Шанда
Раньше | Shanda Interactive Entertainment Limited ( китайский : Shanda Interactive Entertainment Co., Ltd .; пиньинь : Shèngdà Hùdòng Yúlè Yǒuxiàn Gōngsī ) |
---|---|
Тип компании | Частный |
Жанр | Инвестиционная фирма |
Основан | 1999 г., Шанхай , Китай. |
Основатели |
|
Штаб-квартира | , |
Количество локаций | |
Обслуживаемые территории | Многонациональный |
Ключевые люди |
|
Количество сотрудников | 50 (2018) |
Веб-сайт | shanda.com |
Shanda Group — частная транснациональная инвестиционная компания. Имея офисы в Шанхае , Сингапуре , Гонконге , Нью-Йорке и Редвуд-Сити , фирма инвестирует в публичные рынки, недвижимость и венчурный капитал, уделяя особое внимание компаниям в области здравоохранения, финансовых услуг, средств массовой информации и технологий. [ 1 ] [ 2 ] Компания была основана в декабре 1999 года как Shanda Interactive Entertainment Limited , компания по производству онлайн-игр. [ 3 ] [ 4 ] известен публикацией и запуском таких игр, как The World of Legend. [ 5 ] и Волшебная страна . [ нужна ссылка ] К 2004 году Shanda была крупнейшей компанией по производству онлайн-игр в Китае. [ 6 ] и его листинг на NASDAQ в том же году под тикером SNDA. [ 7 ] было крупнейшим IPO китайской интернет-компании в США . [ 8 ] Позже Shanda Interactive диверсифицировалась, и ее игровое подразделение . в 2009 году было выделено [ 9 ] привлекая $1,04 млрд в ходе IPO (GAME). [ 8 ] [ 10 ] Shanda Group была признана частной в 2012 году ее основателями. [ 11 ] и к 2017 году под управлением компании было 8 миллиардов долларов чистых активов. [ 3 ]
История
[ редактировать ]1999–2003: Начало онлайн-игр.
[ редактировать ]Shanda Interactive Entertainment Limited была основана в декабре 1999 года Чэнь Тяньцяо , Крисси Луо и Чэнь Данянь . [ 12 ] [ 13 ] Со штаб-квартирой в Шанхае , [ 14 ] и США , стартовый капитал в размере 60 000 долларов [ 15 ] компания также привлекла 3 миллиона долларов, чтобы сосредоточиться на онлайн-мультфильмах. [ 16 ] игровые и виртуальные сообщества. [ 6 ] Остановившись на онлайн-играх, [ 12 ] В 2001 году компания использовала последние 300 000 долларов своих стартовых средств на покупку китайских прав на Legend of Mir II . [ 6 ] [ 16 ] лицензирование игры от южнокорейской компании WeMade Soft . [ 5 ] Опубликовано в Китае в сентябре того же года. [ 12 ] через два месяца игра начала приносить прибыль. [ 6 ]
Расширяясь из Шанхая город за городом, Shanda Interactive делилась своими доходами с региональными телекоммуникационными компаниями. [ 15 ] Поскольку в то время домашний доступ в Интернет в Китае был ограничен, Shanda Interactive начала строить сеть из примерно 200 000 интернет-кафе . [ 8 ] Компания также начала продавать предоплаченные карты для покупки игрового времени. [ 8 ] [ 6 ] [ 15 ] в конечном итоге было открыто около 400 000 торговых точек. [ 8 ] Шанда продолжала лицензировать международные онлайн-игры после Мира II . [ 15 ] В конце 2002 года выручка компании составила 42 миллиона долларов, а чистая прибыль — 17 миллионов долларов, при этом в ее игры одновременно играли в среднем 280 000 человек. [ 6 ] Shanda прекратила сотрудничество с WeMade в 2003 году после спора по поводу распределения прибыли от Legend of Mir 2 разрабатывая собственную игру The World of Legend , самостоятельно . WeMade посчитала игру копией «Мир 2» и подала в суд, достигнув мирового соглашения в 2009 году. [ 5 ]
2004–2005: IPO и поглощения.
