Проект Занаду
Проект Занаду ( / ˈ z æ n ə d uː / ZAN -ə -doo ) [1] был первым гипертекстовым проектом, основанным в 1960 году Тедом Нельсоном . Администраторы проекта Xanadu заявили, что он превосходит Всемирную паутину , с формулировкой миссии: «Сегодняшнее популярное программное обеспечение имитирует бумагу. Всемирная паутина (еще одна имитация бумаги) упрощает нашу первоначальную гипертекстовую модель с помощью односторонних, постоянно разрывающихся ссылок и никакого управления версией или содержимым». [2]
Журнал Wired опубликовал статью под названием «Проклятие Занаду», назвав проект «Занаду» «самой продолжительной пустой историей в истории компьютерной индустрии». [3] Первая попытка реализации началась в 1960 году, но неполная реализация была выпущена только в 1998 году. Версия, описанная как «рабочий результат », OpenXanadu , была доступна в 2014 году.
История
[ редактировать ]Идея Нельсона заключалась в создании «схемы цифрового хранилища для электронных публикаций по всему миру». Нельсон утверждает, что идея возникла в 1960 году, когда он был студентом Гарвардского университета . Он предложил программу на машинном языке, которая будет хранить и отображать документы, а также иметь возможность редактировать их. Он отличался от текстового процессора (который еще не был изобретен) тем, что его функциональность включала визуальное сравнение различных версий документа - концепцию, которую Нельсон позже назвал «взаимным сравнением». [4]
Помимо этой основной идеи, Нельсон хотел облегчить непоследовательное письмо, при котором читатель мог бы выбирать свой собственный путь через электронный документ. Он развил эту идею в докладе Ассоциации вычислительной техники (ACM) в 1965 году, назвав новую идею «списками на молнии». Эти списки с застежкой-молнией позволят составные документы формировать из частей других документов. Эта концепция называется трансклюзией . [5] [4] В 1967 году, работая в Harcourt, Брейс назвал свой проект Xanadu, в честь стихотворения « Кубла Хан » Сэмюэля Тейлора Кольриджа . [4]
Выступление Нельсона на ACM предсказало многие особенности современных гипертекстовых систем, но в то время его идеи не оказали большого влияния. Хотя исследователи были заинтригованы его идеями, Нельсону не хватало технических знаний, чтобы продемонстрировать, что эти идеи могут быть реализованы. [3]
1970-е годы
[ редактировать ]Тед Нельсон опубликовал свои идеи в своей книге 1974 года «Компьютерная библиотека/Машины снов» и «Литературные машины» 1981 года .
Книга Computer Lib/Dream Machines написана непоследовательно: это сборник мыслей Нельсона о компьютерах, среди других тем, в произвольном порядке. Он содержит две книги, напечатанные одна за другой, которые можно перелистывать. Computer Lib содержит мысли Нельсона на темы, которые его разозлили, а Dream Machines обсуждает его надежды на то, что компьютеры смогут помочь искусству.
В 1972 году Кэл Дэниэлс завершил первую демонстрационную версию программного обеспечения Xanadu на компьютере, который Нельсон арендовал для этой цели, хотя вскоре у Нельсона закончились деньги. В 1974 году, с появлением компьютерных сетей, Нельсон превратил свои мысли о Занаду в централизованный источник информации, назвав его « документальной версией ».
Летом 1979 года Нельсон возглавил последнюю группу своих последователей, Роджера Грегори , Марка С. Миллера и Стюарта Грина , в Суортмор, штат Пенсильвания . В доме, арендованном Грином, они обдумывали свои идеи относительно Занаду; но в конце лета пути группы разошлись. Миллер и Грегори создали систему адресации, основанную на трансфинитных числах , которую они назвали тумблерами , что позволяло ссылаться на любую часть файла.
1980-е годы
[ редактировать ]Группа продолжала свою работу практически до банкротства. Однако в 1983 году Нельсон встретил Джона Уокера , основателя Autodesk , на The Hackers Conference , конференции, изначально предназначенной для людей, упомянутых в книге Стивена Леви « Хакеры» , и группа начала работу над Xanadu при финансовой поддержке Autodesk.
По словам экономиста Робина Хэнсона первый известный рынок корпоративных прогнозов , в 1990 году в Ксанаду был использован . Сотрудники и консультанты использовали его, например, для того, чтобы сделать ставку на споры о холодном синтезе в то время.
