Главное таможенное управление (Мюнхен)

Бывшая главная таможня Мюнхена ( нем . Hauptzollamt München ) представляет собой исторический комплекс зданий, расположенный на Ландсбергерштрассе 122-132 в районе Шванталерхёэ в Мюнхене . Его строительство датируется 1912 годом, и до 2004 года оно служило Главным таможенным управлением Мюнхена I, а позже в нем размещались различные отделы Федерального таможенного управления . Архитектура зданий сочетает в себе элементы позднего модерна и реформаторской архитектуры . [ 1 ] Он известен как образцовое представление «монументальной архитектуры периода принца-регента », демонстрирующее величие и независимость Баварского королевства. [ 2 ] Особенно впечатляет массивный бывший склад длиной 180 метров, увенчанный стеклянным куполом. Возвышаясь на высоте 45 метров, купол напоминает кристаллическую структуру, выступающую из центра здания. [ 3 ]
Благодаря своему расположению рядом с Доннерсбергербрюке между Ландсбергерштрассе и железнодорожными путями, здание очень заметно в городском пейзаже и его можно увидеть с кольца Миттлерер на Доннерсбергербрюке, а также со всех поездов, входящих или отправляющихся с Центрального вокзала Мюнхена .
История
[ редактировать ]С 1807 года в Баварии существовало хорошо организованное финансовое управление, включавшее General-Zoll- und Maut-Direktion (Главное управление таможни и дорожных сборов). [ 4 ] В 1819 году королевская власть была реорганизована в соответствии с конституцией Королевства Бавария 1818 года под руководством Максимилиана фон Монгеласа , и была создана трехсторонняя структура, состоящая из Дирекции (Управления), Hauptzollämtern (Главных таможенных отделений) и подчиненных Zollämtern I. и II. (Таможни I и II). [ 5 ] По мере развития системы в 1874 году главная таможня Мюнхена переехала в здание, спроектированное Фридрихом Бюркляйном на Байерштрассе, недалеко от главного железнодорожного вокзала Мюнхена. Впоследствии, в 1880 году, управление таможни и сборов было интегрировано в новое Королевское генеральное управление таможни и косвенных налогов, в результате чего налоговые управления оказались в ведении главных таможенных органов. Позже в 1901 году вторая главная таможня была открыта в Хайдхаузене , на восточной станции Мюнхена, и охватывала восточную часть Мюнхена до окружного суда Швабена. [ 6 ]
Поскольку в 1906 году процветала торговля на дальние расстояния и в 1906 году был принят новый таможенный закон, существующая Главная таможня I больше не могла удовлетворять растущие потребности. Значительно увеличился объем товаров, проходящих через таможню. Вначале было 24 000 колли галантерейных товаров и 3560 колли жидких товаров. Однако к 1911 году продажи выросли до 48 000 упаковок галантерейных товаров и 7 000 упаковок жидких товаров. [ 7 ] Расширение существующего участка оказалось невозможным, что побудило правительство сдать в эксплуатацию новое здание для Главной таможни Мюнхена I в 1908 году. В качестве места был выбран бывший лесной склад Королевского баварского лесного управления, расположенный дальше на запад, на Ландсбергерштрассе. , продолжение Байерштрассе за городом. Это потребовало покупки и сноса девяти частных домов на Ландсбергерштрассе. В связи с переездом Института технического осмотра и обучения таможенной администрации, ранее располагавшегося рядом с Генеральным королевским управлением таможни и косвенных налогов в Альтес-Хофе, возникла необходимость интегрировать институт в новое здание. Поскольку новое помещение располагалось на окраине города, для размещения персонала были также предоставлены служебные квартиры. [ 8 ]
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Здание было спроектировано Хьюго Кайзером, королевским правительством и экспертом по оценке зданий. Вместе с тремя другими должностными лицами строительной администрации он совершил ознакомительную поездку по современным зданиям таможни, свободному порту Гамбурга и различным промышленным зданиям, которые могли бы послужить потенциальными моделями. [ 9 ] На основе их выводов были разработаны планы с упором на создание просторной планировки. Ориентировочная потребность в площади была увеличена на одну треть в качестве резерва на будущее и была включена в спецификации здания. Проект и модель были одобрены принцем-регентом Луитпольдом в 1908 году. Строительство комплекса велось с 1909 по 1912 год под руководством кайзера, а курировал процесс строительства королевский министерский советник Густав Фрайхерр фон Шаки ауф Кенигсфельд из Министерства финансов. . [ 10 ] открыл новую главную таможню 1 июля 1912 года принц Людвиг от имени своего отца, которому на тот момент был уже 91 год. [ 11 ] Предыдущее место расположения таможни перешло к Королевским баварским государственным железным дорогам .
