Еврейская община Эрфурта
История еврейских общин в Эрфурте начинается в средние века с первого поселения еврейских купцов в Эрфурте. В последующие столетия община превратилась в одну из крупнейших и важнейших в Священной Римской империи . Исследования различают первую и вторую средневековые еврейские общины Эрфурта. Зарождение первой общины относится к XII веку, а ее роспуск ознаменовался чумным погромом 1349 года. Вторая община была основана после переселения первых еврейских семей в 1354 году и просуществовала до прекращения защиты евреев советом в 1453 году. . Лишь в 19 веке снова сформировалась новая еврейская община, из которой возникла сегодняшняя еврейская государственная община Тюрингии в Эрфурте.
Первое средневековое сообщество
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Эрфурт был самым важным еврейским поселением в Тюрингии в средние века. Еврейская община Эрфурта косвенно задокументирована Эрфуртской еврейской клятвой, на которой стоит печать города Эрфурта, но нет даты. Эту еврейскую клятву дал городу архиепископ Майнца Конрад I. Он занимал этот пост до 1200 года, поэтому можно предположить, что еврейское поселение в Эрфурте уже существовало при жизни Конрада I, но точное его начало неизвестно.
Евреи поселились на открытом квартале, в котором жили и христиане. В центре города находилось большинство домов, населенных евреями: между ратушей и Герафуртом (позже Кремербрюке), возле больницы на Краутгассе (сегодня Кройцгассе) и в приходах Св. Михаила и Св. Бенедикта, а также в приходах Св. Михаила и Св. Бенедикта. а также напротив Венигемаркта, где сходились Виа Регия и «Богемская дорога». Обстоятельства позволяют предположить, что это было прежде всего поселение еврейских купцов, которое постепенно разрасталось. В квартале домов между Фишмарктом, Аллерхайлигенштрассе и Михаэлисштрассе находилась синагога, сохранившаяся до наших дней и недавно вновь открытая как Старая синагога. Старая синагога впервые упоминается в 1287 году, но она старше, так как ее фундамент датируется 11 веком.
Первой достоверной датой упоминания евреев в Эрфурте является письмо императора Оттона IV от 1212 года, в котором он предоставляет архиепископу Майнца налог на евреев согласно соглашению, заключенному до его императорской коронации.
Погром против евреев в 1221 году.
[ редактировать ]Еврейские источники и латинские хроники сообщают о преследовании евреев в Эрфурте во время крестовых походов 16 июня 1221 года, в ходе которых от 21 до 26 евреев были убиты или покончили с собой. Причиной погрома стала легенда о кровавом навете , ложное обвинение в том, что евреи убили христианина, а затем выпили его кровь. Христиане штурмовали синагогу, уничтожили свитки Торы и заставили присутствовавших евреев отречься от своей веры. Когда они отказались, христиане подожгли и забили евреев до смерти. Газета «Петерхроник» сообщает, что преследование началось со стороны фризских паломников. Возможно, они были крестоносцами. Несмотря на преследования евреев, еврейская община в Эрфурте продолжала существовать. [ 1 ]
Налоги и жизнь до 1349 года
[ редактировать ]Вероятно, уже в начале XIII века еврейское поселение представляло собой вполне сложившуюся общину, включавшую в себя, в частности, кладбище. Несколько еврейских поселений в окрестностях принадлежали ему как дочерние поселения, и их мертвые были похоронены в Эрфурте.
В начале 13 века архиепископ Майнца имел юрисдикцию над евреями Эрфурта. Кроме того, он обладал правом налогообложения и правом предоставлять льготы. Он ввел для евреев ежегодный налог в размере 80 марок чистого серебра, позже увеличенный до 100 марок чистого серебра, который должен был выплачиваться на Мартинмас. Кроме того, евреи Эрфурта должны были платить проценты за свои дома, а в первый день Нового года они должны были заплатить четыре фунта перца архиепископскому суду в Эрфурте. Кроме того, они были обязаны в присутствии нотариуса архиепископа снабдить его пергаментом.