Находясь в Autodesk, группа под руководством Грегори завершила работу над версией программного обеспечения, написанной на языке программирования C , однако программное обеспечение не работало так, как они хотели. Однако эта версия Xanadu была успешно продемонстрирована на The Hackers Conference и вызвала значительный интерес. Затем новая группа программистов, нанятая из Xerox PARC , использовала проблемы с этим программным обеспечением как оправдание для переписывания программного обеспечения на Smalltalk . Это фактически разделило группу на две фракции, а решение о переписывании сделало сроки, установленные Autodesk, недоступными для команды. В августе 1992 года Autodesk продала группу Xanadu, которая стала Xanadu Operating Company, которая испытывала трудности из-за внутренних конфликтов и отсутствия инвестиций.
Чарльз С. Смит, основатель компании Memex (названной в честь гипертекстовой системы, предложенной Ванневаром Бушем). [6] ), нанял многих программистов Xanadu (в том числе ведущих архитекторов Марка С. Миллера , Дина Триббла и Рави Пандья) [3] и лицензировал технологию Xanadu, хотя вскоре Memex столкнулся с финансовыми трудностями, и программисты, которым тогда не платили зарплату, ушли, забрав с собой компьютеры (в конечном итоге программистам заплатили). Примерно в это же время Тим Бернерс-Ли занимался разработкой Всемирной паутины . Когда в Сети начался большой рост, которого не было у Занаду, команда Нельсона заняла оборонительную позицию в предполагаемом соперничестве, которое возникло, но которое они проигрывали. Magazine 1995 года Статья журнала Wired «Проклятие Занаду» вызвала резкое опровержение со стороны Нельсона, но разногласия в значительной степени угасли, поскольку в Занаду доминировала Сеть. [7]
1990-е годы
[ редактировать ]В 1998 году Нельсон опубликовал исходный код Xanadu под названием Project Udanax. [8] в надежде, что используемые методы и алгоритмы помогут отменить некоторые патенты на программы . [9]
2000-е
[ редактировать ]В 2007 году Project Xanadu выпустил XanaduSpace 1.0. [10]
2010-е годы
[ редактировать ]Версия OpenXanadu, описанная как «рабочий результат», была доступна во Всемирной паутине в 2014 году. Она называется открытой, потому что «вы можете видеть все части», но по состоянию на июнь 2014 года [update] на сайте указано, что исходный код «пока не открыт». На сайте создатели утверждают, что Тим Бернерс-Ли украл их идею, и что Всемирная паутина — это «причудливая структура, созданная произвольными инициативами разных людей, и у нее ужасный язык программирования», и что веб-безопасность — это «сложная задача». лабиринт". Далее они говорят, что гипертекст создан для того, чтобы быть бумажным, и что Всемирная паутина не допускает ничего, кроме мертвых ссылок на другие мертвые страницы. [11]
В 2016 году Тед Нельсон дал интервью Вернеру Херцогу в его документальном фильме Lo and Behold, Dreams of the Connected World . «Некоторые считали его сумасшедшим за то, что он цеплялся за людей», — сказал Херцог. «Для нас вы кажетесь единственным клинически здоровым человеком». [12] Нельсон был в восторге от похвалы. «Никто никогда раньше этого не говорил!» - сказал Нельсон. «Обычно я слышу обратное».
Оригинальные 17 правил
[ редактировать ]- Каждый сервер Xanadu уникально и надежно идентифицирован.
- Каждый сервер Xanadu может работать независимо или в сети.
- Каждый пользователь однозначно и надежно идентифицируется.
- Каждый пользователь может искать, извлекать , создавать и хранить документы.
- Каждый документ может состоять из любого количества частей, каждая из которых может иметь любой тип данных.
- Каждый документ может содержать ссылки любого типа, включая виртуальные копии ( «включения» ) на любой другой документ в системе, доступный его владельцу.
- Ссылки видны, и по ним можно перейти со всех конечных точек.
- Разрешение на ссылку на документ явно предоставляется актом публикации.
- Каждый документ может содержать механизм роялти с любой желаемой степенью детализации, чтобы гарантировать оплату любой доступной части, включая виртуальные копии ( «включения» ) всего или части документа.
- Каждый документ уникально и надежно идентифицируется.
- Каждый документ может иметь безопасный контроль доступа .
- Каждый документ можно быстро найти, сохранить и извлечь, не зная пользователя о том, где он физически хранится.
- Каждый документ автоматически перемещается в физическое хранилище, соответствующее частоте доступа к нему из любого заданного места.
- Каждый документ автоматически сохраняется в резервном виде, чтобы обеспечить его доступность даже в случае чрезвычайной ситуации.
- Каждый поставщик услуг Xanadu может взимать со своих пользователей любую ставку за хранение, поиск и публикацию документов.
- Каждая транзакция безопасна и может быть проверена только сторонами этой транзакции.