Складские и административные здания были построены с использованием железобетонного каркаса, что делает их одним из первых примеров таких масштабных железобетонных конструкций в Европе. [ 12 ] К строительным работам были привлечены известные строительные компании со всей южной Германии. [ 13 ] Мюнхенская фирма Gebr. За выполнение железобетонных конструкций отвечали компания Rank и Heilmann & Littmann , а работы из кованого железа выполнял Ф. Ф. Кустерманн. Систему отопления поставила компания Eisenwerke Kaiserslautern, краны были поставлены Нюрнбергским машиностроительным заводом Wilhelm Spaeth и вюрцбургской компанией Georg Noell & Co, а система пневмотрубок была создана Алоисом Цеттлером. Компания Siemens-Schuckertwerke предоставила для здания различные другие технические установки. Общая стоимость Главного таможенного управления составила 1 760 000 марок за землю и 8 170 500 марок за здания. В эту цифру также включены расходы на строительство таможенных объектов на Южном вокзале Мюнхена в размере 485 000 марок , которые были построены для облегчения таможенного оформления фруктов и овощей в зале оптового рынка Мюнхена. Кроме того, в стоимость включены земля и здания для нового Форстхофа в Хайдхаусе. [ 14 ]
Использование
[ редактировать ]В первые годы существования Главной таможни складские помещения не использовались полностью, в результате чего части здания сдавались в аренду местным компаниям в Мюнхене. Однако во время Первой мировой войны значительная часть складских, прилавочных и ревизионных залов была переоборудована под вспомогательный госпиталь. [ 15 ] В 1919 году в Бюркляйнбау на Байерштрассе было открыто Hauptzollamt München III (Главное таможенное управление Мюнхена III). В результате Hauptzollamt München I (Главная таможня Мюнхена I) отвечала только за таможенное оформление в Мюнхене, за исключением станции Остбанхоф, в то время как два других Hauptzollamt отвечали за подчиненные таможни, таможенные инспекции, налоговые инспекции и налоговые посты. [ 16 ] Главная таможня в Мюнхене также выполняла функции вспомогательной таможни.
Во время Второй мировой войны Вермахт (вооруженные силы) использовал четверть складских площадей в качестве складов. Здание частично пострадало от взрывов бомб во время воздушных налетов, а также было разграблено населением Мюнхена в ночь перед прибытием армии США. [ 17 ] После войны американцы использовали примерно две трети склада как депо ПХ , внося изменения, которые привели к утрате многих художественных и конструктивных деталей. Таможенные операции продолжались и в остальных частях здания. В 1963 году право собственности на здание было передано из Свободного государства Бавария Федеральному управлению финансов. В 1969 году армия США покинула это помещение, и весь объект снова перешел под управление Германии.
С 1976 года Главное таможенное управление является памятником архитектуры. [ 1 ] Начиная с 1977 года Мюнхенское финансовое строительное управление I инициировало проект частичного ремонта и реконструкции стоимостью около 28 миллионов немецких марок, причем большая часть работ была завершена к 75-летнему юбилею здания в 1987 году. [ 8 ] В период с 1994 по 2002 год три бывших главных таможни Мюнхена (Западная, Центральная и Аэропорт) были объединены. [ 18 ] К 2007 году руководство офиса и большинство отделов постепенно переехали в штаб-квартиру на Софиенштрассе в Старом ботаническом саду. Таможенное оформление на Ландсбергерштрассе прекратилось, и ближе к концу обрабатывались только почтовые отправления. Освободившиеся помещения впоследствии использовались Департаментом таможенных расследований , Отделом контроля за дорожным движением, а в 2004 году — Финансовым контролем за нелегальной занятостью, что привело к ограничению доступа общественности к зданию по соображениям безопасности.