[ редактировать ]На Legend of Mir 2 и World of Legend пришлось 87,5 процентов доходов Shanda Interactive в первом квартале 2004 года. Чтобы уменьшить зависимость от этих двух игр, Shanda выпустила самостоятельно разработанную игру The Sign в феврале 2004 года, а к апрелю уже работала. о собственных названиях Age и Magical Land . [ 17 ] Shanda Interactive зарегистрировалась на NASDAQ в мае 2004 года, собрав 152 миллиона долларов в результате первичного публичного размещения акций (IPO). [ 10 ] под тикером SNDA [ 7 ] и стать первой китайской компанией, производящей онлайн-игры, зарегистрированной в США . На тот момент это было крупнейшее IPO китайской интернет-компании в США, а вскоре после этого Shanda стала крупнейшей интернет-компанией по рыночной капитализации в Китае. [ 8 ] В октябре 2004 года Shanda выпустила конвертируемые банкноты на сумму 275 миллионов долларов США , которые должны быть погашены в октябре 2007 года. [ 18 ] В том месяце Шанда провела восемь игр и одновременно принимала 1,2 миллиона игроков. [ 6 ] По состоянию на май 2005 года в 300 000 местах, в том числе в 130 000 интернет-кафе, продавались предоплаченные карты для игр Shanda, и использование игр «выросло на 70% по сравнению с годом ранее». [ 15 ]
Шанда приобрела около 20% Sina.com за 230 миллионов долларов в 2005 году. [ 19 ] став крупнейшим акционером Sina. была самым популярным интернет-порталом в Китае. Sina.com, действующая как фирма онлайн-рекламы, в то время [ 14 ] [ 19 ] Также в том же году Шанда приобрела поставщика мобильных игр Digital-Red и литературный сайт Qidian. В 2005 году Шанда также начал работать с поисковой системой Baidu. [ 16 ] и заключила партнерское соглашение с Universal Music Group для поддержки потоковой передачи музыки на ПК в Китае. [ 15 ] В октябре 2005 года Shanda представила два аппаратных продукта. EZ mini представляло собой портативное беспроводное игровое устройство, а программное обеспечение EZ Center/EZ Pod обеспечивало удаленное управление ПК. В конце 2005 года Shanda наняла в свою штаб-квартиру 2000 разработчиков игр, а недавно приобрела оборудование для захвата движения, чтобы ускорить процесс анимации. На тот момент было шесть игр, четыре из которых были разработаны собственными силами. В среднем доходы Shanda удваивались каждый год в период с 2001 по 2005 год, а в конце 2005 года ее рыночная капитализация составляла 1,8 миллиарда долларов, и она была крупнейшей игровой компанией Китая. [ 16 ] Состояние основателя Чэнь Тяньцяо оценивалось в 1,45 миллиарда долларов. [ 20 ] пресса окрестила его «китайским Биллом Гейтсом ». [ 6 ]
2005–2007: Бесплатная модель игры.