Защитником евреев был архиепископ Майнца. Однако эта защита неоднократно перехватывалась или фактически временно осуществлялась городом Эрфуртом.
В 1240 году архиепископ Майнца Зигфрид III уполномочил пастора бенедиктинской церкви заставить евреев, живущих в его приходе, платить приходской налог, взимаемый с домов, если их владельцы-христиане не сделают этого.
Мало что известно об интеллектуальной жизни евреев в Эрфурте. Около 1271 года в Эрфурте проживало несколько раввинов, но их имена неизвестны. С другой стороны, сохранилось несколько искусно оформленных рукописей на иврите. Раввин Александр Суслин также приехал из Эрфурта.
В 1292 году Совет Ашаффенбурга постановил, что все евреи должны быть узнаваемы внешне. С тех пор они должны были носить желтый еврейский значок в качестве отличительного знака, чтобы отличать их от христианских граждан. Евреи Эрфурта освобождались от этой обязанности, если платили пошлину.
В 1309 году маркграф Фридрих Мейсенский осадил Эрфурт. Евреи участвовали в обороне города на валах и стенах. В 1330 году Людовик Баварский предоставил маркграфу Фридриху Мейсенскому верховенство над всеми евреями Тюрингии. Но для Эрфурта ничего не изменилось, поскольку совет по-прежнему имел верховенство.
В 1340 году совет Эрфурта постановил, что евреи могут легально торговать только на рынке и на улицах, но не в своих домах, и это постановление было в первую очередь направлено на то, чтобы затруднить кредитование евреев.
Кредитная деятельность евреев Эрфурта хорошо документирована. Среди заемщиков были не только граждане Эрфурта и его окрестностей, но и торговцы Любека, тюрингская знать, ландграфы Тюрингии и даже церковные учреждения. Иногда упоминаются пешки. В 1348 году город Эрфурт взял на себя ссуду у еврейской компании и взамен получил части в дар, а также части в результате продажи замка Капеллендорф. Среди известных еврейских ростовщиков начала XIV века — Авраам Ротенбург, Ютта Кофелин и Кальман из Вие.
Погром против евреев в 1349 году.
[ редактировать ]В 1349 году в Эрфурте произошло крупное преследование евреев. Почти все евреи были убиты или изгнаны. Евреев обвинили в вспышке чумы, отравившей городские колодцы. Совет Вюрцбурга написал письма в ряд городов, включая Эрфурт, и спросил совет Эрфурта, сделал ли он какие-либо наблюдения и получил ли он какие-либо сведения по этому вопросу. Совет Эрфурта объявил, что его евреи не делали ничего подобного и оставались незамеченными. С другой стороны, были некоторые бывшие советники, а также представители патрициата и некоторые мастера гильдий, которые надеялись свергнуть городской совет и самим захватить правительство посредством беспорядков, связанных с погромом.
21 марта 1349 года они вооружились и заверили свой народ, что совет тайно желал смерти евреям, поэтому призвал «избивать евреев», и собрались перед синагогой. Совет узнал об этом происшествии и послал советника, который должен был остановить собравшихся людей. Но он ничего подобного не сделал, а, наоборот, подбодрил собравшихся людей и приказал мастерам перекрыть Вальгассе, чтобы евреи не смогли уйти. Заговорщики подстрекали толпу, а также жителей и других людей до такой степени, что они не мешали никому нападать на евреев. Евреи в синагоге также были вооружены. В результате последовавшей эскалации в синагоге погибло около 100 евреев. Многие евреи в конце концов оказались в таком отчаянии, что подожгли свои дома и сожгли их или покончили с собой другими способами, чтобы избежать новой насильственной смерти.
В результате событий совет Эрфурта почувствовал, что его власть пошатнулась, и ему пришлось восстановить ее. Трое заговорщиков были казнены, но организаторы остались безнаказанными. Член совета, который пренебрегал приказами совета, подстрекал против евреев и принимал меры против них, также не был наказан. Новый архиепископ, имевший верховенство над евреями, был признан Эрфуртом, а затем отказался от всех юридических претензий, которые он имел к совету за убийство евреев (например, за потерю налоговых поступлений). Наследство евреев - оставшееся у них имущество и непогашенные долги перешли к городу и были им взысканы - но долги граждан и Эрфурта перед евреями были аннулированы.