Главное таможенное управление также служило местом съемок телевизионных программ и проведения различных мероприятий. В 1999 году Кристиан Диор представил свою осенне-зимнюю коллекцию в вестибюле, а комната для проб была преобразована в танцевальную студию для рождественского сериала ZDF « Анна» . Здание было показано значительно в двух эпизодах Die Verbrechen des Professor Capellari , одном эпизоде Siska и мини-сериале Der Wunschbaum . [ 19 ] До 1998 года в главном таможенном офисе хранилась коллекция так называемого немецкого искусства эпохи национал-социализма, а также разграблены произведения искусства. Главное финансовое управление Мюнхена отвечало за управление этими произведениями искусства под управлением федерального правительства. [ 20 ] Коллекция произведений искусства включала произведения, приобретенные из государственных коллекций во времена Третьего рейха были каталогизированы американцами в или незаконно собранные из разных мест по всей Европе, которые впоследствии после войны Центральном сборном пункте . [ 21 ] В настоящее время пятый этаж склада сдан в аренду Немецкому музею , который перенес в это помещение часть своего депо. [ 18 ] С 2015 года Государственное управление по охране исторических памятников также использует часть Главного таможенного управления в качестве хранилища археологических находок. [ 22 ]
Институт технической экспертизы и обучения прошел масштабную реконструкцию с 2011 по 2014 год после того, как его лаборатории были переведены в новое здание недалеко от аэропорта Мюнхена . [ 23 ] Впоследствии помещения заняли отделения таможенной службы и Федерального агентства недвижимости. Пристроенные жилые дома сдаются в аренду Bundesanstalt für Immobilienaufgaben, в первую очередь федеральным чиновникам.
Структуры
[ редактировать ]
Главное таможенное управление является одним из выдающихся архитектурных достижений периода правления принца-регента , продолжавшегося с 1886 по 1912 год. [ 24 ] Эти величественные государственные здания были построены, чтобы символизировать «независимость Баварии» и «настаивание на резервных правах» по сравнению с другими государствами Германской империи, которые были объединены с 1871 года. [ 25 ] По сей день эти структуры продолжают формировать городской пейзаж, отражая приверженность исключительному качеству и превращая Мюнхен не только в культурный центр, известный своим искусством, музыкой, театром, литературой и наукой, но и достигший «пика национального и национального развития Мюнхена». Европейское значение» в архитектуре рубежа XIX-XX веков. Здание Kulturstadt München (Мюнхенский город культуры) входит в число самых значительных архитектурных достопримечательностей города. [ 26 ]
Участок площадью около 35 000 квадратных метров, примерно прямоугольной формы и общей площадью 14 000 квадратных метров, составляет примерно 40% площади земельного участка. [ 27 ] Строительный комплекс включает в себя административное здание в центре участка, складское здание длиной 180 м, примыкающее под прямым углом к северу и идущее на запад, Институт таможенной технической экспертизы и обучения, отходящий на восток, и три жилых блока для сотрудников, юг на Ландсбергерштрассе. Планировка задумана как многоквартирный комплекс, включающий ступенчато расположенные здания разной высоты, несколько дворов и зеленых насаждений. Фасад, выходящий на улицу, ограничен арками и стенами, что придает комплексу особый характер, напоминающий автономную крепость для работы и проживания. [ 28 ] Строительство комплекса в единой планировке позволило оптимально адаптировать здания к таможенным процедурам и разделить товаропотоки за счет расположения зданий вокруг нескольких дворов. [ 29 ] Вся эта конструкция построена на месте бывшей таможни.
