году немецкие крестоносцы Ливонских меченосцев совершили набег на виронцев вместе с недавно крещеными латышами , ливонцами и несколькими протоэстонскими племенами ( сакалцами , угаунцами и ервянами ). После пяти дней убийств и грабежей Кириаван, Табелин и другие старейшины Вирона попросили перемирия. Согласно летописи, Кириаван рассказал, что раньше у него был «очень плохой бог» и поэтому он был готов принять христианского бога. После заключения перемирия старейшины Вирони приняли христианство. Некоторые сыновья старейшин всех пяти виронских кланов были взяты крестоносцами в заложники в рамках перемирия.
В 1221 году виронцы приняли участие в неудавшейся попытке вытеснить датчан, построивших крепость на месте современного Таллинна в соседней провинции Ревелия. Датчане приняли ответные меры, убили нескольких виронских старейшин и обложили виронианцев высокими налогами. В 1225 году датчане и немецкие крестоносцы столкнулись друг с другом из-за владения Виронией. В 1226 году папский легат Вильгельм Моденский прибыл в виронскую крепость Тарванпе и выступил посредником в мире между немцами, датчанами и эстонцами.
Год спустя территории Вирона были захвачены Братьями Меча. Виронианцы встали на сторону нового папского легата Болдуина Алнского , который в 1230 году пытался создать вассальное папское государство в Северной Эстонии, включая Виронию. В 1233 году сторонники Болдуина потерпели поражение от Ордена в городе Ревеле (Таллинн). Виронские территории были снова захвачены Орденом, как жаловался Болдуин Алнский в своем отчете Папе в 1234 году. Орден также обвиняли в притеснении виронских новообращенных и изгнании местных сторонников церкви.
В 1238 году Вирония снова была передана Дании по Стенсбийскому договору. Эта территория перешла в руки могущественных вассалов датского короля, многие из которых были местного происхождения, например, Дитрих Киевельский (вероятно, «Кивела» - «земля камня» на эстонском языке), который контролировал восточную часть Виронии, где он начал строить крепость Нарва . Виронианцы и виронианские вассалы приняли участие в неудавшемся крестовом походе Ордена и Дании против России в 1240–1242 годах.
Названия Вирумаа , Вирония и Вирланд постоянно использовались для обозначения северо-восточной Эстонии. Например, в 1266 году Маргрета Самбирия, вдовствующая королева Дании, была названа Леди Эстонии и Вирланда.
Этимология
[ редактировать ]Имя Виру, вероятно, имеет финские корни (например, с финского языка vireä означает «живой», «живой»). Согласно альтернативной гипотезе, слово Виру могло произойти из балтийских языков и иметь значение «человек» (ср. английское слово virile ). Самое раннее упоминание этого имени, вероятно, находится на руническом камне Энгбю, расположенном в Уппланде , Швеция , на котором есть надпись в память о викинге по имени Бьёрн, который был убит в Вирланде ( уирлант ). На финском языке Эстония до сих пор называется Виро в честь виронцев. «Виро» также присутствует в нескольких финских топонимах, таких как Виролахти, Виройоки и фамилиях (Виронен, Виролайнен).
В эстонском языке слово virulased используется для обозначения жителей современных уездов Вирумаа или носителей северо-восточных эстонских диалектов.
Пустяки
[ редактировать ]«Граубен, девушка из Вирланда» (фр. «Graüben, jeune Virlandaise») — персонаж романа Жюля Верна « Путешествие к центру Земли ».
Австралийский писатель Генри Лоусон написал стихи о мифическом «Королевстве Вирланд».
Название Vironia было также выбрано для популярной эстонской академической братской корпорации, которая была основана в 1900 году в Риге ( Латвия) и в настоящее время имеет представительства в Тарту , Таллинне , Торонто , на восточном и западном побережьях Америки и в Австралии .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ asisbiz.com (13 июля 2014 г.). «Статья и фотографии Asisbiz Таллинна, Эстония» . асисбиз . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Селарт, Анти (1 января 2008 г.). Политический контекст первой части Хроники Генриха Ливонского . Брилл. ISBN 978-94-012-0551-1 .
- ^ Андерсен, Тайге; Раудкиви, Прийт (1 декабря 2008 г.). «Игры власти в Северной Эстонии 1219-1238 гг.: аспекты исторической социологии » Акта Историка Таллиннсия . 13 (1): 3–25.
- ^ Маркус, Керсти (08.06.2020). Проявление присутствия в Ливонии и Эстонии . Брилл. ISBN 978-90-04-42617-7 .
- ^ Мюррей, А.В. (июль 2016 г.), Пьяцца, Э. (ред.), Католические миссионеры в евангелизации Ливонии, 1185–1227 гг ., Верона: Alteritas - Interazione tra i popoli, стр. 353–366, ISBN 978-88-907900-4-1 , получено 2 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мяги, Марика, «Эзель и Датское королевство: пересмотр хроник Генриха и археологические свидетельства» , Крестовые походы и хроники на средневековой балтийской границе , doi : 10.4324/9781315575186-16/henry-livonia-woods-wilderness-torben-kjersgaard- Нильсен , получено 2023-03-02
- ^ Нильсен, Торбен Кьерсгаард (2016). «Генрих Ливонский о лесах и пустыне». Крестовые походы и летопись на средневековом прибалтийском фронтире . Рутледж.