Jump to content

Чувство божественности

Джон Кальвин

Sensus divinitatis (лат. «чувство божественности»), также называемый sensus deitatis («чувство божественности») или semen religisis («семя религии»), — это термин, впервые использованный французским протестантским реформатором Жаном Кальвином для описания постулируемое человеческое чувство. Считается , что вместо знания окружающей среды (например, обоняния или зрения) sensus divinitatis дает людям знание о Боге. [1]

С точки зрения Кальвина, не существует разумного неверия:

что в человеческом разуме и даже благодаря естественному инстинкту существует некое чувство Божества [ sensus divinitatis Мы считаем неоспоримым, ], поскольку сам Бог, чтобы не дать человеку притвориться невежественным, наделил всех людей некоторой идеей о Своем Боже…. … это не учение, которое сначала изучают в школе, а то, в отношении которого каждый человек с утробы матери является сам себе хозяином; тот, который сама природа не позволяет никому забыть. [2]

Джонатан Эдвардс , американский кальвинистский проповедник и богослов XVIII века, утверждал, что, хотя каждому человеку дана способность познавать Бога, чувство божественности, успешное использование этих способностей требует отношения «истинной доброжелательности». [ нужна ссылка ] Философ-аналитик Элвин Плантинга из Университета Нотр-Дам постулирует аналогичную модифицированную форму sensus divinitatis в своей реформатской эпистемологии , согласно которой все имеют смысл, только у некоторых людей он не работает должным образом из-за умственных эффектов греха. [3] [ нужна страница ]

Римско-католический теолог Карл Ранер предложил врожденное чувство или предвосхищение Бога, которое, как было отмечено, имеет общие элементы с Sensus Divinitatis Кальвина. [4] Эта концепция врожденного знания Бога аналогична исламской концепции Фитры . [ нужна ссылка ]

Неокальвинисты , придерживающиеся пресуппозиционалистской школы христианской апологетики, иногда апеллируют к sensus divinitatis, не существует чтобы доказать, что настоящих атеистов . [ нужна ссылка ]

Исследования в области когнитивной науки о религии предполагают, что человеческий мозг имеет естественную и эволюционную предрасположенность к теистическим убеждениям, что, как утверждает Келли Джеймс Кларк , является эмпирическим свидетельством наличия чувства божественного . [5]

Философ Эван Фалес представляет три аргумента против наличия чувства божественного : [6]

  1. Расхождение претензий и убеждений (недостоверность даже внутри христианских сект).
  2. Отсутствие явно превосходящей нравственности христиан над нехристианами.
  3. Библейские стихи, признанные большинством христиан как авторы людей, вдохновленных Святым Духом — предположительно с функционирующим sensus divinitatis — в которых «Бог совершает, приказывает, принимает или одобряет изнасилование, геноцид, человеческие жертвоприношения, мор, чтобы наказать Давида за проведение переписи населения». убийство младенца Дэвида, чтобы наказать его, ненависть к семье, смертная казнь за нарушение денежного обещания и так далее».

Философ Стивен Мейтцен заявил в 2006 году, что демография религиозных убеждений делает существование чувства божественного маловероятным, поскольку это чувство распределяется неравномерно. [7] Однако Майцен может [ по мнению кого? ] спутали Аквинского Фомы смысл действия [ нужна ссылка ] с sensus divinitatis - sensus divinitatis (религиозное чувство) требует только основного религиозного / религиозного компонента для убеждений, тогда как sensus dei направлен на естественное познание Бога - сравните «В сумерках западной мысли» Германа Дойевеерда (1894–1977). . [8]

Ханс Ван Эйген далее утверждает, что феноменологическое описание sensus divinitatis не соответствует тому, что когнитивные науки показывают о религиозных убеждениях. [9]

  1. ^ Хельм, Пол (1998). «Джон Кальвин, Sensus Divinitatis и умственные последствия греха». Международный журнал философии религии . 43 (2): 87–107. дои : 10.1023/А:1003174629151 . S2CID   169082078 .
  2. ^ Кальвин, Джон (1960). Институты христианской религии . США: Вестминстер/Джон Нокс Пресс. ISBN  0-664-22028-2 .
  3. ^ Плантинга, Элвин (2000). Гарантированная христианская вера . ISBN  0-19-513192-4 .
  4. ^ Сир, Джеймс В. (2014). Отголоски голоса . Орегон: Каскад. п. 55. ИСБН  9781625644152 .
  5. ^ Стюарт, Мелвилл Ю. (2010). Наука и религия в диалоге . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN  9781405189217 .
  6. ^ Фалес, Эван (13 мая 2003 г.). «Критическое обсуждение обоснованной христианской веры Элвина Плантинги». Нус . 37 (2). Wiley Periodicals, Inc: 353–370. дои : 10.1111/1468-0068.00443 .
  7. ^ Мейтцен, Стивен (2006). «Божественная сокрытость и демография теизма» (PDF) . Религиоведение . 42 (2). Издательство Кембриджского университета: 177–91. дои : 10.1017/S0034412506008274 . Проверено 26 января 2012 г.
  8. ^ Дуйевеерд, Герман (1960). В сумерках западной мысли . Пайдея Пресс, ООО (опубликовано в 2012 г.). п. 24. ISBN  978-0-88815217-6 . Проверено 24 октября 2013 г.
  9. ^ Ван Эйген, Ганс (2016). «Нет Sensus Divinitatis» . Журнал изучения религий и идеологий : 24–40.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff27e4114cb3d404e71f8e21eec6d197__1719663660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/97/ff27e4114cb3d404e71f8e21eec6d197.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sensus divinitatis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)