Газета «Мюнхенские последние новости» подвела итоги на следующий день после открытия: [ 30 ]
Весь комплекс зданий, «приятный снаружи, функциональный внутри и оснащенный всеми достижениями современности, является новым украшением Мюнхена и показывает, как вкус и удобство использования, как комфорт и техническое совершенство могут идти рука об руку даже в государственные здания, и даже если ни один купец не любит платить пошлину, я почти верю, что он по крайней мере полюбит новое здание на Ландсбергерштрассе и будет с удовольствием его посещать».
Архитектура
[ редактировать ]Административное здание, служащее настоящей таможней, ориентировано с севера на юг и имеет выдающийся фасад с выпуклым фронтоном и башней с часами. Расположенный в стороне от Ландсбергерштрассе, вход в него осуществляется через почетный двор, обрамленный испытательным центром с восточной стороны и боковым крылом одного из жилых домов. Фасад здания представляет собой поперечное офисное крыло, ведущее в центральный вестибюль. Этот зал занимает три этажа, имеет длину 35 метров, ширину 14,5 метров и высоту 14 метров. [ 31 ] Примечательные особенности включают цилиндрический свод с прочными железобетонными фермами и потолочные поверхности, украшенные кессонной лепниной . К вестибюлю примыкает нижняя комната для одитинга с атриумом между ними, доходящим до подвала, обеспечивающим доступ транспортных средств в подвалы по пандусу.
За административным зданием, перпендикулярно ему и обращенным к железнодорожным путям, находится складское крыло. Это крыло состоит из четырех основных этажей и, включая крышу и подвалы, в общей сложности девяти этажей, предлагая общую складскую площадь около 30 000 квадратных метров. [ 32 ] Первый этаж был отведен под таможенное оформление, а верхние этажи служили таможенными складами. [ 33 ] Для конкретных видов товаров были выделены специальные помещения для хранения: для легковоспламеняющихся товаров был выделен отдельный небольшой зал во дворе, для автомобилей - в закрытом помещении, для неприятных запахов - выделенные места для хранения в конце зала, сопровождаемые крытым складским помещением. преимущественно открытая веранда. жиры, масла и игристое вино В подвале хранились . Дополнительно имелись помещения для осмотра мяса ветеринаром . [ 10 ] В восточной трети склада купол светового колодца прерывает массивную двускатную крышу . Купол высотой 45 метров и выступающим над коньком склада на 18 метров имеет форму вытянутого десятиугольника с куполообразной конструкцией, сходящейся в двух точках гребня. Его своды с тремя обходами считаются прообразом железобетонных ферм. [ 34 ] Купол покрыт медью, которая приобрела патину , тщательно восстановленную во время ремонта. Световой колодец, изначально открытый для складских помещений, после ремонта был практически закрыт, поскольку складские этажи были преобразованы в офисные помещения.
