Эдгар Манас
Эдгар Манас Эффенди ( армянский : Էտկար Մանաս ; 12 апреля, 1875 в Стамбуле — 9 марта 1964 в Стамбуле ) — турецкий композитор, дирижёр и музыковед армянского происхождения. Он является одним из трех соавторов Государственного гимна Турции , аранжировал его для оркестра. [ 1 ]
Семья
[ редактировать ]по Отец Эдгара, Александр Манас, армянин происхождению, был главным переводчиком Османского управления государственного долга . Семейное происхождение можно проследить до Кесарии (ныне Кайсери ), где оно зародилось в середине шестнадцатого века. Рафаэль Манас (около 1710–1790), официальный художник Османской империи , был, пожалуй, самой выдающейся фигурой династии Манас: он сделал портреты Махмуда I , Османа III и Мустафы III . [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эдгар Манас родился 12 апреля 1875 года в Стамбуле . Художественно одаренного юного Эдгара в возрасте 13 лет отправили в Италию для обучения в Collegio Armeno Moorat-Raphael. [ 3 ] изучать коммерцию. Находясь в Венеции, он также брал уроки игры на фортепиано у профессора Тривеллини. По окончании учебы в 1894 году он вернулся в родной город. Тем не менее, желание продолжить обучение музыке привело его обратно в Италию, где он поселился в Падуе и работал с композитором Луиджи Боттаццо. [ 4 ] акцентируя внимание на гармонии, контрапункте и фуге.
Профессиональная карьера
[ редактировать ]Вернувшись в Стамбул, Манас продолжил свое музыкальное образование. Он сосредоточился прежде всего на композиции, исследуя классику и произведения современных французских мастеров. Он создал серию фортепианных композиций на языке Шопена , в том числе «Менуэт-Вальс», опубликованный в 1905 году А. Комендингером. [ 5 ] Стамбула. В том же году Эдгар Манас дирижировал хоровой группой «Галлия» на концерте в местной аудитории Salle de fêtes de l'Union française, за что ему был присвоен орден Офицера Академии. [ 6 ] от французского правительства.
В 1912 году Манас познакомился с Комитасом , основоположником современной армянской музыки. Их отношения хотя и были теплыми, но не особенно близкими, ибо Манас и Комитас жили в двух разных эстетических мирах. [ 7 ]
В том же году лейпцигская компания Breitkopf & Härtel опубликовала два сочинения Эдгара Манаса – Сюиту для фортепиано и Струнный квартет. За ним последовали и другие европейские издательства, в том числе Salabert, [ 8 ] Сенар [ 9 ] и Хамель. [ 10 ] Музыка «Манаса» часто исполнялась в Стамбуле, а иногда и в музыкальных столицах Европы.
Премьера струнного квартета, упомянутого выше, состоялась 6 мая 1921 года в программе «Манас» во французском клубе Union. Участниками квартета были скрипачи Экрем Зеки Юн. [ 11 ] и Крикор Гарабедян, альтист Диран Исраелян и виолончелист Калаев. По этому случаю композитор исполнил Фортепианную сюиту и аккомпанировал сопрано А. Ханджян в ряде песен. Несколько лет спустя квартет с большим успехом выступил в Лейпциге. следующее Мартин Фридланд написал в Neue Zeitschrift für Musik : [ 12 ]
(Этот квартет... происходит из классической/неоромантической чувствительности и концепции. Он начинается с фугетты, основанной на теме ритмического характера, за которой следует краткое, крепкое, отрывистое скерцо с кантабиле ленто в роли трио. короткое Адажио, состоящее из длинных мелодических дуг, под названием «Ложь» следует в качестве третьей части, а живой, живой, плавный Финал, полный внутренней жизни, завершает это краткое произведение, не исследуя новую гармоническую или формальную территорию. показывает руку человека с характерным квартетным стилем знакомых мастеров, который добивается превосходных мотивов, находит удовольствие в честных образах и формах, не склонных к какой-либо аффектации. Произведение, столь же достойное слуха, как и исполнения.)
Вскоре Манас был назначен руководителем хора «Лира» ( Քնար ), связанного с Армянской молодежной лигой Стамбула. В период с 1920 по 22 годы он стал членом музыкальной организации «Поборник искусств» ( Արուեստասէր ), проводя их ежегодные презентации. Во время заключительного концерта 20 января 1922 года в программу, помимо произведений из стандартного репертуара, вошла собственная композиция «Манаса» «Моя смерть» («Իմ մահը»).
Манаса пригласили преподавать музыку в Есаянском [ 13 ] Армянскую дневную школу и был нанят Дарюлелханом ) [ 14 ] (предшественник Стамбульской государственной консерватории [ 15 ] в 1923 году дирижировать оркестром и основать первый женский хор в недавно основанной Турецкой Республике. Манас также преподавал гармонию в Бахарие Мектеп Бандосу и Оркестрасы (Школьный оркестр и оркестр Бахарие). Вокально-симфонический ансамбль консерватории дал свой первый концерт в исторической Галатасарайской гимназии 28 марта 1924 года. В программу вошли отрывки из Сен-Санса « Самсона и Далилы» , Мейербера » «Африканки , Брамса » «Няни , а также а также чисто оркестровые произведения Глюка , Шмитта , Шумана и Мендельсона .