- Протокол связи клиент-сервер Xanadu является открыто опубликованным стандартом. Приветствуется разработка и интеграция стороннего программного обеспечения. [13]
стакан
[ редактировать ]В компьютерной системе Xanadu тумблер представляет собой адрес любого диапазона контента или ссылки или набора диапазонов или ссылок. По словам Гэри Вулфа из Wired , идея тумблеров заключалась в том, что «адрес не только указывал читателю на правильную машину, но также указывал автора документа, версию документа, правильный диапазон байтов и ссылки, связанные с этими байтами». Тумблеры были созданы Роджером Грегори и Марком Миллером . [14] [15]
Идея тумблеров исходит из трансфинитных чисел . [14]
См. также
[ редактировать ]- Сервант (Ксанаду)
- Гипермедиа
- ЗАПРОСИТЬ
- Интерпедия
- Американский информационный обмен
- Палатка (протокол)
- Помимо Интернета, в FAQ по Project Xanadu предлагаются другие аналогичные гипермедиа-системы, включая HyperWave (или Hyper-G ) и:
- Микрокосм (гипермедийная система)
- IBM Notes (потомок Notes on PLATO (компьютерная система) Нельсона , представленная в Компьютерной библиотеке )
- Неделя
- Мемекс
- ipfs
Сноски
[ редактировать ]- ^ Режиссерская версия: Тед Нельсон о гипертексте, Дуглас Энглбарт, Занаду и другие . IEEE-спектр . 14 февраля 2018 г. Событие происходит в 7:43. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года — на YouTube .
- ^ Домашняя страница проекта
- ^ Jump up to: а б с Гэри Вольф (июнь 1995 г.). «Проклятие Занаду» . ПРОВОДНОЙ . Том. 3, нет. 6.
- ^ Jump up to: а б с Даниэле К. Струппа; Дуглас Р. Дечоу (14 июня 2015 г.). Переплетение: работа и влияние Теда Нельсона . Спрингер. стр. 60–62 . ISBN 978-3-319-16925-5 .
- ^ Нельсон, TH (1965). «Сложная обработка информации». Материалы 20-й национальной конференции 1965 года . АКМ '65. стр. 84–100. дои : 10.1145/800197.806036 . ISBN 9781450374958 . S2CID 2556127 .
- ^ Буш, Ванневар (июль 1945 г.). «Как мы можем думать» . Атлантика . Архивировано из оригинала 14 ноября 2010 года.
- ^ Ригл, Джозеф Майкл (2010). Добросовестное сотрудничество: культура Википедии . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN 978-0-262-01447-2 .
- ^ «Уданакс Грин» .
- ^ «Уданакс Голд» .
это раскрытие также представляет собой известный уровень техники, который не позволяет кому-либо другому помешать вам использовать идеи, воплощенные в этом коде.
- ^ Тед Нельсон (25 июня 2007 г.). «Ксанаду Спейс» . Ксанарама.нет . Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ Веб-страница Занаду. Пример документа: «Происхождение» Мо Джасте «открывается некоторое время, потому что он много загружается»
- ^ Херцог, Вернер, директор. И вот, мечты о подключенном мире . Магнолия Картинки, 2016
- ^ Часто задаваемые вопросы о Xanadu: Каким требованиям должны соответствовать системы Xanadu? , 12 апреля 2002 г., Эндрю Пэм
- ^ Jump up to: а б Вольф, Гэри (1 июня 1995 г.). «Проклятие Занаду» . Проводной . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Теодор Холм Нельсон (декабрь 1999 г.). «Ксанологическая структура. Сейчас она необходима больше, чем когда-либо: параллельные документы, глубокие ссылки на контент, глубокое управление версиями и глубокое повторное использование» . Обзоры вычислительной техники ACM . 31 (4): 33–с. CiteSeerX 10.1.1.418.7740 . дои : 10.1145/345966.346033 . S2CID 12852736 .
Ссылки
[ редактировать ]- Волшебное место литературной памяти: Занаду. Архивировано 9 октября 2004 г., в archive.today в разделе «Просмотр прошлого». Архивировано 16 января 2013 г., в Wayback Machine , июль 2005 г., Белинда Барнет.
- Проклятие Занаду , репортаж Wired о Нельсоне и Занаду
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Ксанаду Австралия – действующий сайт
- « Продукция Xanadu выйдет в следующем году », Джефф Меррон. Репортаж онлайн-новостей BIX с компьютерной ярмарки Западного побережья, 1988 г.
- Тед Нельсон Possiplex Интернет-архив видео чтения книг
- Гипертекстовые документы Xanadu , проектный документ 1984 г.