Расположенный к востоку от Эренхофа Институт технического осмотра и обучения таможенной администрации состоял из офисных и деловых помещений, нескольких лабораторий и центрального лекционного зала, оборудованного современными слайд-проекторами и обширной коллекцией образцов товаров. Лаборатории включали лабораторию общего осмотра для служебных целей и исследований, специализированную лабораторию для анализа пива и вина, учебную лабораторию для практического обучения химическим исследованиям, комнату прецизионных весов, комнату для микроскопии и подвальное помещение для испытаний на горение. В здании также располагались три служебные квартиры. [ 35 ]
Четырехэтажные жилые крылья вдоль Ландсбергерштрассе состояли из 47 квартир, предназначенных для сотрудников таможни. Квартиры различались по размеру и рангу: от семикомнатных для начальника канцелярии, четырех-пятикомнатных квартир для таможенных инспекторов до трехкомнатных квартир для других чиновников, контролеров и машинистов. Все квартиры были оборудованы газовыми плитами и центральным отоплением, обеспечивая высокий уровень жизни рядовых служащих. В более высококлассных апартаментах были отдельные ванные комнаты и электричество. Двор между жилыми домами был благоустроен и оборудован детской площадкой. [ 21 ]
Архитектурная привлекательность комплекса еще больше усиливается за счет различной высоты зданий и разнообразного ландшафта крыш со слуховыми окнами и карликовыми домиками. Испытательный комплекс и жилые корпуса имеют четырехскатную крышу , а административный корпус и склад – двускатную. Планы и формы зданий отражают принципы реформаторской архитектуры, а фасады всех зданий украшены скульптурными орнаментами из ракушечника и кованого бетона, отражающими стиль позднего модерна . В то время как сторона, обращенная к железной дороге, выглядит более сдержанной, другие стороны комплекса привлекательны и визуально завораживают, а административная и образовательная зоны спроектированы так, чтобы быть репрезентативными. [ 3 ]
Строительные технологии
[ редактировать ]В оборудовании кабинета использованы все технологии того времени: внутри имелись системы увлажнения воздуха, а также воздухоотводящие фильтры и устройство подачи свежего воздуха. Контролируемый климат в складских помещениях имел особое значение, тем более что весь табака импорт из Греции в Германский рейх осуществлялся через Мюнхен. [ 9 ] Склад был оборудован прямым железнодорожным подъездом, укомплектованным канатной талью для перемещения вагонов, позволяющей разгружать товары, поступающие по железной дороге, непосредственно внутри таможенного поста. Перевозку грузов внутри объекта облегчили мостовые краны грузоподъемностью от 4 до 25 тонн, а также четыре грузовых лифта грузоподъемностью до 1,5 тонны каждый. [ 10 ]
Для предотвращения образования пыли вытяжной воздух из смотровых кабинетов подвергался фильтрации, а в прилегающих кабинетах поддерживалось небольшое положительное давление. Были установлены специальные шахты, позволяющие выбрасывать упаковку и отходы непосредственно в герметичные контейнеры для мусора из смотровых помещений. [ 36 ] В подвале находились умывальники для служащих, а на таможенном дворе большой таз служил корытом для лошадей. Таможня имела собственный трансформатор для преобразования электроэнергии от электростанции главной станции до необходимого уровня напряжения. Два двора были оборудованы дуговыми лампами для освещения. Все здания были оборудованы центральным отоплением или подключены к системе централизованного теплоснабжения. В офисе была внутренняя телефонная система, система электрических часов с централизованным управлением, расположенная в кабинете главы ведомства, и система пневматических трубок для эффективной связи.
Художественный декор
[ редактировать ]Скульптурные работы на фасадах и внутри административного здания выполнили Георг Альбертсхофер и Юлиус Зайдлер, а Вильгельм Ридиссер создал портальную скульптуру. Вестибюль и вестибюль были украшены коваными декоративными решетками, опорами лестничных перил сложной резьбы и фасадами стоек из полированного ракушечника. Настенные украшения с трафаретной росписью , в том числе фризы из пальметт , вышивка бисером и сундуки , разделяющие стены, украшали другие помещения. Сохранилось много оригинальной обстановки, в том числе двери, перила, скульптура и несколько капителей на лестнице административного крыла. Примечательно, что в кабинете директора сохранились оригинальные деревянные панели и мебель, что позволяет заглянуть в историческую атмосферу того периода. [ 8 ]