[ редактировать ]Летом 2005 года выручка Shanda Interactive значительно упала, поскольку ее старый хит Legend of Mir II начал терять подписчиков. [ 21 ] [ 22 ] С целью продлить жизнь своих старых MMORPG , [ 23 ] в декабре 2005 года Shanda объявила, что три ее основные игры [ 22 ] Волшебная земля , Шерсть , [ нужна ссылка ] и Legend of Mir II навсегда останется бесплатной . [ 21 ] [ 22 ] Разрешение геймерам платить за внутриигровые предметы вместо подписки, [ 23 ] [ 21 ] Модель «фримиум» тогда была редкостью в Китае. [ нужна ссылка ] Это изменение вызвало споры на Уолл-стрит. [ 21 ] а цена акций Shanda первоначально упала на 70%. [ 8 ] Шанда защищал это изменение, утверждая, что бесплатные игры составляют большую часть лучших игр в Южной Корее, и эту тенденцию можно повторить в Китае. [ 22 ] Позже выяснилось, что после того, как игры Шанды приняли эту модель, средние расходы клиентов увеличились с 30 китайских юаней до 55 китайских юаней в квартал. [ 24 ] Доходы восстановились примерно через девять месяцев, а в 2006 году продажи интернет-игр Shanda Interactive выросли на 44 процента по сравнению с предыдущим годом. [ нужна ссылка ] В феврале 2007 года Shanda Interactive объявила, что модель бесплатной игры оказалась прибыльной, и в тот день стоимость акций выросла на 10 процентов. [ 23 ] Следуя примеру Шанды, другие китайские операторы онлайн-игр начали объявлять многие из своих игр бесплатными. [ 24 ] К 2007 году большинство новых игр в Китае использовали модель freemium. [ нужна ссылка ]
В июле 2006 года Motorola объявила, что выпустит беспроводные версии игр Shanda в Китае, при этом World of Legend и Magical Land будут доступны на некоторых телефонах Motorola E680g. [ 25 ] , к ноябрю 2006 года Shanda превратилась из онлайн-игр в «империю развлечений в Интернете, мобильных телефонах и телевизорах» По данным China Daily . [ 18 ] В феврале 2007 года Шанда продала 4 миллиона акций Sina Corp за 129 миллионов долларов. [ 26 ] В июне 2007 года Shanda Interactive подписала соглашения о лицензировании и распространении игр World of Legend , Magical Land и Crazy Kart во Вьетнаме , Гонконге и Макао . [ 27 ] В ноябре 2007 года Shanda Interactive приобрела 30 процентов акций NCsoft China, предоставив Shanda права на распространение популярной игры Aion в Китае. [ 28 ]
2008-2009: Shanda Literature
[ редактировать ]К началу 2008 года Shanda Games Limited стала бизнес-подразделением Shanda Interactive. [ 13 ] и Shanda Interactive продолжили диверсификацию. [ 29 ] В 2008 году Shanda Interactive учредила Shanda Literature Limited как бизнес-подразделение. [ 30 ] с бывшим исполнительным редактором Sina Сяоцян Хоу в качестве генерального директора. [ 29 ] Shanda Literature начала предлагать литературу и другие публикации через веб-сайты, офлайн-публикации и по телефону. [ 31 ] Подразделение приобрело Qidian, Hongxiu и jjwxc.com. [ 29 ] три крупнейших литературных портала Китая, [ 31 ] а также такие издательские компании, как tingbook.com, Huawentianxia и Zhongzhibowen. [ 30 ] В 2008 году Qidian была крупнейшей китайской литературной онлайн-платформой с 20 миллионами зарегистрированных аккаунтов. [ 29 ] В 2009 году Shanda Literature вызвала споры о продвижении популярных писателей Го Цзинмина. [ 32 ] и vivibear , оба обвинены в плагиате. [ 33 ] [ 34 ] В 2010 году Shanda Literature подала в суд на поисковую систему Baidu.com за предоставление ссылок на пиратские версии материалов Shanda Literature, защищенных авторским правом. [ 35 ] [ 36 ] Согласившись с тем, что Baidu не удалила ссылки сразу после уведомления, суд Шанхая в мае 2011 года вынес решение в пользу Шанды. [ 36 ]
2009–2013: Выделение и приватизация