В 1923 году Амель опубликовал сборник песен «Манаса», основанных на армянской поэзии, но представленных во французском переводе Етварта Коландджяна. В 1924 году последовала публикация его Сонаты для скрипки и фортепиано, премьера которой с одобрением критиков состоялась 19 декабря 1932 года в главном зале Парижской консерватории . Кеворк Синанян был скрипачом, а композитор сидел за фортепиано.
В феврале 1926 года Салаберт Парижский напечатал фортепианное произведение Манаса « Les iles des Princes» ( «Принцевы острова» ). Композиция состояла из четырех частей, каждая из которых изображала один из главных островов архипелага в Мраморном море . Вскоре «Манас» сделал оркестровую версию произведения.
Эдгара Манаса, пожалуй, больше всего помнят за его работу над «Истикляль Марши» , национальным гимном Турции. В 1932 году Турецкая Республика поручила ему гармонизировать и оркестровать мелодию, созданную Зеки Унгёром . В 1933 году хор из 160 человек исполнил его «Ватан Шаркисы» (Национальная песня) в Тепебаши Тиятросу в Стамбуле. В следующем году Манас аранжировал и опубликовал 5 Türk Halk Şarkısı (Пять турецких народных песен), а в 1935 году сочинил Danses populaires Turques (Турецкие народные танцы) для фортепиано, изданный издательством Editions Maurice Senard в Париже.
Манас был назначен хормейстером Хора Гохтна ( Գրգչախումբ ) Армянской патриаршей церкви в Стамбуле, где он прослужил двадцать лет до 1957 года. Его «Рапсодия Востока» была исполнена Стамбульским муниципальным оркестром под управлением Джемаля Решита Рей в 1959.
Эдгар Манас сочинил значительную часть духовной музыки. Самым значимым среди них, пожалуй, является Армянская Божественная литургия для солистов, хора и органа. Первоначально она была задумана в 1912 году, но окончательную форму получила в 1948 году. Премьера крупномасштабной композиции состоялась в Стамбуле в 1961 году и опубликована в Вене в 1962 году. В предисловии к партитуре композитор пишет: [ 16 ]
По сравнению с латинской мессой, состоящей из пяти частей разной продолжительности, армянская Божественная литургия состоит из нескольких коротких сегментов, соединенных между собой. Чтобы избежать какого-либо однообразия и завершить произведение достойным финалом, я решил дополнить некоторые номера... и закончить сочинение хоралом и фугой. Эта конкретная Божественная литургия с облигато органа, предназначенная для особых случаев, требует большого хора, чтобы обеспечить необходимую громкость в громких частях и создать ровную и непрозрачную звучность в тихих отрывках.
Наследие
[ редактировать ]Среди его учеников были члены Османского дворца, турецкие музыканты, такие как Хусейн Садеддин Арель. [ 17 ] и Доктор. Суфи Эзги, [ 18 ] и армянские композиторы, в том числе Ара Бартевян и Коарик Газароссян. Эдгар Манас похоронен на католическом кладбище Пангальты в Шишли в Стамбуле.
Большая часть рукописей Манаса хранится в Музее литературы и искусства Чаренца Армении. [ нужна ссылка ]
Композиции
[ редактировать ]Оркестровый
[ редактировать ]- Симфония соль минор (1935)
- Симфония
- Принцевы острова , продолжение
- Две штуки
- Рапсодия Востока
Священный
[ редактировать ]- Оратория, вв, хор, орх. (Глубокий совет, Ангельский, За доброту, Яис ярк, Аминь. И душою Благослови Тебя, Господи) (1912)
- Tantum Ergo (латинский текст святого Фомы Аквинского ), трехголосный мужской хор
- Пять Священных Мелодий - Тшанав, В бесплодной земле, Мать-луна, Господь воцарился, о благословенная (Пять Священных Мелодий), вв, припев (аранж. для пф)
- Поет С. Армянская Божественная Литургия, вв, хор, орг. (1962)
Светский хоровой
[ редактировать ]- У Источника / текст Куркена Тренца, мужской хор
- Осень / текст неизвестен, хор, пф (аранж. а капелла)
- Песня «Плуг» / текст Ованеса Туманяна , хор (1939)
- Моя смерть (текст Бедроса Туриана ), припев
- Книга жизни (текст Альфонса де Ламартина ), двухголосный хор
- Я видел твой свет / текст Торос Азадян, мужской хор
- Сердце – цветок / текст Торос Азадян, мужской хор
- Пять хоровых пьес - Роза, Весна, Весенний дождь, Жизнь, Багдзанк (Пять хоровых пьес / текст Куркена Тренца) Хор, пф (аранж. хор, орх)
- Золотое кольцо, У фонтана, хор, мф (аранж.)