Второе средневековое сообщество
[ редактировать ]В 1354 году две семьи переселились в Эрфурт и основали вторую еврейскую общину. Якоб фон Швайнфурт, который был одним из основателей второй общины в 1357 году, предположительно пережил погромы. [ 2 ] Сообщество временно превратилось в одно из крупнейших в немецкоязычном регионе. Это также связано со многими еврейскими иммигрантами из Богемии , Моравии и Силезии . Совет предоставил евреям жилые дома, которые они также могли арендовать на всю жизнь. Кроме того, в первые несколько лет совет построил два ряда небольших домов и новую синагогу. Все это указывает на то, что совет был заинтересован в возобновлении расселения евреев. Некоторые из жилых домов евреев также представляли собой постройки, находившиеся во владении евреев до 1349 года и перешедшие в собственность города после гонений. Как и до 1349 года, в Эрфурте проживало несколько богатых ростовщических семей. Они часто давали кредиты в товариществах, иногда вместе с евреями из других мест. Среди их должников были, среди прочих, маркграфы Мейсена, ландграфы Тюрингии, бейливик Тевтонского ордена в Тюрингии, епископ Вюрцбурга, дворяне Тюрингии, но, конечно, также граждане Эрфурта и его окрестностей. Внутри еврейской общины также засвидетельствованы некоторые другие профессии, такие как мясники, акушерки, писцы, переплетчики, молитвенные лидеры, домашние и общественные служащие, а также два мастера, делавшие шофары. Также существовала торговля подержанной одеждой. «Аннулирование еврейских долгов», осуществленное королем Вацлавом в 1391 году, представляло собой экономическую неудачу. На основании этого списания долга ландграфу Бальтазару Тюрингскому и его подданным были частично или полностью прощены их долги и проценты перед евреями. Часть денег досталась королю Вацлаву. В результате несколько еврейских семей эмигрировали из Эрфурта. Однако в Эрфурт переехали и другие богатые еврейские семьи.
Еврейской общиной в Эрфурте управляли несколько старейшин общины (Парнасим). В их задачи входило наблюдение за работниками сообщества, управление активами сообщества и урегулирование споров внутри сообщества. Парнасим избирали раввина, но также представляли общину за пределами, например, в совете Эрфурта. Они также отвечали за налогообложение евреев и обеспечение соблюдения гражданских прав евреев. Споры внутри общественного совета разрешались советом Эрфурта. Раввин, которого также называли «иудамейстером», не только выполнял культовые обязанности, но также судил других ученых и выступал в роли учителя. общественные учреждения упоминаются в документе 1414 года . Другие кладбище, а также оказал поддержку пяти получателям милостыни. Однако эти обстоятельства, вероятно, существовали уже до 1414 года. В 1436 году общественный совет заставил городской совет подтвердить свои старые права собственности на коммунальные объекты, а именно синагогу, микву, кладбище и так называемый Танцхаус. Танцхаус можно понимать как общественный дом. Между 1416 и 1421 годами в Эрфурте состоялось собрание раввинов, на котором присутствовали Липман Мюльхаузен, Иехиэль б. Авраам Семельман и Авраам Кац. На синоде было принято постановление об осквернении священников приближением к трупам. В это время в Эрфурте жил известный раввин Йом Тов Липман Мюльхаузен. Позже раввин Якоб Вейль проживал в Эрфурте.
Сосуществование евреев и христиан регулировалось несколькими постановлениями, большинство из которых основывались на правилах, распространенных в других местах. В 1389 г. был введен указ об одежде, а в 1452 г. было предписано носить желтые кольца. В 1375 и 1377 годах евреи платили контрибуцию на строительство новых валов и стен для города, а также сумму в 100 фунтов в 1377 году на изготовление артиллерии. В 1447 году они заплатили 400 фунтов, которые пошли на строительство внешнего кольца городской стены. Кроме того, город получал регулярные налоги от евреев, которые передавались архиепископу, официальному защитнику.