[ редактировать ]В 2008 году Shanda Interactive заплатила 80 миллионов долларов за приобретение Mochi Media , дистрибьютора онлайн-игр в США. [ 37 ] К началу 2009 года Шанда была «крупнейшим поставщиком онлайн-развлечений в Китае». [ 31 ] В апреле того же года компания сообщила, что ее MMORPG Aion приобрела 1 миллион платящих пользователей в течение четырех дней после ее выпуска. [ 28 ] В 2009 году компания выделила Shanda Games в ходе крупнейшего IPO под тикером GAME. [ 7 ] в США в том же году [ 9 ] привлек $1,04 млрд. [ 10 ] [ 8 ] В то время Shanda Games обеспечивала 77 процентов доходов Shanda Interactive, хотя компания также продолжала активно заниматься онлайн-литературой, видео и другими формами развлечений. [ 37 ] К началу 2010 года Shanda Literature контролировала 90 процентов рынка онлайн-чтения в Китае. [ 38 ] В том году Shanda Interactive зафиксировала операционную выручку в размере 232,3 миллиона долларов, что на 2% выше, чем в предыдущем году. [ 39 ]
К осени 2011 года Shanda Interactive предложила MMORPG, казуальные игры, фильмы, музыку и литературу на «интегрированной сервисной платформе». Поскольку большая часть аудитории находилась в Китае, у компании были дочерние компании и филиалы, такие как Ku6 Media . [ 40 ] Shanda Literature была переименована в Cloudary в 2011 году. [ 30 ] и в октябре того же года подразделение подал заявку на IPO в США на сумму около 200 миллионов долларов. [ 9 ] К марту 2012 года Cloudary была крупнейшей платформой онлайн-публикации в Китае с 1,6 миллионами авторов и 6 миллионами наименований. Три года спустя Cloudary была объединена с Tencent Holdings . [ 30 ]
Акционеры Shanda Interactive Entertainment в феврале 2012 года «подавляющим большинством голосов» проголосовали за принятие выкупа компании тремя основателями. [ 37 ] Заплатив 740 миллионов долларов примерно за 25 процентов акций, [ 37 ] [ 41 ] Крисси Луо, Тяньцяо Чен и Данянь Чен выкупили Shanda Interactive в частном порядке в рамках сделки, стоимость которой составила 2,3 миллиарда долларов. [ 11 ] [ 42 ] По данным New York Times , это была «одна из крупнейших подобных сделок с участием китайской компании». [ 37 ]
2014 г. и далее: инвестиционная компания Shanda Group.
[ редактировать ]К тому времени, когда Тяньцяо Чен продал свою долю в Shanda Games в 2014 году, Shanda Group превратилась в инвестиционную фирму, ориентированную на Интернет и финансы. [ 43 ] После расширения Shanda за счет серии быстрых приобретений, [ 37 ] к 2015 году Шанда инвестировала в 140 компаний. [ 44 ] В 2016 году Shanda Group приобрела доли в LendingClub , Legg Mason и Sotheby’s . После приобретения 9,9% акций в Балтиморе в апреле того же года, компании Legg Mason [ 3 ] Shanda Group увеличила свою долю в Lending Club до 15,1 процента в июне. [ 45 ] что делает его крупнейшим инвестором компании. Shanda Group продала свою 2-процентную долю в Sotheby's в августе 2016 года. К декабрю 2016 года она также приобрела 13,8-процентную долю в Community Health Systems . [ 3 ] В том же месяце Shanda Group увеличила свою долю в Legg Mason до 15%, оставаясь крупнейшим акционером. Shanda Group также получила два места в совете директоров Legg Mason в 2017 году. [ 46 ] и консультировал по адаптации инвестиционных продуктов Legg Mason для клиентов в Китае. В начале 2017 года под управлением Shanda Group находились чистые активы на сумму 8 миллиардов долларов. [ 3 ]
К 2018 году Shanda Group инвестировала в публичные рынки, недвижимость и венчурный капитал, уделяя особое внимание компаниям в области здравоохранения, финансовых услуг, средств массовой информации и технологий. Шанда оставался крупнейшим акционером Lending Club и Community Health Systems, сохраняя миноритарную долю в Legg Mason. К 2018 году подразделение венчурного капитала Shanda Group инвестировало около 120 компаний в Китае, специализирующихся на интернет- и мобильном программном обеспечении, а также инвестировало примерно в 30 «передовых технологических компаний» в Исландии , Индонезии , России , Великобритании , Израиле , и США. Сегодня компания также инвестировала в более чем 55 проектов на ранней стадии. [ 47 ] инвестиционные фонды глубоких технологий. Обладая недвижимостью в Китае и США, она является одним из крупнейших владельцев лесных угодий в Северной Америке . [ 1 ] В 2018 году компания открыла Shanda World — крупный комплекс в Шанхае с офисными и торговыми помещениями. [ 48 ] около 700 000 метров. [ 49 ] Также в 2018 году Shanda Group начала концентрироваться на компаниях, занимающихся нейробиологией и мозгом, и уже инвестировала около «100 передовых технологических предприятий, интегрирующих технологии виртуальной реальности и нейробиологию». [ 10 ]