Во время реставрации, проходившей с 1977 по 1987 год, прилавку потребовался профессиональный ремонт, чтобы устранить трещины на потолке, возникшие в результате войны. Снята штукатурка, закрывающая кессоны в поясных арках, что позволило восстановить лепные профили и трафаретную роспись по остаткам краски и фотографиям. Под слоями штукатурки обнажилась и обнажилась первоначальная передняя стена, сложенная из плит ракушечника и колонн. Некоторые декоративные решетки не сохранились, и их пришлось воссоздавать по фотографиям. Деревянные крепления в зонах цоколя были утеряны и не могли быть восстановлены из-за бюджетных ограничений. Вместо него был использован расписной постамент с гребневидным узором и трафаретным фризом, как и в соседних коридорах. [ 37 ]
В кабинете, примыкающем к верхней ревизионной комнате, трафаретная живопись была восстановлена церковным художником Питером Хиппелейном. [ 38 ] после обнаружения остатков краски под более поздними слоями краски и ссылкой на исторические фотографии периода строительства. После консультации с Государственным управлением по охране исторических памятников впечатление от остекления закрытого тем временем светового колодца было навеяно нарисованными стеклянными блоками. Кессонные панели ярких и свежих оттенков были восстановлены, чтобы восстановить первоначальный характер «высококлассного бюро». Воссоздание атмосферы той эпохи. [ 39 ]
В вестибюле сохранилась лепнина и потолочная фреска. На фреске изображена Патрона Баварии в окружении путти, символизирующих торговлю и основу обычаев. Однако облицовка стен и колонны из ракушечника большей частью утрачены, от них осталась лишь небольшая часть. Во время ремонта в качестве замены было использовано покрытие, похожее на известковые плиты, что позволило посетителям по-прежнему ощущать величие этого исторического пространства, сохраняя при этом его культурное значение. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Баварское государственное управление по охране памятников
- ^ Лэпке 1995, стр. 111
- ^ Jump up to: а б Бернд Рашерт: Ремонт главного таможенного поста в Мюнхене-Западе . В: Папка - журнал немецкого художника , выпуск 7/87, стр. 9.
- ^ Вальтер Вильгельм: Плата за проезд - таможня 1834–1984 , Региональное финансовое управление Мюнхена, 1984, стр. 9
- ^ Вальтер Вильгельм: Плата за проезд - таможня 1834–1984 , Региональное финансовое управление Мюнхена, 1984, стр. 22
- ^ Мюнхенский ежегодник 1901 г. , Карл Гербер, Мюнхен 1901 г., стр. 400 и 448.
- ^ Zollanlagen , Industriebau 1914, стр. 154.
- ^ Jump up to: а б с Памятники в Баварии, Мюнхен-Юго-Запад, половина тома 2, стр. 375–377.
- ^ Jump up to: а б Лэпке 1995, стр. 112
- ^ Jump up to: а б с Новостройки таможни , Zentralblatt 1912, выпуск 84, стр. 542–544.
- ^ Франке-Фукс 2012, стр. 13.
- ^ Бернд Рашерт: Ремонт главной таможни в Мюнхене-Западе. В: The Mappe, журнал немецких художников , выпуск 7/1987, стр. 9–12.
- ^ Таможенные объекты. В: Промышленное строительство , 1914 год, стр. 172.
- ^ Таможенные объекты. В: Промышленное строительство , 1914 год, стр. 171.
- ^ Резервный госпиталь D в главном здании таможни на Ландсбергерштрассе . В: Полевое медицинское приложение к Münchner Medizinische Wochenschrift , 15 декабря 1914 г., стр. 2395 f.
- ^ Мюнхенский ежегодник 1919 г. , Карл Гербер, Мюнхен 1919 г., стр. 359, 422.
- ^ Эдуард Зитцельсбергер (1995). Ночь на таможне. В: Марита Краус (ред.): Темный Мюнхен . Бухендорфер Верлаг, 1995. стр. 196–200. ISBN 3-927984-41-8 .
- ^ Jump up to: а б Süddeutsche Zeitung: Великолепное здание для таможенников , 27 июня 2012 г., стр. R5.
- ^ Франке-Фукс 2012, стр. 39.
- ^ «БАДВ – Центральный сборный пункт – Центральный сборный пункт» . 22 января 2016 г. Архивировано из оригинала 22 января 2016 г. Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мартин Рейндл (2005). Главный таможенный пост – передовые технологии за историческими фасадами. В: Фридерике Мейер, Серж Перуанский, Юрген Стинциг (ред.): Вестенд - история и истории мюнхенского района . StattPlan Verlag, Мюнхен, 2005. стр. 46–49. ISBN 3-9801647-6-4 .