Конец еврейской общины в Эрфурте
[ редактировать ]В 1430-х годах экономический кризис, а также неоднократные налоговые требования со стороны Империи привели к постепенному экономическому ухудшению положения еврейских семей. В 1436 году все евреи были изгнаны из соседнего ландграфства Тюрингия . В 1440-х годах началась эмиграция еврейских семей из Эрфурта. После визита проповедника Николая Кузанского в 1452 году собор потребовал, чтобы евреи носили на одежде желтые кольца для идентификации.
В 1453 году совет объявил архиепископу Майнца, правителю города, что он лишит защиты евреев. Это лишило еврейские семьи юридической безопасности, вынудив их эмигрировать. Уже летом 1454 года в Эрфурте уже не жили евреи, и совет забрал их дома. В последующие годы несколько евреев с новых мест жительства потребовали выплаты компенсации за свою недвижимость и непогашенные кредиты. В то же время городу пришлось иметь дело с архиепископом Майнца, а также с императором, который требовал уплаты налогов, взысканных с евреев Эрфурта. Невыполненные налоговые требования императора даже привели к судебному разбирательству в Императорском палатном суде. Однако при поддержке отдельных епископов и Папы, а также правителя города, архиепископа Майнца, этот процесс был прекращен. Город достиг соглашения с архиепископом в 1458 году. Он получил авансовый платеж за ныне отсутствующий еврейский налог. Взамен архиепископ позволил городу больше не терпеть евреев.
Только когда Эрфурт был оккупирован французами с 1806 по 1813 год, евреям снова разрешили переехать в город.
Еврейская община с 1815 по 1945 год.
[ редактировать ]После того, как Эрфурт стал Пруссией в начале 19 века, в город поселились евреи. В 1840 году они построили свой первый молитвенный дом - Кляйне-синагогу (Маленькую синагогу). После того, как город и община значительно выросли из-за притока многих евреев из сельских регионов, в 1884 году община построила новый молитвенный дом с Große Synagoge (Великой синагогой) на Картойзерринге.
Антисемитизм во времена Веймарской республики затронул Эдуарда Розенталя , отца конституции Тюрингии. В Эрфурте это затронуло еврейского производителя обуви Альфреда Гесса, который превратил городской музей и свой дом в центр экспрессионизма.
После 1933 года многие евреи Эрфурта были изгнаны из своих профессий, их имущество было «арианизировано». Универмаг Römischer Kaiser (сегодня галерея Anger-1) рекламировал свою арианизацию. Многие евреи эмигрировали. Синагога была разрушена в Хрустальную ночь в 1938 году. С 1940 по 1943 год нацистское государство депортировало евреев Тюрингии, 500 человек только за май 1942 года, в различные концентрационные лагеря, где они стали жертвами Холокоста .
Еврейская община после 1945 года.
[ редактировать ]После окончания войны в 1946 году в Эрфурте снова образовалась небольшая еврейская община (после значительной эмиграции, 112 членов в 1955 году). Макс Карс стал председателем Тюрингской ассоциации еврейских общин. В 1952 году на месте сгоревшей синагоги была открыта Новая синагога — единственная синагога, построенная во времена ГДР. [ 3 ]
Герберт Рингер (1905–1988) был представителем еврейской общины Эрфурта с 1947 года, председателем Landesverband или формально Jüdische Landesgemeinde Thüringen (Еврейской государственной общины Тюрингии) с 1961 по 1985 год. Он также был вице-президентом Ассоциации Еврейские общины в ГДР с 1962 по 1985 год.