Локации
[ редактировать ]По состоянию на 2018 год Shanda Group имеет офисы в Шанхае , Гонконге , Сингапуре , Нью-Йорке и Менло-Парке . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с "О" . Шанда.com . Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 г. Проверено 5 декабря 2018 г. «Контакты» . Шанда.com . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ ООО «Шанда Групп Пте» . Блумберг . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Васагар, Дживан (26 декабря 2016 г.). «Китайский миллиардер с амбициями изменить инвестиционные модели» . Файнэншл Таймс . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ «Книгоиздатели опасаются наступления цифрового «ледника» - Feature» . Earthtimes.org. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 6 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Льв, Цзяюй (26 апреля 2009 г.). «(Упрощенный китайский) Судебное дело Shanda MIR о нарушении авторских прав окончательно урегулировано во второй половине 2009 года» . games.qq.com . Тенсент . Проверено 03 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рот, Дэниел (4 октября 2004 г.). «В поисках китайского Билла Гейтса» . CNN . Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Савиц, Эрик. «Ой, что за Шанда: IPO китайских игровых компаний провалилось» . www.barrons.com . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «История развлечений Шанда» . Шанда.com . Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Саянтани, Гош (17 октября 2011 г.). «Генеральный директор Shanda Interactive предлагает сделать компанию частной» . Рейтер . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Реге, Алисса (17 августа 2017 г.). «Почему китайский миллиардер Тяньцяо Чен перешел от инвестиций в видеоигры к CHS, нейробиологии» . Обзор больницы Беккерс . Проверено 6 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Чаттерджи, Сохам (22 ноября 2011 г.). «Генеральный директор Shanda Interactive сделает компанию частной» . Рейтер . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Топ-10 крупнейших IPO производителей игр» . Китайская газета . 17 июня 2014 года . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Даньян Чен» . Блумберг . Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Шанда покупает крупную долю в портале Сина» . Китайская газета . 21 февраля 2005 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фланнери, Рассел (23 мая 2005 г.). «Дом летающих пальцев» . Форбс . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ярмарка, Стефан (28 ноября 2005 г.). «Shanda, самая популярная китайская компания по производству онлайн-игр, делает ставку на то, что сможет стать гигантом развлечений» . Удача . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Логан, Майкл (6 апреля 2004 г.). «Шанда намерена привлечь 200 миллионов долларов США посредством листинга на Nasdaq» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 6 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Дао, Вэнь (8 ноября 2006 г.). «Шанда продаст 40% акций Sina» . Китайская газета . Проверено 6 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Китайская Shanda покупает долю в Sina» . Би-би-си . 21 февраля 2005 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ «Самые богатые люди Китая становятся еще богаче» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2018 г. Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Руководитель Шанда клянется держаться подальше от мудрости Уолл-стрит» . Файнэншл Таймс . 15 декабря 2005 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дикки, Мюр (28 февраля 2006 г.). «Прибыль Шанды снижается из-за модели free-to-play» . Файнэншл Таймс . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Дикки, Мюр (13 февраля 2007 г.). «Встряска в Шанде способствует росту продаж» . Файнэншл Таймс . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Тан, Джун (13 февраля 2007 г.). «(Упрощенный китайский) Шанда реагирует на случай самосожжения клиента с помощью полиции» . it.sohu.com . SOHU.com. Архивировано из оригинала 9 февраля 2011 г. Проверено 03 января 2010 г.
