Чувство божественности
Sensus divinitatis (лат. «чувство божественности»), также называемый sensus deitatis («чувство божественности») или semen religisis («семя религии»), — это термин, впервые использованный французским протестантским реформатором Жаном Кальвином для описания постулируемое человеческое чувство. Считается , что вместо знания окружающей среды (например, обоняния или зрения) sensus divinitatis дает людям знание о Боге. [1]
История
[ редактировать ]С точки зрения Кальвина, не существует разумного неверия:
что в человеческом разуме и даже благодаря естественному инстинкту существует некое чувство Божества [ sensus divinitatis Мы считаем неоспоримым, ], поскольку сам Бог, чтобы не дать человеку притвориться невежественным, наделил всех людей некоторой идеей о Своем Боже…. … это не учение, которое сначала изучают в школе, а то, в отношении которого каждый человек с утробы матери является сам себе хозяином; тот, который сама природа не позволяет никому забыть. [2]
Джонатан Эдвардс , американский кальвинистский проповедник и богослов XVIII века, утверждал, что, хотя каждому человеку дана способность познавать Бога, чувство божественности, успешное использование этих способностей требует отношения «истинной доброжелательности». [ нужна ссылка ] Философ-аналитик Элвин Плантинга из Университета Нотр-Дам постулирует аналогичную модифицированную форму sensus divinitatis в своей реформатской эпистемологии , согласно которой все имеют смысл, только у некоторых людей он не работает должным образом из-за умственных эффектов греха. [3] [ нужна страница ]
Римско-католический теолог Карл Ранер предложил врожденное чувство или предвосхищение Бога, которое, как было отмечено, имеет общие элементы с Sensus Divinitatis Кальвина. [4] Эта концепция врожденного знания Бога аналогична исламской концепции Фитры . [ нужна ссылка ]
Неокальвинисты , придерживающиеся пресуппозиционалистской школы христианской апологетики, иногда апеллируют к sensus divinitatis, не существует чтобы доказать, что настоящих атеистов . [ нужна ссылка ]
Наука
[ редактировать ]Исследования в области когнитивной науки о религии предполагают, что человеческий мозг имеет естественную и эволюционную предрасположенность к теистическим убеждениям, что, как утверждает Келли Джеймс Кларк , является эмпирическим свидетельством наличия чувства божественного . [5]
Критика
[ редактировать ]Философ Эван Фалес представляет три аргумента против наличия чувства божественного : [6]
- Расхождение претензий и убеждений (недостоверность даже внутри христианских сект).
- Отсутствие явно превосходящей нравственности христиан над нехристианами.
- Библейские стихи, признанные большинством христиан как авторы людей, вдохновленных Святым Духом — предположительно с функционирующим sensus divinitatis — в которых «Бог совершает, приказывает, принимает или одобряет изнасилование, геноцид, человеческие жертвоприношения, мор, чтобы наказать Давида за проведение переписи населения». убийство младенца Дэвида, чтобы наказать его, ненависть к семье, смертная казнь за нарушение денежного обещания и так далее».
Философ Стивен Мейтцен заявил в 2006 году, что демография религиозных убеждений делает существование чувства божественного маловероятным, поскольку это чувство распределяется неравномерно. [7] Однако Майцен может [ по мнению кого? ] спутали Аквинского Фомы смысл действия [ нужна ссылка ] с sensus divinitatis - sensus divinitatis (религиозное чувство) требует только основного религиозного / религиозного компонента для убеждений, тогда как sensus dei направлен на естественное познание Бога - сравните «В сумерках западной мысли» Германа Дойевеерда (1894–1977). . [8]
Ханс Ван Эйген далее утверждает, что феноменологическое описание sensus divinitatis не соответствует тому, что когнитивные науки показывают о религиозных убеждениях. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хельм, Пол (1998). «Джон Кальвин, Sensus Divinitatis и умственные последствия греха». Международный журнал философии религии . 43 (2): 87–107. дои : 10.1023/А:1003174629151 . S2CID 169082078 .
- ^ Кальвин, Джон (1960). Институты христианской религии . США: Вестминстер/Джон Нокс Пресс. ISBN 0-664-22028-2 .
- ^ Плантинга, Элвин (2000). Гарантированная христианская вера . ISBN 0-19-513192-4 .
- ^ Сир, Джеймс В. (2014). Отголоски голоса . Орегон: Каскад. п. 55. ИСБН 9781625644152 .
- ^ Стюарт, Мелвилл Ю. (2010). Наука и религия в диалоге . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN 9781405189217 .
- ^ Фалес, Эван (13 мая 2003 г.). «Критическое обсуждение обоснованной христианской веры Элвина Плантинги». Нус . 37 (2). Wiley Periodicals, Inc: 353–370. дои : 10.1111/1468-0068.00443 .
- ^ Мейтцен, Стивен (2006). «Божественная сокрытость и демография теизма» (PDF) . Религиоведение . 42 (2). Издательство Кембриджского университета: 177–91. дои : 10.1017/S0034412506008274 . Проверено 26 января 2012 г.
- ^ Дуйевеерд, Герман (1960). В сумерках западной мысли . Пайдея Пресс, ООО (опубликовано в 2012 г.). п. 24. ISBN 978-0-88815217-6 . Проверено 24 октября 2013 г.
- ^ Ван Эйген, Ганс (2016). «Нет Sensus Divinitatis» . Журнал изучения религий и идеологий : 24–40.