Будучи давним членом общины Эрфурта, Рафаэль Шарф-Кац был председателем еврейской общины Эрфурта и Еврейской государственной общины Тюрингии с 1985 года до своей смерти в 1994 году. После воссоединения в 1990 году община (28 членов в 1990 г.) значительно вырос за счет притока контингента беженцев из бывшего СССР и стран СНГ. В 2020 году еврейское население составляло 620 человек, но с тенденцией к снижению. [ 4 ] Раввин - раввин Александр Нахама, сын Андреаса Нахамы. [ 5 ]
Реклама
[ редактировать ]После воссоединения еврейская история Эрфурта получила широкое признание в исследованиях. Интерес был усилен открытием еврейского сокровища Эрфурта в 1998 году и реконструкцией старейшей полностью сохранившейся синагоги в Центральной Европе в 2000-х годах. Сегодня выставку сокровищ и важных средневековых рукописей можно увидеть в Старой синагоге. Администрация города работает над признанием средневекового еврейского наследия объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО . С 2010 года в Старой синагоге раз в месяц проводятся «Вечера Эрфуртской синагоги» с лекциями и музыкой, организованные городом и Обществом истории и древностей Эрфурта.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Документальная книга города Эрфурта. 2 тома под редакцией Карла Бейера, Галле, 1889–1897 гг. ( Том 1 и Том 2 онлайн.
- Артур Зюссман: Эрфуртская еврейская книга (1357–1407) . Исходное издание, вышедшее в Лейпциге в 1915 году.
Представительства
[ редактировать ]- Столица земли Эрфурт: История из камня и пергамента – Старая синагога Эрфурта . Йена и Кведлинбург, 2016 г.
- Столица земли Эрфурт, Эрфуртский университет (редактор): Эрфуртские сочинения по еврейской истории .
- Том 1: Еврейская община Эрфурта и общины ШуМ. Культурное наследие и налаживание связей . Кведлинбург 2012.
- Том 2: Надгробия средневекового еврейского кладбища в Эрфурте . Кведлинбург 2013.
- Том 3: Об изображениях и тексте в иудео-христианском контексте в средние века . Кведлинбург 2014.
- Том 4: Еврейская община Эрфурта в зоне напряжения между городом, архиепископом и императором . Кведлинбург 2016.
- Свен Остриц (редактор): Средневековая еврейская культура в Эрфурте .
- Том 1: Находка сокровищ. Археология-искусствоведение-история поселений . Веймар 2010.
- Том 2: Находка сокровищ. Анализы-технологии изготовления-реконструкции .
- Том 3: Находка сокровищ. Монеты и слитки .
- Том 4: Старая синагога . Веймар 2009.
- Том 5: Материалы для коллоквиума .
- Рейнхольд С. Руф-Хааг: евреи и христиане в позднесредневековом Эрфурте. Зависимости, возможности для действий и формирование еврейской жизни в крупном городе Центральной Европы . Трир 2007.
- Майке Ламмерхирт: Евреи на территориях Веттина. Право, управление и экономика в позднем средневековье . Бёлау Верлаг, Кельн, Веймар, 2007 г.
- Разведение Олафа: История евреев в Эрфурте от ренатурализации в 1810 году до конца империи; вклад в немецко-еврейскую историю Тюрингии . Эрфурт 2001, ISBN 3-9807764-5-X.
Вымысел
[ редактировать ]- Энн Беззель: Если я когда-нибудь тебя забуду... , Wartburg Verlag, Веймар, 2021 г., ISBN 978-3-86160-586-7.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская история и присутствие в Эрфурте (немецкий)
- Эрфуртская синагога в сети Эрфурта (на немецком языке).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Старая синагога и миква в Эрфурте. Под редакцией столицы штата Эрфурт, Йена, 2009 г., ISBN 978-3-932906-97-8, стр. 27.
- ↑ Alemannia Judaica/Синагога в Швайнфурте , просмотрено 18 декабря 2018 г.
- ↑ Ульрике Оффенберг: Будьте осторожны с теми, кто у власти: еврейскими общинами в СБЗ и ГДР 1945-1990 гг . 1-е издание. Aufbau-Verlag, Берлин 1998, ISBN 3-351-02468-1, страницы 56–58.
- ↑ Муниципалитет Эрфурта , 13 ноября 2017 г., просмотрено 9 ноября 2021 г.
- ^ Молодой раввин , в Die Zeit, 2 сентября 2021 г., просмотрено 30 ноября 2021 г.