- ^ Стефани Гастайгер. «Большой переезд: археологические находки перевезены в главную таможню Мюнхена. В: Баварское государственное управление по охране памятников» (PDF) .
- ^ Франке-Фукс 2012, стр. 36 f.
- ^ Эта классификация основана на: Генрих Габель: Мюнхен – обзор развития и истории культуры. В: Генрих Габель, Йоханнес Халлингер, Тимм Вески: Столица земли Мюнхен - Митте (= Баварское государственное управление по сохранению памятников [ред.]: Памятники в Баварии. Том I.2/1) . Карл М. Липп Верлаг, Мюнхен, 2009. стр. LIX – CXVI, LXXIV и далее . 978-3-87490-586-2 .
- ^ Авель, стр. 76
- ^ Авель, стр. 77
- ^ Zollanlagen , Industriebau 1914, стр. 163.
- ^ Памятники в Баварии, Мюнхен-Юго-Запад, половина тома 2, стр. 376.
- ↑ Новостройки таможни , Zentralblatt 1912, выпуск 83, стр. 536.
- ↑ Новостройки таможни , Zentralblatt 1912, выпуск 83, стр. 536.
- ^ Zollanlagen , Industriebau 1914, стр. 165.
- ^ Баварская ассоциация архитекторов и инженеров (1978). Мюнхен и его здания, Ф. Брукманн, 1912 год . Перепечатано из 1978 г., стр. 517–519. ISBN 3-7654-1747-5 .
- ↑ Новостройки таможни , Zentralblatt 1912, выпуск 83, стр. 538.
- ^ Бернд Рашерт: Ремонт главной таможни в Мюнхене-Западе . В: Папка - журнал немецкого художника , выпуск 9/87, стр.17.
- ^ о.: Новые здания таможни на Ландсбергерштрассе в Мюнхене . В: Süddeutsche Bauzeitung, том 22, № 45, стр. 357–361, 360.
- ^ Zollanlagen , Industriebau 1914, стр. 169.
- ^ Бернд Рашерт: Ремонт главной таможни в Мюнхене-Западе . В: Папка — журнал немецкого художника , выпуск 8/87, стр. 15–18.
- ^ Лэпке 1995, стр. 121
- ^ Бернд Рашерт: Ремонт главной таможни в Мюнхене-Западе . В: Папка - журнал немецкого художника , выпуск 7/87, стр. 11.
- ^ Бернд Рашерт: Ремонт главной таможни в Мюнхене-Западе . В: Папка — журнал немецкого художника , выпуск 9/87, стр. 15–18.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Без названия: Таможенный пост на Ландсбергерштрассе в Мюнхене . В: Der Industriebau , 5-й курс, выпуск 7 (15 июля 1914 г.), стр. 151–172.
- Вольфганг Лэпке (1995 г.), Главный таможенный пост на Ландсбергерштрассе. В: Моника Мюллер-Ригер (редактор): Вестенд - От Зендлингер-Хайда до района Мюнхена , Buchendorfer Verlag, 1995, стр. 111–123, ISBN. 3-927984-29-9 .
- Бернд Рашерт: Ремонт главного таможенного поста в Мюнхене-Западе . Серия статей в Die Mappe — журнале немецких художников , Callway Verlag, выпуски 7–9, 1987.
- Сиглинда Франке-Фукс: 100 лет зданию таможни на Ландсбергерштрассе 124, Мюнхен . Главное таможенное управление Мюнхена, 2012 г.
- Денис А. Шевалле; Тимм Веск, столица земли Мюнхен - юго-запад (= Баварское государственное управление по сохранению памятников [ред.]: Памятники в Баварии. Том I.2/2). , Карл М. Липп Верлаг, Мюнхен, 2004 г., стр. 375–377, ISBN. 3-87490-584-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Commons: Главное таможенное управление Мюнхена – коллекция изображений, видео и аудиофайлов.
- Бернд Рашерт: Об истории строительства главной таможни в Мюнхене-Западе.