- Индим Дере Беклерим, Шахин (Ожидание у реки, Орел), хор, пф (аранж.)
Этап
[ редактировать ]- Детская оперетта (Детская оперетта)
Песни с фортепиано
[ редактировать ]- В прошлом / текст Тороса Азадяна
- Плачь мою боль (Feel My Pain / текст Аветика Исаакяна - 1947)
- Три песни - Приглашение, Ночь, Весна (Три песни / текст Тороса Азадяна)
- Желание (текст Куркена Тренца)
- 5 турецких народных песен - Ахмет, Кара Тавук, Ашкин, Ялы Хаваси, Дама Гечит (Пять турецких народных песен - 1934)
- Древняя мелодия, Песня / текст Мальвины Валидеян
- Молитва на рассвете / текст А. Негри
- Песня о любви / текст Мисака Медзаренца
- Вокализ на 3 голоса
- Шепоты (текст Куркен Тренц - 1963)
- Пепо (из музыки к фильму Арама Хачатуряна ), (аранж.)
Камерная музыка
[ редактировать ]- Фортепианный квинтет
- Струнный квартет
- Соната для вн и пф (1923)
Фортепиано
[ редактировать ]- Неожиданно
- Менуэт-Вальс (1905)
- Сюита ( Романс в форме вальса , Крестьянская песня , Мазурка - 1912)
- Две прелюдии и фуги, C, f
- Принцевы острова
- Маленькая сюита ( Бурре, Ария, Токката )
- Danses populaires turques (Игровое настроение, Диван, Танцевальное настроение Зейбека, Тяжелый танец зейбека, Свадебный танец, Тяжелое танцевальное настроение зейбека, Танцевальный стиль Зейбека - 1929)
- Симфоническое Аллегро в 4 руки (1908)
- Маленькая деталь , в 4 руки.
- Популярная мелодия в 4 руки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ким Кимдир? Biyografi Bankası - FORSNET» . Архивировано из оригинала 4 августа 2012 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ Майда Сарис (2005). Армянская живопись: от истоков до наших дней . Агос Пресс, Стамбул, стр. 107–9. ISBN 975-8856-01-4 .
- ^ С. Теодорян: История Муратянского колледжа. Париж, 1857, Том. Я.
- ^ ru: Луиджи Боттаццо
- ^ Бюлент Аланер (1986). Нотное издание с документами от Османской империи до наших дней (1876-1986) . Издательство Анадол. / ЭТА КНИГА БЮЛЕНТА АЛАНЕРА ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАГИАТОМ ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА. ПОСМОТРЕТЬ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ. ЯВУЗ ДАЛОГЛУ, ЖУРНАЛ «ОРКЕСТР», ВЫПУСК 155, ИЮЛЬ 1986 ГОДА. /
- ^ фр: Орден Академических пальм
- ^ Сесилия Брутиан (1968). Армянские музыканты диаспоры . Издательство Айастан, Ереван. стр 406.
- ^ Новый музыкальный словарь музыки и музыкантов (1980). Том XVI, стр. 409.
- ^ Новый музыкальный словарь музыки и музыкантов (1980). Том XVII, стр. 126.
- ^ Новый музыкальный словарь музыки и музыкантов (1980). Том VIII, стр. 69.
- ^ ru: Экрем Зеки Юн
- ^ 21 апреля 1923, стр. 184. Этот квартет... происходит из классико-неоромантической сферы чувств и мыслей. Он начинается с Фугетты, основанной на ритмичной и характерной теме, за которой следует краткое, компактное стаккато скерцо с кантабиле Ленто на месте трио. Третьей частью следует короткое Адажио под названием «Песня» с волнующими крупными мелодическими дугами, а завершает короткое произведение живой и энергичный «Финал», полный внутренней жизни. Не ища новых территорий ни гармонически, ни формально, он показывает руку музыканта, хорошо знакомого с особенностями квартетного стиля, прекрасно выполняющего тематическую работу и находящего удовлетворение в честном творчестве и дизайне, не склонном к всякой аффектации. Произведение, которое стоит не только слушать, но и играть.
- ^ «ЗЕЛ ЕСАЯН ЕРМЕН ЛК РЕТ М ОКУЛУ ве Л СЭС» . www.esayan.k12.tr . Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 г. Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ «Стамбульская муниципальная консерватория» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2010 г. Проверено 7 августа 2009 г.
- ^ «Стамбульский университет | Научный мост из истории в будущее – 1453 год» .
- ^ Эдгар Манас (1962). Армянские литургические песнопения . Мехитаристен Пресс, стр. IV.
- ^ ru: Хусейн Садеддин Арел
- ^ «МЕХМЕД СУФИ ЭЗГИ» . www.turkishmusicportal.com . Проверено 1 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Парс Туглачи (1986). От Мехтерхане до Бандо . Издательство Cem, Стамбул. стр. 181–9.