- ^ «Motorola будет предлагать беспроводные игры Shanda» .
- ^ "Shanda продаст 4 млн акций Sina Corp за 129,6 млн" . Рейтер . 9 февраля 2007 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ «Shanda Interactive лицензирует Woool, Magical Land и Crazy Kart на зарубежные рынки» . Рейтер . 8 июня 2007 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Чифальди, Фрэнк (22 апреля 2009 г.). «Шанда сообщает о 1 миллионе платящих пользователей Aion в Китае» . Игровая индустрия . Проверено 6 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Такахаси, декан (3 июля 2008 г.). «Shanda Interactive переходит на книги, созданные читателями» . ВенчурБит . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сян, Трейси (27 января 2015 г.). «Слияние Tencent и Cloudary меняет китайское онлайн-издательство» . Технод . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Фаррар, Лара (15 февраля 2009 г.). «Для многих китайцев литературные мечты уходят в Интернет» . CNN . Проверено 6 декабря 2018 г.
- ^ «(Упрощенный китайский) Литература Шанда активно продвигает новый роман Цзинмин Го» . Пекин Цяньлун Ньюс Медиа Лимитед. 31 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 03 января 2010 г.
- ^ Чжан, Лейцзе (28 декабря 2009 г.). «(Упрощенный китайский) Vivibear публикует новый роман после скандала с плагиатом» . press.idoican.com.cn. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 г. Проверено 03 января 2010 г.
- ^ «(Упрощенный китайский) Письма Шанде с протестом против поддержки Vivibear» . 21 ноября 2009 г. Проверено 03 января 2010 г.
- ^ «Shanda Literature подаст в суд на Baidu.com в январе 2010 года» . China Tech News.com. 23 декабря 2009 г. Проверено 03 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Baidu проиграла в знаковом деле об авторских правах» . Китай.орг . 12 мая 2011 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Барбоза, Дэвид (15 февраля 2012 г.). «Акционеры Shanda Interactive поддержали план выкупа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Буг, Джейсон (23 февраля 2010 г.). «Shanda Literature приобретает контрольный пакет акций конкурирующей компании» . Рекламная неделя . Проверено 6 декабря 2018 г.
- ^ «Shanda Interactive Net упала на 58% в четвертом квартале» . tmcnet.com . Проверено 2 марта 2011 г.
- ^ Ян, Джойс (17 октября 2011 г.). «Генеральный директор Shanda предлагает приобрести все публичные акции» . ТехКранч . Проверено 6 декабря 2018 г.
- ^ «Shanda Interactive Entertainment объявляет о завершении слияния» . 2012.
- ^ «Шанда Групп» . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ «Новая карьера развлекательного титана - Пекинское обозрение» .
- ^ «Пять самых богатых инвесторов Китая» .
- ^ Макланнахан, Бен (20 июня 2016 г.). «Китайская компания Shanda увеличивает долю в Lending Club до 15%» . Файнэншл Таймс . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Джеймерсон, Джошуа (19 декабря 2016 г.). «Легг Мейсон углубляет связи с крупнейшим акционером Shanda Group» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 6 декабря 2018 г.
- ^ Шанда (22 июня 2022 г.). Портфель Фонда Шанда . » «
- ^ «ЧВК» .
- ^ «Таинственное дело о пропавшем интернет-миллиардере» . Bloomberg.com . 15 августа 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Shanda.com
- Фелда Хардимон, Энн Лемон, Гарвардская школа бизнеса, дело №. 9-805-091 (май 2004 г.)